Организация самостоятельной работы на уроках математики
статья по математике (3 класс) по теме

Грушина Светлана Леонидовна

 

Организация  самостоятельной работы на уроках математики и ее роль в развитии обучающихся специальных (коррекционных) классов VII  вида.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация  самостоятельной работы на уроках математики и ее роль в развитии обучающихся специальных (коррекционных) классов VII  вида.

Статья напечатана в сборнике "Актуальные проблемы коррекционной педагогики и специальной психологии"(Материалы 7 Всероссийской  научно-практической конференции (с международным участием) 16-17 апреля 2002г.

В современном обществе  все большее значение приобретает умение учиться .Важным

 показателем этого умения является самостоятельная работа обучающихся, проводимая с целью приобретения новых знаний , закрепления и повторения знаний и умений обучающихся.

Развитие  самостоятельности у обучающихся -сложный и противоречивый процесс. Говоря об определенной его  логике, выделяем основные  этапы :

1. Этап подражания. Обучающиеся действуют по готовому образцу с помощью и под  руководством учителя , копируя его действия .

2. Этап частичной самостоятельности. Обучающиеся в состоянии выполнить самостоятельно определенную часть  работы , находя некоторые способы ее осуществления.

3. Этап полной самостоятельности .Обучающиеся выполняют определенную работу  самостоятельно в повторяющихся ситуациях, в наиболее значимых , любых видах деятельности.

Развитие обучающихся идет вверх от этапа к этапу и заключается  в приобретении определенных умений , способов действий , в приобретении фактических знаний , в  овладении приемами и способами получения новых знаний .В процессе формирования самостоятельности происходит психическое и умственное развитие ребенка .Самостоятельная работа -высший критерий оценки учебной деятельности. Если обучающийся самостоятельно выполнил задание ,значит он :

1.Овладел фактическими знаниями.

2.Выбрал и нашел пути решения для  выполнения задания.

3. Овладел умственными операциями: умеет сравнивать , сопоставлять , находить закономерности, отсекать ненужное , выбирая  рациональный путь и  способ разрешения проблемы.

Отсюда  вытекает необходимость проведения самостоятельной работы на каждом уроке , на любом его этапе .(Если мы включаем самостоятельную работу в урок , то тем работаем на развитие личности ребенка.)

На уроках самостоятельная работа проводится с различными целями :

1.Актуализация ЗУНов обучающихся (выявление уровня имеющихся ЗУНов).

2. Приобретение новых ЗУНов.

3. Закрепление и повторение.

4. Проверка и контроль.

Самостоятельная работа с целью приобретения новых знаний :

Введение нового материала может проводиться на различных уровнях самостоятельности познавательной активности обучающихся. Это зависит от сложности материала и от уровня подготовленности класса .

1.Работы воспроизводящего характера (по образцу )

Дан образец или подробная инструкция .Используется памятка.

48-30=(40+8)-30=(40-30)+8=10+8=18 Памятка.    

 Дается время на обдумывание. Обучающиеся объясняют способ

решения  примера: Надо …

…  -это …

Опрос (по желанию  обучающихся ) можно начать со слабого обучающегося.

Получим пример …

Удобно …

Вычисляю …

Даю ответ …

Учитель делает обобщение по ответам детей ,дает образцовый алгоритм.

2.Работы  реконструктивно- вариативного характера. Здесь обучающиеся должны видеть и уметь применять опорные знания и умения.

-Сегодня мы будем учиться решать примеры вида : 40*3. Вспомните таблицу. Какие примеры из таблицы помогут решить этот пример ? Расскажите, как рассуждаем при решении примера ?

3. Работы частично -поискового характера( они отличаются  большей степенью

самостоятельности).

Сегодня мы должны научиться решать примеры вида : 8+5(предлагается вспомогательный

-Как удобно подсчитать , сколько всего палочек ?материал ,например, счетный )

Время для обдумывания , обсуждение , разбор , самостоятельная запись решения.

4.Работы исследовательского характера .Самостоятельный  поиск разрешения  проблемы ,составление алгоритмов решения , самостоятельное обобщение. Большую  роль здесь играет система подготовительных упражнений .Введение материала на более высоком абстрактном уровне .Прием сравнения -постоянно .(Сравнение -важнейший акт мышления .Без  этого не может  

быть развития. На развитие влияет только интенсивная деятельность , связанная с эмоциональными переживаниями. Путь познания -от обучающихся.)

 Например, на доске написаны примеры   :  

63+27+438

673+298

Кто  решит только первый пример -составляет 2 аналогичных (если не может решить остальные )

При проверке -сопоставление , сравнение  результатов .Остальные -составляют по 2 аналогичных примера .Никогда такая работа не проходит впустую .Обучающиеся не просто отрабатывают вычислительный прием , а расширяют знания ,систематизируют, сравнивают. Не надо жалеть времени на разрешение противоречий. Надо применять самостоятельный  поиск , добывание

Самостоятельная работа с целью актуализации знаний (умений , навыков)

Актуализировать опорные знания и умения учитель должен перед введением нового материала и перед его закреплением .Эта работа должна носить или воспроизводящий или реконструктивно -

вариативный характер.

1.Работы воспроизводящего характера (или по образцу ,т.е. должна быть подробная инструкция).

а).Замени по образцу: 50=40+10

б).Заполни" окошко": 60+…= 65

в). Реши удобным способом : (30+10)-4=

Работа должна быть проверена. Формы проверки :фронтальная , выборочная , с использованием обратной связи (сигнальные карточки ) ,на индивидуальной доске и т. д.

2. Работы  реконструктивно -вариативного характера (от учащихся требуется умение производить

различные преобразования , обобщения , опора на ранее приобретенные знания )

а).Найди те примеры , которые помогут тебе решить следующие : 80-5 ,90-6 ,80-9 .

Дана группа примеров ,среди которых :(70+10)-5 ,(80+10)-6,(70+10)-9.

б).Состав каких чисел нужно знать для решения данных примеров :10-3 ,10-8 ,9-4 и т. д.

Работа проверяется учителем :Как рассуждали ? Докажите ,что задание выполнили верно.

Работа с целью закрепления и повторения знаний и умений обучающихся.

Цель  закрепления : систематизация, обобщение  и практическое применение знаний и умений.

Чаще всего на практике наблюдается многократное выполнение аналогичных заданий .Закрепление -процесс  длительный, и задания должны выполняться в определенной последовательности:

1. Решение аналогичных заданий.

2. Выполнение заданий , где осуществляется перенос знаний в новые условия.

3. Включение новых знаний в систему ранее полученных.

4. Задания творческого характера.

Для самостоятельного выполнения можно предлагать задания любого вида. Это  могут быть :

1.Работы воспроизводящего характера:

Реши примеры по образцу :30+4=34,4+30=34, 34-30=4, 34-4=30.

Реши подобную задачу (с измененными числовыми данными).

Начерти такой же отрезок(прямоугольник).

2. Работы конструктивно-вариативного характера.

Целесообразно предлагать такие задания, где нужно осуществить перенос знаний в новые условия, осуществляя внутрипредметные  связи, и задания творческого характера.

-Используя 1-ый пример, составь 2-ой(20+10)-6.

-Выпиши примеры с определенным ответом (с самой маленькой суммой и т. п.

Поставь знак сравнения , не подсчитывая результат. Докажи.

-Составь задачу по выражению(13+4)-2,40-8,по определенному вопросу.

-Выбери задачу ,которая решается сложением(вычитанием), в одно действие ,в  два.

Самостоятельная работа с целью проверки ЗУНов.

Это небольшая по времени (15-20мин.) письменная проверка знаний и умений обучающихся по небольшой (еще не пройденной до конца ) теме курса .Цель :проверка усвоения  способов решения учебных задач, осознание понятий, ориентировка в конкретных правилах и закономерностях.

Контрольные работы -тоже самостоятельные. Цель :выявление степени усвоения материала.

Выводы:

1.Использовать самостоятельную работу на всех этапах урока с различными целями.

2.Давать работы не только воспроизводящего , но и реконструктивно-вариативного характера.

3. Продумывать формы проверки.

4. Учитывать индивидуальные особенности обучающихся(предлагать дифференцированные, вариативные задания)

5. Развивать навыки самоконтроля, формировать в обучающихся умения проверять свою работу.

Литература:1."Организация учебного процесса в условиях уровневой дифференциации"Н. А. Филиппова  ,Ярославль. 1999г.

2 ".Учимся  математике" Л.Чилингирова , Б.Спиридонова , М. ,2004 г.

3."Активизация учения  школьников " Т.И.Шамова ,М.,1999г.

4."От игры к самовоспитанию" Е.М. Гельфан ,М.,1994г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карточки для самостоятельной дифференцированной работы на уроках математики

Карточки для самостоятельной дифференцированной работы на уроках математикиУМК «Школа России», математика, 1 класс.Раздаточный дидактический материал к уроку.Цели: усовершенствование навыков сложения ...

Устная работа на уроках математики

использую для устного  счета...

Презентация "Нестандартные виды работ на уроках математики как средство развития творческих способностей учащихся

Презентация " Нестандартные виды работ на уроках математики как средство развития творческих способностей учащихся"...

Виды самостоятельных работ на уроках математики

Начальное звено обучения – один из сензитивных школьных периодов для формирования такого свойства личности, как самостоятельность, которое активно развивается в этом возрасте ...

Научно-практическая работа "Технология уроков математики в начальной школе на основе деятельностного метода. Л. Г. Петерсон."

В работе описана теория технологии деятельностного метода, представлены конкретные примеры применения его на уроках математики в начальной школе....

Устная работа на уроках математики в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов Паршиной Т. П.

  В методическом пособии «Математика» А.Л. Чекина говорится о том, что предлагаемый начальный курс математики призван не только  «ввести» ребёнка в абстрактный мир математических поня...