Организация самостоятельной работы на уроках математики
статья по математике (3 класс) по теме
Организация самостоятельной работы на уроках математики и ее роль в развитии обучающихся специальных (коррекционных) классов VII вида.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация самостоятельной работы на уроках математики и ее роль в развитии обучающихся специальных (коррекционных) классов VII вида.
Статья напечатана в сборнике "Актуальные проблемы коррекционной педагогики и специальной психологии"(Материалы 7 Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) 16-17 апреля 2002г.
В современном обществе все большее значение приобретает умение учиться .Важным
показателем этого умения является самостоятельная работа обучающихся, проводимая с целью приобретения новых знаний , закрепления и повторения знаний и умений обучающихся.
Развитие самостоятельности у обучающихся -сложный и противоречивый процесс. Говоря об определенной его логике, выделяем основные этапы :
1. Этап подражания. Обучающиеся действуют по готовому образцу с помощью и под руководством учителя , копируя его действия .
2. Этап частичной самостоятельности. Обучающиеся в состоянии выполнить самостоятельно определенную часть работы , находя некоторые способы ее осуществления.
3. Этап полной самостоятельности .Обучающиеся выполняют определенную работу самостоятельно в повторяющихся ситуациях, в наиболее значимых , любых видах деятельности.
Развитие обучающихся идет вверх от этапа к этапу и заключается в приобретении определенных умений , способов действий , в приобретении фактических знаний , в овладении приемами и способами получения новых знаний .В процессе формирования самостоятельности происходит психическое и умственное развитие ребенка .Самостоятельная работа -высший критерий оценки учебной деятельности. Если обучающийся самостоятельно выполнил задание ,значит он :
1.Овладел фактическими знаниями.
2.Выбрал и нашел пути решения для выполнения задания.
3. Овладел умственными операциями: умеет сравнивать , сопоставлять , находить закономерности, отсекать ненужное , выбирая рациональный путь и способ разрешения проблемы.
Отсюда вытекает необходимость проведения самостоятельной работы на каждом уроке , на любом его этапе .(Если мы включаем самостоятельную работу в урок , то тем работаем на развитие личности ребенка.)
На уроках самостоятельная работа проводится с различными целями :
1.Актуализация ЗУНов обучающихся (выявление уровня имеющихся ЗУНов).
2. Приобретение новых ЗУНов.
3. Закрепление и повторение.
4. Проверка и контроль.
Самостоятельная работа с целью приобретения новых знаний :
Введение нового материала может проводиться на различных уровнях самостоятельности познавательной активности обучающихся. Это зависит от сложности материала и от уровня подготовленности класса .
1.Работы воспроизводящего характера (по образцу )
Дан образец или подробная инструкция .Используется памятка.
48-30=(40+8)-30=(40-30)+8=10+8=18 Памятка.
Дается время на обдумывание. Обучающиеся объясняют способ
решения примера: Надо …
… -это …
Опрос (по желанию обучающихся ) можно начать со слабого обучающегося.
Получим пример …
Удобно …
Вычисляю …
Даю ответ …
Учитель делает обобщение по ответам детей ,дает образцовый алгоритм.
2.Работы реконструктивно- вариативного характера. Здесь обучающиеся должны видеть и уметь применять опорные знания и умения.
-Сегодня мы будем учиться решать примеры вида : 40*3. Вспомните таблицу. Какие примеры из таблицы помогут решить этот пример ? Расскажите, как рассуждаем при решении примера ?
3. Работы частично -поискового характера( они отличаются большей степенью
самостоятельности).
Сегодня мы должны научиться решать примеры вида : 8+5(предлагается вспомогательный
-Как удобно подсчитать , сколько всего палочек ?материал ,например, счетный )
Время для обдумывания , обсуждение , разбор , самостоятельная запись решения.
4.Работы исследовательского характера .Самостоятельный поиск разрешения проблемы ,составление алгоритмов решения , самостоятельное обобщение. Большую роль здесь играет система подготовительных упражнений .Введение материала на более высоком абстрактном уровне .Прием сравнения -постоянно .(Сравнение -важнейший акт мышления .Без этого не может
быть развития. На развитие влияет только интенсивная деятельность , связанная с эмоциональными переживаниями. Путь познания -от обучающихся.)
Например, на доске написаны примеры :
63+27+438
673+298
Кто решит только первый пример -составляет 2 аналогичных (если не может решить остальные )
При проверке -сопоставление , сравнение результатов .Остальные -составляют по 2 аналогичных примера .Никогда такая работа не проходит впустую .Обучающиеся не просто отрабатывают вычислительный прием , а расширяют знания ,систематизируют, сравнивают. Не надо жалеть времени на разрешение противоречий. Надо применять самостоятельный поиск , добывание
Самостоятельная работа с целью актуализации знаний (умений , навыков)
Актуализировать опорные знания и умения учитель должен перед введением нового материала и перед его закреплением .Эта работа должна носить или воспроизводящий или реконструктивно -
вариативный характер.
1.Работы воспроизводящего характера (или по образцу ,т.е. должна быть подробная инструкция).
а).Замени по образцу: 50=40+10
б).Заполни" окошко": 60+…= 65
в). Реши удобным способом : (30+10)-4=
Работа должна быть проверена. Формы проверки :фронтальная , выборочная , с использованием обратной связи (сигнальные карточки ) ,на индивидуальной доске и т. д.
2. Работы реконструктивно -вариативного характера (от учащихся требуется умение производить
различные преобразования , обобщения , опора на ранее приобретенные знания )
а).Найди те примеры , которые помогут тебе решить следующие : 80-5 ,90-6 ,80-9 .
Дана группа примеров ,среди которых :(70+10)-5 ,(80+10)-6,(70+10)-9.
б).Состав каких чисел нужно знать для решения данных примеров :10-3 ,10-8 ,9-4 и т. д.
Работа проверяется учителем :Как рассуждали ? Докажите ,что задание выполнили верно.
Работа с целью закрепления и повторения знаний и умений обучающихся.
Цель закрепления : систематизация, обобщение и практическое применение знаний и умений.
Чаще всего на практике наблюдается многократное выполнение аналогичных заданий .Закрепление -процесс длительный, и задания должны выполняться в определенной последовательности:
1. Решение аналогичных заданий.
2. Выполнение заданий , где осуществляется перенос знаний в новые условия.
3. Включение новых знаний в систему ранее полученных.
4. Задания творческого характера.
Для самостоятельного выполнения можно предлагать задания любого вида. Это могут быть :
1.Работы воспроизводящего характера:
Реши примеры по образцу :30+4=34,4+30=34, 34-30=4, 34-4=30.
Реши подобную задачу (с измененными числовыми данными).
Начерти такой же отрезок(прямоугольник).
2. Работы конструктивно-вариативного характера.
Целесообразно предлагать такие задания, где нужно осуществить перенос знаний в новые условия, осуществляя внутрипредметные связи, и задания творческого характера.
-Используя 1-ый пример, составь 2-ой(20+10)-6.
-Выпиши примеры с определенным ответом (с самой маленькой суммой и т. п.
Поставь знак сравнения , не подсчитывая результат. Докажи.
-Составь задачу по выражению(13+4)-2,40-8,по определенному вопросу.
-Выбери задачу ,которая решается сложением(вычитанием), в одно действие ,в два.
Самостоятельная работа с целью проверки ЗУНов.
Это небольшая по времени (15-20мин.) письменная проверка знаний и умений обучающихся по небольшой (еще не пройденной до конца ) теме курса .Цель :проверка усвоения способов решения учебных задач, осознание понятий, ориентировка в конкретных правилах и закономерностях.
Контрольные работы -тоже самостоятельные. Цель :выявление степени усвоения материала.
Выводы:
1.Использовать самостоятельную работу на всех этапах урока с различными целями.
2.Давать работы не только воспроизводящего , но и реконструктивно-вариативного характера.
3. Продумывать формы проверки.
4. Учитывать индивидуальные особенности обучающихся(предлагать дифференцированные, вариативные задания)
5. Развивать навыки самоконтроля, формировать в обучающихся умения проверять свою работу.
Литература:1."Организация учебного процесса в условиях уровневой дифференциации"Н. А. Филиппова ,Ярославль. 1999г.
2 ".Учимся математике" Л.Чилингирова , Б.Спиридонова , М. ,2004 г.
3."Активизация учения школьников " Т.И.Шамова ,М.,1999г.
4."От игры к самовоспитанию" Е.М. Гельфан ,М.,1994г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карточки для самостоятельной дифференцированной работы на уроках математики
Карточки для самостоятельной дифференцированной работы на уроках математикиУМК «Школа России», математика, 1 класс.Раздаточный дидактический материал к уроку.Цели: усовершенствование навыков сложения ...
Устная работа на уроках математики
использую для устного счета...
Презентация "Нестандартные виды работ на уроках математики как средство развития творческих способностей учащихся
Презентация " Нестандартные виды работ на уроках математики как средство развития творческих способностей учащихся"...
Виды самостоятельных работ на уроках математики
Начальное звено обучения – один из сензитивных школьных периодов для формирования такого свойства личности, как самостоятельность, которое активно развивается в этом возрасте ...
Самостоятельная работа на уроках математики в процессе изучения алгебраического материала.
Работа по самообразованию....
Научно-практическая работа "Технология уроков математики в начальной школе на основе деятельностного метода. Л. Г. Петерсон."
В работе описана теория технологии деятельностного метода, представлены конкретные примеры применения его на уроках математики в начальной школе....
Устная работа на уроках математики в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов Паршиной Т. П.
В методическом пособии «Математика» А.Л. Чекина говорится о том, что предлагаемый начальный курс математики призван не только «ввести» ребёнка в абстрактный мир математических поня...