Адаптированная программа «Театральная деятельность в школе как инновационный подход учителя-логопеда к коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья»
рабочая программа по логопедии
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 46.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптированная программа
«Театральная деятельность в школе как инновационный подход учителя-логопеда к коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья»
Введение
Театральная деятельность в школе представляет собой инновационный подход, который активно используется учителями-логопедами для коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья. Этот метод позволяет не только развивать речь и коммуникативные навыки, но и способствует социальной адаптации, эмоциональному развитию и повышению самооценки учащихся.
Организация театрализованной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации
Те, кто хоть раз общался с ребенком с ограниченными возможностями, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу. Но это не значит, что шансов быть счастливыми у детей с ограниченными возможностями, меньше. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Как помочь им раскрыть свое Я, понять его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем? Средством, способным решать все эти за- дачи, является театральное искусство. Дети с нарушениями развития являются особой категорией, в работе с которыми театр используется не только как средство их художественного развития, но и оказывает на них лечебное воздействие и является способом профилактики и коррекции. Существует множество форм обучения и воспитания как процесса всестороннего развития детей, и, театральная деятельность, стоит в этом ряду на первом месте. Этот вид деятельности, где игра, воспитание и обучение неразрывно связаны.
Школьная театрализованная деятельность пользуется у детей неизменной любовью. Участие в ней ребенка прививает ему устойчивый интерес к литературе и театру, формирует у него артистические навыки, побуждает его к созданию новых образов. Кроме того, помогает взрослым установить с детьми тесные контакты в плане сотрудничества, являясь для педагога в то же время эффективным средством раскрытия ребенка и педагогического воздействия на него. Приобщаясь к великому чуду театра, ребенок начинает понимать, что он не одинок, он принят в дружескую компанию единомышленников, которые живут не бытовыми ценностями, а чем-то более высоким, важным и удивительным. Организация такой деятельности решает не только проблему эмоционально-волевой сферы ребенка, вопросы нравственного воспитания и социализации, но и, что особенно важно, повышает уровень познавательной активности, что помогает детям с ОВЗ достигнуть лучшей результативности в обучении в школе.
Театральная деятельность для детей с ограниченными возможностями здоровья представляет собой систему мероприятий, объединенных общей идеей реализации социокультурных практик, приобщения детей и семей, в целом, к созданию общего творческого пространства. Все это возможно через освоение детьми пространства театра. Театральное искусство является действенным способом нравственного, эстетического воспитания. Театр помогает зрителю раскрывать чувства, эмоции, углубляет переживания человека, и особый ребенок – не исключение. Содержание занятий. На начальном этапе занятий важно определить сильные стороны учеников и на этом сделать основной акцент. Особое внимание следует уделить речи и её развитию. На этом же этапе проводятся упражнения на внимание, изучение пространства вокруг себя и ощущение себя в этом пространстве, изучение друг друга, взаимодействие друг с другом, развитие фантазии и воображения. Продолжительность такой разминки обычно 20 минут.
Далее основная часть – работа над сценическим материалом. Она состоит из этюдов к данному материалу. Это разведка поведения персонажей в разных ситуациях пьесы, взаимоотношения героев пьесы, его манеры речи и т.д. Затем репетиция по картинам самого спектакля.
В работу по сценической речи также включена пластика. Если того требует свободный звук, проводится работа с плечами, шеей, руками, со всем телом. Особое внимание уделяется общему настрою группы, коллективной готовности держать внимание. Если оно начинает рассеиваться, необходимо объяснять, почему важно сконцентрироваться над данным упражнением, в чем его цель, либо переходить к другому упражнению.
На следующем этапе важно уточнять, обогащать и активизировать словарный запас детей в процессе обучения элементам актерского мастерства.
При использовании скороговорок, различных буквосочетаний акцент идет не на дикцию, так как это лишняя нагрузка (психологическая, интеллектуальная и физиологическая). Главная задача – чтобы участник смог свободно работать с разными уровнями звука, с разными уровнями энергетического посыла (агрессивно, громко и т.д.), смог «крикнуть публично».
Таким образом, комплекс упражнений и звуковых игр для каждого занятия выстраивается на основе достижений и проблем, выявленных на предыдущих занятиях. В случае успешного выполнения упражнений на предыдущих занятиях успех закрепляется; в случае, если группа не выполнила задачи, поставленные во время исполнения упражнений на предыдущих занятиях, эти упражнения проводятся вновь до достижения устойчивого результата.
Особенности коммуникации с участниками. Поскольку группа состоит из участников с разными особенностями, наблюдаются трудности в коммуникации между участниками. Ситуации «не хочу, не могу» возникают от внутренней неуверенности. Если есть участник, который в силу разных причин ведет себя деструктивно, то его можно попросить просто посидеть или ненадолго выйти, отдохнуть, позаниматься своими делами и при желании вернуться в группу. Не следует акцентировать на этом внимание, чтобы не вовлекать в это поведение других участников. Педагогу важно самому не погружаться в эту ситуацию, а постараться завершить ее конструктивно.
Когда участники идут в разном темпе, желательно придержать «забегающего вперед». Если кто-то что-то не понял, лучше объяснить еще раз. Нельзя допускать, чтобы недопонимание накапливалось. Участников важно четко мотивировать – объяснять смысл упражнений и связывать их с движением к конечной цели (показ спектакля, премьера спектакля). Тогда они понимают, куда их ведут.
Роль учителя-логопеда. Зачастую педагог выполняет роль режиссера. Эти две функции часто неотделимы. Уже с первых дней учитель-логопед задумывается о премьерном спектакле, и это оказывает влияние на подбор материала. Со временем, уже в работе невозможно отделить роли режиссера и педагога, задача режиссера – максимальное раскрытие и развитие актерских навыков в каждом из участников, при том, чтобы эти навыки распространялись не только на сценическое пространство, но и на реальную жизнь. А задача педагога – построение коммуникации с особым ребенком. Замечательно, когда при организации театральной деятельность, эти роли разделены. Тогда режиссер начинает
объяснять все словесно, а педагог, знающий специфику познавательной сферы юного актера, предлагает режиссеру просто показать, дать визуальную картину требуемого. Таким образом, педагог постоянно находится рядом и организует взаимодействие режиссера с детьми, управляя их вниманием и поведением.
Таким образом, примерные направления работы в рамках подготовительного этапа могут быть следующими:
- Устранение дикционных недостатков через упражнения со звуками, дыхательные упражнения, игры и упражнения на опору дыхания. Постановка голоса, с использованием игры на развитие диапазона голоса. Работа над скороговорками, игры со скороговорками. Развитие чистоты произношения, чувства ритма.
- Развитие выразительности речи, памяти через заучивание стихотворений. Формирование навыка выступать.
- Работа над интонационной выразительностью речи, сменой интонационной окраски при чтении текста.
- Тренировка выразительности жестов через этюды. Развитие понимания эмоционального состояния другого и умения адекватно выражать своё (внимание, интерес, сосредоточенность). Передавать внутреннее состояние через мимику (удовольствие, радость).
- Воспроизведение различных эмоций (радость, удовольствие, удивление, гордость, страх). Этюды на воспроизведение черт характера (весёлый, добрый, смешной, озорной, жадный) через мимику, жесты на материале содержания стихотворения.
- Работа над пантомимикой: передача черт характера и поведения персонажей (смелый, трусливый, глупый, осторожный, добрый, злой).
- Работа с текстом, чтение по ролям способствует соотнесению себя с героями произведения, развитию творческих способностей, воображения, выразительности речи.
- Обыгрывание этюдов. Имеет важное коррекционное значение при включении образного мышления, активной речи, внимания, умения выразить мысль и правильно использовать мимику.
Как отмечалось ранее, вторым этапом организации театральной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья является подготовка театрального реквизита. Данная деятельность обеспечивает выполнение нескольких задач. Очевидной задачей станет бутафорское обеспечение спектакля. К развивающим занятиям следует отнести: поддержание коммуникации внутри группы, освоение детьми нового вида деятельности, следовательно, развитие познавательных процессов и т.д. и формирование таких личностных качеств как ответственность, целеустремленность и т.д. На данном этапе возможно привлечение родителей.
Остановимся на особенности организации данного вида деятельности.
Демонстрация необходимых действий (лепки, рисования и др.), проводится в малых группах, поскольку педагогу нужно контролировать правильность соблюдения технологии изготовления реквизита. А это на определенном этапе большая ответственность и конечно мотивация для всех участников. У детей не только возникают стремление к взаимодействию, но и появляется дух соревнования: кто сделает лучше, быстрее, красивее. Особенно если сюжеты, нарисованные ребенком, или вылепленные из папье-маше фигурки животных оказываются выставленными на всеобщее обозрение или изготовленные собственными руками объемные фигуры оказываются частью спектакля на театральной сцене.
Вся работа по обучению детей продуктивной деятельности проходит в темпе и последовательности, рассчитанных с опорой на психологические и физические особенности каждого. В первую очередь, всем действиям, даже самым незначительным и простым, которые совершаются, педагог и все сопровождающие придают определенный смысл.
Учитель-логопед много времени уделяет развитию у детей способностей к наблюдению, наполняя этот процесс смыслом: определенная манипуляция и взаимодействие с материалом для особых детей – это информационно-обучающее «окно» в окружающий мир, встреча с собственным действием, с самим собой, с окружающими людьми. Так, последовательно наблюдая за преобразованием мате- риала, дети учатся взаимодействовать с окружением.
На занятиях необходимо использовать следующий алгоритм: вначале дети только наблюдают, как работает другой ребенок, уже освоивший некоторые приемы работы с материалом и более ловко преобразовывающий его из одного состояния в другое. На первый взгляд, – малозначительное занятие, но на самом деле это ведет ребенка к осмыслению собственной личности через встречу с другим человеком и результатом его труда. Этап наблюдения за действием товарища позволяет освоить отношение, которое можно выразить как: «Это твоя работа – это моя работа!». Это одинаково важно как для наблюдателя, так и для выполняющего задание. Наблюдающий обретает ощущение, будто он выполняет важную собственную работу. В социальном смысле он делает первые важные шаги к развитию активности, уверенности в себе, к личностной самореализации.
Важно при этом проговаривать детям (родителям) о важности каждой из работ, о предстоящей выставке экспонатов и использовании изготовленных предметов и животных в постановке спектакля. В процессе рисования, лепки и других видов творческой деятельности происходит развитие тонкой моторики, формирование пространственных представлений, а также и эстетических качеств.
Преимущества театральной деятельности
- Развитие речи и коммуникативных навыков: театральные постановки помогают детям улучшить дикцию, интонацию и выразительность речи.
- Социальная адаптация: участие в театральных постановках способствует развитию навыков общения и взаимодействия с другими людьми.
- Эмоциональное развитие: театр помогает детям выражать свои эмоции и чувства, что способствует их эмоциональному развитию.
- Повышение самооценки: участие в театральных постановках помогает детям почувствовать себя успешными и способными, что повышает их самооценку.
Театральная деятельность в школе — это эффективный и инновационный подход к коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья. Этот метод позволяет не только развивать речь и коммуникативные навыки, но и способствует социальной адаптации, эмоциональному развитию и повышению самооценки учащихся. Использование театральной деятельности в коррекционной работе учителя-логопеда является важным шагом на пути к созданию инклюзивной образовательной среды, где каждый ребенок может раскрыть свой потенциал и достичь успеха.
Новизна программы
Новизной программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию подростка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля; принцип креативности - предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Актуальность
Программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Педагогическая целесообразность.
Данная программа рассчитана для школьников 7 - 16 лет и обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами,
любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа, призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный: запас, сформировать нравственно - эстетические чувства.
Виды театральной деятельности
Детские театры делятся на две крупные группы: верховые, настольные. К верховым видам относятся:
Пальчиковый театр – миниатюрный театр для пальчиков. Персонажей легко сшить, связать, склеить самостоятельно. Они одеваются на пальчики, не занимают много места. Ширмой может послужить любая импровизированная поверхность из подручных средств: коробка, чемодан, лист картона, книга и т. д. Пальчиковый театр прекрасно развивает мелкую моторику, участвует в
координации движения всей кисти, стимулирует мозговую деятельность и проявление фантазии.
Театр би-ба-бо представляет собой кукольный театр, персонажи которого имеют полое тельце и надеваются на всю кисть. При этом в процессе спектакля рука актера управляет героями, и они могут совершать простые движения: кланяться, шевелить руками, немного поворачиваться, изображать испуг, удивление, радость. Когда ребенок управляет таким персонажем, то он мысленно отождествляет себя с героем и действует за него.
Театр на гапите – это кукольный театр, полые тельца персонажей которого закреплены на специальных палочках – гапитах. Эти палочки можно устанавливать на поверхности в специальные отверстия либо держать в руке. Но движения кукол, по сравнению с персонажами би-ба-бо, ограничены.
Театр ложек – один из простых самодельных театров. За основу берутся ложки: деревянные, пластмассовые, одноразовые, на которых рисуются рожицы и крепятся нехитрые украшения. Дети обожают принимать участие в создании таких кукольно-ложечных персонажей: обычно их создание не требует много времени и не вызывает творческих сложностей.
К настольным видам театра относятся:
Плоскостно-нарисованный театр отличается от театра на фланелеграфе тем, что плоские фигурки не лежат на игровой плоскости, а стоят на ней. Персонажей можно вырезать из любого детского журнала или нарисовать самостоятельно, а потом закрепить на картонной подставочке.
Театральная деятельность позволяет ребёнку попробовать себя в разных ролях, что способствует его самоопределению и дальнейшей самореализации. Ученик с ограниченными возможностями здоровья овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности. Именно театральная деятельность может стать становлением личностного самосознания, формирует культуру чувств, способность к общению, овладение собственным телом, голосом, пластической выразительностью движений, воспитает чувство меры и вкус, необходимые человеку для успеха в любой сфере деятельности. Театрально-эстетическая деятельность, органично включенная в воспитательный процесс, – универсальное средство развития личностных способностей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Организация театральной деятельности строится в несколько этапов:
Подготовительный этап «Знакомство». Включение детей в пространство театра через просмотр спектаклей.
Включение в театральную среду «Создаем вместе». Привлечение детей (их родителей) к созданию атрибутов для предполагаемого спектакля.
Создание комфортной среды «Общаемся вместе». Знакомство и сплочение группы детей. Развитие навыков взаимодействия между детьми.
Первый этап включает цикл мероприятий по постепенному погружению ребят в театральную среду.
Второй этап нацелен на развитие у ребят навыков продуктивной деятельности, социального взаимодействия, сопричастности к героям будущего спектакля. Это возможно через работу с бутафорской продукцией – все то, что будет использовано в постановке спектакля.
Третий этап представляет собой тренинги на знакомство и сплочение детского коллектива, коммуникативные тренинги с участием детей, целью которых является формирование у них активной и открытой позиции, создание положительного опыта общения со сверстниками, формирование позитивного образа «Я», воспитание взаимопомощи, поддержки, сопереживания и формирование навыков выражения собственных эмоций и чувств в социально приемлемых формах.
Следует отметить, что этапы не должны четко следовать один за другим. Возможно их параллельная реализация. Единственное условие – это положительная обратная связь со стороны детей, достижение поставленных результатов, вовлечение детей в театральную деятельность как средства их успешной социализации.
Рекомендуется параллельно с занятиями приобщать семьи с детьми с особыми образовательными потребностями к посещению спектаклей как зрителей. Вовлеченность родителей и, возможно, близких родственников в театральную среду благоприятно сказывается на психологическом семейном климате, способствует расширению контактов, повышение привлекательности театральной деятельности для ребенка.
Формы информирования могут быть различными: информационные буклеты, просветительские встречи и др. Такие рекомендации для сотрудников театра должны включать как особенности детей и контактов с ними, так и описание физических характеристик помещения. Часто говорят о том, что слишком яркий свет или звук могут испугать ребенка с аутизмом, поэтому в театре нужно делать приглушенный звук или выдавать некоторым детям наушники, не выключать полностью свет в зале и не делать слишком ярких изменений света на сцене. В ряде случаев это возможная мера предотвращения агрессивного поведения особенных зрителей. Но, как показывает практика, это не самое главное условие, и нельзя его трактовать как универсальное для всех детей расстройством аутистического спектра. Однако необходимо внимательно продумывать, какие выразительные средства спектакля, на который приглашаются дети, могут вызвать у них неприятные ощущения и ответную негативную реакцию. Например: резкий свет в глаза, резкие неприятные звуки, шум в зале и на сцене, излишняя громкость подзвучки и др.
Ожидаемые результаты.
Улучшение речевых навыков: значительное повышение уровня артикуляции, интонации и выразительности речи у детей с ОВЗ.
Развитие коммуникативных навыков: улучшение навыков общения и взаимодействия с окружающими, повышение уровня социальной адаптации.
Формирование эмоциональной устойчивости: развитие способности выражать и понимать эмоции, повышение уровня эмоционального интеллекта.
Повышение самооценки и уверенности в себе: создание условий для самовыражения и самореализации, повышение уровня самооценки и уверенности в себе.
Развитие творческих способностей: стимулирование воображения, креативности.
Заключение
Программа театральной деятельности в школе является эффективным инструментом коррекции и развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Она позволяет достичь значительных результатов в развитии речевых, коммуникативных и эмоциональных навыков, а также способствует социальной адаптации и самореализации детей.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов | дата | |
1 | Театральная игра. Вводное занятие | 1 ч |
| |
2 | Театральная игра" Веселые артисты"
| 1 ч |
| |
3 | Формы сценической деятельности.
| 1 ч |
| |
4 | Беседа о сценическом движении как о средстве выразительности и его особенностях. | 1 ч |
| |
5 | Сценическая речь во взаимодействии со сценическим движением, фонограмма. | 1 ч |
| |
6 | Культура и техника речи. Что значит красиво говорить? Беседа о словах паразитах речи. | 1 ч |
| |
7 | Интонация, динамика речи, темп речи. Практикум. | 1 ч |
| |
8 | Игровое занятие "Кого бы я хотел сыграть". | 1 ч | ||
9 | Театрализация, репетиционная деятельность. Сценарий и правила работы с ним. | 1 ч |
| |
10 | Прочтение сценария, презентации. Обсуждение сценария. Распределение ролей . | 1 ч |
| |
11 | Чтение по ролям. Работа над дикцией. | 2 ч |
| |
12 | Репетиционная деятельность. | 3 ч |
| |
13 | Подбор и изготовление реквизита | 2 ч |
| |
14 | Прочтение сценария сказки "Новогоднее чудо". Обсуждение сценария. Распределение ролей сказки. | 1 ч |
| |
15 | Чтение сказки по ролям. Работа над дикцией.
| 2 ч |
| |
16 | Репетиционная деятельность. | 3 ч |
| |
17 | Подбор и изготовление реквизита | 2 ч |
| |
18 | Экскурсия в районный Дом культуры. | 1 ч |
| |
19 | Прочтение сценария сказки "Репка". Обсуждение сценария. Распределение ролей сказки.
| 1 ч |
| |
20 | Чтение сказки по ролям. Работа над дикцией.
| 2 ч |
| |
21 | Репетиционная деятельность.
| 3 ч |
| |
22 | Подбор и изготовление реквизита. | 2 ч |
| |
23 | Всего | 34 ч |
| |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
1. Учебно-методический комплекс
Учебные и методические пособия:
• Научная, специальная, методическая литература
(См. список литературы).
2. Материально-техническое оснащение
Книги с произведениями, используемыми в ходе составления сценариев. |
Компьютер |
Мультимедийный проектор |
Доступ в сеть интернет |
Принтер струйный цветной |
Фотокамера цифровая |
Видеофильмы, DVD диски, соответствующие содержанию произведений, используемых для постановки спектаклей. |
Список используемой литературы
- Доронова Т. Н. «Театрализованная деятельность как средство развития детей с ОВЗ» / М.: «Обруч», 2014
- Минина Т. А., Заботина О. П. «Музыкальный театр в школе: Конспекты НОД» / М.: УЦ «Перспектива», 2015
- Каргина З.А. «Практическое пособие для педагога дополнительного образования» / М.: «Школьная пресса», 2008
- Дж. Кэмерон «Художник есть в каждом. Как воспитать творчество в детях» /М.: «Манн, Иванов и Фербер» 2015
- Медведева И.Я., Шишова Т.Л.»Улыбка судьбы. Роли и характеры» М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2002
- Генов Г.В. «Театр для детей» М., «Просвещение», 1968
- Выготский Л.С. «Концепция о соотношении первичных и вторичных нарушений»
- Выготский Л.С., Малофеев Н.Н. «Учение об общих и специфических закономерностях развития аномальных детей»
- Нормативно-правовые документы Минобразования РФ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной культуры детей с ограниченными возможностями здоровья....

Виды и рекомендации по коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья (VII вида)
В статье кратко описываются виды детей с ограниченными возможностями здоровья (VII вида) и даны рекомендации родителям, как правильно подойти к коррекциии таких детей....

Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации.
Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации....
Нейропсихологическая коррекция детей с ограниченными возможностями здоровья
цикл занятий включающие в себяэлементы нейропсихологической коррекции...
«Современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении»
На этапе развития инклюзивного образования остается актуальным вопрос о создании системной модели совместного обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной среде нормально развивающихся сверстников...

«ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ СНЯТИЯ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Работая с данной категорией детей необходимо помнить, что снять агрессию не возможно, если сам педагог остается агрессивным....

Рекомендации учителя-логопеда по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Данный материал содержит рекомендации учителя-логопеда для учителей, которые работают с обучающимися, имеющих тяжёлые нарушения речи....
