логопедическая коррекционная работа с младшими школьниками с ЗПР
статья по логопедии
Из опыта работы школьного учителя-логопеда. Рассматриваются аспекты коррекционной работы логопеда с младшими школьниками с задержкой психического развития.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическая коррекционная работа с младшими школьниками с ЗПР
В условиях реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2018 - 2025гг, модернизации технологий и содержания образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, особую актуальность приобретает обучение и воспитание детей с ОВЗ. Наиболее распространённой категорией в школе являются дети с задержкой психического развития (ЗПР).
Наиболее общеупотребительное определение ЗПР было дано в 1985 году В.В. Лебединским, который задержкой психического развития называл «замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах». По сравнению со сверстниками, у детей с ЗПР недостаточный запас знаний, сведений, умений, бедная речь, узкий кругозор. Для детей с ЗПР характерно снижение работоспособности, расстройство внимания, памяти
Показателем освоения обучающимися с ЗПР адаптированной программы является достижение ребёнком планируемых результатов. Мы видим, что все обучающиеся испытывают значительные трудности в овладении навыком письма, чтения, счёта.
Характеризуя проявления затруднений в овладении письмом детьми с ЗПР, Е.А. Логинова (2004) выделяет несколько видов наиболее типичных ошибок в письменных работах детей. Так, для обучающихся с ЗПР характерны замены и смешения букв, обусловленные трудностями их запоминания. При этом механизм нарушения может быть связан с недостаточностью разных видов памяти: зрительной, кинестетической, аудиальной. Дети испытывают сложности в звуко-буквенном анализе, что в свою очередь, приводит к пропускам гласных букв. Младшие школьники с ЗПР пишут слова слитно, затрудняются в обозначении на письме границ предложений (забывают про точки и заглавные буквы). Очень часто у детей с ЗПР наблюдается быстрая утомляемость, медленный темп письма. Обычно такие виды ошибок встречаются у всех детей на начальном этапе обучения, но у детей с ЗПР они принимают стойкий характер.
У младших школьников с ЗПР абстрактное мышление, аналитико-синтетическая деятельность необходимые для овладения письменной речью намного ниже, чем у их сверстников с нормальным развитием. Кроме того, у этих детей присутствует дефицит и слабость таких психических процессов, как восприятие, память, внимание, произвольная регуляция.
Исходя из вышеперечисленного, ясно, что логопедическая работа с детьми, имеющими ЗПР , должна быть комплексной и адаптированной к потребностям каждого ребёнка.
Направления коррекционной логопедической работы следующие:
- диагностический этап: анализ письменных работ обучающихся, анализ сформированности навыка чтения, оценка уровня памяти, мышления, внимания.
- коррекционная работа: идёт по нескольким направлениям и включает в себя и развитие графомоторных навыков, и работу над правильным произношением звуков, а также, отработку правил правописания.
Коррекционная работа невозможна без использования различных игровых форм обучения и интерактивных технологий.
Методы и приёмы логопедического воздействия не всегда оказывают тот положительный эффект, на который рассчитывает учитель-логопед. Поэтому, специалист постоянно ищет новые пути, помогающие устранить имеющиеся проблемы. В логопедической работе хороший результат даёт использование нейропсихологических приёмов и упражнений, которые стимулируют и гармонизируют работу правого и левого полушария. В результате такого подхода улучшается память, внимание, что в свою очередь способствует повышению успеваемости, помогает в усвоении навыков письма, чтения и счёта. Это такие упражнения:
- дыхательные, которые обильно насыщают кислородом головной мозг, оптимизируют тонус мышц, снижают возбудимость и улучшают общее состояние.
- глазодвигательные (зарядка для глаз) направлены на отслеживание предмета на разных уровнях и разном направлении и оказывают положительное влияние на зрительное восприятие, внимание, память.
- телесная практика, которая способствует развитию межполушарных связей, улучшает внимание и память, устраняет мышечные зажимы.
Таким образом, только комплексный и индивидуальный подход в работе логопеда и других специалистов даёт положительный результат в устранении нарушений письма и чтения у обучающихся с ЗПР.
Список литературы:
1. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб.пособие.-М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.
#1044;емьянов Ю.Г., Ковшиков В.А. О речевых нарушениях у детей с задержкой психического развития.//Дефектология. - №11. - 1967.
3. Лебединский В.В.Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб.пособие для студ.психол.фак. высш.учеб.заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003
4. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития.- Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2004
5. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения.-М.: ТЦ Сфера, 2003
6. Щёголева С.В. Обучение и воспитание школьников с задержкой психического развития. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа с младшими школьниками
Принципы коррекционной работы в начальной школе, содержание и формы работы, требования к организации коррекционной работы....
Коррекционно-логопедическая работа с младшими школьниками с ДЦП по преодолению акустико-артикуляционной дисграфии
Нарушение письма у младших школьников изучается давно, но и до настоящего времени этот вопрос остается одной из актуальных проблем логопедии. Своевременное выявление нарушений письма, точн...

Коррекционная работа с младшими школьниками
Образовательная технология «Достижение прогнозируемых результатов»Несколько лет назад я познакомилась с необычной технологией, которая привлекла меня своей четкой структурой построения темы, возможнос...
Организация коррекционной работы с младшими школьниками.
Организация коррекционной работы с младшими школьниками.Содержание и формы коррекционной работы учителя. Данные формы и методы необходимы для работы с детьми с ОВЗ, но могут и должны использоваться ...

Программа коррекционной работы с младшими школьниками
Программа коррекционной работы создана при организации обучения и воспитания в образовательном учреждении детей с ограниченными возможностями здоровья и/или детей-инвалидов. Она направлена на обеспече...

Статья на тему "Основные аспекты коррекционно-логопедической работы с младшими школьниками с умеренной и тяжелой умственной отсталостью"
Все младшие школьники с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеют нарушения речи и нуждаются в логопедической помощи. В статье освещены основные аспекты коррекционно-логопедической работы в шко...
РАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В.ВОСКОБОВИЧА В КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ОВЗ.
Аннотация. Развитие когнитивной сферы, коррекция речевых нарушений, формирование учебных навыков у детей с ОВЗ – задача комплексная и многотрудная. Её эффективному решению способствует активное ...