Главные вкладки

    Урок математики во втором классе по теме: "Пересечение геометрических фигур"
    методическая разработка по математике (2 класс) по теме

    Шутова Наталья Геннадьевна

    Первый раз урок почему-то нет загрузился, поэтому ещё раз загружаю этот урок...

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Matematika_v_nachalnoy_shkole.doc108 КБ

    Предварительный просмотр:

    1.Урок математики во 2 классе по теме: «Пересечение геометрических фигур»

    2. «Математика во 2 классе» учебник авторов: Л.Г.Петерсон и др.(1 часть, урок №39)

    3.Форма учебной работы – классно-урочная.

    Тип урока - формирование новых знаний.

    Данная тема в изучаемом разделе пятая по счёту. Предыдущие темы подготавливали ребят к исследованию вопроса о пересечении прямых, лучей, отрезков.

    Характер содержания урока зависит от того на каком уровне дети находятся по учебным возможностям. На уроке присутствует эмоционально-образный характер содержания, т.к. он доступен возрастным особенностям младших школьников. У них эмоциональный тип памяти. И наряду с ним идёт логико-доказательный характер содержания. Он и является основным компонентом урока. Уровень трудности усвоения I и II.

    I-Узнавание, знакомство (потому что урок формирование новых знаний)

    II-Репродуктивный (дети могут воспользоваться знаниями)

    Выбор метода зависит от характера содержания и условий урока. На протяжении урока идёт сочетание методов: словесного, наглядного и практического.

    Репродуктивный (повтор), учёт индивидуальных особенностей (когда выходят на второй уровень трудности). Также используется индуктивный (от частного к общему) и дедуктивный (от общего к частному).

    4.Организация учебной деятельности проходит следующим образом:

    1 момент: Орг. момент-мотивация на дальнейший успех.

    2 момент: Актуализация знаний-с целью включения памяти по пройденным темам.

    3 момент: Проблемная ситуация-с целью определения темы урока (т.е. идёт использование технологии проблемно-диалогического обучения).

    4 момент: «Открытие» детьми нового знания-с целью формирование знаний через практическую деятельность, что ведёт к самовыражению, творчеству учащихся, развитию мыслительных процессов. Это и позволяет им самим сформулировать новый алгоритм.

    5 момент: Физ. Минутка-с целью отдыха

    6 момент: Первичное закрепление-с целью формирование первичных умений в закреплении полученных знаний.

    7 момент: Самостоятельная работа-с целью развития навыков правильного, осознанного использования изученного материала.

    8 момент: Обобщение-с целью рефлексии, получение обратной связи (т.е. используется технология оценки учебных успехов).

    Все этапы логически последовательны и взаимосвязаны. Используются элементы дифференцированного обучения:

    -работа в парах;

    -индивидуальная работа учащихся по карточкам;

    -коллективная работа;

    Ребята доказывают свою правоту, находят верное решение, мыслят, рассуждают через решение проблемы. Использование на уроке мотивационного момента способствует успешному усвоению материала и хорошему эмоциональному уровню.

    5.Разработка урока:

    Тема: «Пересечение геометрических фигур» (2 класс, 1часть, урок 39)

    Цели урока: - сформировать представление о пересечении геометрических фигур; закрепить нумерацию многозначных чисел; формировать способность точно и последовательно вести рассуждение при приобретении нового знания и составлении алгоритма.

    Оборудование: «Геометрический человечек» - помощник, фишки – помощника, карточки с числами и буквами, индивидуальные карточки с геометрическим заданием, плакат с алгоритмом о нахождении точек пересечения прямых, лучей и отрезков.

                                                       Ход урока:

    1.Орг. момент: 

    Сейчас у нас урок математики. Как всегда нам нужно быть внимательными дружными, чтобы выполнить все задания и узнать что-то новое.

    Повернёмся  друг к другу лицом, возьмёмся за руки, улыбнёмся, мысленно пожелаем удачи и успехов. Желаю вам хорошего настроения.

    2.Актуализация знаний: (на доске висят карточки)

    -Что вы можете сказать об этих числах?

    -Какое из записанных чисел самое большое?

    -Что вы можете сказать об этом числе?

    -Начертание этих цифр, на какие геометрические фигуры похожи?

    -Перечислите эти числа в порядке возрастания

    -А теперь расположим их в порядке убывания

    -Что вы знаете об отрезке?

    -А какие ещё знаете геометрические фигуры-друзей отрезка?

    Сегодня к нам на урок пришёл помощник «Геометрический человечек», который и состоит из отрезков и его друзей,

    он будет помогать нам на уроке, а активно работающим ребятам вручит свои фишки:

    -Это числа однозначные, двузначные, трехзначные. Они состоят из одинаковых цифр.

    -520

    -Это трёхзначное число; состоит из 5сотен, 2десятков,0единиц; в нём всего 52 десятка, 520 единиц; сумма разрядных слагаемых: 500+20, сумма цифр=7; предыдущее 519, последующее521

    -Кривые линии: замкнутые и незамкнутые

    2,5,25,52,250,502,520

    520 502 250 52 25  5  2

    О     Т    Р     Е   З   ОК

    -Геометрическая фигура, имеющая начало и конец

    -Прямая линия, луч

    3.Постановка проблемы: (на доске лучи, отрезки, прямые линии)                                                      

                           F              

                                                              B

                              r

          Е                                     C                        D

                                                                                                    K

               L                                 A            рис.№1

    -И сейчас он просит вас найти на рисунке его друзей    пересекающие прямые, отрезки и лучи.

    -Почему? Докажите.

    -Молодец, «Геометрический человечек» вручает тебе свою фишку.

    -Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?    

                                                       

    -Совершенно верно, решая какие-то задачи на уроке, мы обычно работаем по определённому плану (шагам). Вот и сегодня с нашим помощником мы попытаемся составить план-алгоритм нахождения точек пересечения прямых, лучей и отрезков. И попробуем прийти к одному общему выводу.

    (на доске появляется запись)

    -Это прямая А-В, отрезок C-D

    -Есть общие точки фигур

    -

    -О пересечении геометрических фигур (вручается фишка)

    4. «Открытие» детьми нового знания:

    -Расскажите, какие на рисунке (рис.№1) есть геометрические фигуры?

    -«Геометрический человечек» спрашивает вас, почему вы считаете, что на рис. есть отрезки? Что вы о них знаете?

    -Назовите их

    -Что мы знаем о прямых линиях?

    -Назовите их  

    -Значит, в каком направлении мы можем продолжить прямые линии?

    -Молодцы! Мы открыли с вами секрет прямых линий.

    -Расскажите, что мы знаем с вами о луче?

    -Значит, в каком направлении мы продолжим луч?

    -Мы открыли ещё один секрет помощника!

    -Т.е. на этом рисунке есть фигуры, которые можно продолжить?

    -Давайте это сделаем

    (на рис.№1 продолжаем лучи в одном направлении, а прямые в двух направлениях)

    -Что мы сейчас сделали?

    -Наш помощник говорит, что мы открыли первый шаг алгоритма.

    (на доске появляется запись)

    -Отрезки, прямые, лучи

    -Это линии, которые имеют начало и конец

    E-F;  C-D (вручаются фишки)

    -Линии, которые не имеют ни начала, ни конца

    -L; r; A-B

    (вручаются фишки)

    -В двух направлениях

    -Имеет начало, не имеет конца

    -В одном направлении (вручаются фишки)

    -Да

    -Продолжили лучи в одном направлении, а прямые линии в двух направлениях

    -Теперь мы можем найти пересекающиеся фигуры?

    -Давайте отметим места пересечения.

    -Помощник говорит, что это второй шаг алгоритма.

    (на доске появляется запись)

    -Итак, что нам нужно сделать, чтобы найти пересекающиеся прямые линии, лучи и отрезки?

    ( При обсуждении дети в определении пересекающихся фигур мотивируют вывод соответствующего алгоритма)

    -Да есть общие точки фигур (вручаются фишки)

    5.Физминутка:

    Раз - подняться, потянуться,

    Два – согнуться, разогнуться,

    Три – в ладоши три хлопка

    Головою три кивка,

    На четыре – руки шире,

    Пять – руками помахать,

    Шесть – за парту тихо сесть.

    6.Первичное закрепление: (работа в парах)

    -Откройте учебник на стр.76, №2

    -Прочитайте задание

    -Что нам нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задания?

    -Поработайте в парах, найдите ответ на вопрос.

    -Коллективная (фронтальная) проверка выполненных заданий

    -Дети повторяют алгоритм

    (вручаются фишки)

    7. Самостоятельная работа с самопроверкой:

    «Геометрический человечек» приготовил для вас карточки и просит найти в них точки пересечения лучей, прямых и отрезков

    (дети получают карточки двух вариантов)

                         1 вариант

                              2 вариант

    (затем открывается на доске образец ответов к карточкам.)

    -Кто допустил ошибки? Почему?

    -Что забыли из алгоритма?

    -Что надо повторить ещё раз?

    -У кого правильно? Поставьте плюс. Помощник доволен вами.

    -Дети объясняют, что им надо повторить ещё раз

    (вручаются фишки)

    8.Итог урока. Рефлексия:

    -Назовите тему урока.

    -С помощью какого алгоритма мы выполняли задания?

    -Кто успешно поработал? Поднимите фишки.

    -А у кого были трудности? Над чем нам надо ещё поработать?

    -Оцените свою деятельность на уроке. Посчитайте фишки.

    -«Геометрический человечек» ставит вам:

              «5» - за 5 фишек

              «4» - за 3-4 фишки      

              «3»-  меньше 3 фишек  

    -Дети повторяют алгоритм

    -Ребята поднимают фишки, заработанные на уроке

    -Дети рассуждают о целях и задачах на будущее

    9.Домашнее задание:

    Составьте карточку с заданием найти точки пересечения прямых, лучей и отрезков.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    1.Урок математики во 2 классе по теме: «Пересечение геометрических фигур»

    Урок математики во втором классе...Детям тяжело понять элементы геометрии и, я думаю, различные формы работы используемые на этом уроке  облегчат им понимание этого материала....

    Урок математики в 3 классе по теме Пересечение множеств

    Урок математики в 3 классе по теме "Пересечение множеств". ОС "Школа2000..."...

    Урок математики во 2 классе на тему "Обозначение геометрических фигур"

    Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС  по УМК "Школа 2100"...

    Презентация урока математики во 2 классе на тему "Периметр геометрических фигур"

    Презентация урока математики во 2 классе на тему "Периметр геометрических фигур" Урок проводился по развивающей системе Занкова Л.В....

    Урок математики Тема: Конструирование способа нахождения площади любой геометрической фигуры путём её разбиения (или дополнения), перекраивания (4 класс)

    ПРОЕКТ УРОКАПредмет: Математика. 3 класс.Тема: Таблица умножения 5.Тип урока: Урок –mixt.       Зона актуального развития:Учащиеся знают: таблицу умножения 9 и 2;спо...

    урок математики во 2 классе по УМК Гармония "Геометрические фигуры: плоские и объёмные"

    урок математики во 2 классе по УМК Гармония "Геометрические фигуры: плоские и объёмные"...