Развитие внимания младших школьников с проблемами гиперактивности посредством уроков математики
методическая разработка по математике по теме

Трудности в развитии внимания, его объема, точности распределения у учащихся с проблемами гиперактивности в аспекте дифференцированного обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие внимания младших школьников с проблемами гиперактивности
посредством уроков математики

(из опыта работы)

1.Условия возникновения проблемы, становление опыта:

Трудности в развитии внимания, его объема, точности распределения у учащихся с проблемами гиперактивности в аспекте дифференцированного обучения.

2.Актуальность и перспективность опыта, его практическая значимость для повышения качества учебно-воспитательного процесса:

Необходимость разработки принципов обучения и воспитания детей с синдромом дефицита внимания, методов, приемов, обеспечивающих индивидуальный и дифференцированный подход к обучению детей с признаками данного расстройства..

Теоретическая база опыта: Исследования Л С Выготского, П Я Гальперина,  и др..

3.Новизна опыта:

Внедрение комплекса коррекционно-развивающих упражнений на уроках математики  направленных на увеличение объема внимания, точности его распределения с целью повышения уровня  вычислительных навыков гиперактивных учащихся .

4. Технология опыта:
- определение детей с проблемами гиперактивности,

- подготовка и предъявление учащимся заданий с целью развития объема внимания, точности распределения,

- контроль знаний, умений, навыков каждого ученика.

5. Результативность (устойчивые положительные результаты деятельности): Отсутствие отрицательных результатов. Развитие объема внимания, точности распределения у каждого ученика с учетом его индивидуально-типологических особенностей.Формирование начальных основ психической культуры : владение навыками самоконтроля.

6. Адресная направленность опыта:

Предназначена для учителей начальных классов.

7. При каких условиях, используя данный опыт, можно получить устойчивые положительные результаты:

Учет особенностей развития внимания, создание соответствующих педагогических условий для развития внимания. Совместная работа психолога, учителя и воспитателя.

В данной работе обобщены результаты исследования уровня внимания младших школьников, имеющих проблемы. В эксперименте использовались следующие методы и методики :

Педагогические:

- метод беседы;

- метод наблюдения;

Группа «А».

- Материалы бесед и наблюдений показали, что все дети отнеслись с интересом и пониманием к работе. Все инструкции понимались правильно, с первого предъявления. Дети работали самостоятельно. Интересовались результатами работы.

Группа «Б».

- Материалы бесед и наблюдений показали, что все дети согласились на эксперимент. Но инструкция выполнения заданий была не понята с первого раза всеми детьми. Некоторые начинали работу, недослушав инструкцию ее выполнения. Многие обращались к помощи экспериментатора или отвлекались на других детей.

- К.Д.Ушинский говорил о роли внимания : «.. внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира».

Внимание не есть самостоятельный процесс, но оно есть главное условие осуществления других познавательных функций. Его результатом является улучшение всякой деятельности. Это есть направленность, настроенность и сосредоточенность психической деятельности. От собранности внимания зависит и четкое восприятие материала, его понимание, быстрое усвоение знаний и дисциплина во время учебных занятий. Умение быть внимательным имеет значение в развитии личности. Организовать внимание школьников на уроке- значит направить их сознание на содержание учебной работы, включить в действие, заставить думать. При использовании специальных упражнений на уроках математики развитие внимания идет быстро.

Все предметы школьного курса требуют грамотного владения русским языком: высокой скорописи, техники чтения, умения четко излагать свои мысли, умения работать с текстами (выделять главное, находить объяснение конкретными предметами и явлениями), и главное, грамотно выполнять все это, именно с точки зрения орфографии.

Одновременно, работа подобного вида позволяет повысить уровень распределения внимания.

Упражнения вида « Перенеси каждую букву в квадрат при помощи дорожек и прочитай слова», « Прочитай имена детей по стрелкам, начиная от точки», «Найди выделенные фрагменты и обведи их», «Найди в квадрате слова» и др. Эффективным дополнением применения рекомендуемых упражнений будет проговаривание вслух.

Упражнения вида «Расставь цифры в фигурах в соответствии с образцом», «Сосчитай сколько на картинке каждых фигурок», «Найди продолжение гирлянды», « Расставь знаки в соответствии с цифрами» и др.

Трудности школьного обучения и поведения с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью прежде всего обусловлен нарушениями внимания, чрезмерной двигательной активностью, несоблюдением правил поведения. Формирование функций внимания в детском возрасте - длительный процесс, определяющийся, с одной стороны, созреванием структур центральной нервной системы, а с другой- обучением.

Для повышения уровня знаний теоретической базы проблемы необходимо изучить литературу:

1.Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему ученику.

2.Земцов Л.И. и др. Готовность к школьному обучению. Учебная деятельность школьников.

3.Овчарова Р.В. Взаимодействие семьи, детского сада и школы в предупреждении педагогической запущенности детей.

4.Раттер М. Помощь трудным детям.

5.Славина Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным учащимся



 

Комментарии

Необходимость разработки принципов обучения и воспитания детей с синдромом дефицита внимания, методов, приемов, обеспечивающих индивидуальный и дифференцированный подход к обучению детей с признаками данного расстройства.. Теоретическая база опыта: Исследования Л С Выготского, П Я Гальперина, и др..