Методические рекомендации по формированию речевой готовности ребенка к школе.
методическая разработка по логопедии

Лапина Наталья Васильевна

Методические рекомендации

по формированию речевой готовности ребенка к школе.

 

Речевая готовность - один из критериев оценки общего развития ребенка, его утверждения как личности, умения себя позиционировать в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendaczii-uchitelya-logopeda.docx16.65 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

по формированию речевой готовности ребенка к школе.

 Разработал: учитель – логопед МБОУ «Школа №75» Лапина Н.В.

Речевая готовность - один из критериев оценки общего развития ребенка, его утверждения как личности, умения себя позиционировать в обществе.

Основные критерии готовности к школьному обучению:

  1. Правильность звукопроизношения.
  2. Развитый фонематический слух.
  3. Большой словарный запас.
  4. Знание грамматики русского языка.
  5. Владение связной речью.

Ребенок должен:

  • отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать;
  • слышать и выделять первый и последний звук в слове;
  • определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);
  •  определять количество и последовательность звуков в слове;
  • называть слова с заданным звуком;
  • различать звуки на слух и в произношении;
  • определять количество слогов в слове, отбирать картинки с заданным количеством слогов;
  • слитно произносить слово, произнесенное с паузами после каждого звука;
  • уметь составлять слова из звуков;
  • должен активно использовать в своей речи все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия);
  • подбирать синонимы, антонимы, омонимы;
  • понимать переносное значение слов (пословицы, фразеологические обороты);
  • подбирать обобщающие понятия для группы предметов;
  • знать детёнышей животных и т.д.;
  • владеть навыками словообразования;
  • образовывать прилагательные от существительных;
  • умение пользоваться развернутой фразовой речью;
  • умение пользоваться различными способами словоизменения и словообразования;
  • умение образовывать и использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе;
  • согласовывать имена существительные с именами прилагательными;
  • правильно употреблять в речи относительные и притяжательные прилагательные;
  • умение употреблять простые и сложные предлоги и т.д.;
  • умение работать с предложением;
  • правильно строить простые предложения;
  • видеть связь слов в предложениях;
  • распространять предложения второстепенными и однородными членами;
  • работать с деформированным предложением.

К 7 годам ребёнок должен уметь:

  • пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки из 8 – 10 предложений, сохраняя последовательность и смысл;
  • составлять рассказ по сюжетной картинке;
  • составлять рассказ по серии из 3 – 6 сюжетных картинок;
  • отвечать на вопросы по тексту.

При пересказе (рассказе) обращать внимание:

  • на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ);
  • на лексику (полнота и точность использования слов);
  • на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения);
  • на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль).

Чем лучше развита у ребенка ко времени поступления в школу устная речь, тем легче ему овладеть чтением и письмом.

Даже самые незначительные отклонения в развитии речи дошкольника нужно успеть заметить и преодолеть до начала обучения в школе.

Наличие у старшего дошкольника даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

Пребывание детей в детском саду создаёт благоприятные условия для проведения систематической работы по формированию правильной речи.

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая готовность ребенка к школе

Данный материал познакомит родителей и педагогов о речевой готовности ребенка к школьлному обучению. Рассматривается необходимость формирования устной речи будущих первоклассников. Предлагаются некото...

Как проверить речевую готовность ребенка к школе

Рекомендации родителям на тему: "Как проверить речевую готовность ребенка к школе"...

Презентация " Речевая готовность ребенка к школе" (консультация для родителей).

В данной презентации рассмотрены проблемы,возникающие при переходе дошкольников в новый социальный статус школьники.Критерии готовности ребенка к школьному обучению.Перечень проблем,возникающих при пе...

Речевая готовность ребенка к школе.

Основная задача родителей – вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе...

Речевая готовность ребенка к школе.

Основная задача родителей – вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в кол...

Презентация: "Речевая готовность ребенка к школе"

Важное место при подготовке ребенка к школе принадлежит развитию речи. Сделать речь ребенка правильной и красивой – задача важная и непростая. Речь выступает как средство регуляции психич...