Развитие познавательной деятельности младших школьников на уроках математики через использование активных форм, методов и приёмов обучения
методическая разработка по математике на тему

Hовикова Марина Викторовна

Обобщение педагогического опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 2_opyt_novikovoy_m.v._oktyabrskaya_sosh.zip165.07 КБ

Предварительный просмотр:

Новикова Марина Викторовна

Управление образования администрации Белгородского района Белгородской области

Муниципальное образовательное учреждение «Октябрьская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области»

Развитие познавательной деятельности младших школьников на уроках математики через использование активных форм, методов и приёмов обучения

 

 

2011

Содержание

I.  Информация об опыте.                    3

        1. Условия возникновения и становления опыта.                    3

        2. Актуальность опыта.                    5

        3. Ведущая педагогическая идея опыта.                    5

        4. Длительность работы над опытом.                    5

        5. Диапазон опыта.                    6

        6. Теоретическая база опыта.                    6

        7. Новизна опыта                    7

II.  Технология опыта                                                                                                   7

III. Результативность опыта                                                                                      12

IV. Библиографический список.                  17

V.  Приложение                                                                                          18  

I. Информация об опыте.

Тема опыта: «Развитие познавательной деятельности младших школьников на уроках математики через  использование активных форм, методов и приёмов обучения». 

Сведения об авторе опыта: Новикова Марина Викторовна, учитель начальных классов МОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области», стаж работы по специальности 22 года, образование высшее, квалификационная категория первая.

 

1. Условия возникновения и становления опыта.

Становление опыта активно происходило с 2007 по 2011 года в начальных классах муниципального общеобразовательного учреждения «Октябрьская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области».

Условием становления опыта можно считать требование, предъявляемое к учителю современным обществом, которое предполагает пересмотр и обновление содержания методов и форм обучения, внедрение новых методик.

Математика в начальных классах является основным учебным предметом. Младшие школьники усваивают систему важнейших математических понятий, овладевают умениями и навыками в области счета, письма, речи, без чего невозможно успешное обучение в школе.

Как известно, знания, полученные без интереса, не становятся полезными. Поэтому одной из труднейших и важнейших задач дидактики как была, так и остается проблема воспитания интереса к учению.

В образовательном процессе познавательная деятельность учащихся играет ведущую роль, так как посредством неё осуществляется усвоение содержания обучения. Исследования  Л.П.Буевой, В.В.Давыдова, А.В.Маргулиса, А.М.Матюшкина, И.Ф.Харламова, Т.И.Шамовой показывают, что улучшению результативности и качества образовательного процесса в целом способствует повышение уровня самостоятельности познавательной деятельности школьников  через её активизацию. Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого потенциала учебного материала с целью овладения новым знанием. Работать над активизацией познавательной деятельности – значит формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к глубокому познанию изучаемых предметов. Для привития глубокого интереса учащихся к математике, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста. Интересный учебный предмет - это учебный предмет, ставший «сферой целей» учащихся в связи с тем или иным побуждающим его мотивом [1,54]. Следовательно, высокая познавательная активность возможна только на интересном для ученика уроке, когда ему интересен предмет изучения. И наоборот, «воспитать у детей глубокий интерес к знаниям и потребность в самообразовании - это означает пробудить познавательную активность и самостоятельность мысли, укрепить веру в свои силы» [2,114].

Формирование интереса к учению – важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда еще только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Чтобы формировать у учащихся умения самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях.

Развитие внутренних сил человека - это не только социальный заказ общества, но и потребность самого человека, осознающего свою опосредованность от объективного мира практикой и желающего реализовать свой внутренний потенциал. Представители многих научных направлений и школ, рассматривающие развитие человека, его личностных, психологических, дидактических и других качеств, подтверждают продуктивность протекания данного процесса в ходе деятельности и общения, подчеркивая при этом, что не любая деятельность обладает развивающей функцией, а та, которая затрагивает потенциальные возможности ученика, вызывает его творческую активность, которая рассматривается как высший уровень познавательной активности, характеризующихся такими качествами, как оригинальность, нешаблонность, самостоятельность.

Прежде чем подбирать упражнения и всевозможные игры для использования на уроках,  у учащихся 1 «В» класса МОУ «Октябрьская СОШ Белгородского района Белгородской области» было выявлено, какие знания лежат в основе сложения и вычитания. Для этого была проведена диагностика, которая дала возможность определить имеющийся у учащихся уровень знаний по данным вопросам. Проведенный анализ позволил спланировать дальнейшую работу. Поэтому в начале каждого урока в течение месяца давались задания на активизацию ранее приобретенных знаний, вводились дидактические игры, применялись нестандартные задания. В итоге была проведена диагностическая работа, результаты которой показывают, что дети лучше усвоили материал, выполнили работу быстрее, допустив меньше ошибок при решении.

Таблица 1

Характер ошибок

Октябрь

Ноябрь

Писали работу

19чел.

20чел.

Выполнили верно

4чел.(21%)

10чел.(50%)

Допустили ошибки на нумерацию чисел в пределах 10

10чел.(53%)

6чел.(30%)

Допустили ошибки на состав числа

7чел.(36,8%)

5чел.(25%)

Допустили ошибки на сравнение чисел

8чел.(42%)

6чел.(30%)

Допустили ошибки на сложение

10чел.(53%)

7чел.(35%)

Допустили ошибки на вычитание

15чел.(79%)

10чел.(50%)

Использование дидактических игр, логических заданий, нестандартных задач стимулирует активность каждого ребенка, повышает качество процесса обучения младших школьников.

В современной школе наблюдается увеличение умственной нагрузки на уроках математики. В связи с этим ведётся поиск эффективных форм и методов обучения предмету, которые способствовали бы активизации учебной деятельности, формированию познавательного интереса. Сегодня нужен человек не только потребляющий знания, но и умеющий их добывать. Нестандартные ситуации требуют от нас широты интереса. Так возникла тема опыта «Развитие познавательной деятельности младших школьников на уроках математики через  использование активных форм, методов и приёмов обучения».

2. Актуальность опыта. 

Актуальность данной темы заключается в том, что развитие познавательной деятельности младших школьников - одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе.

Вопрос о том, можно ли человека научить проявлять познавательную активность и развивать у него способности к творческой деятельности, окончательно не решён. При знакомстве со многими исследованиями выясняется, что спектр педагогических инноваций слишком широк и не упорядочен. Возникает противоречие между большим числом педагогических инноваций и отсутствием их системы, позволяющей от стихийного внедрения этих педагогических идей перейти к целенаправленному, более эффективному пути решения этой проблемы.

Достичь результата в развитии познавательной деятельности младших школьников возможно при соблюдении комплекса требований, в которых заключается сущность опыта и его актуальность.

3. Ведущая педагогическая идея опыта. 

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для развития познавательного интереса, логического мышления, формирования творческой активности учащихся для совершенствования  учебной деятельности школьников на уроках  математики.

 Поиск различных форм организации учебной деятельности, методов и приёмов обучения, влияющих на развитие самостоятельности учащихся, является одной из основных задач учителя. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес  обучающихся. Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на его результат, а это всегда связано со стремлением к достижению цели, с реализацией её, преодолением трудностей. Познавательный интерес – это один из важнейших мотивов учения. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Но далеко не всё в учебном материале может быть для обучающихся интересно. И тогда выступает источник познавательного интереса – процесс деятельности. Чтобы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, то есть в самом процессе её обучающийся должен находить привлекательные стороны.

4. Длительность работы.

Работа над опытом охватывает период с сентября 2007 года, когда был сформирован 1 «В» класс по 2011 год – год выпуска обучающихся из начальной школы.

 Работа по проблеме опыта проводилась в три этапа. На первом этапе (2007-2008 года) происходило осмысление данной проблемы, велась диагностика, изучение опыта других педагогов по данной теме. Второй этап (2008-2010 года) – активное внедрение в работу форм, методов и приёмов обучения, способствующих развитию познавательной деятельности младшего школьника. Третий этап (2010-2011 года) – подведение итогов, анализ полученных результатов.

  Особенность нашего времени - это потребность в предприимчивых, деловых, компетентных специалистах в той или иной сфере общественной, социальной, экономической и производительной деятельности. Необходимо быть грамотным, чтобы нормально «функционировать в сложном и требовательном обществе»[10,42]. А быть грамотным в быстро меняющемся мире означает быть просто лучше образованным. Чем выше уровень образованности, тем выше профессиональная и социальная мобильность. На уроках предлагаются ученикам различные виды самостоятельной деятельности, требующие мобилизации знаний, умений, способности принимать решения, брать на себя ответственность, развивающие познавательную деятельность, воспитывающие волю к победе и преодолению трудностей (Приложение 1). В процессе такой работы ученики привыкают к востребованности своих знаний, убеждаются в значимости образования.

5. Диапазон опыта.

Важнейшей предпосылкой в процессе активной познавательной деятельности является интерес, с помощью которого учащиеся приобретают прочные знания, умения, навыки. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоций и рациональности в обучении.

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики - одно из наиболее существенных требований, обеспечивающих качество обучения [1,54]. Диапазон опыта представлен разнообразными видами деятельности: дидактическая игра, задачи повышенной трудности, индивидуальные карточки, нестандартные и логические задания,  самостоятельная работа, что позволяет формировать стойкий познавательный интерес к обучению.

6. Теоретическая база.

Основу данного опыта составили идеи ведущих ученых, педагогов Ш.А.Амонашвили, К.Д.Ушинского и А.А.Окунева.

В контексте своей педагогической теории проблему интереса к учению рассмотрел К.Д.Ушинский. Он психологически обосновал интерес в обучении. Глубокая психологическая основа всей педагогической теории К.Д.Ушинского и проблемы интереса усилили внимание к природосообразному развитию детей. Обострённая критика обучения и воспитания в период общественно - педагогического подъёма привела к идее пристального внимания к внутреннему миру ребёнка на основе его полной свободы [9,53].

Ш.А.Амонашвили разрабатывал проблему интереса в обучении шестилеток. Интерес к учению слит со всей жизнедеятельностью младшего школьника: неосторожный поворот метода, однообразие приёма может расшатать интерес, который ещё очень хрупок [9,123]. Лабораторией экспериментальной диалектики НИИ педагогики Грузии под руководством Ш.А.Амонашвили разработаны психолого-педагогические основы, заложенные в эксперименте по обучению шестилеток, накоплены приёмы стимулирования познавательных интересов детей (преднамеренные «ошибки» учителя, задачи на внимание, сочинительство сказок, задачи на сравнение).

Новый вид и новое содержание требует иных принципов обучения. Так, на иных принципах строится обучение заслуженного учителя РСФСР, лауреата премии Н.К. Крупской ОкуневаА.А. Концептуальные положения педагогиче-  ской технологии эффективных уроков (А.А.Окунев) основываются на том, что:

  • движущая сила учебного процесса - это противоречие между теми задачами, которые вы ставите перед учениками, и их знаниями, умениями;
  • принцип интереса - новизна, новый материал как своеобразный раздражитель, вызывающий рассогласование, включающий механизмы деятельности по ориентировке и познавательной деятельности. В каждом уроке должна быть интрига, изюминка;
  • хороший урок - это урок вопросов и сомнений, озарений и открытий. Его условия:
  1. теоретический материал должен даваться на высоком уровне, а спрашиваться - по способностям;
  2. принцип связи теории с практикой: учить применять знания в необычных ситуациях;
  3. принцип доступности: школьник должен действовать на пределе своих возможностей; талант учителя - угадать эти возможности, правильно определить степень трудности;
  4. принцип сознательности: ребенок должен осознать этапы изучения темы, чтобы установить причинно-следственную связь между этими этапами;
  5. установка не на запоминание, а на осмысление предложенного материала;
  6. принцип прочности усвоения знаний: даются основы запоминания;
  7. мышление должно главенствовать над памятью [9,202].

Дидактическая игра – приём активизации обучающихся. Она имеет определённую структуру. Структура - это основные элементы, характеризующие игру, как форму обучения и игровую деятельность одновременно [3,12]. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:

1. дидактическая задача;

2. игровая задача;

3. игровые действия;

4. правила игры;

5. результат (подведение итогов).

При проведении игр сохраняются все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.    

Основные функции дидактических игр:

1) формирование устойчивого интереса к учению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребёнка к школьному режиму;

2) формирование психических новообразований;

3) формирование общих учебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы;

4) формирование навыков самоконтроля и самооценки;

5) формирование адекватных взаимоотношений и освоение социальных ролей.

   Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Организовать и провести дидактическую игру - задача достаточно сложная для педагога.

   Основные условия проведения дидактической игры:

1) наличие у педагога определённых знаний и умений относительно дидактических игр;

2)   выразительность проведения игры;

3)   необходимость включения педагога в игру.

 Исследования показали, что развитие логического мышления у детей в период обучения в начальных классах включает в себя два этапа.

     На первом из них, обычно это происходит в возрасте 6-8 лет, формируются элементарные приёмы логического мышления. Они связаны с оперированием лишь одним суждением в целях раскрытия в нём знания, содержащегося в неявном виде.

     На втором этапе - возраст 8-10 лет - формируются логические умения, связанные с оперированием уже двумя суждениями. Это позволяет сделать полные умозаключения, где новое содержание выводится из данных суждений [4,64].

    Каждое логическое математическое задание содержит некоторый математический «секрет». Найти его - основная задача решающего. Для этого нужно выявить закономерность (правило), по которой составлена первая часть задачи, так называемое условие задачи, и, применяя метод аналогии, решить вторую часть задачи.

     Ученику понадобятся не только знания, но и такие общие умения, как умения наблюдать, сравнивать, обобщать, проводить аналогии, делать выводы и обосновывать их. В основном задания носят творческий характер и способствуют развитию интереса к математике, запоминанию интересных математических закономерностей, созданию ситуаций, способствующих лучшему усвоению программного материала.

7. Новизна опыта.

Новизна опыта состоит в создании условий для решения  проблемы развития познавательной деятельности учащихся на уроке математики через использование разнообразных форм, методов и приемов обучения, нацеленных на развитие познавательных способностей младших школьников.

Младший школьный возраст  - это период впитывания, накопления знаний. Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях индивидуального развития ребенка на данном возрастном этапе [7,61]. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как любознательного, активно и заинтересованно познающего мир.

Младший школьный возраст является сенситивным для:

  • формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;
  • развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, умения учиться;
  • раскрытия познавательных способностей.

II. Технология опыта

Автором опыта были поставлены цели: создание условий для развития познавательной деятельности учащихся, способствовать формированию положительной учебной мотивации школьников, использование активных форм, методов и приёмов обучения. На основе сформулированных целей, были определены задачи:

                - изучить методическую литературу по использованию в работе активных форм, методов и приёмов обучения;

- организовать опытно-экспериментальную работу по данной теме через урок,  внеклассную работу по предмету.

Развитие одного ребёнка во многом отличается от развития другого. Поэтому учитель  применяет в обучении различные приёмы и методы. Одним из ведущих методов являются развивающие методы обучения (приёмы сравнения, классификации, анализа и синтеза, обобщения).

Так например, при изучении темы «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание» в 1 классе проблемные методы  включаются в самом начале урока или при актуализации ранее изученного. Тогда обучающиеся активно работают на уроке, стараются найти разгадку, ответ.

Занятия, на которых учитель использует проблемные, исследовательские или объяснительно-иллюстративные методы воспитывают у обучающихся самостоятельность, настойчивость, интерес к предмету и волю к выполнению заданий.  

 Использование приёмов активизации познавательной деятельности (наглядность, дидактические игры, логические задачи, упражнения на сравнение и обобщение, самостоятельные работы) при изучении раздела «Числа от 1 до 100. Нумерация» во 2 классе делают учение интересным, ярким и увлекательным.

Метод и приём могут меняться местами, но независимо от этого, включаются в структуру урока. В результате у обучающихся формируется интерес к учебному процессу, повышается активность, что имеет немаловажное значение в работе.

 Обучение обогащает ребёнка знаниями и способами умственной деятельности, формирует познавательные интересы и способности, если  изменяются способы, средства и методы обучения и воспитания детей. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания детей (особенно в начальный период), в частности, дидактические игры активно применяются на уроках в 1 классе при изучении разделов: «Подготовка к изучению чисел», «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание», «Числа от 11 до 20».

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.  Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности», - писал В.А.Сухомлинский [9,34].

 Большинство дидактических игр заключают в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: «Кто верней?», «Кто быстрей?» «Отвечай сразу»,  «Из каких материалов предметы в твоем портфеле?», « Теремок», «Не скажу», «Полёт в космос» (Приложение 2).

Также привлекают детей игры – путешествия:   « В цирке», «Плывём к Робинзону Крузо» (Приложение 2).

В играх - путешествиях ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, познавательная деятельность расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. Дети играют, а, играя, непроизвольно закрепляют, совершенствуют и доводят до уровня автоматизированного навыка математические знания. «Хорошая игра похожа на хорошую работу», - писал А.С. Макаренко [5,24].

       В 3-4 классах для формирования познавательного интереса на уроках по следующим темам: «Сложение и вычитание чисел», «Табличные случаи умножения», «Виды треугольников», «Письменное умножение на однозначное число»  разновидностью математических игр, задач являются логические игры, задачи, упражнения. Они направлены на тренировку мышления при выполнении логических операций и действий: «Найди недостающую фигуру», «Чем отличаются?», например, в игре «Вычислительная машина»  (Приложение 2).

             Задания повышенной трудности.

    Задания повышенной трудности предлагаются для решения на каждом уроке, начиная с 1 класса, и способствуют развитию внимания, памяти и мышления. Эти задания помогают внести в учебный процесс элемент занимательности, игры и вызвать у детей интерес к предмету [8,50].

         Среди широко известных логических задач можно выделить несколько классов задач, которые решаются с помощью определенных приёмов (Приложение 3):

     1) задачи на соответствие и исключение неверных вариантов;

     2) задачи на упорядочивание множеств;

     3) турнирные задачи;

     4) числовые ребусы;

     5) задачи о лгунах;

     6) игровые логические задачи;

     7) игры мудрецов.

Тестовые задания.

Среди методов обучения следует отметить тесты, которые максимально содействуют развитию математического мышления обучающихся, т.е. выполняют развивающую функцию. Применение тестов на уроках математики обеспечивает не только объективную оценку знаний и умений учащихся, но и эффективную обратную связь в учебном процессе, выявляет факт усвоения знаний, что необходимо для получения реальной картины того, что уже сделано в ходе учебного процесса и что предстоит сделать [6,48]. Прежде чем применять тесты на уроке, определяется  цель изучения данной темы и конкретного урока.  Ученики должны усвоить данный учебный материал: только узнавать, различать, что к чему (1-й уровень), или выполнять какие-то задания, что-то определять, доказывать, то есть действовать в известной им стандартной ситуации (2-й уровень), а может быть, выводить своих учеников на уровень эвристической деятельности, учить умению действовать в нестандартной для них ситуации (3-й уровень). Затем составляется шкала оценок в соответствии с которой оцениваются работы учеников. В заключение результаты тестирования анализируются, делается вывод, проектируется дальнейший учебный процесс.

Необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение, поэтому работа над формированием познавательной активности учащихся продолжается и во внеурочное время. Для решения сложных учебных задач педагог использует разнообразные формы, методы и приемы обучения. В том числе игру. Лёгкость и непринуждённость, возникающая в процессе игры, ведут к успешному выполнению дидактических задач, поставленных педагогом. Между педагогом и детьми возникает атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания при организации и проведении внеклассных мероприятий, например: классного часа по теме «Математика – царица наук», праздника «И прекрасна,  и сильна математики страна!», викторины «Волшебный мир математики», заседания клуба «Юный математик».

     Познавательные задания ставят ученика в условия поиска, пробуждают интерес к победе. Отсюда – стремление быть первым, быстрым, находчивым. У детей развивается чувство ответственности, коллективности, воспитывается дисциплина, воля, характер.

III. Результативность опыта

При изучении проблемы развития познавательной деятельности младших школьников на уроках математики детям было предложено выполнить проверочную работу (В.Н.Рудницкая) с целью  выявления уровня познавательной активности школьников. Результаты оценивались по критериям А.К.Марковой, А.Г.Лидерс, Е.А.Яковлевой, которые определяют уровень активности следующим образом [10,39]:

         

Обработав данные, полученные при проведении проверочной работы, были выявлены следующие результаты: из 25 учащихся 15 имеют высокий уровень, 7 - средний, 3 – низкий. На диаграмме данные выглядят так:

Диаграмма 1.

Далее был проведён формирующий эксперимент.

 Цель формирующего эксперимента: создать условия для активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.

          Для достижения этой цели в 4 «В» классе были созданы условия, соответствующие теоретическим положениям: использование групповых форм работы на уроке; проведение нестандартных уроков; использование индивидуальных карточек с заданиями; включение в уроки заданий с элементами игры; создание состязательной мотивации.

Формирующий эксперимент продолжался три недели.

    «Устный счет». При использовании на этом этапе дидактических игр, задач  в стихах, заданий в занимательной форме было установлено, что количество отвечающих детей значительно возрастает.

                                                                                                                 Диаграмма 2.

      Таким образом, интерес к уроку математики, познавательная активность школьников возрастает с применением нешаблонных заданий, игровых ситуаций.

     На этапе закрепления при применении индивидуальных карточек, активность детей также была высокой.

Диаграмма 3.

 Можно сделать вывод, что при использовании индивидуальных карточек с занимательным материалом на уроке количество активных учащихся возрастает, так как каждый ученик уверен, что за работу он получит  оценку.

Таким образом, вышеизложенная работа, даёт высокие результаты изучения математики. Диаграмма качества знаний учащихся  по предмету:

Диаграмма результатов независимого регионального и муниципального тестирования по математике:

 Результативность внеклассной работы по предмету показывает, что ученики являются активными участниками математических конкурсов, олимпиад. Команда «Затейники» 2-В класса за активное участие и достижение высоких результатов в Первом Интеллектуальном Чемпионате среди образовательных учреждений «Эрудиты Белгородской области – 2009» награждена сертификатом, ученица Ленченко Валерия заняла I место в этом Чемпионате.

В школьной олимпиаде по математике – Попов Алёша занял I место (2009-2010 уч. год, 3-В класс), участвовал в районной олимпиаде. В Международном конкурсе-игре «Кенгуру» - III место занял Попов Алёша (2010-2011 уч. год).

Проводимый в школе мониторинг показал, что у учащихся повысился уровень познавательной активности. В этих успехах заметную роль играют полученные навыки и познавательная активность учащихся.

А результаты мониторинга математической подготовки учащихся 4-В класс (Кенгуру) показал:

1) средний балл по классу -58,4

2) чтение, запись и сравнение чисел – 66%

3) арифметические действия – 77%

4) именованные величины – 83%

5) решение текстовых задач – 49 %

6) геометрические фигуры – 61%

7) понимание математического языка – 64%

8) внимательность -77%

9) основы логического мышления – 56%

10) установление последовательности действий – 55%

11) базовые навыки – 82%

12) вопросы повышенной сложности – 41%

13) опережающее развитие – 75%

Проблема развития ученика является одной из сложнейших задач в педагогической практике. Решение этой проблемы зависит от того, на получение какого именно результата ориентируется учитель в своей работе. Критерием деятельности является конечный результат: либо дать ученику лишь набор по предмету, либо сформировать личность, готовую к творческой деятельности.

Совершенствование процесса обучения определяется стремлением развивать познавательную деятельность учащихся. Суть данного развития младшего школьника заключается в такой организации учебной деятельности, при которой учащийся приобретает основные навыки получения знаний и на основе этого научится самостоятельно «добывать знания». 

Большая роль в отборе средств, методов и приемов работы на уроке отводится учителю. Успех дела зависит здесь во многом от того, насколько глубоко проникает учитель в специфику учебного материала, насколько умело ставит учебные познавательные задачи, учитывая при этом уровень общей и математической подготовки учащихся, их личностные качества и прогнозируя результаты использования того или иного средства, метода или приема.

Выбирая средства, методы и приемы обучения, необходимо помнить, что нельзя их универсализировать. Ни одно из средств, ни один из методов, взятых изолированно, не смогут обеспечить достижения целей обучения.

                                             

IV. Библиографический список

  1. Анцибор М.М., Активные формы и методы обучения. – Тула, 2002, с.112.
  2. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию.- М., Просвещение, 1985, с.218.
  3. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр: Учебно-методическое пособие / В.М. Букатов. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2005, с. 124.
  4. Вахрушева Л.Н. Проблема интеллектуальной готовности детей к познавательной деятельности в начальной школе // Начальная школа. 2006. - № 4. - с.63-68.
  5. Дрозд В.Л., Урбан М.А. От маленьких проблем - к большим открытиям // Начальная школа. - 2005. - № 5. - С.37.
  6. Лизинский В.М., Приемы и формы в учебной деятельности. -  М., 2004, с. 74.
  7. Орлов А.А., Основы профессионально-педагогической деятельности. -  М., 2004, с. 164.
  8. Орлик Е.Н. Тексты, развивающие логику и мышление. - М.: Грамотей, 2003. - с.48-56.
  9.  Смирнов С.А., Педагогика. Теории, системы, технологии. - М., 2006, с. 246.
  10. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. - М.: Просвещение, 1988, с.38-48.
  11. Фридман Б.М., Кулагина А.В. Психологический справочник учителя.- М., Просвещение, 1991, с.148.

V. Приложение

1. Приложение №1 – План – конспект урока математики в 4 классе.

 

2. Приложение №2 – Дидактические игры.

3. Приложение №3 – Задания повышенной трудности.