Особенности работы над речью обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 1 классе
методическая разработка по логопедии (1 класс)

Речевое развитие является одним из приоритетных направлений коррекционно-развивающей работы в начальной школе. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) формирование речи приобретает особое значение, так как именно речевая деятельность обеспечивает успешность обучения, формирование познавательных процессов и полноценное социальное взаимодействие.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности работы над речью обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 1 классе

Речевое развитие является одним из приоритетных направлений коррекционно-развивающей работы в начальной школе. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) формирование речи приобретает особое значение, так как именно речевая деятельность обеспечивает успешность обучения, формирование познавательных процессов и полноценное социальное взаимодействие.

Практика показывает, что первоклассники с ОВЗ нередко имеют ограниченный словарный запас, недостаточную сформированность грамматического строя речи, нарушения звукопроизношения, несформированность фонематического слуха. Все это затрудняет освоение грамоты и требует от логопеда системной и целенаправленной работы, основанной на использовании разнообразных методов и приёмов.

Коррекционно-развивающая работа над речью в 1 классе строится в нескольких направлениях:

Во-первых, важным является развитие фонематического восприятия. Для этого используются такие приёмы, как игры на различение звуков («Услышь первый звук», «Назови слова на заданный звук»), упражнения на выделение звука в слове, подбор рифм. Эти методы помогают ребёнку осознать звуковую сторону речи и создают предпосылки для овладения чтением и письмом.

Во-вторых, значительное внимание уделяется формированию правильного звукопроизношения. Применяются артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения, логопедический массаж. На этапе постановки и автоматизации звуков используются специальные приёмы – многократное повторение звука в слогах и словах, игры с предметными картинками, включение поставленных звуков в речевые ситуации.

В-третьих, коррекционная работа направлена на обогащение словаря и развитие грамматического строя речи. Здесь эффективны приёмы называния предметов и действий по картинкам, составление тематических классификаций («овощи», «одежда», «животные»), упражнения на подбор признаков и противоположностей, а также грамматические игры («Скажи ласково», «Подбери слово во множественном числе»).

В-четвёртых, значимое место занимает формирование связной речи. Для этого используются описательные и сюжетные картинки, серии последовательных изображений, сказки и небольшие тексты для пересказа. Эффективными приёмами являются моделирование высказываний по опорным схемам, инсценировки, составление рассказов по началу или концовке, совместное рассказывание с педагогом.

Работа в 1 классе обязательно строится с опорой на игровые методы, так как именно игра создаёт мотивацию и позволяет ребёнку с ОВЗ включаться в речевую деятельность в комфортной для него форме. Широко применяются настольно-печатные игры («Лото», «Домино» с картинками), игры с предметами, подвижные игры с речевым сопровождением.

Следует подчеркнуть, что эффективность коррекционно-речевой работы во многом определяется её комплексностью и междисциплинарным характером. Результативность возможна лишь при тесном взаимодействии логопеда с учителем начальных классов и родителями, когда речевые умения закрепляются не только на индивидуальных и групповых занятиях, но и в повседневной учебной и бытовой практике ребёнка.

Таким образом, работа над речью обучающихся с ОВЗ в 1 классе требует системного подхода, включающего развитие фонематического восприятия, постановку звуков, обогащение словаря, формирование грамматического строя и связной речи. Использование разнообразных методов и приёмов, построенных на принципах доступности, наглядности и игровой направленности, позволяет постепенно формировать у ребёнка полноценные речевые навыки и тем самым создавать условия для успешной адаптации в образовательной среде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-психолгические критерии здоровья обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в классе, группе.

Здоровье человека - актуальная тема для разговора во все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной деятельности учителя-дефектолога «ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Рабочая программа учителя-дефектолога «Предупреждение и коррекциянарушений письменной речи обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (далее – Программа) разработана и предн...

Виды работы классного руководителя обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Семья и школа играют главную роль в жизни ребёнка,и от того,как он себя в них чувствует,зависит его развитие как личности.Поэтому ни школа без семьи,ни семья без школа не способны справиться с задачам...

Статья "Особенности работы и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС".

Данная статья содержит полезный материал для учителей начальной школы, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья....

"Особенности работы и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС".

Презентация к статье " Особенности работы и обучение детей с ОВЗ в условиях введения ФГОС"...