Методические рекомендации по формированию речевой готовности ребенка к школе.
методическая разработка по логопедии
Методические рекомендации
по формированию речевой готовности ребенка к школе.
Речевая готовность - один из критериев оценки общего развития ребенка, его утверждения как личности, умения себя позиционировать в обществе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
по формированию речевой готовности ребенка к школе.
Разработал: учитель – логопед МБОУ «Школа №75» Лапина Н.В.
Речевая готовность - один из критериев оценки общего развития ребенка, его утверждения как личности, умения себя позиционировать в обществе.
Основные критерии готовности к школьному обучению:
- Правильность звукопроизношения.
- Развитый фонематический слух.
- Большой словарный запас.
- Знание грамматики русского языка.
- Владение связной речью.
Ребенок должен:
- отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать;
- слышать и выделять первый и последний звук в слове;
- определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);
- определять количество и последовательность звуков в слове;
- называть слова с заданным звуком;
- различать звуки на слух и в произношении;
- определять количество слогов в слове, отбирать картинки с заданным количеством слогов;
- слитно произносить слово, произнесенное с паузами после каждого звука;
- уметь составлять слова из звуков;
- должен активно использовать в своей речи все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия);
- подбирать синонимы, антонимы, омонимы;
- понимать переносное значение слов (пословицы, фразеологические обороты);
- подбирать обобщающие понятия для группы предметов;
- знать детёнышей животных и т.д.;
- владеть навыками словообразования;
- образовывать прилагательные от существительных;
- умение пользоваться развернутой фразовой речью;
- умение пользоваться различными способами словоизменения и словообразования;
- умение образовывать и использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе;
- согласовывать имена существительные с именами прилагательными;
- правильно употреблять в речи относительные и притяжательные прилагательные;
- умение употреблять простые и сложные предлоги и т.д.;
- умение работать с предложением;
- правильно строить простые предложения;
- видеть связь слов в предложениях;
- распространять предложения второстепенными и однородными членами;
- работать с деформированным предложением.
К 7 годам ребёнок должен уметь:
- пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки из 8 – 10 предложений, сохраняя последовательность и смысл;
- составлять рассказ по сюжетной картинке;
- составлять рассказ по серии из 3 – 6 сюжетных картинок;
- отвечать на вопросы по тексту.
При пересказе (рассказе) обращать внимание:
- на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ);
- на лексику (полнота и точность использования слов);
- на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения);
- на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль).
Чем лучше развита у ребенка ко времени поступления в школу устная речь, тем легче ему овладеть чтением и письмом.
Даже самые незначительные отклонения в развитии речи дошкольника нужно успеть заметить и преодолеть до начала обучения в школе.
Наличие у старшего дошкольника даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.
Пребывание детей в детском саду создаёт благоприятные условия для проведения систематической работы по формированию правильной речи.
Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая готовность ребенка к школе
Данный материал познакомит родителей и педагогов о речевой готовности ребенка к школьлному обучению. Рассматривается необходимость формирования устной речи будущих первоклассников. Предлагаются некото...

Как проверить речевую готовность ребенка к школе
Рекомендации родителям на тему: "Как проверить речевую готовность ребенка к школе"...

Презентация " Речевая готовность ребенка к школе" (консультация для родителей).
В данной презентации рассмотрены проблемы,возникающие при переходе дошкольников в новый социальный статус школьники.Критерии готовности ребенка к школьному обучению.Перечень проблем,возникающих при пе...

Речевая готовность ребенка к школе.
Основная задача родителей – вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе...

Речевая готовность ребенка к школе.
Основная задача родителей – вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в кол...

Презентация: "Речевая готовность ребенка к школе"
Важное место при подготовке ребенка к школе принадлежит развитию речи. Сделать речь ребенка правильной и красивой – задача важная и непростая. Речь выступает как средство регуляции психич...
Речевая готовность ребенка к школе
Советы логопеда...
