Адаптированная программа «Театральная деятельность в школе как инновационный подход учителя-логопеда к коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья»
рабочая программа по логопедии

абдулина марина наильевна
Введение
Театральная деятельность в школе представляет собой инновационный подход, который активно используется учителями-логопедами для коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья. Этот метод позволяет не только развивать речь и коммуникативные навыки, но и способствует социальной адаптации, эмоциональному развитию и повышению самооценки учащихся.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx46.49 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптированная программа

«Театральная деятельность в школе как инновационный подход учителя-логопеда к коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья»

Введение

Театральная деятельность в школе представляет собой инновационный подход, который активно используется учителями-логопедами для коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья. Этот метод позволяет не только развивать речь и коммуникативные навыки, но и способствует социальной адаптации, эмоциональному развитию и повышению самооценки учащихся.

Организация театрализованной деятельности с детьми  с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации

Те, кто хоть раз общался с ребенком с ограниченными возможностями, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу. Но это не значит, что шансов быть счастливыми у детей с ограниченными возможностями, меньше. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Как помочь им раскрыть свое Я, понять его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем? Средством, способным решать все эти за- дачи, является театральное искусство. Дети с нарушениями развития являются особой категорией, в работе с которыми театр используется не только как средство их художественного развития, но и оказывает на них лечебное воздействие и является способом профилактики и коррекции. Существует множество форм обучения и воспитания как процесса всестороннего развития детей, и, театральная деятельность, стоит в этом ряду на первом месте. Этот вид деятельности, где игра, воспитание и обучение неразрывно связаны.

Школьная театрализованная деятельность пользуется у детей неизменной любовью. Участие в ней ребенка прививает ему устойчивый интерес к литературе и театру, формирует у него артистические навыки, побуждает его к созданию новых образов. Кроме того, помогает взрослым установить с детьми тесные контакты в плане сотрудничества, являясь для педагога в то же время эффективным средством раскрытия ребенка и педагогического воздействия на него. Приобщаясь к великому чуду театра, ребенок начинает понимать, что он не одинок, он принят в дружескую компанию единомышленников, которые живут не бытовыми ценностями, а чем-то более высоким, важным и удивительным. Организация такой деятельности решает не только проблему эмоционально-волевой сферы ребенка, вопросы нравственного воспитания и социализации, но и, что особенно важно, повышает уровень познавательной активности, что помогает детям с ОВЗ достигнуть лучшей результативности в обучении в школе.

Театральная деятельность для детей с ограниченными возможностями здоровья представляет собой систему мероприятий, объединенных общей идеей реализации социокультурных практик, приобщения детей и семей, в целом, к созданию общего творческого пространства. Все это возможно через освоение детьми пространства театра. Театральное искусство является действенным способом нравственного, эстетического воспитания. Театр помогает зрителю раскрывать чувства, эмоции, углубляет переживания человека, и особый ребенок – не исключение. Содержание занятий. На начальном этапе занятий важно определить сильные стороны учеников и на этом сделать основной акцент. Особое внимание следует уделить речи и её развитию. На этом же этапе проводятся упражнения на внимание, изучение пространства вокруг себя и ощущение себя в этом пространстве, изучение друг друга, взаимодействие друг с другом, развитие фантазии и воображения. Продолжительность такой разминки обычно 20 минут.

Далее основная часть – работа над сценическим материалом. Она состоит из этюдов к данному материалу. Это разведка поведения персонажей в разных ситуациях пьесы, взаимоотношения героев пьесы, его манеры речи и т.д. Затем репетиция по картинам самого спектакля.

В работу по сценической речи также включена пластика. Если того требует свободный звук, проводится работа с плечами, шеей, руками, со всем телом. Особое внимание уделяется общему настрою группы, коллективной готовности держать внимание. Если оно начинает рассеиваться, необходимо объяснять, почему важно сконцентрироваться над данным упражнением, в чем его цель, либо переходить к другому упражнению.

На следующем этапе важно уточнять, обогащать и активизировать словарный запас детей в процессе обучения элементам актерского мастерства.

При использовании скороговорок, различных буквосочетаний акцент идет не на дикцию, так как это лишняя нагрузка (психологическая, интеллектуальная и физиологическая). Главная задача – чтобы участник смог свободно работать с разными уровнями звука, с разными уровнями энергетического посыла (агрессивно, громко и т.д.), смог «крикнуть публично».

Таким образом, комплекс упражнений и звуковых игр для каждого занятия выстраивается на основе достижений и проблем, выявленных на предыдущих занятиях. В случае успешного выполнения упражнений на предыдущих занятиях успех закрепляется; в случае, если группа не выполнила задачи, поставленные во время исполнения упражнений на предыдущих занятиях, эти упражнения проводятся вновь до достижения устойчивого результата.

Особенности коммуникации с участниками. Поскольку группа состоит из участников с разными особенностями, наблюдаются трудности в коммуникации между участниками. Ситуации «не хочу, не могу» возникают от внутренней неуверенности. Если есть участник, который в силу разных причин ведет себя деструктивно, то его можно попросить просто посидеть или ненадолго выйти, отдохнуть, позаниматься своими делами и при желании вернуться в группу. Не следует акцентировать на этом внимание, чтобы не вовлекать в это поведение других участников. Педагогу важно самому не погружаться в эту ситуацию, а постараться завершить ее конструктивно.

Когда участники идут в разном темпе, желательно придержать «забегающего вперед». Если кто-то что-то не понял, лучше объяснить еще раз. Нельзя допускать, чтобы недопонимание накапливалось. Участников важно четко мотивировать – объяснять смысл упражнений и связывать их с движением к конечной цели (показ спектакля, премьера спектакля). Тогда они понимают, куда их ведут.

Роль учителя-логопеда. Зачастую педагог выполняет роль режиссера. Эти две функции часто неотделимы. Уже с первых дней учитель-логопед задумывается о премьерном спектакле, и это оказывает влияние на подбор материала. Со временем, уже в работе невозможно отделить роли режиссера и педагога, задача режиссера – максимальное раскрытие и развитие актерских навыков в каждом из участников, при том, чтобы эти навыки распространялись не только на сценическое пространство, но и на реальную жизнь. А задача педагога – построение коммуникации с особым ребенком. Замечательно, когда при организации театральной деятельность, эти роли разделены. Тогда режиссер начинает

объяснять все словесно, а педагог, знающий специфику познавательной сферы юного актера, предлагает режиссеру просто показать, дать визуальную картину требуемого. Таким образом, педагог постоянно находится рядом и организует взаимодействие режиссера с детьми, управляя их вниманием и поведением.

Таким образом, примерные направления работы в рамках подготовительного этапа могут быть следующими:

  1. Устранение дикционных недостатков через упражнения со звуками, дыхательные упражнения, игры и упражнения на опору дыхания. Постановка голоса, с использованием игры на развитие диапазона голоса. Работа над скороговорками, игры со скороговорками. Развитие чистоты произношения, чувства ритма.
  2. Развитие выразительности речи, памяти через заучивание стихотворений. Формирование навыка выступать.
  3. Работа над интонационной выразительностью речи, сменой интонационной окраски при чтении текста.
  4. Тренировка выразительности жестов через этюды. Развитие понимания эмоционального состояния другого и умения адекватно выражать своё (внимание, интерес, сосредоточенность). Передавать внутреннее состояние через мимику (удовольствие, радость).
  5. Воспроизведение различных эмоций (радость, удовольствие, удивление, гордость, страх). Этюды на воспроизведение черт характера (весёлый, добрый, смешной, озорной, жадный) через мимику, жесты на материале содержания стихотворения.
  6. Работа над пантомимикой: передача черт характера и поведения персонажей (смелый, трусливый, глупый, осторожный, добрый, злой).
  7. Работа с текстом, чтение по ролям способствует соотнесению себя с героями произведения, развитию творческих способностей, воображения, выразительности речи.
  8. Обыгрывание этюдов. Имеет важное коррекционное значение при включении образного мышления, активной речи, внимания, умения выразить мысль и правильно использовать мимику.

Как отмечалось ранее, вторым этапом организации театральной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья является подготовка театрального реквизита. Данная деятельность обеспечивает выполнение нескольких задач. Очевидной задачей станет бутафорское обеспечение спектакля. К развивающим занятиям следует отнести: поддержание коммуникации внутри группы, освоение детьми нового вида деятельности, следовательно, развитие познавательных процессов и т.д. и формирование таких личностных качеств как ответственность, целеустремленность и т.д. На данном этапе возможно привлечение родителей.

Остановимся на особенности организации данного вида деятельности.

Демонстрация необходимых действий (лепки, рисования и др.), проводится в малых группах, поскольку педагогу нужно контролировать правильность соблюдения технологии изготовления реквизита. А это на определенном этапе большая ответственность и конечно мотивация для всех участников. У детей не только возникают стремление к взаимодействию, но и появляется дух соревнования: кто сделает лучше, быстрее, красивее. Особенно если сюжеты, нарисованные ребенком, или вылепленные из папье-маше фигурки животных оказываются выставленными на всеобщее обозрение или изготовленные собственными руками объемные фигуры оказываются частью спектакля на театральной сцене.

Вся работа по обучению детей продуктивной деятельности проходит в темпе и последовательности, рассчитанных с опорой на психологические и физические особенности каждого. В первую очередь, всем действиям, даже самым незначительным и простым, которые совершаются, педагог и все сопровождающие придают определенный смысл.

Учитель-логопед много времени уделяет развитию у детей способностей к наблюдению, наполняя этот процесс смыслом: определенная манипуляция и взаимодействие с материалом для особых детей – это информационно-обучающее «окно» в окружающий мир, встреча с собственным действием, с самим собой, с окружающими людьми. Так, последовательно наблюдая за преобразованием мате- риала, дети учатся взаимодействовать с окружением.

На занятиях необходимо использовать следующий алгоритм: вначале дети только наблюдают, как работает другой ребенок, уже освоивший некоторые приемы работы с материалом и более ловко преобразовывающий его из одного состояния в другое. На первый взгляд, – малозначительное занятие, но на самом деле это ведет ребенка к осмыслению собственной личности через встречу с другим человеком и результатом его труда. Этап наблюдения за действием товарища позволяет освоить отношение, которое можно выразить как: «Это твоя работа – это моя работа!». Это одинаково важно как для наблюдателя, так и для выполняющего задание. Наблюдающий обретает ощущение, будто он выполняет важную собственную работу. В социальном смысле он делает первые важные шаги к развитию активности, уверенности в себе, к личностной самореализации.

Важно при этом проговаривать детям (родителям) о важности каждой из работ, о предстоящей выставке экспонатов и использовании изготовленных предметов и животных в постановке спектакля. В процессе рисования, лепки и других видов творческой деятельности происходит развитие тонкой моторики, формирование пространственных представлений, а также и эстетических качеств.

Преимущества театральной деятельности

  1. Развитие речи и коммуникативных навыков: театральные постановки помогают детям улучшить дикцию, интонацию и выразительность речи.
  2. Социальная адаптация: участие в театральных постановках способствует развитию навыков общения и взаимодействия с другими людьми.
  3. Эмоциональное развитие: театр помогает детям выражать свои эмоции и чувства, что способствует их эмоциональному развитию.
  4. Повышение самооценки: участие в театральных постановках помогает детям почувствовать себя успешными и способными, что повышает их самооценку.

Театральная деятельность в школе — это эффективный и инновационный подход к коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья. Этот метод позволяет не только развивать речь и коммуникативные навыки, но и способствует социальной адаптации, эмоциональному развитию и повышению самооценки учащихся. Использование театральной деятельности в коррекционной работе учителя-логопеда является важным шагом на пути к созданию инклюзивной образовательной среды, где каждый ребенок может раскрыть свой потенциал и достичь успеха.

Новизна программы

Новизной программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию подростка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля; принцип креативности - предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

Актуальность

Программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

Педагогическая целесообразность.

Данная программа рассчитана для школьников 7 - 16 лет и обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами,
любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа, призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный: запас, сформировать нравственно - эстетические чувства.

       Виды театральной деятельности

Детские театры  делятся на две крупные группы: верховые, настольные.                               К верховым видам относятся:

Пальчиковый театр – миниатюрный театр для пальчиков. Персонажей легко сшить, связать, склеить самостоятельно. Они одеваются на пальчики, не занимают много места. Ширмой может послужить любая импровизированная поверхность из подручных средств: коробка, чемодан, лист картона, книга и т. д. Пальчиковый театр прекрасно развивает мелкую моторику, участвует в

координации движения всей кисти, стимулирует мозговую деятельность и проявление фантазии.

Театр би-ба-бо представляет собой кукольный театр, персонажи которого имеют полое тельце и надеваются на всю кисть. При этом в процессе спектакля рука актера управляет героями, и они могут совершать простые движения: кланяться, шевелить руками, немного поворачиваться, изображать испуг, удивление, радость. Когда ребенок управляет таким персонажем, то он мысленно отождествляет себя с героем и действует за него.

Театр на гапите – это кукольный театр, полые тельца персонажей которого закреплены на специальных палочках – гапитах. Эти палочки можно устанавливать на поверхности в специальные отверстия либо держать в руке. Но движения кукол, по сравнению с персонажами  би-ба-бо, ограничены.

Театр ложек – один из простых самодельных театров. За основу берутся ложки: деревянные, пластмассовые, одноразовые, на которых рисуются рожицы и крепятся нехитрые украшения. Дети обожают принимать участие в создании таких кукольно-ложечных персонажей: обычно их создание не требует много времени и не вызывает творческих сложностей.

К настольным видам театра относятся:

Плоскостно-нарисованный театр отличается от театра на фланелеграфе тем, что плоские фигурки не лежат на игровой плоскости, а стоят на ней. Персонажей можно вырезать из любого детского журнала или нарисовать самостоятельно, а потом закрепить на картонной подставочке.

Театральная деятельность позволяет ребёнку попробовать себя в разных ролях, что способствует его самоопределению и дальнейшей самореализации. Ученик с ограниченными возможностями здоровья овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности. Именно театральная деятельность может стать становлением личностного самосознания, формирует  культуру чувств, способность к общению, овладение собственным телом, голосом, пластической выразительностью движений, воспитает чувство меры и вкус, необходимые человеку для успеха в любой сфере деятельности. Театрально-эстетическая деятельность, органично включенная в воспитательный процесс, – универсальное средство развития личностных способностей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Организация театральной деятельности строится в несколько этапов:

Подготовительный этап «Знакомство». Включение детей в пространство театра через просмотр спектаклей.

Включение в театральную среду «Создаем вместе». Привлечение детей (их родителей) к созданию атрибутов для предполагаемого спектакля.

Создание комфортной среды «Общаемся вместе». Знакомство и сплочение группы детей. Развитие навыков взаимодействия между детьми.

Первый этап включает цикл мероприятий по постепенному погружению ребят в театральную среду.

Второй этап нацелен на развитие у ребят навыков продуктивной деятельности, социального взаимодействия, сопричастности к героям будущего спектакля. Это возможно через работу с бутафорской продукцией – все то, что будет использовано в постановке спектакля.

Третий этап представляет собой тренинги на знакомство и сплочение детского коллектива, коммуникативные тренинги с участием детей, целью которых является формирование у них активной и открытой позиции, создание положительного опыта общения со сверстниками, формирование позитивного образа «Я», воспитание взаимопомощи, поддержки, сопереживания и формирование навыков выражения собственных эмоций и чувств в социально приемлемых формах.

Следует отметить, что этапы не должны четко следовать один за другим. Возможно их параллельная реализация. Единственное условие – это положительная обратная связь со стороны детей, достижение поставленных результатов, вовлечение детей в театральную деятельность как средства их успешной социализации.

Рекомендуется параллельно с занятиями приобщать семьи с детьми с особыми образовательными потребностями к посещению спектаклей как зрителей. Вовлеченность родителей и, возможно, близких родственников в театральную среду благоприятно сказывается на психологическом семейном климате, способствует расширению контактов, повышение привлекательности театральной деятельности для ребенка.

Формы информирования могут быть различными: информационные буклеты, просветительские встречи и др. Такие рекомендации для сотрудников театра должны включать как особенности детей и контактов с ними, так и описание физических характеристик помещения. Часто говорят о том, что слишком яркий свет или звук могут испугать ребенка с аутизмом, поэтому в театре нужно делать приглушенный звук или выдавать некоторым детям наушники, не выключать полностью свет в зале и не делать слишком ярких изменений света на сцене. В ряде случаев это возможная мера предотвращения агрессивного поведения особенных зрителей. Но, как показывает практика, это не самое главное условие, и нельзя его трактовать как универсальное для всех детей расстройством аутистического спектра. Однако необходимо внимательно продумывать, какие выразительные средства спектакля, на который приглашаются дети, могут вызвать у них неприятные ощущения и ответную негативную реакцию. Например: резкий свет в глаза, резкие неприятные звуки, шум в зале и на сцене, излишняя громкость подзвучки и др.

       Ожидаемые результаты.

Улучшение речевых навыков: значительное повышение уровня артикуляции, интонации и выразительности речи у детей с ОВЗ.

Развитие коммуникативных навыков: улучшение навыков общения и взаимодействия с окружающими, повышение уровня социальной адаптации.

Формирование эмоциональной устойчивости: развитие способности выражать и понимать эмоции, повышение уровня эмоционального интеллекта.

Повышение самооценки и уверенности в себе: создание условий для самовыражения и самореализации, повышение уровня самооценки и уверенности в себе.

Развитие творческих способностей: стимулирование воображения, креативности.

Заключение

Программа театральной деятельности в школе является эффективным инструментом коррекции и развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Она позволяет достичь значительных результатов в развитии речевых, коммуникативных и эмоциональных навыков, а также способствует социальной адаптации и самореализации детей.

Учебно-тематический план

 

п/п

Тема

Количество часов

дата

1

Театральная игра. Вводное занятие

1 ч

 

2

Театральная игра" Веселые артисты"

 

1 ч

 

3

Формы сценической деятельности.

 

1 ч

 

4

Беседа о сценическом движении как о средстве выразительности и его особенностях.

1 ч

 

5

Сценическая речь во взаимодействии со сценическим движением, фонограмма.

1 ч

 

6

Культура и техника речи. Что значит красиво говорить? Беседа о словах паразитах речи.

1 ч

 

7

Интонация, динамика речи, темп речи. Практикум.

1 ч

 

8

Игровое занятие "Кого бы я хотел сыграть".

1 ч

9

Театрализация, репетиционная деятельность. Сценарий и правила работы с ним.

1 ч

 

10

Прочтение сценария, презентации. Обсуждение сценария. Распределение ролей .

1 ч

 

11

 Чтение по ролям.

Работа над дикцией.

2 ч

 

12

 Репетиционная деятельность.

3 ч

 

13

Подбор и изготовление реквизита

2 ч

 

14

Прочтение сценария сказки "Новогоднее чудо". Обсуждение сценария. Распределение ролей сказки.

1 ч

 

15

 Чтение сказки по ролям.

Работа над дикцией.

 

2 ч

 

16

 Репетиционная деятельность.

3 ч

 

17

Подбор и изготовление реквизита

2 ч

 

18

 Экскурсия в районный Дом культуры.

1 ч

 

19

 Прочтение сценария сказки "Репка". Обсуждение сценария. Распределение ролей сказки.

 

1 ч

 

20

 Чтение сказки по ролям.

Работа над дикцией.

 

2 ч

 

21

 Репетиционная деятельность.

 

3 ч

 

22

 Подбор и изготовление реквизита.

2 ч

 

 23

 Всего

34 ч

 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

1. Учебно-методический комплекс

Учебные и методические пособия:
• Научная, специальная, методическая литература
(См. список литературы).

 

2. Материально-техническое оснащение

Книги с произведениями, используемыми в ходе составления сценариев.

Компьютер

Мультимедийный проектор

Доступ в сеть интернет

Принтер струйный цветной

Фотокамера цифровая

Видеофильмы, DVD диски, соответствующие содержанию произведений, используемых для постановки спектаклей.

 Список используемой литературы

  1. Доронова Т. Н. «Театрализованная деятельность как средство развития детей с ОВЗ» / М.: «Обруч», 2014
  2. Минина Т. А., Заботина О. П. «Музыкальный театр в школе: Конспекты НОД» / М.: УЦ «Перспектива», 2015
  3. Каргина З.А. «Практическое пособие для педагога дополнительного образования» / М.: «Школьная пресса», 2008
  4. Дж. Кэмерон «Художник есть в каждом. Как воспитать творчество в детях» /М.: «Манн, Иванов и Фербер» 2015
  5. Медведева И.Я., Шишова Т.Л.»Улыбка судьбы. Роли и характеры» М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2002
  6. Генов Г.В. «Театр для детей» М., «Просвещение», 1968
  7. Выготский Л.С. «Концепция о соотношении первичных и вторичных нарушений»
  8. Выготский Л.С., Малофеев Н.Н. «Учение об общих и специфических закономерностях развития аномальных детей»
  9. Нормативно-правовые документы Минобразования РФ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной куль­туры детей с ограниченными возможностями здоровья....

Виды и рекомендации по коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья (VII вида)

В статье кратко описываются виды детей с ограниченными возможностями здоровья (VII вида) и даны рекомендации родителям, как правильно подойти к коррекциии таких детей....

Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации.

Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации....

Нейропсихологическая коррекция детей с ограниченными возможностями здоровья

цикл занятий включающие в себяэлементы  нейропсихологической коррекции...

«Современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении»

На  этапе развития инклюзивного образования остается актуальным вопрос о создании системной модели совместного обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной среде нормально развивающихся сверстников...

«ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ СНЯТИЯ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Работая с данной категорией детей необходимо помнить, что снять агрессию не возможно, если сам педагог остается агрессивным....

Рекомендации учителя-логопеда по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Данный материал содержит рекомендации учителя-логопеда для учителей, которые работают с обучающимися, имеющих тяжёлые нарушения речи....