Использование ИКТ на уроках в начальной школе
статья по математике по теме

Дяченко Наталья Эдуардовна

Использование ИКТ на  уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного метода обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебного процесса. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.  

В своей практике я использую программы и научно-познавательные и обучающие фильмы, подобранные согласно учебной программе по предметам:

  • Русский язык.
  • Математика.
  • Окружающий мир.
  • Литературное краеведение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_ikt_na_urokah_nachalnoy_shkoly.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Дяченко Наталья Эдуардовна

Муниципальное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении «Санаторная школа-интернат» г.Тарко-Сале Пуровского района.

XXI век — век высоких компьютерных технологий.

Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной среде:  он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками преподавания и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Информатизация образования в России – один из важнейших механизмов, затрагивающих все основные направления модернизации образовательной системы. Её основной задачей является эффективное использование следующих важнейших преимуществ информационно –коммуникационных технологий:

- возможность организации процесса познания;

- индивидуализация учебного процесса;

- коренное изменение организации процесса мышления и процесса познания путём смещения её в сторону системного;

 - возможность построения открытой системы образования;

 - создание эффективной системы управления информационно – методическим обеспечением  образования.

Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора учащихся, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи. Это особенно важно для нашей школы-интерната, так как учащиеся – это дети коренных малочисленных народов Севера (ненцы, селькупы) ведущих кочевой образ жизни. Круг общения и среда, в которой растет ребенок, узок и ограничивается только членами своей семьи и природой безлюдной тундры, поэтому представления об окружающем мире у детей минимальны. Поэтому зрительное восприятие нового прочнее и глубже.

Бурное развитие новых информационных технологий и активное внедрение их в повседневную жизнь наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.

Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и в первую очередь - использование информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, насыщенными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения – всё это уже заранее готово и содержится на маленьком компакт-диске.

Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь как нельзя кстати приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного метода обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебного процесса. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

Организация учебного процесса в начальной школе прежде всего должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и психическому развитию ребенка.                     Следовательно, ИКТ должны выполнять определенную образовательную функцию: помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работу с использованием ИКТ необходимо чётко продумать и дозировать. Таким образом, применение ИТК на уроках должно носит щадящий характер. Планируя урок (работу) в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.

Информатизация начального образования проходит по следующим направлениям:

  1.  использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения (создание дидактических пособий, разработка и применение готовых компьютерных программ по различным предметам, и т. д.);
  2. проведение урока с использованием ИКТ (применение ИКТ на отдельных этапах урока, использование ИКТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы, внеклассной работы и работы с родителями).

В своей практике я использую программы и научно-познавательные и обучающие фильмы, подобранные согласно учебной программе по предметам:

  1.  Русский язык.
  2.  Математика.
  3.  Окружающий мир.
  4.  Литературное краеведение.

Русский язык

Вызвать у детей интерес к изучению русского языка  проблематично, но возможно. Я  использую набор обучающих программно-методических комплексов «Семейный наставник» по русскому языку как для ознакомления с новым материалом, так и на уроках закрепления и обобщения, а также интегрированных уроках.

        Главный программный модуль – «Наставник» - предназначен для организации диагностического и коррекционного тестирования, визуального контроля за усвоением учебного материала, выдачи ребёнку индивидуальных рекомендаций по устранению пробелов в знаниях.

        Основу каждого обучающего комплекса составляет мультимедийная система тестов, диктантов и уроков. Количество учебного материала достаточно для того, чтобы организовать обучение ребёнка на протяжении всего учебного года: 3-5 сеансов по 15-20 минут интенсивной работы каждую неделю.

        Ребёнку предлагается выполнить диагностический тест. При неверном ответе ребёнок получает рекомендации. Например: «Найдите слово со слогом ре», «Найдите слоги, из которых состоит слово осёл», «Какие буквы (сочетания букв) могут быть слогом» и др. Все задания сгруппированы по темам. Тему можно выбрать.

        Коррекция проводится с целью устранения пробелов в знаниях. Например: «Сколько слогов в слове арбуз?», «В каком слове корень мор» и др.  Предлагаются варианты ответов. После выполнения теста проводится работа над ошибками, допущенными в тексте. Программа предлагает выполнить диктанты как звуковые, так и без звука.

        После выполнения работы ученик получает таблицу результатов, где показано количество выполненных заданий, количество правильных и неправильных ответов, количество обращений за помощью и количество ошибок в процентном соотношении. Результат работы можно увидеть на цветовой шкале усвоения учебного материала, а также на диаграмме. Программа насчитывает около 4000 тестовых заданий, 280 диагностических и коррекционных тестов, 125 звуковых диктантов, гипертекстовый учебник-справочник и многое другое.

Математика

Включение ИКТ в учебный процесс позволяет мне организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках математики и сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся, что способствует повышению качества усвоения учебного материала и усилению образовательных эффектов. Я  использую набор обучающих программно-методических комплексов «Семейный наставник» по математике.

В данной программе около 4500 тестовых заданий, 670 диагностических и коррекционных тестов, 110 математических диктантов, гипертекстовый учебник-справочник и многое другое. Структура учебного материала соответствует программе 4-летней начальной школы.

        Программа «Наставник» предназначена для организации учебной работы ученика с ПМК серии «Компьютерное обучение».

Основные функции программы:

  1. Проведение первичной и уточняющей диагностики.
  2. Формирование конкретных рекомендаций по устранению пробелов в усвоении учебных элементов.
  3. Определение режимов учебной работы.
  4. Запуск коррекционных и дополнительных тестов, тестов «Работа над ошибками», диктантов, уроков.
  5. Контроль за усвоением учебного материала.
  6. Визуальная (цветовая) интерпретация усвоения учебного курса.

Режим тестирования включает в себя:

  1. Изучение.
  2. Фиксированный тренинг.
  3. Произвольный тренинг.
  4. Фиксированный самоконтроль.
  5. Произвольный самоконтроль.
  6. Самоконтроль с поощрением.

При изучении даётся задание и объяснение выполнения задания. Приводятся примеры. Тесты выполнены с использованием цветовой гаммы.

        Фиксированный тренинг.        Формулировка заданий меняется. Например, в задании «запишите число» количество единиц каждого разряда даётся в разной последовательности «Запишите число, в котором 3 десятка, 6 сотен, 5 единиц». Ученик должен внимательно прочитать задание, чтобы правильно его выполнить.

        Произвольный тренинг предполагает более сложную формулировку задания и уровень его сложности, причём тут же исправляет ошибку. Например, «Сколько чисел, больших, чем 600, но меньших, чем 700 с цифрой 7 на конце?» и др.

        Произвольный самоконтроль содержит разнообразные задания, а не однотипные. Например, «Сравните эти числа и вставьте знак…» и др.

        Также можно использовать компьютер для проведения индивидуальной и групповой работы. Например, за время проведения устного счёта слабым учащимся предлагается решить задачу с интерактивной доски или с компьютера.

        Можно предложить задание для индивидуальной работы у доски двум и более ученикам.

        Высокомотивированным ученикам, которые работают с опережением, можно предложить дополнительные задания.

        Окружающий мир

На уроках  окружающего мира я использую образовательный комплекс «Окружающий мир, 1-4 классы. Тесты».

        С помощью образовательного комплекса «1С: Школа. Окружающий мир, 1-4 классы. Тесты» ученики начальной школы могут проверить свой уровень подготовки по данному предмету. Более 500 тестовых заданий объединены в тематические подборки и охватывают весь круг знаний и умений, предписываемых современным Государственным стандартом  начального образования по предмету «Окружающий мир». Часть тестовых заданий имеет повышенный уровень сложности. Такие задания помогут подготовиться к викторинам, олимпиадам, предметным неделям.  Работа с образовательным  комплексом способствует развитию мышления младших школьников и их общей эрудиции.

        Можно использовать тесты на закрепление изученного материала. Например, по теме «Зимующие птицы»: назвать зимующих птиц и перелётных.

        Или по теме «Животные зимой»: на примере  данного текста о белке, рассказать о сове и зайце в зимний период.

        Ребятам очень нравится работать с тестами на компьютере. Ученики с увлечением выполняют работу. А ведь такая работа развивает навыки чтения, мышление, внимание, память, так как ребёнок должен прочитать задание,  осмыслить, применить полученные теоретические знания, принять решение и выдать ответ. При неправильном ответе даётся время проанализировать ситуацию и дать повторный ответ. Если и в этом случае ответ неверен, ученик обращается к консультации.

          Литературное краеведение

При изучении регионального компонента в начальных классах я также использую ИКТ. Для этого применяю разработки нестандартных компьютерных уроков «Путешествия по родному краю».

Например, на ярких, красочных слайдах даётся полная информация о ЯНАО. При изучении герба округа на слайд выводится изображение, описание, значение каждого элемента. Административно-территориальное устройство ЯНАО также демонстрируется с помощью презентации.

Приведены данные о народностях округа, где цветом показаны коренные жители Севера. Материал представленный с помощью ИКТ, запоминается легче и сохраняется в памяти дольше. На слайдах можно отобразить род деятельности народов Севера, их одежду, быт, растительность нашего округа и его животный мир.

Уроки с использованием ИКТ – являются одним из самых  важных результатов инновационной работы в школе.

Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, что способствует значительному повышению качества образования, ведёт к решению главной задачи образовательной политики.

Анализируя опыт использования, ИКТ на различных уроках в начальной школе, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникационных технологий позволяет:

  1.  обеспечить положительную мотивацию обучения;
  2.  проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
  3.  обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
  4. усовершенствовать контроль знаний;
  5.  рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
  6.  формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
  7.  обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.