Главные вкладки

    Рабочая программа дополнительного образования детского объединения учащихся 3 классов «Юный математик»
    рабочая программа по математике (3 класс) по теме

            Направленность программы «Юный  математик» по содержанию является научно-предметной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – кружковой; по времени реализации – годичной.

              Новизна программы состоит в том, что данная программа формирует первоначальные исследовательские умения учащихся начальных классов, включает младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности, учебно-исследовательскую.

             Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время без основных мыслительных операций, которые позволяют включить интеллектуальную деятельность младшего школьника  в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами, не будет оказывать положительное влияние на развитие внимания, памяти, эмоции и речи ребенка. Исследовательская работа в начальной школе сейчас особенно актуальна, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. В младших классах закладываются предпосылки самостоятельной ориентации не только в учебе, но и в жизни.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kruzhok.doc125 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Пятницкая средняя общеобразовательная школа Волоконовского района Белгородской области»

    Рассмотрено на  заседании                                                                 Утверждаю:

    педагогического совета                                                                        директор МОУ «Пятницкая                                                                                                                                

    протокол №.--- от------2011г.                                                                       СОШ-------Бурменский В Г.

            ---  -----------------2011г.                                                                      

       

            

    Рабочая программа

    дополнительного образования

    детского объединения учащихся 3 классов

     «Юный математик»

                 

                                              Подготовили:

    учителя начальных классов

    Фёдорова Валентина Анатольевна

                                                           

                                                                                 

    Пятницкое

    2011-2012 учебный год

    Пояснительная записка

            Направленность программы «Юный  математик» по содержанию является научно-предметной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – кружковой; по времени реализации – годичной.

              Новизна программы состоит в том, что данная программа формирует первоначальные исследовательские умения учащихся начальных классов, включает младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности, учебно-исследовательскую.

             Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время без основных мыслительных операций, которые позволяют включить интеллектуальную деятельность младшего школьника  в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами, не будет оказывать положительное влияние на развитие внимания, памяти, эмоции и речи ребенка. Исследовательская работа в начальной школе сейчас особенно актуальна, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. В младших классах закладываются предпосылки самостоятельной ориентации не только в учебе, но и в жизни.

       Программа направлена на:

    1. создание условий для развития ребенка;
    2. развитие мотивации к познанию и творчеству;
    3. обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
    4. профилактику ассоциативного поведения;
    5. интеллектуальное, ценностное и творческое развитие личности ребенка;
    6. укрепление психического здоровья.

       

       Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием приемов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения, поиска информации ее обработка и оценка

         Программа отражает:

    1. принципы обучения (индивидуальность, доступность, научность, преемственность, результативность)
    2. дифференцированное обучение;
    3. владение методами контроля.

    Эффективным для развития ученика является такое введения нового теоретического материала, которое вызвано требованиями творческого потенциала. Ребенок должен уметь сам сформулировать задачу, найти информацию ее обработать и оценить, а новые знания теории помогут ему в процессе решения этой задачи. Данный метод позволяет на занятии сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведет к более глубокому ее усвоению.

       

    Целью образовательной программы является формирование личности, владеющей ключевыми, социально-культурными компетенциями, готовой к позитивному взаимодействию с окружающим миром, самообразованию, самоопределению в новых социально-экономических, культурно-исторических условиях. 

    Цели программы:  стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

    Задачи:

    1. обучение проведению учебных математических  исследований младших школьников;
    1. развитие исследовательской активности детей;
    1. стимулирование у детей интереса к науке математике;
    1. ознакомление с научной картиной мира;
    1. вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

    Отличительные особенности программы   в том, что в нее включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера. В структуру программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, речи, внимания; умению создавать исследовательские проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы.

          Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 9-10 лет. Дети 9 лет способны на среднем уровне выполнять предлагаемые задания.

        Сроки реализации образовательной программы 1 год.

       Программой предусмотрены методы исследовательский и проблемно-поисковый, что способствует достижению высоких результатов.

        Формы организации обучения  – коллективная, групповая и индивидуальная  в зависимости от темы занятия. По особенностям коммуникативного взаимодействия -  игра, конкурсы, презентации.

          Занятия проходят 1 раз в неделю, продолжительностью 40 минут.

    Практическая значимость:

    - расширяется кругозор в предметных областях;

    - повышается способность к саморазвитию, к самоанализу, самоорганизации,

    - происходит непроизвольное запоминание учебного материала.

    Ожидаемые результаты освоения программы

    Занятия в  кружке должны помочь учащимся:

    • усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
    • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
    • формировать творческое мышление;
    • способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.

    Кружок создается при  участии  всего  класса.

    Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.

       Программа кружка рассчитана на год. Занятия - 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 – 40 минут.

            

    Авторская образовательная программа «Юный математик

    Авторы: Фёдорова В. А.

    Программа рассмотрена и утверждена на заседании педагогического совета

    от  «    « -------- 2011 года

    Протокол №-----

    Председатель педагогического совета-----------------        

    Паспорт программы

    «... Только то обучение является хорошим,

    которое забегает вперед развития».

    Л.С.Выготский

    Название программы: программа «Юный математик» для развития математических способностей учащихся и формирования умений и навыков для решения математических заданий повышенного уровня сложности.

    Авторская образовательная программа «Юный математик"

    Авторы: Фёдорова В. А., Тупикина Л. А.

    Программа рассмотрена и утверждена на заседании педагогического совета

    от  «    « -------- 2011 года

    Протокол №-----

    Председатель педагогического совета-----------------        

    Основания для разработки программы:

    Закон «Об образовании РФ»;

    Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29. 12. 01,

    Цель, задачи и принципы программы:

    Цель:

    • развивать математический образ мышления

    Задачи:

    • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
    • расширять математические знания в области многозначных чисел;
    • содействовать умелому использованию символики;
    • учить правильно применять математическую терминологию;
    • развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
    • уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

    Принципы программы:

    • Актуальность

                Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.

    • Научность

    Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

    • Системность

    Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

    • Практическая направленность

    Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

    • Обеспечение мотивации

    Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

    • Курс ориентационный

    Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине.

    Предполагаемые результаты:

    Занятия в  кружке должны помочь учащимся:

    • усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
    • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
    • формировать творческое мышление;
    • способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.

    Основные виды деятельности учащихся:

    • решение занимательных задач;
    • оформление математических газет;
    • участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
    • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
    • проектная деятельность
    • самостоятельная работа;
    • работа в парах, в группах;
    • творческие работы

    Требования к уровню подготовки учащихся

            Занятия в  кружке должны помочь учащимся:

    • усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
    • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
    • формировать творческое мышление;
    • способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.

    Учебно-тематическое планирование

    занятий кружка «Юный математик»

    Наименование тем курса

    Всего часов

    Практическая часть

    Теретическая часть

    Да

    та по плану 

    Дата фактически

    Интеграция с другими предме

    тами

    1. Вводное занятие «Математика – царица наук»

     

    разгадка «математических фокусов»

    просмотр

    презентации

    2. Конкурс эрудитов «А ну, познания человеческие, поглядим, кто - кого!» (Жан Поль Сартр)

    групповая работа,

    решение нестандартных задач

    Работа с карточками

    3. Решение ребусов и логических задач.

    работа со словарями, энциклопедиями

    конкурс буклетов о великих математиках

    4. Геометрические упражнения «Путешествие в Страну Геометрию»

    запись геометрических понятий, решение геометрических заданий

    презентация

    5. Упражнения с чертежей на нелинованной бумаге.

    практическая работа

    выставка «Я – чертёжник!»

    6. Игра «Удивительный квадрат».

    работа в группе, решение упражнений с квадратами

    заучивание определения

    7. Преобразование фигур на плоскости.

    конструирование фигур на плоскости из различного материала

    презентация

    8. Задачи-смекалки.

    решение нестандартных задач

    работа с компьютером

    9. Симметрия фигур.

    создание мини-альбома «Узоры геометрии»

    выставка альбомов «Узоры геометрии»

    10.Соединение и пересечение фигур.

    вычерчивание геометрических фигур

    презентация

    11.Познавательная игра «Семь вёрст…»

    решение нестандартных заданий на меры длины

    Из истории  мер длины. Сообщения.

    12.Вычисление площади фигур.

    создание мини-проекта «Наш школьный стадион»

    Определение «площадь»

    13.Объём фигур.

    проведение вычислительных операций площадей и объёма фигур мини-проекта «Наш школьный стадион»

    защита проекта

    14.Логическая игра «Молодцы и хитрецы»

    решение задач на упорядочивание множеств

    презентация

    15.Конструирование предметов из геометрических фигур.

    мини-проект «Наша детская площадка»

    16.Проектная деятельность «Зрительный образ квадрата».

    работа над проектом «Наша детская площадка»

    защита проекта

    17.Школьный тур олимпиады

    решение заданий повышенной трудности

    18. Математическая игра «Умники и умницы»

    Решение нестандартных математических заданий

    19. Открытие нуля.

    исследовательская работа «Почему так?»

    20. Экскурсия в компьютерный класс.

    экскурсия

    конкурс рисунков «Наш школьный компьютерный кабинет»

    21.Компьютерные математические игры.

    сообщения о домашних компьютерных математических играх

    22. Конкурс знатоков

    решение нестандартных заданий

    23.Учимся комбинировать элементы знаковых систем.  

    составление суперпримеров

    защита работ «Мой суперпример – самый лучший!»

    24. Конкурс знатоков

    решение нестандартных заданий

    25. Учимся разрешать задачи на противоречия.

    решение игровых заданий «Богатыри и разбойники»

    26. Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах»

    повторение единиц измерения

    27. Анализ проблемных ситуаций во многоходовых задачах.

    решение задач повышенной сложности

    28. Анализ проблемных ситуаций в многоходовых задачах.

    индивидуальная работа

    проверочный тест

    29.Задачи с многовариантными решениями.

    работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения

    Что такое «задача»

    30. Решение нестандартных задач

    решение задач на установление причинно-следственных отношений

    Составление плана последовательности решения задачи.

    31. Практикум «Подумай и реши».

    индивидуальная работа

    проверочный тест

    32. Задачи с изменением вопроса.

    схематическое изображение задач

    33. Математический КВН

    Работа в группах

    викторина

    34. Круглый стол «Подведем итоги»

    коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе

    анкетирование

    35. Сочинение «Место математики в моей жизни»

    творческая работа

    Сообщения детей о великих математиках.

            

            Содержание курса

    № раздела

    Тема

    Кол-во часов

    1

    Числа и операции над ними

    Из истории натуральных чисел, загадочность цифр и чисел (логические квадраты, закономерности).

     

    6

     

    2.

    Геометрические фигуры и величины

    Старинные меры измерений. Составление таблиц известных мерок и придумывание новых мерок, исследовательские творческие задания. Преобразование геометрических фигур на плоскости по заданной программе и составление своих подобных заданий. Конструирование геометрических фигур.

     

    5

    3.

    Текстовые задачи

    Решение задач разными способами (уравнения, схемы, графическое моделирование, дерево возможностей). Решение старинных задач, задач повышенной трудности.

     

    20

    4.

    Общие понятия

    Обобщение изученного в курсе. Составление алгоритмов, блок-схем, программ с вопросами, математические игры.

    4

    Средства контроля

    1.Проверочный тест (1 полугодие)

    2.  Участи в школьной олимпиаде

    3.Участие в Молодёжном чемпионате  предметных олимпиад г. Пермь

    4. Сочинение «Место математики в моей жизни» (2 полугодие)

    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
    2. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
    3. Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
    4. Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
    5. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
    6. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
    7. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
    8. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
    9. Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
    10. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
    11. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
    12. «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    рабочая программа дополнительного объединения "Юный природовед", 1, 2 год обучения

    Программа детского объединения "Юный природовед" может быть использована учителями начальных классов, воспитателями ГПД, педагогами дополнительного образования, во внеурочной деятельности....

    Рабочая программа дополнительного образования детей объединения "Палитра"

    Рабочая программа дополнительного образования детей объединения "Палитра" рассчитана на 144 часа в год. Периодичность занятий 2 раза в неделю по 2 часа.Занятия проводятся с детьми 10-11 лет ( третий г...

    Рабочая программа дополнительного образования для учащихся начальной школы "Я и компьютер"

    Программа дополнительного образования для учащихся начальной школы...

    Авторская программа дополнительного образования для учащихся 1-4 классов «ЮНЫЙ КРАЕВЕД»

    Татар халкының борын-борыннан формалашып килгән рухи культурасы, бай хәзинәсе бар. Шуңа күрә дә укучыларны татар халкының гореф-гадәтләре, ел фассыллары, табигать күренешләре, үсемлек һәм җәнлекләр дө...

    Рабочие программы дополнительного образования "Эрудит", "Углубление знаний по математике", "Развитие речи", 1 класс.

    Программы:  "Эрудит" ,  "Углубление знаний по русскому языку", "Развитие речи" предназначена  для проведения занятий в рамках внеурочной деятельности или д...