Логопедическое занятие в 1 классе для детей с УО (легкая степень) Тема: Различение неречевых звуков. Инсценировка сказки "Курочка Ряба".
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)
Логопедическое занятие в 1 классе для детей с УО (легкая степень)
Тема: Различение неречевых звуков. Инсценировка сказки "Курочка Ряба".
Цель: Развитие слухового восприятия, внимания и памяти на материале неречевых звуков.
Задачи: Коррекционно-образовательные: *Учить детей различать и идентифицировать неречевые звуки (стук, шуршание, звон, голоса животных).
*Закреплять знание сказки "Курочка Ряба".
*Активизировать пассивный и активный словарь по теме: стучит, шуршит, звенит, плачет, мышь, яйцо, дед, баба, курочка.
Коррекционно-развивающие: *Развивать слуховое внимание и память.
*Развивать зрительно-моторную координацию и общую моторику через игровые действия. · *Развивать эмоциональную отзывчивость.
Коррекционно-воспитательные: *Воспитывать умение слушать инструкцию логопеда. · *Формировать навыки сотрудничества и работы в группе.
Индивидуальный подход: Учитывать низкий темп деятельности, быструю истощаемость, необходимость многократного повторения.
Оборудование: *Звуковые материалы: Заранее подготовленные аудиозаписи звуков (стук молотка по дереву, шуршание бумаги/пакета, звон разбивающегося стеклянного предмета (не резкий!), писк мыши, кудахтанье курицы).
*Наглядные материалы: Картинки или фигурки персонажей сказки (дед, баба, курочка, мышка), картинка золотого яйца, картинка простого яйца.
*Предметы-заместители: Деревянный молоточек (или детский игрушечный), желтый кружок из картона ("золотое яйцо"), белый кружок ("простое яйцо"), кусочки желтой бумаги или фольги ("осколки"), игрушечная мышка.
*Раздаточный материал: Простые карточки с изображением персонажей или символов (для невербальных ответов детей).
Ход занятия: 1. Организационный момент (2-3 минуты) Цель: Создать эмоциональный настрой, настроить на работу слуховой канал.
Логопед: "Здравствуйте, ребята! Давайте поздороваемся не словами, а руками. (Берет руку каждого ребенка, мягко пожимает). А теперь поздороваемся носиками. А теперь ушками. Молодцы! Сегодня наши ушки будут главными помощниками!"
2. Вводная беседа и сообщение темы (3-4 минуты) Цель: Актуализировать знания детей, ввести в тему. Логопед показывает картинку с Курочкой Рябой: "Ребята, посмотрите, кто к нам пришел? Это Курочка Ряба! Какую сказку она принесла? Правильно, "Курочка Ряба"! "Сегодня мы не просто расскажем сказку, мы ее услышим. Будем слушать разные звуки и угадывать, кто это или что это делает".
3. Основная часть (15-20 минут) а) Упражнение "Угадай, что звучит?" (Акустическая зарядка) Логопед: "Сначала наши ушки должны размяться. Будьте внимательны!" · Логопед по очереди воспроизводит заранее подготовленные звуки (включает аудиозапись или издает звуки сам за ширмой): Кудахтанье курицы. Писк мыши. Стук молотка (по столу). Шуршание бумаги (можно изобразить, как баба плачет, "утирая слезы" бумажной салфеткой). Звон (легкий удар ложкой по стеклянной банке — звук разбившегося яйца). · После каждого звука логопед спрашивает: "Что это?" Дети пытаются ответить. Если ребенок затрудняется, логопед показывает картинку-подсказку (курица, мышка, молоток и т.д.). Можно предложить детям показать соответствующую карточку. б) Инсценировка сказки с звуковым сопровождением. Логопед: "А теперь садимся поудобнее, наша сказка начинается. Я буду рассказывать, а вы — помогать звуками". Логопед рассказывает сказку очень медленно, с паузами, делая акцент на действиях, которые производят звук. · "Жили-были Дед... (логопед показывает фигурку Деда) и Баба... (показывает Бабу). И была у них Курочка Ряба... (показывает курочку). Снесла курочка яичко... не простое, а золотое! (Показывает желтое "яйцо"). Дед бил-бил — не разбил. (Логопед стучит молоточком по столу и передает молоточек ребенку: "Саша, помоги Деду, постучи!"). Дети по очереди стучат. · Баба била-била — не разбила. (Передает молоточек следующему ребенку: "Маша, помоги Бабе!"). · Мышка бежала, хвостиком махнула... (Логопед проводит игрушечной мышкой по столу и издает писк: "Пи-пи-пи!"). "Ребята, как пищит мышка? Давайте вместе: Пи-пи-пи!" Дети повторяют. Яичко упало и разбилось. (Логопед бросает на пол скомканную бумагу/фольгу, которая громко шуршит, и звонит в колокольчик/ударяет по банке — "Дзынь!"). Дед плачет, Баба плачет. (Логопед шуршит бумажной салфеткой у глаз и издает всхлипывающие звуки: "У-у-у..."). "Ребята, покажите, как плачут Дед и Баба". Дети имитируют плач. · А Курочка кудахчет: "Не плачь, Дед, не плачь, Баба, я снесу вам яичко не золотое, а простое". (Логопед издает звук: "Ко-ко-ко!" и показывает белое яйцо). "Как курочка утешает? Ко-ко-ко!" Дети повторяют.
4. Закрепление. Игра "Кто подал голосок?" (5 минут) Цель: Проверить, как дети запомнили и различают звуки сказки. Логопед: "Молодцы! А теперь проверим, запомнили ли вы голоса наших героев. Закройте глазки и слушайте". Логопед за ширмой издает звуки по очереди: стучит молоточком, шуршит бумагой, пищит, кудахчет. · Дети должны угадать и либо назвать, либо показать карточку с изображением того, кто (или что) издает этот звук.
5. Итог занятия (2-3 минуты) Логопед: "Ребята, вы сегодня такие молодцы! Очень внимательно слушали и отлично помогали рассказывать сказку. Наши ушки сегодня хорошо потрудились. Скажите, кто сегодня стучал в сказке? (Дед и Баба). А кто пищал? (Мышка). А кто нас утешал? (Курочка)". Похвала: Логопед хвалит каждого ребенка, можно использовать похвалу в виде "браво"-аплодисментов или вручения наклейки.
Ритуал окончания: "Занятие окончено. До свидания! Давайте попрощаемся, как курочка: Ко-ко-ко! (помахать рукой)". Рекомендации логопеду: · Темп: Держите медленный, спокойный темп. Не торопите детей. · Повторение: Будьте готовы повторять инструкции и звуки многократно. · Индивидуальная помощь: Если ребенок не может ответить, ответьте вместо него и попросите повторить или просто согласиться кивком. Эмоции: Работайте эмоционально, используйте мимику, жесты. Это помогает детям с УО лучше понять содержание. Альтернативная коммуникация: Для неговорящих детей подготовьте карточки PECS или просто картинки, чтобы они могли отвечать, показывая на них. Это занятие сочетает в себе привычный сказочный материал и важную коррекционную работу по развитию слухового гнозиса, что является фундаментом для дальнейшего развития речи.Начало формы
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 1 -
Логопедическое занятие в 1 классе для детей с УО (легкая степень)
Тема: Различение неречевых звуков. Инсценировка сказки "Курочка Ряба".
Цель: Развитие слухового восприятия, внимания и памяти на материале неречевых звуков.
Задачи: Коррекционно-образовательные: *Учить детей различать и идентифицировать неречевые звуки (стук, шуршание, звон, голоса животных).
*Закреплять знание сказки "Курочка Ряба".
*Активизировать пассивный и активный словарь по теме: стучит, шуршит, звенит, плачет, мышь, яйцо, дед, баба, курочка.
Коррекционно-развивающие: *Развивать слуховое внимание и память.
*Развивать зрительно-моторную координацию и общую моторику через игровые действия. · *Развивать эмоциональную отзывчивость.
Коррекционно-воспитательные: *Воспитывать умение слушать инструкцию логопеда. · *Формировать навыки сотрудничества и работы в группе.
Индивидуальный подход: Учитывать низкий темп деятельности, быструю истощаемость, необходимость многократного повторения.
Оборудование: *Звуковые материалы: Заранее подготовленные аудиозаписи звуков (стук молотка по дереву, шуршание бумаги/пакета, звон разбивающегося стеклянного предмета (не резкий!), писк мыши, кудахтанье курицы).
*Наглядные материалы: Картинки или фигурки персонажей сказки (дед, баба, курочка, мышка), картинка золотого яйца, картинка простого яйца.
*Предметы-заместители: Деревянный молоточек (или детский игрушечный), желтый кружок из картона ("золотое яйцо"), белый кружок ("простое яйцо"), кусочки желтой бумаги или фольги ("осколки"), игрушечная мышка.
*Раздаточный материал: Простые карточки с изображением персонажей или символов (для невербальных ответов детей).
Ход занятия: 1. Организационный момент (2-3 минуты) Цель: Создать эмоциональный настрой, настроить на работу слуховой канал.
Логопед: "Здравствуйте, ребята! Давайте поздороваемся не словами, а руками. (Берет руку каждого ребенка, мягко пожимает). А теперь поздороваемся носиками. А теперь ушками. Молодцы! Сегодня наши ушки будут главными помощниками!"
2. Вводная беседа и сообщение темы (3-4 минуты) Цель: Актуализировать знания детей, ввести в тему. Логопед показывает картинку с Курочкой Рябой: "Ребята, посмотрите, кто к нам пришел? Это Курочка Ряба! Какую сказку она принесла? Правильно, "Курочка Ряба"! "Сегодня мы не просто расскажем сказку, мы ее услышим. Будем слушать разные звуки и угадывать, кто это или что это делает".
3. Основная часть (15-20 минут) а) Упражнение "Угадай, что звучит?" (Акустическая зарядка) Логопед: "Сначала наши ушки должны размяться. Будьте внимательны!" · Логопед по очереди воспроизводит заранее подготовленные звуки (включает аудиозапись или издает звуки сам за ширмой): Кудахтанье курицы. Писк мыши. Стук молотка (по столу). Шуршание бумаги (можно изобразить, как баба плачет, "утирая слезы" бумажной салфеткой). Звон (легкий удар ложкой по стеклянной банке — звук разбившегося яйца). · После каждого звука логопед спрашивает: "Что это?" Дети пытаются ответить. Если ребенок затрудняется, логопед показывает картинку-подсказку (курица, мышка, молоток и т.д.). Можно предложить детям показать соответствующую карточку. б) Инсценировка сказки с звуковым сопровождением. Логопед: "А теперь садимся поудобнее, наша сказка начинается. Я буду рассказывать, а вы — помогать звуками". Логопед рассказывает сказку очень медленно, с паузами, делая акцент на действиях, которые производят звук. · "Жили-были Дед... (логопед показывает фигурку Деда) и Баба... (показывает Бабу). И была у них Курочка Ряба... (показывает курочку). Снесла курочка яичко... не простое, а золотое! (Показывает желтое "яйцо"). Дед бил-бил — не разбил. (Логопед стучит молоточком по столу и передает молоточек ребенку: "Саша, помоги Деду, постучи!"). Дети по очереди стучат. · Баба била-била — не разбила. (Передает молоточек следующему ребенку: "Маша, помоги Бабе!"). · Мышка бежала, хвостиком махнула... (Логопед проводит игрушечной мышкой по столу и издает писк: "Пи-пи-пи!"). "Ребята, как пищит мышка? Давайте вместе: Пи-пи-пи!" Дети повторяют. Яичко упало и разбилось. (Логопед бросает на пол скомканную бумагу/фольгу, которая громко шуршит, и звонит в колокольчик/ударяет по банке — "Дзынь!"). Дед плачет, Баба плачет. (Логопед шуршит бумажной салфеткой у глаз и издает всхлипывающие звуки: "У-у-у..."). "Ребята, покажите, как плачут Дед и Баба". Дети имитируют плач. · А Курочка кудахчет: "Не плачь, Дед, не плачь, Баба, я снесу вам яичко не золотое, а простое". (Логопед издает звук: "Ко-ко-ко!" и показывает белое яйцо). "Как курочка утешает? Ко-ко-ко!" Дети повторяют.
4. Закрепление. Игра "Кто подал голосок?" (5 минут) Цель: Проверить, как дети запомнили и различают звуки сказки. Логопед: "Молодцы! А теперь проверим, запомнили ли вы голоса наших героев. Закройте глазки и слушайте". Логопед за ширмой издает звуки по очереди: стучит молоточком, шуршит бумагой, пищит, кудахчет. · Дети должны угадать и либо назвать, либо показать карточку с изображением того, кто (или что) издает этот звук.
5. Итог занятия (2-3 минуты) Логопед: "Ребята, вы сегодня такие молодцы! Очень внимательно слушали и отлично помогали рассказывать сказку. Наши ушки сегодня хорошо потрудились. Скажите, кто сегодня стучал в сказке? (Дед и Баба). А кто пищал? (Мышка). А кто нас утешал? (Курочка)". Похвала: Логопед хвалит каждого ребенка, можно использовать похвалу в виде "браво"-аплодисментов или вручения наклейки.
Ритуал окончания: "Занятие окончено. До свидания! Давайте попрощаемся, как курочка: Ко-ко-ко! (помахать рукой)". Рекомендации логопеду: · Темп: Держите медленный, спокойный темп. Не торопите детей. · Повторение: Будьте готовы повторять инструкции и звуки многократно. · Индивидуальная помощь: Если ребенок не может ответить, ответьте вместо него и попросите повторить или просто согласиться кивком. Эмоции: Работайте эмоционально, используйте мимику, жесты. Это помогает детям с УО лучше понять содержание. Альтернативная коммуникация: Для неговорящих детей подготовьте карточки PECS или просто картинки, чтобы они могли отвечать, показывая на них. Это занятие сочетает в себе привычный сказочный материал и важную коррекционную работу по развитию слухового гнозиса, что является фундаментом для дальнейшего развития речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия (1 класс). Дифференциация звуков[с-з], [ш -ж]
Конспект фронтального логопедического занятия (1 класс) Тема: "Дифференциация звуков [ c-з ], [ ш -ж ]"....

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ (1 КЛАСС) ТЕМА: «ЗВУКИ [Ж] – [Ш]. БУКВЫ Ж ж и Ш ш»
Логопедическое занятие посвящено теме дифференциации парных согласных ш и ж в группе первоклассников с общим недоразвитием речи. Оно способствует развитию фонематического слуха, фонематического воспри...

Конспект подгруппового логопедического занятия в классе адаптации по теме Дифференциация звуков [В – В’]
Дифференциация звуков [В – В’] в словосочетаниях, предложениях, текстах.Цель: совершенствовать навык дифференциации звуков [В-В’]...

логопедического занятия 1 класс тема:Звуки [Т], [ТЬ]. Буква Т.
Технологическая карта логопедического занятия 1 класстема:Звуки [Т], [ТЬ]. Буква Т....

Конспект коррекционно-логопедического занятия, 1 класс. Раздел: Звуки и буквы. Тема: Дифференциация согласных звуков по мягкости и твердости. Роль гласных букв в обозначении твердости и мягкости согласных.
Конспект занятия может быть использован в работе логопедами, учителями начальных классов. Задачи занятия: Развитие слуховой дифференциации близких по звучанию (мягкости-твердости) фонем. Учить на пись...

ОТКРЫТОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ (2 класс)Тема: «Дифференциация гласных букв Ι и ΙΙ ряда. Звуки и буквы Ы–И»
Цели: Коррекционно-обучающие:Формировать у учащихся умение дифференцировать гласные Ы-И в устной и письменной речи, различать согласные звуки, стоящие перед гласными Ы-И. Закреплять св...

Конспект фронтального логопедического занятия. 2 класс. Тема: "Дифференциация звуков Ц-Ч. Дикие животные"
Конспект фронтального логопедического занятия. 2 класс. Тема: "Дифференциация звуков Ц-Ч. Дикие животные"...