Положение о едином орфографическом режиме
методическая разработка по математике по теме

Гусарова Елена Валентиновна

Попытка проанализировать и прописать требования к орфографическому режиму в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon polozhenie_o_eor_.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей №395 Санкт-Петербурга

УТВЕРЖДАЮ
Директор  
ГБОУ лицея №395  Санкт-Петербурга
 ______________________
  С.П.Сергеева    

Приказ № 19-од «21» ноября 2012                                                      

Принято
решением заседания КНО

Протокол №__4__от «21» ноября 2012

Положение

о едином орфографическом режиме в начальной школе

ГБОУ лицея №395

1. Общие положения

1.1. Ведение тетрадей по всем предметам (за исключением физической культуры, музыки и изобразительного искусства) обучающимися школы с 1-го класса является обязательным.

1.2. В тетради оформляются письменные работы в классе и дома.

1.3. Предусматриваются несколько типов письменных работ в тетради в соответствие, с чем тетради делятся по назначению.

1.4.Определены формат тетрадей и их количество.

1.5.Учителя обязаны организовать работу обучающихся с тетрадями согласно данному локальному акту.

1.6. Ведение дневника обучающимися со 2-го класса является обязательным.

1.7. Все записи в дневнике, всеми членами образовательного процесса должны вестись аккуратно и разборчиво.

2. Каллиграфическое письмо

При определении каллиграфического письма необходимо строго соблюдать требования и рекомендации нейропсихофизиологов. Сам процесс письма физиологически и психологически очень сложен: при письме в координированную деятельность вовлекаются кора головного мозга (почти все ее отделы), органы зрения, слуха (особенно если это диктант), многие мышцы тела. Этот процесс чрезвычайно сложен для детей 6–7 лет, начинающих обучение в школе, прежде всего потому, что одновременно формируются и навык выполнения тонкокоординированных движений – графический навык, и навык орфографически правильного письма. Графический навык – это соблюдение общественно установленных норм выполнения графических элементов, обеспечивающих легкость и правильность чтения письменного текста, способствующих удобству и обоснованной скорости письма и отвечающих эстетическим требованиям.

Работа над каллиграфическим письмом должна строиться с учетом системы дифференцированных подходов. Нет смысла заниматься на уроке со всеми детьми одинаково безрезультативным прописыванием элементов, букв, цифр, слогов и слов.

Работу над каллиграфическим почерком следует осуществлять в течение всех четырех лет обучения в начальной школе. При этом необходимо индивидуально подойти к каждому ребенку, так как:

а) часть учащихся пишут достаточно красиво, поэтому учитель на уроке тратит на них меньше времени;

б) часть учащихся неправильно оформляют соединения, что является серьезной проблемой и мешает учителю правильно оценить работу учащихся;

в) часть учащихся испытывают трудности в графическом определении высоты элементов и букв;

г) следует помнить, что такие требования к написанию, как наклон, округлость, параллельность, высота элементов и букв, должны вытекать из строгого и обязательного выполнения требований и рекомендаций методистов и нейропсихофизиологов.

Почерк является индикатором функционального состояния ребенка: чем хуже функциональное состояние, тем хуже почерк. Изменения в почерке, нарушения орфографической и графической сторон письма могут определяться отклонениями в состоянии здоровья и психоневрологического статуса, проявляться при снижении работоспособности и при утомлении, которые связаны с несоответствием чисто педагогических требований и функциональных возможностей ребенка.

Система работы по формированию навыка правильного соединения букв, что весьма необходимо, должна проводиться обязательно, дифференцированно и на протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе. Учителю следует прописывать учащимся те элементы букв, цифр, слоги и буквы, которые требуют корректировки. В ходе проверки учителем прописанных учащимися букв необходимо обязательно исправлять неправильно прописанные буквы и выносить (как один из оптимальных вариантов корректировки) образцы их написания на поля (подчеркнуть неправильные соединения, исправить и прописать образцы данных соединений на полях и для прописывания на новой строке). Учителю также необходимо исправлять неправильные написания в классных и домашних работах. Неправильные написания необходимо индивидуально прописывать и в тетрадях для работ по математике.

Воспитание культуры оформления письменных работ и формирование соответствующего навыка являются необходимыми, так как:

а) являются частью воспитания внутренней культуры учащихся;

б) воспитывают уважение учащихся к тем, кто смотрит и проверяет их работы;

в) формируют регулятивные умения, навык самоконтроля, так как у учащихся, благодаря более аккуратному оформлению работ, систематически возникает потребность более часто и более внимательно проверять и перепроверять свою работу;

г) организуют учащихся для более внимательного выполнения работы.

3. Порядок ведения и оформления тетрадей

Все записи в тетрадях следует оформлять каллиграфическим аккуратным почерком.

Разрешается пользоваться шариковой ручкой с чернилами фиолетового (синего) цвета.

Все подчеркивания, начертания геометрических фигур выполняются простым карандашом под линейку.

Учащиеся могут исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную букву или пунктуационный знак аккуратно зачеркивать косой линией простым карандашом; часть слова, слово, предложение - тонкой горизонтальной линией; вместо зачеркнутого надписывать нужные буквы, слова, предложения; не заключать неверные написания в скобки, нельзя пользоваться корректором или иными аналогичными средствами, маскирующими ручками.

В начальной школе ученики имеют тетради для выполнения всех видов обучающих и контрольных работ по базовым предметам. По русскому языку и математике в первых - четвертых классах - по 2 рабочих тетради, по 1 тетради для контрольных работ.

Изложение и сочинение относятся к работам творческого характера и подписываются как тетради для творческих работ.

4. Оформление письменных работ по русскому языку

Тетради учащихся первого класса подписывает учитель. Тетради учащихся вторых - четвертых классов подписывают сами учащиеся под руководством учителя.

Между классной и домашней работами следует отступать 2 строки.

При оформлении красной строки делается отступ вправо не менее 2 см (два пальца). Соблюдения красной строки требуется с первого класса при оформлении текстов, начала нового вида работы. В ходе работы строчки не пропускаются. Новая страница начинается с самой верхней строки, дописывается до конца страницы, включая последнюю строку.

Справа строка дописывается до конца. Использование правил переноса обязательно. Не допускается необоснованное наличие пустых мест на строке.

Запись даты написания работы по русскому языку (и математике) ведется по центру рабочей строки.

В первом классе в период обучения грамоте запись даты не ведется. В первом и во втором классах дата записывается следующим образом: 12 октября. С третьего класса числительные в дате записываются прописью: Первое декабря.

Запись названия работы проводится на следующей рабочей строке (без пропуска) по центру и оформляется как предложение. Образец: Классная работа. Домашняя работа. Работа над ошибками.

Вариантность работы фиксируется через две клетки или на следующей строке по центру в контрольных работах (I вариант) или на полях в текущих работах (I в.)

Слово «Упражнение» пишется полностью со второго класса. Номера упражнений, выполняемых в тетрадях, указываются при их полном объеме. Если упражнение выполняется неполностью, то номер упражнения не указывается. Выполняется полная форма записи (по центру строки). Образец: Упражнение 234.

В работе, требующей записи в столбик, первое слово пишется с большой буквы. Знаки препинания (запятые) не ставятся.

При выполнении подобного вида работы в строчку первое слово пишется с красной строки, с большой буквы, через запятую.

При выполнении различных видов разбора требуется соблюдение принятых норм сокращений слов, обозначений терминов.

Сокращается слово только на согласные (до первой гласной буквы):         глухой-глух., звонкий-зв., согласный-согл., гласный-гл., твердый-тв., существительное-сущ., прилагательное-прил., глагол-гл., предлог-пр., союз-с., мужской род-м.р. , женский род-ж.р.,  средний род-ср.р., прошедшее время-пр.вр., настоящее время-н.вр., будущее время-б.вр., единственное число-ед.ч., множественное число-мн.ч.

Название падежей указывается заглавной буквой (Им.п., Р.п.,  Д.п., В.п., Тв.п., Пр.п.)

Следует определить, что обозначения над словами выполняются простым острозаточенным карандашом,  а также зеленым гелевым стержнем (если этого требует программа: например, в УМК “Гармония”). Некоторые виды работ можно проводить и без линейки, при наличии у детей сформированного навыка работы с карандашом.

При оформлении письменных видов разбора следует соблюдать требования предложенных образцов. Обращать внимание учащихся на постановку имеющихся тире, точки и запятой после определенных сокращений терминов.

В математике при сокращении наименований единиц измерений точки не ставятся. Например: мм, м, см, ч, мин, км, кг, г и др.

Учащиеся 1-х классов пишут в тетрадях в узкую линию (прописи). Переход на широкую линейку учителем определяется программой.

У учителей начальных классов много различных приемов организации «минуток чистописания». Методика их проведения требует соблюдение содержания, объема и периодичности проведения: 1-2 класс - 2 строки, ежедневно; 3-4 класс - 3 строки, 2-3 раза в неделю.

Учитель прописывает образцы в тетрадях, отступая между работами 4 клетки или 2 строки, так как это самостоятельный вид работы, требующий проверки и индивидуального оценивания.

В классе на доске пишет образец с комментированием, указывая на типичные ошибки и пути их исправления. Важно обращать внимание детей на положение тетради, посадку, правильно ли они держат ручку.

Для стимулирования детей в практике используются различные приемы поощрения: надписи на обложке (Твою тетрадь приятно проверять! Пишу красиво и грамотно. Чистюлька. Пишу на «5»!), выставки лучших тетрадей. К приемам стимулирования относятся и ежедневное оценивание выполненных работ в отношении каллиграфии. Рекомендуется иногда выставлять оценки за каллиграфию и в журнал. Но не следует превращать работу по каллиграфии в своеобразное наказание для детей. Учитель должен помнить о принципах дифференцированного подхода.

5. Оформление письменных работ по математике

Между классной и домашней работами следует отступать 4 клетки (на пятой клетке начинается следующая работа).

Сверху, снизу и слева страницы необходимо отступать по 2 клетки.

Между «шапкой» работы и самой работой следует отступать 2 клетки. Между видами заданий в классной и домашней работах отступаются две клетки. Следует отметить, что для заглавных букв клетка не отводится, т. е. для них считается одна из двух (четырех) клеток.

Между столбиками выражений, уравнений, равенств и прочими отступаются четыре клетки вправо (пишем в пятой).

В любой работе отступается две клетки слева, снизу, сверху от края тетради.

Традиционно в тетрадях отмечаются виды заданий. Слово «Задача» пишется посередине строки, номер не отмечается. Образец: Задача 237. Номера иных заданий записываются на полях: № 236.

Существует несколько форм записи решения задач: по действиям, по действиям с письменными пояснениями, по действиям с записью вопроса, выражением, уравнением. Используется различная интерпретации записи задачи.

Слово «Ответ» пишется с заглавной буквы под решением через одну клетку. Ответ формулируется полным предложением с соблюдением грамматических норм построения ответов на вопросы. В первом  классе ответ пишется коротко.

Внимание. В домашней работе всегда ведется полная запись задач: краткая запись, решение по действиям с пояснениями, выражение; если возможно – разные способы решения.

При оформлении решения выражений на порядок действий следует требовать от учащихся соблюдения следующих норм:

  1. записать выражение полностью;
  2. указать цифрами над арифметическими знаками порядок действий;
  3. расписать выполняемые действия по порядку (применяя устные или письменные приемы вычислений), отступив вниз одну клетку;
  4. записать окончательное значение выражения.        
  5. Оформлению записи задач геометрического типа учащихся также необходимо обучать.

Все чертежи выполняются простым карандашом по линейке. Измерения можно подписывать ручкой. Обозначения буквами выполняются печатным шрифтом, прописными буквами латинского алфавита. Чертить фигуру следует лишь тогда, когда это требует условие задачи. Слова “длина, ширина” прямоугольника не допускается обозначать кратко латинскими буквами. Перед вычислениями обязательна запись формул нахождения P или S.

При оформлении математического диктанта следует соблюдать следующие требования:

  1. записывать только ответы в строчку, отступая одну клетку, без запятых;
  2. рядом с числом писать наименования единиц измерений и предлоги: на, в … раз.

Проверка контрольных работ осуществляется к следующему уроку. Тетради для контрольных показываются родителям. Они  хранятся в классе до конца учебного года.

Работы учащихся проверяются учителем чернилами красного цвета. Оценивание письменных текущих и контрольных работ осуществляется согласно принятым нормам оценок (см. «рекомендации о системе оценки»).

6. Работа над ошибками

В начальной школе тетради проверяются ежедневно в обязательном порядке.

Ежедневная обязательная работа над ошибками в тетрадях по математике и по русскому языку должна представлять собой целостную систему работы по утвержденному алгоритму (памятке), результативность которой прослеживается в повышении качества обучения. При организации данной работы учитываются дифференцированный и индивидуальный подходы.

Рекомендуется в ходе проверки работ учащихся использовать дифференцированный подход к организации данного вида работы: зачеркивать неправильный ответ или ошибку, подчеркнуть это место и дать возможность учащимся самим в классе или дома написать нужный ответ или орфограмму и пр.

Приемы исправления орфографических ошибок

        Прием исправления ошибок должен учитывать тип ошибки, ее причины, индивидуальные особенности учеников, цель исправления ошибки, уровень овладения учащимися навыком исправлять орфографические ошибки, уровень самостоятельно. Чем старше, тем больше уровень самостоятельности.

        Многие учителя подходят к данному виду работы формально и у всех учащихся исправляют ошибки одинаково.

        Существует, разработанная Л.Н.Чистяковой, методика исправления орфографических ошибок, учитывающая индивидуально-дифференцированный подход к данному виду работы.

        Индивидуальный подход в исправлении орфографических ошибок заключается в ориентировании на степень сформированности у учащихся орфографического навыка, дифференцированный подход - в ориентировании на тип ошибки.        

        Исходя из того, что дети все неодинаковы, можно выделить 4 группы детей по степени сформированности орфографического навыка.

Дифференцирование ошибок при работе над ошибками

Группа детей

Характеристика

Способы

исправления ошибок

Методический

прием

1 группа

Очень сильные ученики

Допускают 1-2 ошибки, могут их самостоятельно найти и исправить, регулярно работают над ошибками. У этих детей нет затруднений в определении характера орфограммы и способа ее исправления.

«0 способ»

- У тебя в тексте одна ошибка, найди ее сам. (Отметка за работу при этом не снижается)

«1 способ»

На полях на строке, где сделана ошибка, ставится знак ошибки (1-2 ошибки) (знак ошибки - /), при этом ничего не исправляя.

2 группа

Сильные ученики

Допускают 1-2 ошибки, частично могут их обнаружить и исправить, не затрудняются в определении характера орфограммы и способа ее исправления, но над ошибками работают эпизодически.

«2 способ»

Подчеркивается слово, в котором допущена ошибка, на полях знак ошибки.

«3 способ»

Если ученик чуть послабее: подчеркивается место в слове, где сделана ошибка и на полях выносим знак ошибки.

3 группа

Слабые ученики

Дети делают 3-5 ошибок. Они не всегда могут самостоятельно обнаружить ошибки и исправить их, затрудняются в определении характера орфограммы и выборе способа ее исправления, эпизодически работают над ошибками.

«4 способ»

Традиционный        

«5 способ»

Традиционный + на полях указываютя орфограммы (ее номер по Памятке!!!)

4 группа

Очень слабые ученики

Делают большое количество ошибок, не могут найти и исправить их, затрудняются в определении характера орфограммы и выборе способа ее исправления, не работают над ошибками.

«6 способ»

Традиционный + на полях указываются морфема, в которой допущена ошибка

«7 способ»

Традиционный + на полях указываются способы исправления ошибок

7. Оформление обложек тетрадей

Надписи на обложках необходимо оформлять по единой форме, с соблюдением норм каллиграфии.

Тетрадь №1

для (контрольных) работ

по математике (по русскому языку)

ученика (цы) 2 класса б

ГБОУ лицея школы №395

Иванова

Даниила.

Нумерация класса пишется арабскими цифрами, литер - строчной буквой.

Фамилию и имя следует писать в форме родительного падежа в шахматном порядке. Сначала пишут фамилию, а затем полное имя. Если строка одна, фамилия и имя пишутся на оной строке.

8. Ведение дневников в начальной школе

Дневник является официальным школьным документом. Существуют определенные требования к его ведению. В настоящее время существует множество различных дневников. Поэтому классный руководитель должен довести до учащихся единые требования к их ведению.

Дневники ведутся при помощи родителей и учителя.

Ведение дневника должно быть чётким, аккуратным, своевременным, грамотным.     Заполняется дневник самим учеником

Единые требования по ведению дневников

  1. записи выполняются аккуратно, разборчиво, грамотно, чернилами синего цвета;
  2. требуется заполнение всех имеющихся разделов (пунктов) данного дневника (начиная с титульного листа);
  3. сведения о расписании уроков, звонков, названий предметов, кружков, фамилий преподавателей заполняются под руководством учителя в течение первых двух недель, т.е. до 15.09;
  4. названия месяца следует писать с маленькой буквы;
  5. названия предметов следует писать с большой буквы, соблюдая общепринятые сокращения: Матем., Русск. яз., Литер. чт., Физкульт., ИЗО, Труд, Музыка и пр.;
  6. обязательно использование утвержденных сокращенных записей (Упр./упр., Стр./стр. и т.д.) и наличие знаков препинания (точки, запятые и др.), аналогичных  записям в классном журнале;
  7. запись домашнего задания производится в отведенной графе. Оно записывается на день, следующего урока. Следует требовать от учащихся регулярно отмечать номер упражнения, страницу, особые примечания (наизусть, пересказ, ответы на вопросы и др.);
  8. в графе «оценка» и «роспись» учителем выставляются оценки в соответствии с оценкой в журнале. При выставлении оценок за различные виды проверочных работ допускаются дополнительные записи рядом с оценкой: диктант (Д.), контрольная работа (К.р.) и т.д.;
  9. в начальной школе практикуется применение поощрительных, похвальных, назидательных и прочих записей: «Молодец!», «Умница!», «Надо постараться!»;
  10. в современных дневниках отводится специальная графа для замечаний учителя, сообщений для родителей и прочее;
  11. классный руководитель еженедельно проверяет ведение дневников, исправляет грамматические ошибки красной пастой, следит за наличием домашних заданий, накопляемостью отметок и их соответствием с записями в журнале. В случае необходимости вписывает отсутствующие оценки, подтверждая их своей подписью.
  12. родители регулярно просматривают дневники и ставят свою роспись;
  13. в дневнике выставляются оценки за ведение дневника учащимися, что несомненно является стимулом для повышения учебной культуры;
  14. ученик ежедневно записывает домашнее задание в графы того дня, на который оно задано, в период школьных каникул - план внеклассных и внешкольных мероприятий.
  1. в конце дневника выставляются итоговые сведения об успеваемости.
  2. классный руководитель должен строго следить за обратной связью со стороны родителей.
  3. по окончанию четверти классный руководитель с учащимися выставляет общее количество пропущенных уроков и опозданий за четверть в сводную ведомость дневника, подтверждая их своей подписью.
  4. на первой неделе после каникул классный руководитель должен проверить наличие подписи родителей под четвертными оценками.
  5. записи в дневнике ведутся ручкой синего цвета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о едином орфографическом режиме в начальной школе.

Положение о едином орфографическом режиме в начальной школе (УМК "Школа России")....

Положение о едином орфографическом режиме в начальной школе.

Требования о едином орфографическом режиме в начальной школе....

ПОЛОЖЕНИЕ о едином орфографическом режиме.

ПОЛОЖЕНИЕ о едином орфографическом режиме....

Положение о едином орфографическом режиме в начальной школе

О порядке ведения и оформления тетрадей...

Положение о едином орфографическом режиме в начальной школе

Положение о едином орфографическом режиме в начальной школе...

Положение о едином орфографическом режиме в начальной школе

Необходимо отметить, что так называемый «Единый орфографический режим» («Единые требования к устной и письменной речи учащихся к проведению письменных работ и проверке тетрадей». Методическое письмо М...

Положение о едином орфографическом режиме в начальной школе.

Положение о едином орфографическом режиме в начальной школе (русский язык, математика)....