Устный счет (математика)
методическая разработка по математике (1 класс) на тему

Волосникова Татьяна Владимировна

 

Тот, кто не знает математики, не может узнать никакой другой

 науки и даже не может обнаружить своего невежества, а потому не

 ищет от него лекарства.

 

Роджер Бэкон

 

        Устный счет или устные упражнения необходимы  для того, чтобы научить ребенка не только считать, но и любить и понимать математику. Любое задание помогает повторить то, что изучали  или подготовить к новому материалу. Для устных упражнений можно применять различные дидактические игры.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ust.schet_.doc143 КБ

Предварительный просмотр:

Тот, кто не знает математики,

 не может узнать никакой другой

 науки и даже не может обнаружить

 своего невежества, а потому не

 ищет от него лекарства.

Роджер Бэкон

        Устный счет или устные упражнения необходимы  для того, чтобы научить ребенка не только считать, но и любить и понимать математику. Любое задание помогает повторить то, что изучали  или подготовить к новому материалу. Для устных упражнений можно применять различные дидактические игры.

                                                                                                                               

1. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ   ЗАДАЧИ

О еже

    Пришли к медведю гости: еж, лиса и белка и подарили ему мед, малину, орехи. Что подарил медведю еж?

    Мед – 8

    Малина – 5

    Орехи – 6

 Для проверки ответа воспользуйтесь решением цепочки примеров.

                    + 3          - 8         + 7       - 4      

Белка  7              ?             ?            ?             ?

               + 2      - 9       + 8      - 5

Лиса  ?         ?         ?         ?         4

Про белку

Белка заблудилась. Ищет белочка свой дом, и мы сейчас его найдем. Так, где же живет белка?

            В норе – 3

            В дупле – 5

            В гнезде - 7

    Для проверки выбора ответа воспользуйтесь таблицей. Какое число надо записать в пустой клетке таблицы, чтобы квадрат стал магическим?

2

7

6

9

?

1

4

3

8

Рыба без чешуи

   Какая рыба без чешуи?

     Щука -4

     Сом – 2

     Карась – 3

  Чтобы проверить свой ответ, решите цепочку примеров.

   Действия в цепочке примеров:

  7

   + 8              - 9         + 8        - 6           +4                                             

         

 

     

      Зимние птенцы

 Какая птица выводит птенцов зимой?

       Дятел – 7

       Клёст – 4

       Аист - 6

Как называются геометрические фигуры, используемые в записи данного задания? Какая геометрическая фигура здесь лишняя?

 

 □ – 6 =      

 

 8 + ○=

  6 – 5 =

  5 +    =    

Кто автор?

  Кто автор этих строк: «Как – то раз ночной порой, когда в лесу так тихо, встречает волка под горой зайчатами зайчиха…»?

        С. Маршак – 74

             С. Михалков – 16

             А. Барто – 35

14

35

7

21

2

5

1

3

8

20

4

12

6

15

3

9

   Первое упоминание о Москве

В каком году Москва впервые упоминается в летописи?

   В 1056 г.

   В 1147 г.

   В 1284 г.

   Выберите из каждой строки и каждого столбца таблицы по одному числу. Сумма четырех выбранных чисел поможет вам проверить свой ответ.

484

246

368

386

385

147

269

287

238

0

122

140

492

254

376

394

Самая длинная змея?

 Какая змея самая длинная в мире?

                Кобра – 10

                Питон – 6

                Анаконда – 9.

6

18

15

3

12

24

Запишите в пустые клетки таблицы такие числа, чтобы квадрат стал магическим. Наименьшее из чисел поможет вам ответить на вопрос.

 

2.Сосчитай и угадай  

                                                             1.    Часто знает и дошкольник                                                

                                                                  Что такое треугольник,                                                                                                                        

                                                                    А уж вам-то как не знать!
                                                                   Но совсем другое дело —                                                                                                              

                                                                    Быстро, точно и умело
                                                                   Треугольники считать.                                                                                                                    

                                                                    Например, в фигуре этой.                                                                                                                                                

                                                                   Сколько разных?                                                                                                                      

                                                                    Рассмотри!
                                                                  Все внимательно исследуй
                                                                  И по краю, и внутри!              

                                                                                                                                 

                                                                             2. У пушистой кошки Мурки
                                                                               Разноцветные фигурки.
                                                                  Опечалилась она всем - названья дать должна                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  
                                                                               Да еще все сосчитать.
                                                                               Кто ей будет помогать?

3.  Зайка очень испугался:
Цифры спрятали его.
Посмотри и назови,
Какая где.
Один, два, три...

                                                                 4.  Я зеленый лягушонок,
                                                                  С цифрой каждою дружу.      
                                                                  На меня ты посмотри,
                                                                 Сколько их во мне?
                                                                 Скажи.

3. ЗАДАЧИ В СТИХАХ

Нельзя быть математиком, не будучи в то же время поэтом в душе.
С. Кобалевская

Письма дедушке
Я в садик не хожу,
Я болен, я лежу.
Мы с дедушкой Антоном
Встречаем почтальона.
Семь писем — заказные
Со станции «Лесные,
две скромные открытки
От Саши и Никитки,
А девять писем авиа
Примчались из Молдавии.                                                                                                                                                        Я письма получаю,
Но
СКОЛЬКО их?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Не знаю.
И вот лежу и маюсь                                                                                                                                                                                   Ответа дожидаюсь.

 
Игрушки в детском саду
В детском саду есть... паровоза
Шесть автомобилей,
Черный пес — блестящий нос,
Белый кот
Василий,
Восемь Куколок в одной
Кукле деревянной.
И петрушка заводной,
Рыжий и румяный.
Кто внимательно прослушал,
Сколько в том саду игрушек?

Сколько грибов? 
Солнце льет на землю свет.
Рыжик прячется в траве,
Рядом тут же в желтых платьях
Их еще двенадцать братьев.
В кузовок я их всех спрятал,
Вдруг гляжу — в траве маслята,
И пятнадцать тех маслят
В кузовке уже лежат.
А ответ у вас готов:
Сколько я нашел грибов?


Все это сделано трудом 
Стул, на котором ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож,
этот гвоздь, и этот дом,
этот ломтик хлеба —
Все это сделано трудом,
не свалилось с неба.
Посчитайте, сколько здесь названо предметов.

*******
8 милых глупышей
Захотели стать умней,
Пригласили в свою школу
З совы и 2 коровы.                                               Сколько коровушек,
Сов, глупышей
Сейчас в этом классе?
Ответьте скорей!

*******
З калана с каланенком,
1 антур с антуренком
На камнях у моря сели
И по З рыбешки съели.
Посчитай-ка, если смелый,
Сколько рыб все звери съели?


********
З песца в норе дремали,
5 пришил, их растолкали,
Предложили на обед
По 7 маленьких котлет.
Я спрошу у умных деток:
Сколько съедено котлеток?

*******
Сивуч-секач говорил, рассуждая:
Семейка моя совсем небольшая -                                да 7 жен, да шестеро деток...
Сколько ж костюмов всем надо на лето?      

************

Дед Игнат сказал соседу:
— Мне уж сотня лет к обеду!
— Ты прибавил 30 лет! —                                          Возразил ему сосед.                                                    Прошу, ребята, сосчитать,                                    Сколько прожил дед Игнат?

Помощник

Семь тарелок им умыты,
Восемь чашек не забыты,
Ложек — дюжина одна — Чистота кругом видна!
Вы готовы дать ответы,
Сколько всей посуды этой
Перемыл сынок-проказник?
(дело было в мамин праздник.)

*** ******

Белочка грибы сушила,
Только подсчитать забыла.
Белых было 25,
да еще масляток 5,
7 груздей и 2 лисички,
Очень рыженьких сестрички.
У кого ответ готов?
Сколько было всех грибов?

*********

Лебеди у нас в пруду,
Я поближе подойду:
9 черных, белых 5.
Кто успел их сосчитать?
Говорите поскорей:
Сколько было лебедей
?

************                                                                 На пригорке возле елок
Ежик яблоки считал:
7 под елкой, 7 за елкой,
7 в мешке за тем пригорком,
7 в избе на третьей полке,
7 под лавкою в саду,
Ну, а больше не найду.
Все яблоки зимою
Еж будет грызть с семьею.
Только сколько, как понять?
Еж не может разобрать.


Как те яблоки считать:
Что под елкой и за елкой,
Что в мешке за тем пригорком,
Что в избе на третьей полке,
Ну и те, что там в саду?
Сложим в кучу мы одну.
(Стало яблок 35.
Научился еж считать.)

**********                                                            Два кубика у Маши,
Четыре у Наташи.
А сколько же их вместе
У Маши и Наташи?                                          

**********                                                    Что хромаешь ты, жучок?
Ранил ножку о сучок.
Прежде на своих шести
Очень быстро мог ползти.
На скольких ножках ползет теперь жучок?

***********                                                                                                                                     Один лягушонок сидел у пруда.
Две утки плывут неизвестно куда.
Три рыбки у берега тихо плеснул                                                                                                    И в синюю воду обратно нырнули.
Сколько их всех?

4. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Игра «День - ночь»:

  1. 5 – 2 + 1 – 2 + 3 – 1;
  2. 5 – 4 + 2 – 1 + 3 - 2;
  3. 1 + 4 – 2 + 1 – 3 + 1 + 2 - 1;
  4. 5 – 2 – 1 – 1 + 4 – 3 + 2 + 1;
  5. 9 – 8 – 0 + 3 + 1 – 5 + 6 + 2 – 4 + 3   и т.д.

Найдите лишнее значение и объясните почему:

4 + 3       7 – 2    5 + 2      7 - 1

7 – 2       6 + 1    7 – 3      7 – 4

Игра «Молчанка»:

               9  

- 4

        10        7

        8         6

               5

«Волшебные квадраты»

(Сумма чисел по строкам и столбцам равны)

4

2

5

2

6

7

1

3

3

1

3

3

4

4

1

Математические диктанты:

1.

  1. Запишите последующее число 8.
  2. Запишите предыдущее число 6.
  3. На сколько 5 меньше 9?
  4. Какое число стоит между 7 и 9?
  5. Я задумала число. Из него вычла 6, получила 1. Какое число я задумала?
  6. Уменьшаемое 9, вычитаемое 7. Чему равна разность?
  7. Первое слагаемое 4, второе – 2. Чему равна сумма?
  8. У Миши было 5 наклеек. Это на 2 наклейки больше, чем у Алёны. Сколько наклеек было у Алёну?
  9. На поляне росло 8 грибов. Ежик пришел и унес 7. Сколько грибов осталось на полянке?
  10. Расставьте ответы в порядке возрастания.
  11. Зачеркните числа так, чтобы среди оставшихся чисел каждое последующее число было на 4 больше предыдущего. Продолжи получившийся ряд на три числа.

2.

    *  Я задумала число, из него вычла 5 и получила 1. Какое число я задумала?

    *  4 меньше некоторого числа на 2. Какое это число?

    *  Первое слагаемое 3, второе число 3. Чему равна сумма?

    * Найдите разность чисел 6 и 4.

     * 6 – это 3 и сколько?

     

3.

       Дан ряд чисел: 1 2 3 5 7. 
• Какое число лишнее? Почему?
• Назовите пары чисел, разность которых равна 2.
• Назовите самое большое и самое маленькое число в этом ряду.
• На сколько 7 больше, чем 1? На сколько 1 меньше, чем 7?
• Установите закономерность и продолжите ряд на З числа. (8, 9, 1!.)
• Расскажите все, что знаете о числе 2.
• Как можно получить число 2?
• Назовите соседей числа 2.
• Назовите число, которое больше, чем 2, на 7
• Назовите число, которое меньше, чем 2, на 2.
• На сколько 2 меньше 8?
• На сколько 2 больше 0?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устный счет . Математика 1 класс

Материал предназначен для работы на этапе отработки счета...

Презентация для урока математики в 1 классе (устный счет, счет в пределах 8)

Презентация для урока математики в 1 классе (устный счет, счет в пределах 8)...

Устный счет.Математика 1 класс

Мультимедийное сопровождение для заданий устного счета....

Интерактивная презентация по математике устный счет по теме: "Счет в пределах 5"

Интерактивная презентация по математике  устный счет по теме: "Счет в пределах 5"...

Устный счет (математика 3 класс)

Математический футбол «Гол, Мимо»...

Устный счет (математика 3 класс)

Математическая  игра «День и ночь».3 класс(таблица умножения и деления)...

Устный счет математика 4 класс

Презентация , устный счет...