Главные вкладки

    План-конспект урока математики (4 класс) по теме:
    Весёлая математика. Логические задачи.

    Баженова Светлана Валентиновна

    Конспект занятия по подготовке к олимпиадам по математике. 3 - 4 класс.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_matematike.doc55 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по проекту «Путь к Олимпу» (подготовка к олимпиаде по математике)

    Класс: 4 класс

    Тема: «Весёлая математика. Логические задачи».

    Задачи:

    - расширение и углубление программного материала;

    - развитие логического мышления, внимания, памяти;

    - расширение кругозора детей;

    - привитие интереса к математике.

    Оборудование: карточки с тренировочными олимпиадными заданиями, карточка с цифрой 7, картинки и фотографии страуса, лося, гавиалы, гепарда, белого медведя, кенгуру.

         Этапы

                                  Содержание

    Примечание

    1. Мозговая гимнастика.

    2. Разминка.

    3.Познаватель-ная минутка «Вокруг числа».

    4. Коррегиру-

    ющая гимнастика для глаз.

    5. Решение развивающих, частично -  поисковых, тренировочных  заданий.

    6. Итог занятия. Релаксация.

    1. «Качания головой». 

    Дышите глубже, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. (Выполнять 30 сек.)

    2. «Ленивые восьмёрки».

    Нарисуйте в воздухе в горизонтальной поверхности «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

    3. «Думающий колпак».                                               «Наденьте колпак» - держите голову прямо, не напрягая шею и подбородок, возьмитесь руками за уши таким образом, чтобы большой палец оказался с тыльной стороны уха, а остальные пальцы – спереди. Массируйте уши сверху вниз, чуть разворачивая их в сторону затылка. Дойдя до мочки, мягко помассируйте ее.  (Повторить 4 раза)

     

       - Математика – это очень серьёзная и сложная наука, но и она не обходится без шутки. Вооружитесь своим чувством юмора, сообразительностью и ответьте на вопросы:

    -  8 + 4.  Правильный ответ – одиннадцать или  адиннадцать?    

    -  У Миши 3 пары варежек. Сколько варежек на левую руку?

    -  Одно яйцо варится 3 минуты. Сколько минут варятся 3 яйца?  

    -  Что легче – килограмм ваты или килограмм железа?

    -  Горело 10 свечей. 3 погасли. Сколько свечей осталось?

    -  Полтора лимона стоят полтора рублей. Сколько стоят 10 лимонов?

    -  Два дачника шли из деревни в город, а навстречу им ещё 5 дачников. Сколько дачников шло из деревни в город?

    -  Какое число получится, если перемножить количества горбов у двугорбого верблюда, хоботов у слона, шей у вертишейки, панцирей у черепахи, клювов у дятла, крыльев у воробья, глаз у зайца, хвостов у головастика, гребешков у петуха, лап у медведя, бивней у мамонта, копыт у лошади, ног у сороконожки и рогов у осла?  (0)

    -  Количество месяцев из сказки С. Маршака раздели на количество поросят из сказки Михалкова.   (12 : 3 = 4)

    -  От числа разбойников, врагов Али-бабы, отнять число богатырей, братьев царевны-Лебедь.   (40 – 33 = 7)

      - Давайте продолжим наше кругосветное путешествие вокруг цифр. Отгадайте по описанию о каком числе мы говорим:

       - Это число в древности было окружено особенно большим почётом. Это число стало священным , его считали магическим. Возможно, это объяснялось и тем, что человек воспринимает мир (свет, звуки, запахи, вкус) через столько же «отверстий» в голове. Рим и Киев построены на стольких холмах. Это число широко использовалось в сказках и мифах древнего мира. Оно символизирует тайну. Существует  много пословиц, поговорок, крылатых выражений, связанных с этим числом. Какое это число? (7)

    - Приведите примеры пословиц, поговорок, крылатых выражений, жизненных и природных явлений, связанных с числом 7.

    - Семь раз отмерь – один раз отрежь.

    - На седьмом небе.

    - Семи пядей во лбу.

    - Седьмая вода на киселе.

    - Семь чудес света.

    - Семь дней в неделе.

    - Семь цветов радуги.

    - Великий пост длится 7 недель.

    -  Немного интересного о числе 7:

    - 7 метров наибольшая длина шага страуса.

    - 7 тонн пищи в год съедает лось.

    - 7 метров – максимальная длина гавиала. Гавиалы – семейство крокодилов. Рыло очень длинное, узкое. Водится в реках Индии.

    - 7 метров длина прыжка гепарда во время крейсерского бега.

    - 7 километров – на таком расстоянии чует добычу белый медведь.

    - 7 месяцев после рождения детёныш серого кенгуру ни разу не выходит из сумки.

    1. «Палец двоится» - вытянуть руку вперёд, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной на средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз до тех пор, пока палец не начнёт двоиться. (Повторить 6 – 8 раз)
    2. «Зоркие глазки» - глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.
    3. «Стрельба глазами» - двигайте глазами из стороны в сторону, смотря как можно дальше влево, затем вправо, затем вверх и вниз.  (Повторить 5 – 6 раз не спеша)

     

     - Сейчас мы проверим свои математические знания, потренируем мышление, решая тренировочные олимпиадные задания. Работа по карточкам:

    1. В магазин привезли 4 одинаковые полные коробки: в одной –

    апельсины, в другой – яблоки, в третьей – мандарины, в

    четвертой – вишни. В какой коробке наибольшее число плодов?

    (А) в коробке с апельсинами        (Г) в коробке с вишнями

    (Б) в коробке с яблоками              (Д) невозможно определить

    (В) в коробке с мандаринами

    2. Какое из чисел обладает такими свойствами: оно четное, все его цифры различны, а число сотен в два раза больше числа

    единиц?

    (А) 1236    (Б) 3478    (В) 4683    (Г) 4874    (Д) 8462

    3.Никита живет в своем доме вместе с папой, мамой и братом. А

    еще с ними живут собака, две кошки, два попугая и четыре

    золотые рыбки. Сколько всего ног у обитателей этого дома?

    (А) 22     (Б) 24     (В) 28     (Г) 32     (Д) 40

    4. Сколько месяцев имеют в названии ровно 4 буквы?

    (А) 2        (Б) 3       (В) 4         (Г) 5        (Д) 6

    5.Какое из этих чисел не равно остальным?

    (А) сто раз по двадцать        (Б) двадцать сотен                             (В) двести десятков              (Г) две тысячи                                     (Д) сто раз по двести

    6.Гоша выше Бориса, но ниже Антона. Витя выше Димы, но ниже

    Гоши. Кто из мальчиков самый высокий?

    (А) Антон      (Б) Борис       (В) Витя      (Г) Гоша      (Д) Дима

    7.Какую цифру или знак арифметического действия нужно поста-

    вить вместо *, чтобы равенство 1+1 * 1 – 2 = 100 стало верным?

    (А) +                (Б) –                (В)                  (Г) 0              (Д) 1

    8.В коридоре детского сада стояли двухколесные и трехколесные

    велосипеды. Катя подсчитала, что колес – 18, а рулей всего 7.

    Сколько было двухколесных велосипедов?

    (А) 2              (Б) 3              (В) 4              (Г) 5            (Д) 6

    9.Весь класс, в котором учатся Маша и Даша, выстроился в

    колонну по одному. Позади Маши стоит 16 человек, включая

    Дашу, а впереди Даши стоит 14 человек. Сколько ребят в классе,

    если между Машей и Дашей стоит 7 человек?

    (А) 37            (Б) 30            (В) 23            (Г) 22           (Д) 365

    10.Два ковша воды – это половина ведерка, а три чашки – это

    половина ковша. Тогда два ведерка – это

    (А) 24 чашки                 (Б) 48 чашек               (В) 12 чашек

    (Г) 36 чашек                 (Д) 72 чашки

    - Наше занятие закончено. Какое задание вам понравилось? Что нового узнали о цифре и числе 7?  Какую задачу вы хотели бы задать своим близким?

    - Чтоб водить корабли,

    Чтобы в небо летать,

    Надо, прежде всего,

    Математику знать.

    Чтоб врачом, моряком

    Или лётчиком стать,

    Надо тоже, друзья,

    Математику знать!

    Ну и вам мой совет:

    Чтоб отличником стать,

    Надо, прежде всего,

    Математику знать!

    Литература:

    1. Бесова М., Познавательные игры для младших школьников от А до Я.; Ярославль, Академия развития, 2004 г.
    2. Цыпленкова О., Гимнастика мозга,; журналы «Здоровье школьника».
    3. www.kenguru.sp.ru  Российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Решение логических задач на уроках математики

    Выступление на МО начальных классов...

    Использование логических задач на уроке математики в начальной школе

    Роль математики в развитии логического мышления исключительно велика. Как показывает опыт, в младшем школьном возрасте одним из эффективных способов развития мышления является решение школьниками нест...

    Логические задачи по математике 4 класс

    Логические задачи для 4 класса....

    Логические задачи по математике

    Развивает логическое мышление. Можно использовать на уроках математики....

    Интегрированное факультативное занятие по математике и литературе во 2 классе. Математика: «Решение логических задач». Литература: «А вот о том, как в баснях говорят …»

    Цель: учить детей решать логические задачи,  закрепить полученные на уроках литературы знания о творчестве  И.А.Крылова....

    Интеллектуальные игры в начальной школе. Логические задачи для детей первого класса. Логические задачи для детей второго класса.

    Логические задачи для детей первого и второго класса. Материал может использоваться на уроках математики, во внеклассной работе учителями и родителями для развития логического мышления детей 6-8 лет....

    Презентация с аннотацией к открытому уроку по развитию логического мышления в 1 классе Логические задачи-шутки,задачи-загадки на уроках математики в начальных классах

    Цель  презентации: развитие аналитического мышления,анализ,сравнение,сопоставление,обобщение,классификация,развитие внимания,памяти,логического мышления,познавательной активности учащихся на урок...