Конспект-занятие на тему "Правила дорожного движения"
презентация к уроку по логопедии (2 класс)

Эльвира Минина

·

  1. Фамилия И.О. учителя-логопеда: Минина Эльвира Викторовна
  2. Классы - 2 класс с ОВЗ                               Дата проведения : 20.09.2024
  3. Урок: Сюжетно- игровое логопедическое занятие «Соблюдай правила дорожного движения!» для учащихся 2 класса, группа 8 человек.
  4. Ресурсы педагога: интернет ресурсы, методические рекомендации и рабочие программы по коррекции речи во 2-ом классе.
  5. Ресурсы для обучающихся: приобретенные знания и умения.
  6. Оборудование для занятия:телевизор,разрезные картинки,игрушка регулировщик,светофор.
  7. Межпредметные связи, окружающий мир, чтение, музыка, ритмика, культура поведения и общения.

Цель: учить детей правилам поведения на улице.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_-_konspekt_konkurs1.docx31.71 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока

для обучающихся 2 класса с ОВЗ

  1. Фамилия И.О. учителя-логопеда: Минина Эльвира Викторовна
  2. Классы - 2 класс с ОВЗ Дата:
  3. Урок: Сюжетно- игровое логопедическое занятие «Соблюдай правила дорожного движения!» для учащихся 2 класса, группа 5-7 человек.
  4. Ресурсы педагога: интернет ресурсы, методические рекомендации и рабочие программы по коррекции речи во 2 ом классе.
  5. Ресурсы для обучающихся: приобретенные знания и умения.
  6. Оборудование для занятия:
  7. Межпредметные связи, окружающий мир, чтение, музыка, ритмика, культура поведения и общения.

Тема:

Сюжетно–игровой урок «Соблюдай правила дорожного движения!»

Тип урока:

Коррекционный

Цель:

Учить детей правилам поведения на улице

Задачи:

Образовательные

  • Формировать у детей правильное диафрагмальное дыхание,
  • Учить детей контролировать положение артикуляционных органов при произнесении звука [р] в предложениях и связных текстах,
  • Развивать координацию движений артикуляционной, пальцевой и общей моторики,
  • Развивать у детей подражательность,
  • Развивать логическое мышление.

Коррекционные

  • Развивать речевой выдох,
  • Укреплять артикуляционную моторику,
  • Развивать у детей умение контролировать в речи произношение звука [р],
  • Формировать грамматическое оформление речи,
  • Продолжать развивать у детей связную речь.

Воспитательные

  • Воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, активности,
  • Воспитывать уважение к труду взрослых на примере профессий людей, работающих на транспорте.

Основное

содержание,

термины и

понятия

  • Дыхательные упражнения на развитие длительного речевого выдоха «Стоянка машин», «Заведем мотор»,
  • Артикуляционная гимнастика,
  • Обогащение словаря с помощью антонимов – широкая – узкая, высокий - низкий, длинный - короткий, большая - маленькая в игре « Где спрятан дом?»,
  • Игра «Семейка слов», расширение словаря родственных слов,
  • Речь с движением – «Машины»,
  • Массаж рук массажными мячами и проговаривание текста «Машины»,
  • Игровая ситуация «Дети на улице!» (рассматривание картины Нищевой «Ситуация на дороге!».

Планируемые

результаты

Предметные (надпредметные)

Метапредметные

Личностные

- закрепление навыков артикуляции,

- закрепление навыков координации движений пальцевой моторики,

- умение распознавать свои ощущения, и перерабатывать

получаемую информацию,

- знакомство и закрепление новых понятий: правила дорожного движения, регулировщик, водитель и др.

Регулятивные:

- понимание словесных указаний,

- выполнение инструкций и команд учителя,

- действие по словесной инструкции и по образцу,

- адекватная реакция на оценку своих действий,

- действия по плану.

Познавательные:

- умение работать с массажными мячами.

Исследовательские навыки (тактильное исследование и

узнавание объекта)

Коммуникативные:

- умение вступать в контакт и работать в коллективе,

- умение задавать вопросы,

сообщать о своих

ощущениях при

необходимости

использовать невербальные

способы общения,

- умение обращаться за помощью и принимать помощь.

- умение работать в группе;

- формирование интереса к игровой и двигательной

деятельности;

- развитие социальной самостоятельности;

- формирование адекватной реакции на смену видов деятельности, на игровые ситуации,

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения.

Ход урока:

Дидактическая структура

занятия

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

ФОУД

Организационный момент

Звуки улицы. Педагог здоровается и предлагает отправиться в небольшое путешествие по городу. Загадывает загадку.

Приветствуют педагога и гостей. Отгадывают загадку.

ФИ

Определение темы, цели и

порядка занятия

Логопед сообщает тему занятия, определяет цели и порядок.

Учащиеся слушают. Задают вопросы.

ФИ

Вводная часть:

Логопед предлагает побольше узнать о светофоре, объясняет значение слова «светофор», рассказывает об истории светофора, предлагает выполнить задания светофора.

Слушают объяснения педагога, отвечают на вопросы.

Основная часть

Дыхательное упражнение

Стоя.

Логопед:

- корректирует выполнение

позы.

- рассказывает детям о звуках на улице.

Артикуляционная гимнастика под музыку.

Выполняют упражнения по инструкции педагога и повторяют его действия.

ФИ

Работа с электронной доской, объяснения логопеда, уточнение задания.

Работа над словоизменением.

Слушают логопеда. Отвечают на вопросы.

ФИ

На спинках стульев висят карточки с названиями и картинками, логопед организует игру, знакомит с правилами.

Определяют подходящее изображение, называют.

ИФ

Физкультурная пауза

Повторяет слова и показывает движения детям.

Повторяют движения.

ИФ

Звуко–буквенный анализ

Объясняет задание – куда и для чего вставить букву –р в окошки трамвая.

Слушают, выполняют задание.

ИФ

Рассматривание серии картин

Предлагает рассмотреть серию картин, оценить ситуацию на улице города и найти её решение.

Рассматривают изображения, составляют свое мнение, объясняют его, предлагают решение выхода из трудной ситуации.

ФИ

Релаксация с мячами

Предлагает отдохнуть: взять массажные мячи и провести с их помощью самомассаж.

Массируют мячами спины друг друга под слова стихотворения.

ИФ

Заключительная часть:

Рефлексия.

Акцентирует внимание на

результатах деятельности

учащихся и том, что

происходило на занятии.

Сообщает, что на дороге нужно быть предельно внимательным,

что нужно беречь свое

здоровье, тренироваться переходить дорогу и не забывать о хорошем настроении.

Благодарит детей за занятие.

Вспоминают интересные, запомнившиеся моменты, что было сложно или вызвало затруднения.

Помогают в уборке своего рабочего места

Благодарят друг друга и педагога за

занятие, прощаются.

ФИ

Ход (сценарий )занятия

Дидактическая структура занятия

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Организационный момент

Звуки улицы. Педагог приветствует детей и предлагает отправиться в путешествие по городу. Логопед – Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадку – «Он бывает желтый, красный – осторожно, цвет опасный! А зеленый свет зажжёт – смело двигайтесь вперед!»

Приветствуют педагога и гостей.

Отгадывают загадку (светофор)

Вводная часть

Логопед – Сегодня мы отправимся в путешествие, поэтому мы должны знать правила поведения на улице, а светофор нам в этом поможет. Что такое светофор? Для чего нужен светофор? Светофор нужен для регулирования движения пешеходов и транспорта. Интересно, как же появились первые светофоры… Это произошло очень давно, тогда, когда не было ещё даже автомобилей. По улицам городов и дорогам ездили запряженные лошадьми повозки и кареты. И уже тогда случались аварии. Пешеходы ходили, где им вздумается, ведь и правил дорожного движения ещё не было! (картинка на электронной доске)

Появилась необходимость навести на улицах и дорогах порядок, чтобы не было аварий, и жизнь пешеходов не подвергалась опасности. Вот тогда-то и придумали первый светофор. Был он очень простым (демонстрируется макет первого светофора на электронной доске), в виде диска с двумя цветами – красным и зелёным, и стрелкой. Управлял светофором человек, он просто передвигал стрелку с одного цвета на другой, и участники дорожного движения знали двигаться им или стоять на месте. Но светофор с двумя цветами оказался не удобным, т.к. люди не успевали понять в какой момент им уже можно начинать движение. Часто возникала путаница. Тогда появился светофор с тремя цветами. Третий цвет – жёлтый, стал промежуточным, он обозначал – «приготовится к движению». Такой светофор стоял на «ножке», то есть на стойке (демонстрация модели светофора и принципа его действия). Чтобы он работал, также нужен был человек, который при помощи цепей поднимал диск то с красным, то с жёлтым, то с зелёным цветом.

Ответы детей.

Вводная часть

Логопед: А теперь, ребята, мы познакомимся с современными светофорами. В наши дни светофоры электрические. (Демонстрируется слайд с неправильными значениями сигналов светофора). Художник перепутал значения сигналов светофора, помогите, подскажите правильные значения.

Ответы детей.

Основная часть

Да, теперь мы знаем правильные сигналы светофора. И наш чудесный светофор будет нам давать задания.

  1. На улице мы слышим разные звуки, давайте изобразим уличные шумы.

Дыхательные упражнения:

  • Гудят машины – постукивать себя по груди и повторять «м-м-м»
  • Фырчит автобус – р – р – р
  • Тормозят машины - шрр - шрр
  1. Задание. Артикуляционная гимнастика
  1. Я – примерный пешеход, широко открою рот.
  2. Улыбаться я люблю, всем дорогу уступлю.
  3. Губы в трубочку тяну, как гудит машина? [у] [у] [у]
  4. За гудком мы потянулись, пешеходам улыбнулись!
  5. Широка дорога наша, язычком покажем путь, он – широкий, плоский даже, по нему готовы дуть.
  6. Язык, что жезл у постового, движенья влево – вправо выполняет строго!
  7. Выше дома, выше ели на качелях б мы взлетели, а скажите, вы б сумели языком качать качели.
  8. Язычка загнем края, делай также, как и я, язычок лежит широкий и, как чашечка глубокий.
  9. Пересядем на лошадку, цок – цок, скачет быстро язычок.
  10. Пересядем на машину, мы добавим ей бензина.

Широко открыть рот, удержать 3 – 4 сек

Улыбаться губами, удержать 3 – 4 сек

Вытянуть губы вперёд, удерживать 3 – 4 сек

Чередовать упражнения 2, 3

Высунуть широкий язык, положить сверху губы, дуть на широкий язык – 4 – 6 раз

Рот широко открыт, движения языка влево – вправо. 8раз

Движения языка вверх – вниз снаружи рта. 8- 10раз

Широкий язык выдвинуть изо рта, края языка подняты в виде чашки, держать 5 – 6 сек, 3 – 5 раз

Цокать языком 1 мин

Имитация езды на машине, движения рук в виде управления машиной и одновременное повторять [р].

  1. Мы поупражняли свое дыхание, свой язык, а сейчас давайте поиграем. Игра «На улице города»

Логопед – Сегодня мы отправимся в путешествие по городу, поэтому мы должны знать правила поведения на улице, а светофор нам в этом поможет (появляется изображение фона на электронной доске). Похоже это на город?

Логопед – Да, в городе должно быть много домов, улиц, дорог, людей и машин. Давайте вместе с вами сделаем улицу города и вспомним, как на ней нужно себя вести.

На электронной доске появляется слово «дом», дети читают это слово и появляется изображение одного дома.

Логопед – Ребята, а на вашей улице тоже стоит один дом?

Логопед - а дома на вашей улице высокие и ещё какие?, а есть дома длинные и .. Логопед – давайте добавим домов на нашей улице (на доске появилось много домов)

Логопед – Но, чтобы появилась настоящая улица города что нужно добавить для машин и пешеходов? а для пешеходов дорога называется как? (на электронной доске появляется дорога и тротуар).

  1. За спинками ваших стульев также спрятались картинки, посмотрите, что на них изображено? У тебя какой дом? У тебя какая дорога? Машина у тебя какая? (дом высокий, дорога длинная, машина легковая, дом низкий, дорога короткая)

А сейчас я проверю, как хорошо вы запомнили, что обозначают сигналы светофора.

ответ детей – нет

Ответы детей.

Физкультурная пауза

  1. Игра «Пешеходы» дети двигаются под музыку на зеленый сигнал, на желтый останавливаются, на красный приседают, игра повторяется 3 раза.

Двигаются по сигналу светофора.

Звуко-буквенный анализ

  1. Логопед – Ребята, присядьте, посмотрите на доску, (на доске появились вагончики трамвая, в которых не все окошки заполнены буквами). Посмотрите на свои столы, у вас такие же вагончики с буквами, вы должны вставить в окошки букву Р и прочитать, получившиеся слова, а потом устно составить с ними предложения! (Слова – транспорт, светофор, правила, регулировщик, дорога)

Дети вставляют буквы, читают, составляют предложения.

Рассматривание серии картин

  1. На экране появляется картинка, люди собираются на дачу, загружая машину. Логопед – что вы видите на картине?

Следующая картина – на дороге играют дети, а мамы разговаривают на тротуаре. Что делают мамы? Что делают дети? Следующая картинка – у мальчика машинка выезжает на середину дороги, и он бежит за ней, а перед мальчиком - машина. Что может случиться?

Ответы детей.

Релаксация с мячами

Логопед - Молодцы! Этим ярким зимним днем мы немножко отдохнем. В руки мячики возьмём.

«На улице нашей машины, машины, машины – малютки, машины – большие, спешат грузовые, спешат легковые, торопятся, мчатся, как будто живые»

Массаж массажными мячами. (Делают на спине друг друга).

Заключительная часть

Логопед – Ну, вот, ребята! Наше путешествие подошло к концу, что вы узнали о правилах поведения на улице, понравилось вам путешествие?

Ответы детей.

ФОУД – формы организации учебной деятельности

Ф. – фронтальная

И – индивидуальная

П – в паре

Универсальные учебные действия (УУД)

П - предметные

М – метапредметные

М(Р) – метапредметные регулятивные

М(П) – метапредметные познавательные

М(К) – метапредметные коммуникативные

Л – личностные

Литература:

  • Н.В.Нищева Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО Детство- Пресс 2019

  • А.Д.Меркурьева «ПДДдля детей» Эксмо 2016
  • Н.В.Нищева Картотека заданий для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп. Детство- Пресс 2019
  • Контарди, Костильяни. В городе без папы и мамы. Ориентирование, переход улицы, общественный транспорт.Эко – вектор 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему "Правила дорожного движения"

Данный материал поможет научить детей выполнять правила безопасного движения на улицах и дорогах; развивать кругозор и воспитывать бережное отношение к своей жизни....

Классный час на тему: "Правила дорожного движения"

Разработка классного часа поможет воспитать у учащихся умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни....

Классный час на тему: "Правила дорожного движения"

Классный час предполагает систематизацию и закрепление знаний учащихся о Правилах дорожного движения, полученных ранее....

Классный час на тему:"Правила дорожного движения. Дорожные знаки. Светофор."

Цель: сформировать представления школьников о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам, познакомить детей с дорожными знаками.Задачи:- Образовательные:- познакомить с прави...

Конспект занятия внеурочной деятельности "Знатоки правил дорожного движения"

Форма проведения занятия: игра-викторина. Цель занятия:  закрепление знаний о правилах дорожного движения....

Методическая разработка занятия с презентацией для учащихся начальных классов по теме "Правила дорожного движения. Дорожные ловушки"

Материал для педагога дополнительного образования и учителя начальных классов для проведения классных часов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизмаю Методическая разработка занятия ...