Урок математики во 2 классе " Алгоритм"
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме

Урок открытия нового знания с использованием проблемно- диалогической технологиии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki_vo_2_klasse.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Смирнова

 Валентина Вячеславовна

учитель начальных

 классов МОУ гимназия №2

г. Мурманска

Урок математики во 2 классе.

Тема: Программа действий. Алгоритм.

Цель: формирование математических понятий.

Задачи: - познакомить детей с понятиях «алгоритм», «программа действий»;

-учить читать и составлять простейшие программы заданных алгоритмов;

-совершенствовать навыки устного счета;

-развивать мыслительные операции, речь ,творческие способности учащихся;

-развивать навыки сотрудничества, интерес к предмету.

Оборудование: табличка с определением алгоритма, программы действий, набор

карточек для составления цепочки «препятствий», картинки Василисы и Ивана-Царевича,

наборы карточек для составления алгоритмов для работы в группах.

1.Самоопределение к деятельности:

-Здравствуйте ребята. С какими математическими понятиями вы познакомились на предыдущих уроках? ( операции, обратные операции)

-Эти знания помогут нам сегодня. Мы отправляемся в русскую народную сказку «Царевна-Лягушка». Мы  поможем Ивану-Царевичу победить злого Кощея и освободить Василису Премудрую. Ну что ж, в путь!

2.Актуализация знаний:

- Ребята ,кто из вас помнит, как добраться до смерти Кощея?

Что надо сделать сначала, а что потом? Какие препятствия преодолеть?

Учащиеся называют препятствия и выставляют соответствующие блоки на доске.

игла

яйцо

утка

заяц

ларец

дуб

 -Как можно назвать полученную схему?(планом, маршрутом).

- В математике такую схему называют   программой действий (табличка вывешивается на доску).

Программа состоит из блоков, в каждом из которых операция которую надо выполнить.

-Какой 1 блок в программе?

-Чтобы добраться до дуба сосчитайте от 836 до 842.( счет прямой и обратный).-Какое круглое число встретилось вам при счете?( 840)

- До дуба добрались .А чтобы открыть ларец  расскажите все о числе 840.

(840- трехзначное число, в нем 8 сотен. 4 десятка, предыдущее 839, последующее 841, сумма цифр равна12, сумма разрядных слагаемых 800+ 40).

_ Ларец открыт, а из него выскочил заяц и убежал. Заяц быстро бегает, и нам с вами надо быстро найти значение выражения:

45+5-2+6+6+27+3

-Зайца мы догнали А оттуда вылетела утка. Чтобы ее поймать в каждом столбике найдите ответ второго примера, пользуясь первым.

478+129=607                   354 - 98=256

607 - 478=                         98+256=

Как вы догадались?( В примерах каждого столбика одинаковые части и целое)

- Сбили утку, а яйцо упало в море. Подберите подходящую схему к задаче и устно решите ее. Задача:  Иван-Царевич в 1 день проплыл по морю 15 м , а во второй на 10 м больше. Сколько метров проплыл Иван- Царевич во второй день?

     

         ?        25 м        15 м

1                2        1

15 м        10 м                   15 м          ?

                       2      

                                                                                                  10 м

                                                                                                   

-Вот мы и достали яйцо. В яйце игла, а в игле и гибель Кощея. Но где же нам искать Василису Премудрую? Далеко спрятал ее Кощей. Чтобы помочь Ивану-Царевичу ее найти мы объединимся в группы. Ведь недаром пословица говорит: «Один ум хорошо, а два лучше».

-Каждая группа получит  карточки, на них записаны действия. Задание группам: соста-

вить программу действий. (Дети пытаются составить  программы из карточек: плыть по морю, идти по лесу, лететь на ковре самолете.)

Постановка проблемы и «открытие» детьми нового знания.

-Какие операции надо выполнить, чтобы найти Василису? (Перечисляют операции.)

-Почему программы получились у всех разные? (Мы не знали, что сначала, а что потом.)

-Верно, то есть вы не знали последовательности действий или порядка действий.

-Значить, чтобы составить программу действий надо знать что? ( Надо знать порядок действий.)

- Порядок действий в программе в математике называют « алгоритм».

-Назовите тему нашего урока? ( Алгоритм.)

-Что же такое «алгоритм»? (Это порядок действий.) Появляется табличка с определением алгоритма.

-Как вы думаете, чему будем учиться на уроке? (Будем учиться составлять программу

действий, пользуясь алгоритмом.)

-Что нам нужно, чтобы составить нашу программу действий? (Надо знать алгоритм.)

-Программа действий - это запись алгоритма.

Учитель показывает алгоритм: ПИЛ.

-Догадались, что мы должны сделать сначала, а что потом? ( Сначала мы должны плыть по морю, затем идти по лесу, потом лететь на ковре-самолете.)

Сейчас мы с вами выполним эту программу.

Физминутка.

Итак, сначала мы будем плыть

-1,2 острова .Имитируют плавательные движения.)

3,4 мы приплыли.

5,6 сходим здесь.  Шагают на месте.)

7,8 якорь бросим. ( Приседают.)

Потом нам надо идти по лесу.                              

- По тропинке в лес идем.

Много там грибов найдем.

Подберезовик, дружок,

Полезай-ка в кузовок.

В конце нам надо лететь на ковре –самолете. Задание такое. Вы повторяете за мной движения и слушаете стихотворение. Когда услышите имя героя сказки изобразите его с

Помощью мимики и жестов.

На ковре, на самолете

Мы с тобой летим вперед.

В царство грозного Кощея.

Василиса нас там ждет.

Первичное закрепление. Работа с учебником, страница 10.

На рисунках в учебнике показано, что Толя делал однажды утром. Но картинки перепутались. Восстановите порядок картинок с помощью программы действий, приведенной под рисунками. Обучающиеся по очереди называют последовательность операций в программе и записывают соответствующие цифры на подходящих картинках.

- Сколько всего операций в программе?

-Можно ли переставить в ней зарядку и заправку постели? А что еще можно переставить?

Что нельзя переставить в этой программе?

Прочитайте еще раз в учебнике, что такое алгоритм. Повторим ,что такое программа действий.(Это запись алгоритма.)

-А теперь выполним задание 2. Вы будете работать в парах. Расскажите друг другу по алгоритму о развитии лягушки и бабочки. Учитель и дети прослушивают рассказ одной пары.

Самостоятельная работа с самопроверкой по готовому образцу.

Выполняется задание 3 в учебнике. Программа приготовления картошки со сметаной.

Первые шаги в программе проговариваются фронтально. Далее дети выполняют задание самостоятельно с последующей проверкой  по готовому образцу.

Включение в систему знаний и повторение.

Групповая работа.

Каждая группа получает набор карточек ( карточки перепутаны.) Из них необходимо составить  3 алгоритма

И дать каждому из них название.

Проверка  производится фронтально или   у доски представителем группы.

Алгоритм «Изготовление бутерброда»:

отрезать ломтик                     отрезать ломтик                       положить ломтик продукта

продукта                                     хлеба                                        на хлеб

Алгоритм « Как разжечь костер»:

взять дрова                      сложить их « шалашиком»                зажечь огонь          

Алгоритм « Посадка дерева»:

выкопать ямку            поставить дерево                     засыпать землей                 полить водой

А что еще в жизни мы делаем по порядку, одну операцию за другой?( Чистим зубы: открыли пасту, взяли щетку, выдавили пасту на щетку и т.д., готовимся к уроку. Дети приводят свои примеры

-А в учебной деятельности , где мы используем алгоритмы? (проговаривается алгоритм решения задачи, сложения трехзначных чисел и т.д.)

Рефлексия деятельности:

-С какими математическими понятиями вы познакомились на уроке?

- Достаточно ли знать просто действия, чтобы составить алгоритм?

-Что еще надо знать?

-Что такое программа действий, алгоритм?

Спасибо вам ребята за активную работу.

Домашнее задание:

Составить свою программу действий любой жизненной ситуации.

         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку информатики 3 класс"Алгоритм"

Презентация включает многочисленные задания на развитие новых качеств мышления:структурности,операционности,понимания сущности проблемных ситуаций,грамотный выбор тактики решения......

интегрированный урок математикиво 2 классе по теме: «Сложение и вычитание в пределах 100. Подготовка к умножению.» "в гости к валяльщику"

урок математики направлен на повторение учебного материала и знакомство детей со старинным ремеслом валяния валенок....

Конспект урока математики во 2 классе " Алгоритм. Блок-схема" УМК «Школа 2100»

Конспект урока имеет экологическую направленность....

Разработка урока по информатике в начальных класса (4 класс) "Алгоритм. Ветвление алгоритма"

Разработка урока по информатике в начальных класса (4 класс) "Алгоритм. Ветвление алгоритма"...

Презентация к 2 уроку в 4 классе "Алгоритмы с циклом" (Бененсон)

Презентация к 2 уроку Перспективная школа 4 класс информатика Бененсон...

Урок математики 3 класс "Алгоритм сложения столбиком"

Конспект урока учителя начальной школы МБОУ г. Иркутск «СОШ № 9» Васильевой Ларисы Минтагировны Урок математики в 3 классеТема урока: «Алгоритм сложения столбиком» Цельурока: составить алгор...