Урок математики 1 класс по теме:"Точки и линии" УМК "Школа 2100"
план-конспект урока математики (1 класс) по теме

В данный архив вложены 2 файла: презентация и конспект урока математики 1 класс по теме:"Точки и линии" , УМК "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_tochki_i__linii.rar598.78 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК МАТЕМАТИКИ

Никитина Т.Н.

учитель начальных классов

МАОУ СОШ №2

( «Математика, 1 класс» Л.Г. Петерсон)

Тема: «Точки и линии»

Цель:

  1. учить использовать начальные математические знания для описания и объяснения окружающих предметов,
  2. формировать умение  читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики,
  3. познакомить с геометрическими понятиями: точки и линии;
  4. закреплять знания по нумерации чисел от 1 до 6;
  5. Закреплять изученный материал: состав чисел 2-6,

взаимосвязь между частью и целым, сложением и вычитанием в пределах 6.

  1. продолжать работу по сравнению чисел;

 Планируемые результаты: научить детей строить цепочки логических рассуждений и использовать их в устной и письменной речи.

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Характеристика деятельности

Слайд1

I.Организационный момент

Музыкальное приветствие «День добрый»

День добрый, день добрый!

Слова эти мы повторим.

День добрый, день добрый!

Всем друзьям говорим.

Здравствуйте милые девочки

Рада видеть я вас

Здравствуйте, здравствуйте мальчики

Пойте со мною сейчас:

День добрый, день добрый!

Слова эти мы повторим.

День добрый, день добрый!

Всем гостям говорим.

Эмоциональный настрой.

Личностные УУД:

Осознание важности   исполнения роли «хорошего ученика», умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм.

Слайд 2

II. Актуализация опорных знаний.

Математическая разминка

1. Ритмический счёт через 5,  числовой отрезок.

-Назовите предыдущее число 5. Как получить предыдущее число? На сколько предыдущее число меньше последующего?

- Назовите последующее число 5. Как получить последующее число? На сколько последующее число больше  предыдущего?

Учащиеся считают через 5 с помощью хлопков.

4, 5-1=4

меньше на 1

6

5+1=6

Больше на 1

Регулятивные УУД

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся

Слайд 3-5

2. Состав числа 6.

- На какие части можно разбить фигуры на рисунке?

По цвету – красные и синие;

по размеру – большие и маленькие;

по форме – круги и квадраты.

Познавательные УУД

Формировать умение сопоставлять, сравнивать и анализировать графические  модели с целью выявления общих признаков.

Слайд 6

-Найдите закономерность и вставьте пропущенное число.

- Состав какого  числа представлен на рисунке?

Это число 6.

Состав числа 6.

РегулятивныеУУД

выделение иосознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Слайд 7

3.Задачи в стихах:

а) 5 голубей на крыше сидели.

2 голубя снялись и улетели.

Ну-ка, скажите мне поскорей,

Сколько осталось сидеть голубей?

- Какое действие выполнили?

-Назовите целое и части.

- Как найти часть?

Осталось 3 голубя

Вычитание: 5-2=3

5 – целое, 2 и 3 -части

Чтобы найти часть, нужно из целого вычесть известную часть.

Познавательные УУД

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений

Слайд 8

б ) Ежик по грибы пошел

Много он грибов нашел

4 несет на спинке,

2 положил в корзинку.

Сколько же всего грибов ?

- Какое действие выполнили?

-Назовите целое и части.

-Как найти целое?

6

Сложение : 4+2=6

4 и 2 - это части, 6-целое.

Чтобы найти целое, части нужно сложить.

Слайд 9

4. Сравнение пары чисел (фронтальная проверка).

- Помогите Зайчихе вставить вместо пропусков  число так, чтобы запись была верна. Прочитайте получившиеся неравенства:

…>2      3<…       5>…

Учащиеся работают с раздаточным материалом – цифрами (показывают нужно число и доказывают ответ)

Регулятивные УУД:

Формирование умения составлять план выполнения задач, решения задач выполнения проекта совместно с учителем.

 Слайд 10

III. Постановка проблемы. Открытие нового.

-Ребята, в какой стране мы с вами оказались?

- А как вы догадались?

В Стране геометрических фигур. Все в этом городе сделано из геометрических фигур.

Познавательные УУД

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Слайд 11

Сказка о точке.

Вот в этой стране геометрических фигур оказался Карандаш. Ему было так интересно.

Он внимательно все осматривал и нечаянно задел белый лист и испачкал его. Карандаш так испугался и позвал на помощь свою подругу Резинку. Резинка спросила: «А  что это у тебя получилось?» Карандаш ответил, что не знает.

-А вы, ребята, как думаете, что же получилось у Карандаша?

-Точно! Сотри ее.

 -Я думаю, детям интересно было бы узнать про точку и ее друзей. Правда, ребята?

У Карандаша получилась точка.

Конечно, мы хотели бы узнать о точке и ее друзьях.

Познавательные УУД

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Слайд 12

-Что же такое точка?

- Создатель геометрии Евклид, древнегреческий математик, дал четкое определение точки:

 « Точка- это то, что не имеет частей». Слово точка в русском языке означало конец заточенного гусиного пера, которым писали раньше писатели. Так что оно происходит от слова «точить»

Познавательные УУД

извлечение необходимой информации из прослушанных текстов

Слайд 13

Вдруг точка ожила и сказала:

-Как я рада, что вы заинтересовались моим происхождением.

-Как тебя зовут?

 -Меня зовут точка А, в моем имени всегда только одна заглавная буква и у меня очень много подруг ?Как зовут твоих друзей?

 -Знакомьтесь, это точка Б, это точка В, точка Д.

Учащиеся называют изображенные точки

Коммуникативные УУД:

Формирование умения анализировать свою деятельность

Слайд14

1. Понятие о точке и линии (работа по учебнику-тетради )

 № 1, с. 56.

– Рассмотрите внимательно изображение.

– Что вы видите?

– Как нарисовать точку?

– Назовите точки, изображённые на рисунке.

– Какая из точек самая верхняя?

– А самая нижняя?

– Какая из точек находится правее?

– Какая из точек находится левее?

– Соедините красной линией точкиА и Б. Поставьте на ней точку К. Сколько отрезков получилось?

– Соедините линией синего цвета точкиД и М так, чтобы эта линия прошла через точку В.

– Проведите линию зелёного цвета, которая начинается и заканчивается в точке Е.

– Где в природе можно встретить точки и линии?

 № 2, с. 56.

– Что изображено?

– Как провести линию?

– Проведите линию в своей тетради любым цветом.

На рисунке мы видим точки.

Нужно коснуться кончиком карандаша  к листу бумаги.

Самая верхняя точка –это точка Е.

Самая нижняя – это точка Д.

Получилось три отрезка

Учащиеся соединяют точки линией.

Звезды на небе, салют, веточки деревьев, тропинка.

На рисунке изображена линия.

Кончиком карандаша по листу бумаги.

Регулятивные УУД организация своей учебной деятельности.

определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий

Слайд15

2. Понятие о замкнутых и незамкнутых линиях.

– Рассмотрите внимательно линии, изображённые на доске.

– Найдите в них общее и отличия.

На линиях находятся точки.

Отличаются количеством точек на линиях.

Познавательные УУД

подведение под понятие, выведение следствий

Слайд16

– Как можно назвать первую линию?

 – В тетради-учебнике в № 3 с. 56 обведите линии красным цветом.

– Проведите через точкуК замкнутую линию.

– Поставьте красным карандашом точкуУ внутри замкнутой линии и зелёным карандашом точку И.

Замкнутая, так как  выходит из точки А и возвращается в эту же точку.

Познавательные УУД

выдвижение гипотез и их обоснование

Слайд17

– А вторую линию как назовём?

– Обведите незамкнутые линии синим цветом.

– Проведите незамкнутую линию с концами в точкахС и Т.

– Поставьте точку О на линии СТ и точкуА не на линии СТ.(№4, с.56)

Незамкнутая, так как у неё есть начало в точке А и конец в точке К.

IV.Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Игра «Путешествие поросенка»

Учащиеся становятся в круг и предают поросенка, он возвращается к тому же ребенку

(Замкнутая линия)

Учащиеся отправляют поросенка  в гости к бабушке из одного конца города в другой (незамкнутая линия)

Познавательные УУД

самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

V.Закрепление изученного

Игра «Волшебная ниточка» (работа в парах).

- С помощью нити сделайте замкнутую линию, незамкнутую линию.

-Самостоятельная работа  в учебнике с.56 №5

Учащиеся выкладывают индивидуально, а потом объединяются и работают в паре.

Взаимопроверка

Личностные УУД:

Формировать умение организовывать учебное взаимодействие в паре.

VI. Итог урока

– С какими геометрическими понятиями познакомились?

– О каких линиях узнали?

– Как вы поняли: какую линию называют замкнутой, какую незамкнутой?

Мы познакомились с такими геометрическими понятиями как точка и линия.

Замкнутая, так как  выходит из точки  А и возвращается в эту же точку.

Незамкнутая, так как у неё есть начало в точке  А и конец в точке К.

Коммуникативные УУД:

Формирование умения анализировать свою деятельность.

VII.Рефлексия

-А теперь, ребята и уважаемые гости, попрошу вас взяться за руки и сделать большой круг. Есть такое поверье, что люди стоящие в кругу передают частицу себя, все самое доброе и хорошее стоящим рядом.

Учащиеся образуют круг.

У нас получилась замкнутая линия.

Нам вместе хорошо, наш класс –это большая дружная семья.

Личностные УУД: Осознание важности  доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.

Формирование умения объяснять самому себе: «что я хотел сделать» (цели, мотивы),  «что я смог» (результаты).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока математики для 1 класса по теме "Точки и линии"

Данный материал содержит конспект урока математики для 1 класса по теме "Точки и линии" (программа Л.Г. Петерсон). Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС-2, способствует формированию ...

Урок математики Класс: 4 Тема: Задачи на движение УМК "Начальная школа 21 века"

Урок изучения новой темы. На уроке используются различные формы работы :индивидуальная и парная.На заключительном этапе проводится рефлексия с помощью оценочных листов....

Презентация к уроку математики в 1 классе на тему «Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч»

Цели урока:1. Познакомить учащихся с геометрическими фигурами: точкой, прямой линией, кривой линией, отрезком, лучом. Выяснить, какие свойства имеет прямая линия, отрезок, луч. Находить сходство ...

Конспект урока математики. Класс: 3 Тема: Периметр квадрата.

Вашему вниманию представлен конспект урока математики для 3 класс. Тема: Периметр квадрата. УМК "Перспектива"....

Конспект урока математики в 1 классе по теме "Точки"

Урок проводится по программе УМК "Перспективная начальная школа"...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ Класс: 1 Тема урока «Числа от 1 до 5. Получение. Запись. Сравнение. Соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых.»

Тип урока: общеметодологической направленности (систематизации знаний)Цель урока: повторение нумерации чисел 1-5. Знакомство с составом числа 5.Задачи урокаДидактические: 1 закрепить понятие «чи...