ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме

Касьяненко Татьяна Владимировна

Использование интерактивной доски на уроке математике в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3100.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Практические вопросы использования интерактивной доски Smart Board в современном образовательном процессе

С развитием технологий, методические разработки с использованием интерактивной доски приходят и в начальную школы, что вызывает не только интерес учеников к обучению, но и влияет на получение и усвоение знаний, преподаваемых в школе. Важно учитывать эти факторы в начальной школе, когда бывшему дошкольнику достаточно сложно самоорганизоваться на уроках, переступить порог от детского сада к школьной парте и усваивать огромное количество информации. В этом случае, использование интерактивных досок на уроках в начальной школе становится для педагога неотъемлемым помощником в борьбе за усидчивость, интерес к предмету и организации коллективной работы класса.

Работа с интерактивной доской в начальной школе становится продолжением игры, сопровождаемой звуковыми и видеоэффектами. Ведь использование различных магнитных ручек, лазерных указок, «волшебных» палочек развивает не только логику, творческое мышление, моторику и координацию ребенка, но и позволяет ему вернуться назад, посмотреть, где были допущены ошибки, проанализировать свою работу.

Стандартный школьный урок, учитывая современные педагогические и информационные технологии обучения - интерактивные методы обучения - может развиваться так:

- Подготовка к началу занятия;

- Объяснение целей занятия;

- Введение в новую тему или задание - может повторяться несколько раз в течение занятия, так как является его основой;

- Развитие темы при участии школьников;

- Обсуждение в конце занятия того, что было пройдено, а также самого процесса обучения.

Структура урока всегда остается та же - неважно, используется интерактивная доска или нет. Но в некоторых случаях интерактивная доска может стать хорошим помощником, например, при, так называемом, индуктивном методе преподавания, когда ученики приходят к тем или иным выводам, сортируя полученную информацию.

Важно отметить, что повышение эффективности обучения в начальной школе не происходит само по себе с приобретением интерактивной доски. Учителю важно подобрать материал для уроков или сделать его самостоятельно на должном уровне.

Конспект урока по математике с использованием интерактивной доски

Класс: 4

Тема урока: «Круг. Окружность».

Количество часов: 2

Тип урока: урок усвоения новых знаний; интегрированный урок.

Задачи урока:

1. Сформировать понятия: круг, окружность, центр окружности (круга), радиус окружности (круга); научить применять для построения окружности циркуль; совершенствовать навыки счета;

2. Способствовать развитию логического и дивергентного мышления, памяти, воображения, творческих способностей;

3. Способствовать воспитанию аккуратности, культуры общения и поведения в учебном классе.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Подготовительная работа

а) Минутка чистописания

б) Мотивация к устному счету

в) Устный счет

3. Передача-усвоение новых знаний

4.Закрепление

5. Домашнее задание

Методы обучения: элементы исследовательской деятельности, наглядный, словесный, практический (прием предметных действий через тактильные ощущения).

Средства обучения: интерактивная доска, геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат), шаблоны кругов разной величины, цветные полоски из бумаги, циркуль, линейка, ножницы, клей.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная работа, работа в парах.


Время

Содержание

Действия учителя

Действия ученика

Методы

Формы

Средства

Прогнозируемый результаты

1 мин.

1. Орг. момент

- Садитесь, ребята

Прошу открыть тетради

Открывают тетради, записывают число, классную работу

-

-

-

-

1 мин.

2.Минутка чистописания

А теперь идет плясать

По тетради цифра пять.

Руку вправо протянула,

Ножку круто изогнула.

Пропишите цифру пять одну строчку.

Начинаем писать чуть левее верхнего правого угла клетки. Ведем на середину, не доводя до правой боковой стороны клетки, закругляем.

Говорю о цифре пять, сопровождая показом презентации: великий древний ученый математик Пифагор считал число пять самым счастливым из чисел.

Показываю образец записи цифры пять на интерактивной доске.

Прописываю цифру пять

Объяснительно-иллюстративный

Запись в тетрадь

Тетрадь, слово учителя, интерактивная доска

Аккуратно записываю цифру пять

1 мин.

3. Мотивация учащихся

Давайте, ребята, учиться считать:

Делить, умножать, прибавлять, вычитать.

Запомните все – что без устного счета

Не сдвинется с места любая работа.

Без счета не будет на учлице света,

Без счета не сможет подняться ракета,

Без счета письмо не найдет адресата,

И в прятки сыграть не сумеют ребята…

Читаю, стихотворение

(на слайде презентации), подготавливаю к счету

Слушают и готовятся к устному счету

Словесный, наглядный

Устное сообщение

Интерактивная доска, слайд презентации, стихотворение

Настроятся на устный счет

5 мин.

4. Устный счет

Предлагаю несколько заданий к устному счету

Считают

Словесный, наглядный

_

_

Стараются считать, не допуская ошибок

26 мин.

5. Работа над новым материалом

Сегодня мы познакомимся с определением круга и окружности, научимся различать круг и окружность.

Также познакомимся с некоторыми геометрическими понятиями, связанными с кругом и окружностью.

В значениях выражений шифруем тему урока

Открывают два геометрических термина: круг, окружность

Вычисляют выражения, написанные на интерактивной доске и узнают тему урока

Частично-поисковый, репродуктивный

Сам. работа

Сообщение

Числовые выражения,

Геометрические понятия

Круг

Окружность

Запоминают термины

Посмотрите на доску. Найдите закономерность и продолжите ряд.

(в квадрате круг)

Где в нашей жизни можно встретить круг?

На ваших столах лежат шаблоны геометрической фигуры круга. Возьмите их.

Погладьте поверхность круга ладошкой.

Как сказать по-другому, что мы гладим?

Обведите круг в тетради, заштрихуйте площадь круга.

Подпишите под фигурой «круг».

Теперь возьмите круги еще раз и обведите в тетради рядом с первым кругом, но не штрихуйте.

_

Иду по классу, смотрю и спрашиваю, - где будешь штриховать?

Рассматривают данный ряд геометрических фигур, изображенных на интерактивной доске, находят закономерность и продолжают ряд.

Узнают фигуру и называют ее.

Обводят круг, штрихуют, подписывают

Анализ

Синтез

Демонстрационный

Словесный

Исследовательский

Совместная работа

Совместная работа

Индивид. работа

Геометрические фигуры

Геометрическая фигура (круг)

Тетрадь, шаблон круга

Выделяют по величине, по цвету,

по форме

Называют «круг»

Запоминают круг

Посмотрите на линию, которую вы получили.

Это окружность – граница круга.

Подпишите «окружность».

Сто в нашей жизни может являться прообразом окружности?

Могут ли круг и окружность «жить» вместе?

Да. Потому что круг – это часть плоскости, ограниченная окружностью.

Возьмите цветные полоски.

Соедините концы полоски, поднимите и покажите.

Какая фигура получилась?

Теперь разверните окружность, кладите на тетрадь. Скажите, что напоминает эта линия?

Что имеет любой отрезок?

Так чем же отличается круг от окружности? (окружность - замкнутая линия).

Возьмите цветные круги и покажите пальчиком окружность, круг погладьте.

С помощью какого инструмента можно начертить окружность?

Связываю с жизнью

(повторяю действия учеников, черчу круг на интерактивной доске, показывая где граница окружности)

Предлагаю взять цветные полоски и соединить концы, потом развернуть в прежнее положение

Прошу показать круг и окружность

Прошу помочь начертить окружность

Обводят круг, получают окружность, подписывают

Работаю с цветными полосками

Различают круг и окружность

Рассказывают этапы вычерчивания окружности

Практический,

Словесный

Объяснительно-демонстрационный

Практический

Прием предметных действий

Практический

Частично-поисковый, демонстрационный

Инд. работа

Совместная работа

Инд. работа

Сов. работа

Тетрадь, шаблон круга, интерактивная доска

Шаблон круга

Цветные

полоски

Круг

Демонстрация циркуля

Запоминают окружность

Разводят два понятия: круг и окружность

Должны усвоить, что является кругом, окружностью

Выводят алгоритм вычерчивания окружности

Зная алгоритм, начертите в тетради произвольную небольшую окружность.

Точка, в которой находилось острие циркуля, называется центром окружности (круга).

Обычно обозначается заглавной буквой О.

Обозначьте центр окружности.

На линии окружности выберем и обозначим точку К.

С помощью линейки соединим точку окружности с центром окружности.

Получим отрезок ОК – это радиус окружности.

Теперь выберем и обозначим еще одну точку окружности, С.

Прошу начертить окружность,

При этом повторяю действия учеников на интерактивной доске, открываю термин «центр окружности».

Показываю центр окружности «О»

Демонстрирую на интерактивной доске

Открываю термин «радиус окружности», обозначается «r»

Вычерчиваю окружность по алгоритму

Обозначают центр окружности

Проводят несколько радиусов

Практический, репродуктивный

Инд. работа

Циркуль, интерактивная доска

Чертят окружность с центром

Проводят радиус окружности

Проведем еще один радиус.

Возьмем точку М и проведем третий радиус.

Сколько таких радиусов можно провести?

Возьмите линейку и измерьте радиусы окружности.

Что можно сказать о радиусах этой окружности? (радиусы одной окружности равны).

Окружность можно начертить по заданному радиусу.

Начертите рядом с произвольной окружностью окружность с радиусом два сантиметра.

Для этого, с помощью линейки, отмеряется 2 см между острием циркуля и его ножкой. Игла становится на нуль, ножка на отметке 2 см.

Дальше работаем по алгоритму.

Какова последовательность ваших действий при вычерчивании окружности?

Проведите радиус этой окружности.

Какова длина радиуса этой окружности?

Прошу провести три радиуса

Говорю вывод

(слайд презентации)

Прошу начертить окружность с радиусом 2 см.

(сопровождаю объяснение показом на интерактивной доске).

Прошу провести два радиуса

Записывают

ОК = ОС = ОМ

Чертят окружность по алгоритму

Проводят радиусы окружности

ОА = ОN = 2 см

Исследовательский

Практический

Объяснительно-демонстрационный, практический

Инд. работа

Инд. работа

Инд. работа

Интерактивная доска (для учителя), линейка (для учеников),

Циркуль, линейка

Линейка

Приходят к выводу, что радиусы одной окружности равны.

Могут по алгоритму начертить окружность радиусом 2 см.

10 мин.

6. Закрепление

Выполним небольшую практическую работу.

У вас листы желтой бумаги.

Начертите на ней две окружности радиусом 2 см и 3 см.

Вырежьте круги.

Воспользуйтесь красными кружками.

В тетради выполните аппликацию утенка.

Покажите друг другу в парах, где окружность, где круг.

Какие геометрические фигуры вы использовали?

Что является границей круга?

Что такое радиус?

Прошу выполнить аппликацию

Прошу в парах рассказать изученный материал

Закрепляют изученный материал

Показывают круг, окружность, центр окружности, радиус.

Элементы творческой работы, репродуктивный

Практический

Инд. работа

Работа в парах

Цветная бумага.

Два круга диаметром 1см.

Клей

Ножницы

Циркуль

Получают аппликацию утенка из кругов разного диаметра

Повторяют изученный материал.

Проводится выставка работ

1 мин.

7. Домашнее задание

Выполните утенка из окружностей (полосок бумаги).

На стр. 82, выучите определения

практический

Инд. работа

Получают аппликацию утенка из полосок бумаги (окружностей)


Преимущества работы с интерактивными досками

Основные преимущества

  1. Совместима с программами для всех лет обучения;
  2. Усиливает подачу материала, позволяя преподавателям эффективно работать с веб-сайтами и другими ресурсами;
  3. Предоставляет больше возможностей для взаимодействия и обсуждения в классе;
  4. Делает занятия интересными и увлекательными для преподавателей и учащихся благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов, развивает мотивацию.

Преимущества для преподавателей

  1. Позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса;
  2. Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя преподавателям рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов;
  3. Позволяет преподавателям сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала;
  4. Позволяет преподавателям делиться материалами друг с другом и вновь использовать их;
  5. Удобна при работе в большой аудитории;
  6. Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост;

Преимущества для учащихся

  1. Делает занятия интересными и развивает мотивацию;
  2. Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;
  3. Освобождает от необходимости записывать благодаря возможности сохранять и печатать все, что появляется на доске;
  4. Учащиеся начинают понимать более сложные идеи в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;
  5. Позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям;
  6. Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе;
  7. Им не нужна клавиатура, чтобы работать с этим оборудованием, таким образом повышается вовлеченность учащихся начальных классов или детей с ограниченными возможностями;

Факторы эффективного использования

  1. Обеспечение доступа к интерактивной доске, чтобы преподаватели  могли набраться опыта;
  2. Использование доски не только преподавателями, но и учащимися;
  3. Предоставление преподавателю времени на подготовку к занятию;
  4. Временные затраты преподавателя для того, чтобы стать уверенным пользователем и подобрать ресурсы для занятия;
  5. Обмен идеями и ресурсами между преподавателями;
  6. Расположение доски в классе таким образом, чтобы не мешал солнечный свет и ничто не находилось между проектором и доской;
  7. Высокий уровень надежности и технической поддержки, чтобы свести к минимуму возможные проблемы;

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. http://www.educom.ru/ru/documents/archive/advices.php — Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы
  2. http://schools.keldysh.ru/labmro — Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО
  3. http://circ.mgpu.ru/INTEL/Materials/SeluninaBestProject.htm — Селюнина Е.Ю. Условия создания лучшего проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные методики в современном образовательном процессе

Происходящие преобразования в системе высшего образования обусловлены движением в сторону инновационной личностно-развивающей парадигмы образования, необходимостью использования интеллектуально -...

Актуальность и практическая значимость использования интерактивной доски SMART.

Возможности исспользования интерактивной доски в образовательном процессе....

Сертификат участия в республиканском семинаре "Использование интерактивной доски в образовательном процессе начальной школы"

16-17 февраля 2015 года принимала участие в республиканском семинаре ""Использование интерактивной доски в образовательном процессе начальной школы""...

Интерактивные методики в современном образовательном процессе

Учим детей общаться, развитие коммуникативных навыков у младших школьников...

Мастер-класс «Использование интерактивной доски в образовательном процессе»

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается учебно-практическое занятие «Использование ресурсов интерактивной доски  в образовательном процессе». Целью нашей совместной работы явл...

Буклет "Использование интерактивной доски в образовательном процессе"

Интерактивная доска – это всего лишь современный инструмент в «умелых руках» учителя....

Обзор возможностей. Доклад об использовании интерактивной доски в образовательном процессе.

Качество современного образования зависит не только от эффективного отбора содержания образования, но и от выбора адекватных инструментов его усвоения и передачи. В методических поисках учителя русско...