Мастер-класс "Урок-проект"
материал по математике (3 класс) по теме

Тимонина Гульнара Ринатовна

Представлен мастер-класс урока - проекта математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_gospozha_simmetriya_avtosohranennyy.doc180 КБ

Предварительный просмотр:

Урок- проект «Госпожа Симметрия»

Характеристика проекта:

По содержанию: монопредметный.

По уровню усвоения учебного материала: итоговый.

По формам организации: групповой.

По срокам выполнения: краткосрочный.

Цель: формирование навыков самостоятельной исследовательской деятельности младших школьников.

Задачи

  • - научить распознавать симметричные фигуры среди других;
  • -познакомить с использованием симметрии в природе, архитектуре, искусстве, технике;
  • - развивать умения анализировать и сравнивать предметы;
  • - учить оформлять результаты исследования.

Оборудование: 

компьютер, проектор, презентация

  1. конверта с заданиями

информационный стол

            информационный материал

На уроке технологии учащимся  было дано задание – для оформления зала к Новому году необходимо изготовить объёмную аппликацию, состоящую из множества ёлочек. Объём работы был специально увеличен учителем. Началась работа, но очень скоро кто-то из учеников выразил опасение, что можно не успеть.

Этапы

Деятельность  учителя

Деятельность  учащихся

Примечания

1. Постановка проблемы

Как ускорить выполнение работы?

Посмотрите на экран, разбейте эти фигуры на 2 группы.

Попробую вам помочь.

Работать будете в парах. Возьмите конверт, в нём такие же фигуры как на доске, но что вы на них заметили?

Как вы думаете для чего эти линии? Что вы предлагаете делать?

Попробуйте. Что интересного заметили?

А у ёлочки можно провести такую линию?

Отвечают на вопросы, уточняют информацию, обсуждают задание, принимают общее решение по теме,

формируют творческие группы.

Линии

Согнуть

Части некоторых фигур совпадают

Можно.

2

Класс делится на 4 группы. У каждой группы на столе – своё название

2. Выбор темы проекта

Вы сделали важные открытия. Линии при сгибании по которым части фигур совпадают, называют осями симметрии.

А как, по-вашему, будут называться фигуры, имеющие такие линии? Их называют  симметричными.

На какие же 2 группы можно разделить данные нам фигуры?

Симметричные и несимметричные.

Формирование творческих групп, определение формы выражения итогов проектной деятельности.

3. Планирование

Сбор и уточнение информации, обсуждение различных гипотез, выбор оптимального варианта, уточнение плана деятельности.

Наметим план создания проекта.

1. Найдем интересную информацию о том, что такое  симметрия  на информационном столике.

2. Узнаем, где встречается симметрия

3. Почему в природе царит симметрия?  

4. Почему симметрично все живое от микроорганизмов до человека?  

5. Наконец, почему симметричное ассоциируется с прекрасным?

6. Оформим проект

7. Защитим свой проект.

Вырабатывают план действий, осуществляют постановку конкретных задач, определяют средства реализации проекта, уточняют источники информации, распределяют роли в группе.

Каждая группа проводит своё мини-исследование

В течение недели дети проводили исследования, подбирали материал, занимались оформлением. Учитель и родители оказывали необходимую помощь. А также провели математический эксперимент, как же можно быстрее вырезать ёлочку.

4.Выполнение проекта

Уважаемые учителя, найдите, пожалуйста,  на информационном столе нужную для Вас информацию

Работают над проектом и его оформлением.

1 группа – Симметрия в мире природы.

2 группа – Симметрия в мире архитектуры.

3 группа – Снежная симметрия.

4 группа – Симметрия вокруг нас

См. методические рекомендации  для урока

5.Оценка результатов.

Оценка выполнения проекта: поставленных целей, достигнутых результатов, анализ причин недостатков

Наблюдает за деятельностью учащихся, принимает участие в обсуждении.

Обсуждают полученные результаты в группах, исправляют возможные недочеты, формулируют выводы.

6. Презентация.

Защита проекта.

Организует работу жюри с помощью оценочных листов.

Докладывают о результатах своей работы.

Оценочный лист имеет следующие пункты:

1. Соответствует ли результат теме проекта.

2. Использование дополнительной информации.

3. Сотрудничество.

4. Аккуратность выполнения.

5. Защита проекта (умение донести информацию до аудитории).

6. Рефлексивные умения.

Учебный результат проекта.

В результате проекта «Госпожа Симметрия» дети получили представление:

- о симметрии, об оси симметрии,

- о методах обнаружения симметрии,

-научились применять ось симметрии для поделок из бумаги,

- овладели рациональным способом вырезания симметричных фигур,

-легко находить симметричные фигуры (плоские и объемные) в окружающем мире.

 Детьми были созданы коллективные работы:

- для новогоднего оформления школы,

- презентации по темам

- оформлены выставки:  « Симметрия вокруг нас».

 Учебный проект для учащихся  является важным средством формирования мотивации обучения.

Важнейшими факторами, которые способствуют формированию внутреннего мотива учебной деятельности при проектном обучении, являются:

- связь идеи проекта с реальной жизнью: идея всякого проекта связана с созданием конкретного продукта или решения отдельной значимой для учащихся проблемы, взятой из реальной жизни в процессе практической деятельности;

- наличие интереса к выполнению проекта со стороны всех его участников;

- ведущая роль консультативно-координирующей функции учителя, что дает обучаемым реальную автономию и возможность проявления своей собственной инициативы и самостоятельности в процессе выполнения проекта, способствует саморазвитию личности.

Отмечено, что проектная деятельность служит достижению целей:

- развития творческих способностей учащихся и привития им исследовательской деятельности;

- формирования аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения научных исследований;

- воспитания у школьников целеустремленности и системности в учебной деятельности;

-самоутверждения учащихся через достижение поставленных целей и полученных результатов;

- обеспечения реализации их творческих возможностей, росту творческого мышления;

- получения дополнительной научной информации;

В апреле 2011 года в школе было проведено психологическое тестирование 3 классов.  Вот  данные: субтест Кеттелл – Ясюкова.

3 А класс занимается проектной

деятельностью, а 3 Б класс - нет

Диагностика показала, что уровень самостоятельности мышления детей, занимающихся проектной деятельностью, выше уровня других классов, следовательно, мышление развивается быстрее.