Сложение. Переместительное свойство сложения.
методическая разработка по математике (1 класс) по теме

Асманова Ольга Дмитриевна

Разработка раздела программы по математике для 1 класса общеобразовательной школы по программе "Гармония" по теме "Сложение. Переместительное свойство сложения".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razr.docx18.89 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ

Сложение. Переместительное свойство сложения.

ЦЕЛЬ

Познакомить со смыслом арифметического действия сложения, сформировать табличные навыки сложения.

ЗАДАЧИ:

  1. Научить овладеть умениями записывать сложение чисел математическими знаками, изображать его на числовом луче.
  2. Познакомить младших школьников с математической терминологией (выражение, равенство, слагаемые, сумма, значение суммы).
  3. Познакомить с переместительным свойством сложения.

В этом разделе - 13 часов.

  1. Смысл сложения. Знакомство с терминологией: выражение, равенство, название компонентов и результата действия сложения. 2 ч.
  2. Переместительное свойство сложения.                                          1 ч.
  3. Состав однозначных чисел.                                                            8 ч.
  4. Формирование табличных навыков сложения.                            2 ч.

Организация учебной деятельности по данной теме в 1 классе включает в себя следующие этапы:

  1. Усвоение предметного смысла сложения.
  2. Усвоение состава однозначных чисел.
  3. Формирование табличных навыков сложения.

Сложение – одна из важных тем программы  по математике в 1 классе.

Изучение этой темы направлено, прежде всего, на развитие познавательных и творческих способностей детей, умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, решать проблемы, предвидеть результат и ход решения задачи. А главное – это возможность выполнения арифметических действий с числами, владения знаковыми системами, основами моделирования, самостоятельности в решении творческих задач и оценке результата.

Для формирования у младших школьников представления о смысле сложения использую простейшие модели:

  1. Предметные (рисунки и действия с предметами).
  2. Вербальные (словесное описание выполняемых действий).
  3. Графические (изображение сложения на числовом луче)
  4. Символические (числовые выражения и равенства)

Опираясь на опыт детей, их подготовку к школе, возрастные и индивидуальные особенности формирую у детей представление о смысле сложения, используя простейшую модель: предметную (рисунки и действия с предметами).

В самом учебнике заложена хорошая наглядность. Очень часто на урок приходят Миша и Маша,


 которые помогают детям частично-поисковым

методом выбрать правильное решение и сделать самим вывод. Используя наглядный материал, дети приходят к выводу, что объединить – значит сложить.

На каждом уроке проводится работа в тетрадях на печатной основе, в которых содержатся различные разноуровневые задания

Сложение чисел можно изобразить на числовом луче, таким образом формируется у младших школьников представление о смысле сложения через использование простейшей модели: графической.

Рассматривая свойства сложения, используем шкалу обычной ученической линейки, которая поможет ребенку хорошо понять и запомнить суть этого свойства.


Следующий этап – знакомство с терминологией. Большую помощь в этом оказывает  наглядный материал: таблички с терминами в учебнике, таблица на доске.

В начальном курсе математики учащиеся знакомятся с коммутативным свойством сложения, называя его «переместительное свойство сложения» или «перестановка слагаемых». Для его разъяснения   использую наглядные пособия и задания, при выполнении которых дети узнают новое свойство сложения.

Используем линейку, так как с помощью линейки можно наглядно проиллюстрировать, почему перестановка чисел позволяет быстрее получить результат. Впервые на уроке частично-поисковым методом дети сами приходят к выводу, что от перестановки слагаемых сумма не изменяется.

Одной из важных задач курса математики является формирование навыков табличного сложения в пределах 10, которые совершенствуются в процессе овладения приемами устного сложения однозначных чисел.

Одним из основных приемов активизации познавательной деятельности при формировании прочных вычислительных навыков является игра.

Использование дидактических игр на уроках в начальной школе позволяет добиться лучшего усвоения материала. Благодаря чему ученики становятся самостоятельнее, активнее, они способны работать уже не на репродуктивном уровне, а творить.

После знакомства учащихся со смыслом сложения, с понятиями «числовое выражение», «равенство», «слагаемые», «сумма», «значение суммы»  я перехожу к     формированию навыков табличного сложения

Наиболее эффективным является подход, нацеленный на усвоение состава каждого однозначного числа.

Для достижения этой цели даю систему заданий, которая ориентирована на 4 этапа усвоения состава однозначных чисел.

1 этап. Непроизвольное запоминание.

На этом этапе даю задания на классификацию предметов,

на соотнесение предметных и символических моделей,

на выбор рисунка, соответствующего предложенной записи равенству, и, наоборот, на выбор выражения или равенства, соответствующего рисунку .

Основная цель работы на этом этапе – усвоение школьниками смысла действия сложения как объединения предметных совокупностей и приобретение навыков записи всех возможных случаев представления однозначных чисел в виде суммы двух слагаемых. Выполняя такие упражнения, некоторые дети способны непроизвольно усвоить состав однозначных чисел.

2 этап. Установка на запоминание состава числа.

Работаем с табличкой«Постарайся запомнить!»  Изготовляются карточки, на одной стороне которых записано выражение, а на другой стороне – его значение.

3 этап. Самоконтроль и взаимоконтроль.

Дети выполняют обучающие упражнения, которые помогают им запомнить состав числа, а также, пользуясь карточками, проверяют себя и друг друга, какие табличные случаи сложения они запомнили, а где допустили ошибки.

 На уроках использую метод дифференцированного подхода: подбираю и разрабатываю разноуровневые задания.

4 этап. Контроль сформированности навыков сложения.

После прохождения темы была дана проверочная контрольная работа для учащихся 1В класса, работающих по программе  «Гармония» Н.Б.Истоминой и 1Б класса, работающих по программе «Школа России» Плешакова. Работа показала лучший результат у детей 1В класса, работающих по программе «Гармония». Контрольные работы у Н.Б.Истоминой представлены на трех уровнях. После обязательного 1 уровня, некоторые дети приступают к выполнению заданий повышенной трудности, то есть к заданиям 2 или 3 уровней по своему выбору.

1 уровень  выполнили все.

2 уровень выбрали  8 человек.

3 уровень выбрали 2 человека.

Эти результаты позволяют мне в дальнейшем планировать дифференцированные и разноуровневые задания на уроках.

 Я считаю, что программа «Гармония» дает большее развитие детей, так как  весь материал адаптирован для школьника, идет опережающее обучение. Так как учащимися хорошо была усвоена тема « Сложение. Переместительное свойство сложения», я выступила на школьном методическом объединении учителей начальной школы.

Научно-методическое сопровождение.

  1. Н.Б.Истомина, З.Б.Редько «Уроки математики»
  2. Н.Б.Истомина «Математика 1 класс»
  3. Н.Б.Истомина, З.Б.Редько «Тетрадь по математике 1 класс»
  4. Н.Б.Истомина «Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах».
  5. Н.В.Волина «Праздник числа».
  6. Н.Б.Истомина «Методика обучения математике в начальных классах».
  7.  О. А. Камалиева «Использование дидактических игр в начальной школе».

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Переместительное свойство сложения

Этот урок по программе Л.В.Занкова....

Переместительное свойство сложения

Проблемно - диалектический урок по математике  в 1 классе по программе "Перспектива", (работа с ИКТ)...

Переместительное свойство сложения

Конспект разработан в соответствии ФГОС второго поколения.  Новый материал представлен в форме проблемы, которую дети должны решить. На уроке используется элекронное приложение к учебнику "матема...

Проект урока по математике. УМК «Перспектива». Тема: «Сложение. Переместительное свойство сложения».

Тема: «Сложение. Переместительное свойство сложения.»Тип урока: урок изучения нового материала.Цель  урока: познакомить учащихся с переместительным свойством сложенияЗадачи:Образовате...