Комплекс упражнений, направленных на развитие орфографической зоркости у младших школьников.
тренажёр по логопедии (3 класс)

Игонина Светлана Юрьевна

Комплекс упражнений , направленный по профилактике орфографических ошибок у детей младшего школьного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплекс упражнений, направленных на развитие орфографической

зоркости у младших школьников.

Задание 1. Отметьте слова, в которых безударный гласный звук  находится не в корне.

Трава, бежит, горный, забег, перчик, лесной.

Задание 2. Подчеркните в словах одной чертой орфограммы, правописание которых вы можете объяснить, двумя чертами орфограммы, которые не можете объяснить (ещё не изучали).

Чужим умом дом не построишь.

Для милого дружка и серёжку из ушка.

Без беды друга не узнаешь.

Под лежачий камень вода не течёт.

Задание 3. Запишите слова, пропустив все известные вам орфограммы.

Осень пришла в лес. Деревья надели золотой наряд. Опавшая листва

укрыла землю.

Задание 4. Спишите, пропуская буквы гласных и согласных в слабой позиции.

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шёрстку гладко.

Для отработки умения нахождения орфограммы, определение типа

орфограммы и способа ее проверки в начале каждого урока русского языка

проводились орфографические минутки. Сначала это были

орфографические минутки на определенный тип орфограммы, потом

подбирались словосочетания с различными типами орфограмм.

Задание 1. Подчеркните в корнях слов орфограммы на правило обозначения буквами гласных безударных гласных звуков.

Свисток, старик, звонить, сестра, стриж, борьба, ледок, линейка, весна,

осень, озеро, скворец, шалун, ядро, щека, пчела.

Задание 2. Подчеркните изученные орфограммы, объясните их написание.

Колючий ёж, звёздная ночь, полевая мышь, скорая помощь, лесная

глушь, верный товарищ, колосистая рожь.

Задание 3. Распределите слова в две группы: в первую – слова с

непроизносимым согласным звуком в корне, во вторую – слова с парным по

звонкости – глухости согласным звуком в корне.

Лестница, четверг, тростник, лётчик, местность, вдруг, зарядка, солнце,

поезд, пирожки, улыбка, чувство, кувшин.

Задание 5. Из текста выпишите группами слова с изученными

орфограммами.

Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный -

Пора, красавица, проснись…

1) проверяемая безударная гласная в корне слова _____________

2) непроверяемая безударная гласная в корне слова ____________

3) парные по звонкости – глухости согласные _________________

4) непроизносимые согласные ______________________________

Одной из причин написания слов с ошибками является отсутствие

умения правильно подбирать проверочные слова, поэтому у каждого ученика

на парте лежит памятка способов проверки орфограмм.

Задание 1. Найдите проверочное слово в каждой строчке.

Пл…сать, попл…сать, пл…сун, пл…ска.

См…шной, насм…шка, см…шинка, усм…шка.

Задание 2. Отметьте слова, для которых проверочным является слово

страшный.

48

Страх, страшила, страшненький, устрашение, страшилка, страховая

(компания).

Задание 3. Прочитайте слова. Выберите проверочные слова к слову

поздний. Графически обозначьте свой выбор.

Опоздал, поздний, запоздалый, позднее, опоздавший, поздно,

поздновато.

Для предупреждения ошибок, в результате смешивания омонимов и

однокоренных слов, а также слов, имеющих омонимичные корни,

предлагались следующие задания.

Задание 4. Сопоставьте слова, подберите проверочные слова,

вставьте пропущенную букву.

Пол..скать щенка, пол..скать белье;

Зап..вать песню, зап..вать лекарство;

Пос..деть от старости, пос..деть в тишине;

Гр..бной суп, гр..бной спорт;

Прим..рять костюм, прим..рять друзей.

Задание 5. Докажите, являются данные слова родственными,

подберите к ним другие однокоренные слова.

Горевать – гореть – гористый;

Сырок – сырость;

Душевой – душечка – подушиться;

Уголек – уголок;

Пищать – пищевой.

С целью отработки умения применять алгоритм действия можно предложить такие задания.

Задание 1. Используя алгоритм действия, вставьте букву безударного

гласного в окончании имен существительных.

Нашли в рощ.., нуждался в помощ.., заблудились в глуш.., нежился в

постел.., на ветк.. сирен.., в лисьей нор.., написал в терад.., набрался

храброст..

Задание 2. Используя алгоритм действия, вставьте личные окончания

глаголов 2-го лица.

Мечта.., люб.., пиш.., дыш.., удивля.., корм.., ворч.., рису.., груз..

Задание 3. Используя алгоритм действия, объясните правописание

родовых окончаний имен прилагательных.

Земляничн.. компот, голуб.. лента, зимн.. утро, грустн.. настроение,

поздн.. осень, задорн.. песня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие орфографической зоркости у младших школьников

Орфографическая грамотность у младших школьников не достигает достаточно высокого уровня, поэтому учитель должен своевременно и правильно формировать понятие об орфограмме. Умение быстро обнаруживать ...

Выработка и развитие орфографической зоркости у младших школьников.

Статья по теме. Формирование у школьников прочных орфографических навыков- одна из важнейших задач изучения русского языка в школе. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в на...

Развитие орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка

Методика обучения русскому языку в начальных классах...

Развитие орфографической зоркости у младших школьников через орфографические пятиминутки

Орфографические пятиминутки способствуют развитию орфографии, 5 групп упражнений, методика работы....