Урок матаматики в малокомплектной школе (1кл. тема:"Сложение в случаях вида 9+2, 9+3, 8+3", 3кл. тема:"Приёмы письменного вычитания в пределах 1000"
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Разработка урока математики в малокомплектной школе (1,3 классах)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_v_malokomplektnoy_shkole_1,3_kl..docx24.12 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Приемы  письменного   вычитания в пределах 1000.

Цели: 1) познакомить с приемами письменного вычитания, развивать умение решать задачи, уравнения;

          2)развивать вычислительные навыки, умение рассуждать

          3)воспитывать организованность, собранность.

Оборудование: «карточки-помогайки»

         

                                                                   

ХОД УРОКА                                                  

                                                                                           I. Оргмомент

II. Устный счет

а)271         125          229

   184         155          116

Если поставим знаки сложения, получим числовые выражения.

Удобным способом найдите значения.

б) Игра « Шифровальщик».

Расшифруй слово.

Запиши ответы в порядке убывания и расшифруй название героя.

Ответ:

290 + 10 = – к

 710 + 90 = – е

50 +  450 = – а

860 + 40 = – н

170 + 30 = – а

360 + 40 = – й

80 + 520 = – н

 70 + 630 = – з

900

800

700

600

500

400

300

200

Н

Е

З

н

а

й

к

а

в) Подумайте и ответь.Сколько получится.

  1. если сложить 46 и половину от 18?
  2. 58 и третью часть 15?
  3. 70 и пятую часть от 45?

г) Решите задачу.

    На скамейку сели малыши: Дюймовочка занимает 1см.. Незнайка 6см, а Доктор Пилюлькин – 8см.Уместятся ли они все, если длина скамейки 2дм?

д)№7 с.60

Заполни пропуски и реши уравнения

           Х+18=                                         21-Х=

           Х*13=                                         Х:5=

3. Работа над новой темой

а) решил незнайка заняться математикой и попросить Знайку записать ему примеры.

а) Что общего в примерах?(Эти примеры на вычитание)

-81   -70      

 63    25  

 28    55    

-Проверьте!( В вычислениях ошибки)

-Какие?(в первом ответ18. во втором -450

-Почему  ошибся Незнайка?(он не поставил точки над десятками и забыл. что брал по десятку)

Решите эти примеры верно.

б)  Предлагаю самостоятельно познакомиться с новым материалом  .Откройте учебник на странице 60.

Прочитайте объяснение.

На доске закрепляется «карточка- помогайка»- алгоритм вычитания.

1.Пишу……..

2.Вычитаю единицы……

3.Вычитаю десятки……..

4.Вычитаю сотни……

5.Читаю ответ……..

Объясните, как из числа 637 вычесть 273. (Объясняет ученик)

в)№ 1.(Дети объясняют)с мест

г)№2с.60   2 у доски,   2 самостоятельно.

 (проверка)

д) №3 с.60    у доски.

4. Сам. работа.  

 Р.Т.

       1) №24,с.55

       2) №27.с.56

         Физминутка:

5. Работа над пройденным материалом.

а) №5 с.60

- Как узнать на сколько одно число больше другого?

-Во сколько раз одно число больше другого?

 б) № 6.с.60  Прочитайте задачу, запишем кратко,подумайте, как ее решить.

       Было 120 кн.

       Выдали-? кн.

                                            на ? больше

       Осталось-556 кн.

     - Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? ( Нет.)

- Что для этого необходимо знать? (Сколько книг выдали и сколько осталось)

- Знаем сколько выдали? (Нет)

- Что известно? (Что было 120, а осталось 56.)

- Как? (Вычитанием)

- Почему такой выбор действия? (Потому что 120 состоит из того, что осталось и выдали)

- Сейчас мы можем ответить на вопрос задачи? (Да)

- Какое выполним действие? (Вычитание.)

Решение записывают самостоятельно.

  1. 120 – 56 = 64 (кн.) – выдали
  2. 64 – 56 = 8 (кн.);

(120 – 56) – 56 = 8 (кн.)  

в) №4  с.60   по строчкам у доски.

6. Домашнее задание. №4с.60.  Р.Т. №18 с.53

7.Итог:                                                                                                                              С какой темой познакомились на уроке?

( (Вычитание трёхзначных чисел)

ТЕМА : « Сложение в случаях  вида  ? + 2,  ? + 3.»

Цель :1)решать примеры вида ? +2, ? + 3, повторять  изученные приёмы,

2)развивать умение решать задачи, сравнивать числа;

3)воспитание любви к природе,организованности.

Оборудование :цифры,индивидуальные полотна, счётный материал,сказочные герои.

                                   ХОД   УРОКА

1.Самостоятельная работа:

1+8   6+2  4+5  3+7  4+4  1+9   5+4  0+0  10-8  9-6  7-5  8-7 10-10      

9-4   10-7  8-6

9+1 3+4  3+7 8+0  6+3  5+4  8+2  2+7  8-5 10-7  10-3  8-6 8-4 9-5

 7-6  10-5

2.Устный счёт  

                    а)   Вставьте числа

             7                                   8                                 9

                       

                       б)Игра «Молчанка»

     

                              5

                4                          8

                             10+

                9                           6

                       3         7

                        в)Решите примеры

              7+3+1                        8+10-1

               5+5+7                       7+10-1

               8+2+6                       10+5-1

              6+4+5                       10+6-10

         

г)Игра «Угадай число»

Задумала сова  число,сумма которых равна 10. надо угадать,какие это числа.(5и5;6и4;7и3;8и2;9и1.)

            д) Задачи:

1)   Доктор айболит велел принимать Бармалею        валерьянку и витамины:валерьянки ежедневно 3 таблетки, авитамины на 2больше. Сколько витаминов принимает Бармалей ежедневно?

2)   На левом берегу ручья растёт 4 ивы, а на правом на 3 ивы больше. Сколько ив растёт на правом берегу ручья?

3)   В пакете лежат красные и жёлтые яблоки. Из пакета взяли четыре красных и пять яблок. и пакет опустел. Сколько яблок было в пакете?

4) №3с.60 

В большом ведре помещается 10 л. воды,а в маленьком 4л. Сколько всего…

             

                       Физминутка

3. Повтопение пройденного материала.

а) решение составных задач №2

  Зина купила 6 тетрадей в клетку.а тетрадей в линейку на 2 меньше. Сколько всего тетрадей купила зина?

К-6 т.

Л-? на 2 меньше

1)6-2=4(т.)

2)6+4=10(т.)

Ответ:10 тетрадей всего.

б)№4с.60

Мама собрала 16 кг. яблок. из 6 кг. яблок она сварила варенье. Сколько …?

Вопрос  к задаче задайте!

в)Решение примеров №1с.60

г)Сравнение чисел №5с.60

12*20           1дм.*9см.            7*4

10*9              12см.*1дм.         0*1

4. Изучение нового материала.

      9 +2                     9 + 3                   8 + 3Выполняется под руководством учителя с использованием индивидуального наборного полотна.один ученик выполняет работу у доски на демонстрационном наборном полотне,а остальные –на своих индивидуальных пособиях. Записи на доске и в тетрадях.

 Работа с  таблицей (заучивание).

ЗАПОМНИ !

     

             Физминутка 

Ребята, вы много работали, писали и вас устали глазки, давайте проведём зрительную гимнастику. Вы должны смотреть только глазками, по кругу, влево, вправо. Голову не поворачивать.

                               Глазки видят всё вокруг

                               Обведу я ими круг

                               Глазкам видеть всё дано,

                               Где окно и где крыльцо,

                               Обведу я снова круг,

                               Посмотрю на мир вокруг.

5.Задание на смекалку:скажи,какзовут каждую девочку.

Это Таня и Оля.                     Это Оля и  Катя.

 

6. Итог урока.

-Чему мы научились? ( Складывать числа частями:Сначало дополнить до10,и к 10 прибавить остаток)

 

                             

 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Бабушка Надя в деревне живёт,

Животных имеет, а счёт не ведёт,

Я буду, ребята их называть,

А вы посторайтесь быстрей сосчитать:

Корова, телёнок, два серых гуся,

Овца, поросёнок и кошка Катуся.

Сколько всего животных у бабушки Нади ?

 На полянке у дубка

Крот увидел два грибка

А подальше у осин

Он нашёл ещё один.

Кто ответить нам готов,

Сколько крот нашёл грибов ?

В два мы сели в электричку

На станции «Пески»,

А в двенадцать как обычно,

Прибыли на «Васельки»,

Сколько времени в пути были мы ?

Ответ найди.

Пять весёлых медвежат.

За малиной в лес спешат.

Испугался вдруг один,

Убежал - и след простыл.

Сколько смелых медвежат

За малиной в лес спешат ?

 

Ёжик по лесу гулял

И грибочки собирал :

Белых три и два опёнка,

Две лисички, три масленка,

Большую волнушку нашёл он под ёлкой.

Сколько грибов у ежа на иголках ?

Восемь маленьких зайчат

На лужайке в ряд сидят.

Прискакали к ним два брата.

Им зайчата очень рады.

Прибежал ещё один.

Сосчитать мы всех хотим.

Сколько же всего зайчат

На лужайке в ряд сидят ?

Сосед бобёр на реке

Строит домик на воде

И пришли ему помочь :

Папа, мама, сын и дочь.

И приплыл паучок.

Посчитай – кА всех, дружок.

Два жучка бежали в домик.

Им на встречу муравей.

Сколько будет насекомых ?

Сосчитай – ка поскорей!

Девять совят в гнезде сидят.

Прилетела мама.

Сколько птиц стало ?

У лисы в руках корзина,

В ней лежат три апельсина,

Десять слив и две хурмы.

Сколько фруктов у лисы ?

     

1.Пишу……..

2.Вычитаю единицы……

3.Вычитаю десятки……..

   4.Вычитаю сотни……

   5.Читаю ответ……..