Урок математики в 1 классе по программе Школа-2100. Тема:"Число и цифра 9"
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Конспект урока математики в 1-ом классе. Тема: "Число 9. Цифра 9"

Основные цели: сформировать представление о числе 9 как количественном свойстве группы из 9 предметов,

повторить состав чисел 5-8, различные способы записи чисел в пределах 8.

Оборудование: презентация, учебник Т.Е.Демидовой «Математика. 1 класс. Часть 2», геометрические фигуры для работы на доске, арифметический веер, пазлы для групповой работы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_matem.doc58 КБ
Office presentation icon pril1_-_moy_otkrytyy_urok.ppt1.02 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока математики в 1-ом классе.

Тема: "Число 9. Цифра 9"

Основные цели: 

сформировать представление о числе 9 как количественном свойстве группы из 9 предметов,

повторить состав чисел 5-8, различные способы записи чисел в пределах 8.

Оборудование: презентация, учебник Т.Е.Демидовой «Математика. 1 класс. Часть 2», геометрические фигуры для работы на доске.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: наблюдение, сравнение, аналогия.

Ход урока

Слайд 1.

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Мы сюда пришли учиться
Не лениться, а трудиться
На уроках я сижу
Не шумлю, и не кричу
Руку тихо поднимаю
Если спросят – отвечаю.

Слайд 2.

- Вспомните наше путешествие по числовому отрезку

- На какой станции мы остановились? (На станции 8)

- Стоит ли нам продолжить наше путешествие по числовому отрезку? (Стоит)

- Зачем? (- Мы познакомились не со всеми числами.

 - Чтобы узнать другие числа, их состав, …)

- Тогда продолжим наше путешествие по числовому отрезку и приготовимся узнать что-то новое.

- А кто может управлять нашим паровозиком? (Только настоящие ученики.)

Слайд 3.

- Кого называют настоящими учениками? (Того, кто сам может определить, чего он не знает, и сам находит способ решения)

- Пожелаем друг другу удачи и счастливого пути!

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

- Что поможет нам в дороге? (Наши знания)

- Ребята, мы не все знания должны взять с собой, а только те, которые нужны будут нам в данном путешествии.

- Давайте повторим это  и докажем, что мы настоящие ученики и хорошие машинисты для нашего волшебного Паровозика.

- Задание первое:

Соотнесите количество предметов с нужной цифрой и графической моделью:

Задание на доске. Дети цепочкой выходят к доске и выполняют задание.

-Мешочки с различными предметами

- Карточки с числами

- карточки с графическими моделями чисел

- Что мы сейчас повторили? (Предметы можно посчитать, количество предметов записать цифрами или изобразить графической моделью)

- Что нужно сделать, чтобы подставить под предметы нужную цифру?

Задание № 2.

Покажите на числовом веере число, следующее за числом 5. (4, 2, 6)

- Как получить следующее число? (+ 1)

Слайд 4.

Слайд 5.      Задание № 3.

- Решите выражения, используя различные способы вычисления.

Способы вычисления

1) Числовой луч

2) Состав числа

3+3= (6)

3+4= (7)

3+5= (8)

Слайд 6.

- Что вы заметили интересного в ответах? (Числа идут в порядке возрастания)

- А каким может быть первое равенство?

- Что вы заметили интересного в равенствах? (Закономерность: первое слагаемое всегда одинаковое, второе – увеличивается на один, поэтому сумма увеличивается на 1)

- Хорошо! Мы можем добавить ещё один способ решения – закономерность.

Слайд 7.

- закономерность

- Какой способ вычисления самый быстрый? (знание состава числа)

- Что мы сейчас повторили?

- Чтобы найти значение выражения надо знать состав числа и уметь работать с числовым отрезком. Если возможно, можно применить закономерность.

- Молодцы! Вы хорошо поработали. Надо ли нам продолжать заниматься математикой или мы уже всё знаем? (Надо)

- А хотите ли вы узнать что-то новое? (Хотим!)

- Раз мы справились со всеми заданиями, мы, действительно, смело можем продолжать путешествие.

- Теперь будет новое для вас задание.

Слайд 8.

- Нужно найти значение выражения 3+6.

- Как вы считаете, почему данное выражение для вас новое, ведь с числом 3 и с числом 6 мы знакомы?(Таких соседей нет ни в одном домике)

- Правильно.

3. Постановка проблемы.

– Какое задание выполняли? (Находили значение выражения 3+6.)

- А почему же здесь возникло затруднение? (Не можем объяснить. Не можем воспользоваться правилом.)

(Мы не успели, потому что таких соседей нет ни в одном “домике”. Не знаем нужной цифры….)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Какая же тема урока и цели?(ТЕМА и ЦЕЛИ появляются на доске (Число 9) (и цифра 9)

Слайд 9.

- Давайте вспомним, какие способы вычислений нам помогали решать примеры в начале урока (вывешиваются способы вычислений) и поставим перед собой цели на данный урок.

- Не умеем записывать цифру 9. Надо научиться писать цифру 9)

- Почему не можем объяснить правильность решения по числовому отрезку?

(Мы заметили, что нашем числовом отрезке нет числа 9, значит надо найти место числу 9 на числовом отрезке )

- Почему не смогли воспользоваться домиком? (Такого “домика” нет, надо познакомиться с составом числа 9.

ФИЗ. МИНУТКА Как живёшь?

Как живёшь?                        
Вот так!              Показываем большие пальцы обеих рук, держа их ввер.
Как идёшь?
Вот так!              Маршируем.
Как бежишь?
Вот так!              Бег на месте
Ночью спишь?
Вот так!              Ладошки соединяем вместе и кладём на них голову.
Как берёшь?
Вот так!              Прижимаем ладошку к себе
- А даёшь?
Вот так!             Ладошку от себя вперёд.
- Как шалишь?
Вот так!               Надуваем щёки и кулачками мягко ударяем по ним
- Как грозишь?
- Вот так!              Погрозить пальцем друг другу.

5. Реализация построенного проекта.

- Давайте посмотрим на поставленные цели? Что предстоит выполнить вначале? (Научиться писать 9)

Знакомства с цифрой 9.

– На что похожа цифра? (На запятую)

- А ещё есть стихотворение об этой цифре.

Учебник стр.16№3

Слайд 10.

- Попробуйте в воздухе обвести несколько раз цифру .

- А теперь в тетрадях научимся писать цифру 9.

- Первый пункт мы выполнили? Научились писать цифру 9? Для чего научились?(Теперь сможем не только считать до 9, но записывать числа до 9)

Слайд 11.

- Переходим ко второму пункту: найти место на числовом отрезке.

- Чтобы найти место числу 9 на числовом отрезке, надо к 8 прибавить 1(стрелочкой на числ.отр. показать направление), приложить единичный отрезок и подписать 9.

Работа по учебнику стр.17 №6

Слайд 12. Заселяем дом.

- Какой следующий пункт плана? (Состав числа)

- Для данной работы приготовьте 8 кружков. Как можно разложить данные кружки в два мешочка? (Вначале переложим один кружок и пересчитаем, сколько осталось во втором, получили 1 да 7, значит на первом этаже находятся жители 1 и 7, следовательно 8- это 1 и 7) (Дети работаю на доске и на партах). Результаты проговариваются в громкой речи и “заселяется домик № 9”

Аналогично работают с остальными вариантами.

- Какую работу мы выполнили? (Познакомились с составом числа)

- Для чего необходимо знать состав числа? (Чтобы быстро решать примеры)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Значит, состав числа нужно быстрее выучить наизусть. Для этого мы ещё раз с помощью выражений вслух проговорим состав числа и заселим жильцов в “домик” № 9.

- Все ли поставленные цели мы выполнили? (Открыли число 9?)

Обращаясь к целям урока:

- Писать цифру научились? (Да)

- На числовом.отрезке . место числу 9 нашли? (Да)

- С составом числа 9 поработали? (Да)

- Чем необходимо заняться теперь? (Нужно потренироваться).

Слайды 13 и 14.

- Верно. Чтобы быстрей и лучше запомнить состав числа 9, давайте решим следующие равенства:

На доске:

2+7 (=9)

6+3

5+4

9 - 4 (=5)

9-1

9-2

(на доске с проговариванием)

(фронтально)

(самостоятельно)

Первый столбик решается на доске с проговариванием в громкой речи состава числа 9 всеми детьми.(2 и 7 это 8, поэтому 2+7=9. 9 это 4 и 5, поэтому 9-4=5)

Второй столбик – фронтально с места с проговариванием в громкой речи.

Третий столбик  самостоятельно.

7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Групповая работа.

- Из пазлов составьте домики №9. Впишите недостающие числа.

- Кто не понял, как работать с “домиком № 9“

- У кого верно выполнены все задания? (Дети поднимают руки.)

- Молодцы! Сделайте вывод. (Мы хорошо все усвоили.)

8. Включение в систему знаний и повторение.

Работа по учебнику стр.17 №7.

Проверка – фронтально.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Слайд 15.

- Вспомните, какой была тема нашего урока? (“Число и цифра 9”.)

- Чему мы хотели научиться? (Изучить число 9 и научиться писать цифру 9.)

- Нам это удалось? (Да.)

- Докажите.

- Удалось ли вам выполнить шаги учебной деятельности? Докажите?

Слайд 16.

- Веером покажите 1) Я очень хорошо работал.

                                 2) Я не всё понял.

                                 3) Наше путешествие мне не принесло никаких знаний.

Учитель делает вывод по итогам самооценки.

- Какие ТРУДНОСТИ остались?

Слайд 17. МОЛОДЦЫ!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 класс математика Учитель: Куклева Ирина Владимировна

Слайд 2

1 2 3 4 5 6 7 8

Слайд 4

Способы вычисления Числовой отрезок Состав числа - + +1 - 2 1 2

Слайд 5

3 + 3 = 3 + 4 = 3 + 5 = 6 7 8 ?

Слайд 6

3 + 3 + 3 + 3 4 5 = 6 = 7 = 8 3 + 2 = 5

Слайд 7

Способы вычисления Числовой луч Состав числа Закономерность ( 3+ 2 = 5 3+ 3 = 6 ) +1 +1

Слайд 8

3+ 6 = ? 1 2 3 4 5 6 7 8 ? ? 3 6 +6 1) 2)

Слайд 9

Тема урока: «Число 9.Цифра 9» 9

Слайд 11

+1 8 9

Слайд 12

9 1 8 2 7 3 6 4 5 5 4 6 3 7 2

Слайд 13

2 + 7 = 9 – 4 = 9 9 2 7 5 9 4 5

Слайд 14

6 + 3 = 9 – 1 = 9 9 6 3 8 9 1 8

Слайд 15

9 8 9 +1 1 9 +

Слайд 17

молодцы