Главные вкладки

    Методическая разработка урока математики в 1 классе "Число и цифра 7"
    методическая разработка по математике (1 класс) по теме

    Фершукова Наталия Юрьевна

    В уроке используются современные подходы, соответствие ФГОСам второго поколения. а главное - приемы обучения в вальдорфской школе: ритмическая часть в начале урока, художественные образы числа 7, рисование и записо в большой нелинованной тетради формата А4 цветными восковыми мелками, экологически чистыми.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_matematiki.doc74 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок математики

     1 класс

    Тема урока: «Число и цифра 7»

    Цели урока:

    1. Познакомить учащихся с числом и цифрой 7.
    2. Организовать работу по изучению состава числа 7.
    3. Научить составлять задачу по рисунку, рисовать схему решения задачи.
    4. Создать условия для развития позитивного отношения к математике и развития интереса к предмету.
    5. Активизировать учащихся на творческую работу на всех этапах урока.
    6. Создать такую атмосферу на уроке, чтобы учащиеся могли оказывать и принимать помощь при затруднениях от учителя и одноклассников.
    7. Дать возможность оценить свою деятельность на уроке.

    Ожидаемый результат:

    1. Ученики умеют считать до 7 и обратно, осмысленно представляют число 7 различными способами.
    2. Ученики  правильно обозначают числа до 7 цифрами, используют другие знаковые символы (римские цифры, кружочки).
    3. Учащиеся могут составлять задачу по рисунку и рисовать схему ее решения.
    4. Ученики используют навыки счета для решения задач.
    5. Доброжелательная атмосфера на уроке, взамопонимание между учениками и учителем, взаимопомощь.
    6. Ученики проявляют интерес к изучению состава числа.
    7. На уроке дети умеют работать в паре, высказываться и выслушивать других.
    8. Ученики творчески перерабатывают информацию, расширяют свои знания.
    9. Учащиеся оценивают свою деятельность устно и образно.
    10. Дети получают эстетическое удовольствие от деятельности на уроке.

    Оснащение урока:

    1. Учебный кабинет
    2. Цветной мел, доска
    3. Нелинованные тетради альбомного формата
    4. Восковые цветные мелки
    5. Рисунки, выполненные учителем на доске и бумаге
    6. Счетный материал природного происхождения
    7. Легкий вязаный мячик.

    Методы обучения:

    1. Метод проблемного изложения
    2. Частично-поисковый метод

    Формы обучения:

    1. Фронтальная
    2. В парах

    Технология:

    вальдорфской педагогики, личносто-ориентированного обучения

    План урока

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    УУД

    1. Организационный момент

    Приветствие, считалки, порядковый счет, пальчиковая игра

    Отвечает на приветствие учителя, проговаривает считалки хором, участвует в пальчиковой игре

    Личностные: мотивация.

    Познавательные общеучебные: навык счета.

    Регулятивные: принятие целей. Коммуникативные: работа в группе, в круге.

    2. Актуализация знаний

    Проводит устный счет с мячиком, читает веселые задачки

    Ловит мячик и отвечает на вопрос учителя, устно решает задачки, выходит к доске и рисует схему решения

    Познавательные общеучебные: устный счет, составление схемы решения задачи, обработка информации.

    Коммуникативные: сотрудничество с учителем.

    3. Проблемное объяснение новых знаний

    Эвристическая беседа о числе 7, вопросы ученикам, ставит задачу найти число 7 в окружающем мире, в классе, выложить 7 счетных единиц из своих мешочков, поработать в паре, выкладывая вдвоем состав числа 7 разными способами (на пальцах, на орешках)

    Слушает то, что рассказывает учитель, отвечает в ходе беседы на вопросы учителя, выкладывает из мешочка 7 предметов, договаривается с соседом, как будут составлять число 7 при помощи пальцев или счетных единиц, выкладывают совместно разные варианты состава числа 7

    Личностные: смыслообразование.

    Коммуникативные:

    речевая деятельность, планирование и согласование действий.

    Регулятивные: целеполагание, действие по образцу.

    Познавательные: обработка информации.

    Личностные: умение действовать самостоятельно.

    4. Первичное закрепление

    Красиво рисует на доске символы числа 7 (семиконечную звезду, радугу, цветик-семицветик), записывает римской и арабской цифрами число 7, показывает «домик» числа 7, в котором надо заполнить окошечки по составу, предлагает составить задачу по рисунку и записать символическую схему ее решения.

    Повторяет рисунок в своей тетради цветными мелками, записывает две цифры 7: римскую и арабскую,  рисует «домик» состава числа 7, рисует задачу в тетради и составляет два варианта условия задачи, записывает два решения символически.

    Регулятивные: самоконтроль, действие по образцу, сравнение с образцом, самооценка, коррекция.

    Познавательные: постановка проблемы, пути решения, действие по алгоритму.

    Личностные: этическое оценивание.

    5. Итог урока, рефлексия

    Спрашивает, что нового узнали на уроке, чему научились, трудно ли было, интересно или не очень. Просит показать рисунки в тетрадях, выбрать смайлик и в тетради нарисовать свое настроение. Дает творческое домашнее задание по желанию уч-ся.

    Отвечает на вопросы учителя, аргументирует, выбирает смайлик, рисует в тетради настроение, сравнивает с началом урока, делает вывод, высказывается, поднимает руку, получает домашнее задание по желанию.

    Личностные: самопознание,  смыслообразование.

    Познавательные: общеучебные навыки.

    Регулятивные: самооценка.

    Коммуникативные: речевая деятельность.

    Сценарий урока

    1. Оргмомент.

    Все стоят вместе с учителем в кругу.

    Учитель: Доброе утро, дорогой 1 класс!

    Ученики (хором): Доброе утро, дорогая учительница!

    Учитель: Начинаем наш любимый урок математики.

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Будем вместе мы считать.

    Ученики вместе с учителем хором считают, одновременно двигаясь по кругу вперед и назад:

    Один,

    один-два,

    один-два-три,

    один-два-три-четыре,

    один-два-три-четыре-пять,

    один-два-три-четыре-пять-шесть и далее до десяти.

    Дети становятся лицом в круг, сжимают пальчики в кулачки, считают, разгибая пальчики,: 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10, загибают пальчики, считая обратно: 10-9-8-7-6-5-4-3-2-1.

    Разгибают и сгибают сразу по два пальчика, считают вслух хором: 2-4-6-8-10-8-6-4-2-0.

    Теперь считают аналогично, начиная с первого: 1-3-5-7-9-7-5-3-1.

    Поворачиваются в парах друг к другу лицом и считают, хлопая в ладоши.

    Поворачиваются лицом в круг и считают состав числа 5:

    1. раз хлопают в ладоши, 4 раза топают ногами,
    2. раза  хлопают, 3 раза – топают,

    3  –  хлопают, 2  – топают,

    4  – хлопают, 1 – топают,

    5 – хлопают.

    Учитель: Спасибо, мы отлично размялись, теперь все садятся на свои места.

    Ученики садятся за свои парты.

    2. Актуализация знаний.

    Учитель: А теперь наши пальчики помогут нам вспомнить, как мы умеем считать.

    Вспомним состав чисел. Произносим хором, считая на пальцах:

    1 – это один,

    2 – это 1 и 1,

    3 – это 1 и 2, 2 и 1,

    4 – это 1 и 3, 2 и 2, 3 и 1,

    5 – это 1 и 4, 2 и 3, 3 и 2, 4 и 1

    6 – это 1 и 5, 2 и 4, 3 и 3, 4 и 2, 5 и 1.

    Дети считают на пальцах, показывая на правой и левой руке столько пальцев, сколько они называют, чтобы в сумме получилось задаваемое учителем число.

    Учитель: А какие числа состояли из одинаковых чисел?

    Ученики: 2, 4, 6.

    Учитель: Правильно. Давайте повторим: 2 – это 1 и1, 4 – это 2 и 2, 6 – это 3 и 3.

    Теперь устно будем считать вместе с мячиком (учитель берет легкий вязаный мячик, называет пример, бросая мячик одному из ребят): к двум прибавим один, из четырех отнимем три, к пяти добавим 1, из шести вычтем пять, сложим два и два, сложим три и три, прибавим один к одному.

    А теперь веселые задачки (читает):

    Расставил Андрюшка в два ряда игрушки.

    Рядом с мартышкой – плюшевый мишка,

    Вместе с лисой – зайка косой,

    Следом за ними – еже и лягушка.

        Сколько игрушек расставил Андрюшка? Нарисуйте на доске схему задачи.

    Ученик: Андрюшка расставил 6 игрушек (рисует схему кружочками  *  *  *  *  *   * ).

    Учитель: Правильно ли нарисовано? Как расставил игрушки Андрюша?

    Ученик: в 2 ряда.

    Учитель: А ты нарисовал как?

    Ученик: в 1 ряд.

    Учитель: Поправь свой рисунок. Я прочитаю вторую задачку:

    На песке три медвежонка играли в прятки у бочонка.

    Один в бочонок еле влез, а сколько убежали в лес?

    Ученик: 2 медвежонка убежали в лес (рисует схему на доске  *      *     *).

    Учитель: Ребята, проверьте, пожалуйста, нас.

    3. Проблемное объяснение нового знания.

    Учитель: Послушайте еще одну считалку.

    В деревушке 7 избушек, 7 крылечек, 7 старушек,

    7 щенков, 7 дымков, 7 драчливых петухов

    на семи плетнях сидят, друг на дружку не глядят.

    Распустили 7 хвостов, каждый из семи цветов.

    Чем интересна эта деревушка?

    Ученики: В ней всего по семь.

    Учитель: Как вы думаете, с каким числом мы познакомимся сегодня?

    Ученики: С 7.

    Учитель: Правильно. Вот как оно записывается. (Показывает карточку с правильной записью цифры 7 и прикрепляет к доске). А давайте подумаем, где в окружающем мире встречается число семь?

    Ученики: Семь цветов радуги, цветик-семицветик, семь дней недели.

    Если ребята не могут ответить, то учитель помогает стихами и загадками:

    После дождичка в четверг мост на небо прилетел, разноцветный и воздушный, числу 7 всегда послушный (радуга).

    Лети-лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг (цветик-семицветик).

    В понедельник я стирала, пол во вторник подметала… (дни недели).

    Заранее приготовлены картинки с радугой, листком календаря, цветиком-семицветиком. Их прикрепляем на магнитную доску.

    Учитель: А теперь немного отдохнем.

    Физкультминутка.

    Доброе утро! Птицы запели.

    Добрые люди встали с постели.

    Солнце проснулось, идут по делам.

    Вся темнота разошлась по углам.

    Была тишина, тишина, тишина.

    Вдруг грохотом грома сменилась она.

     И вот уже дождик тихонько, ты слышишь,

    Закапал, закапал, закапал по крыше.

    Наверно, сейчас барабанить он станет.

    Уже барабанит, уже барабанит.

    Но туча прошла, отгремела гроза.

    И снова должна наступить тишина.

    Учитель: Теперь откройте тетради и достаньте цветные мелки и счетные мешочки. Будем рисовать то, о чем мы поговорили, и учиться считать. Я буду рисовать вместе с вами на доске. Сначала проведем рамочку на листе. В верхнем уголке нарисуйте свое настроение (смайлик). Нарисуем большую окружность. Разделим ее на 7 равных частей. А теперь я рисую, а вы смотрите. Что у меня получилось?  (см. Приложение рис.1)

    Ученики: Звезда.

    Учитель: А сколько у нее лучей?

    Ученики: 7.

    Учитель: Теперь рисуйте в тетрадях. Еще раз обратите внимание, как я делала. Каждую вершину я соединяла через 2 точки. Внимательно! Работайте. У кого не получается, попросите помощи. Должно получиться очень красиво.

    Ученики показывают, как у них получились звезды.

    Учитель: На другой странице напишем цифру 7 (римская YII и арабская 7).

    А теперь выложите из мешочков 7 предметов. Пересчитайте их. Проверьте друг друга. Все ли правильно посчитали? Сверьте, пожалуйста, со схемой на доске (см. Приложение рис.2).

    Ученики выполняют задание, проверяют и пересчитывают.

    Учитель: Уберите 4 предмета, сколько осталось?

    Ученики: 3.

    Учитель: Добавьте 2, а потом еще 1. Сколько стало?

    Ученики: 6.

    Учитель: Сколько надо добавить, чтобы стало 7?

    Ученики: 1.

    Учитель: Добавьте один. Проверьте, у всех ли 7?

    Ученики проверяют, снова пересчитывают.

    Учитель: Уберите свои предметы в мешочки. Теперь поработаем в парах. Один сосед достанет несколько предметов, но не больше шести. А второй сосед добавит столько, чтобы получилось 7.

    Ученики         выполняют задание, договариваются и проверяют друг друга.  Учитель следит, чтобы атмосфера во время работы была доброжелательная. Если не получается, то вспоминаем правила дружной работы:

    Не ругаться, не толкаться, никого не обижать.

    С друга мнением считаться – будет славный результат!!!

    Учитель: Скажите, что у кого получилось?

    Ученики называют возможные варианты.

    Учитель: Теперь все уберем в мешочки и снова поработаем в тетрадях. Нарисуем домик для числа 7. Я буду рисовать на доске, а вы в своих тетрадях. Запишем варианты, которые получились (см. Приложение рис. 3).

    4. Первичное закрепление.

    Учитель: Новое задание на карточках. Дежурные раздают карточки с заданием.

    А. Дорисуйте до 7 (см. Приложение рис. 4)

    Б. Разложите число 7 (см. Приложение рис.5)

    В. Божья коровка (см. Приложение рис.6)

    Г. Цветочек (см. Приложение рис. 7)

    После выполнения дети сравнивают свои карточки с образцом на доске, исправляют ошибки. Сдают свои карточки.

    Учитель: А теперь посмотрите, что я нарисовала на доске. Какую задачу можно составить по рисунку? Придумайте по рисунку задачу и запишите схему ее решения.

    Ученики работают в тетради, перерисовывают с доски.

    Учитель: Кто может нарисовать схему на доске? Сколько вариантов задачи можно составить? Запишем два из них (см. Приложение рис. 7)

    5. Итог урока.

    Учитель: О каком числе мы говорили сегодня?

    Ученики: О семи.

    Учитель: Как вы думает, когда так говорят:

    - у семи нянек дитя без глазу,

    - семь - священное число,

    - семь раз отмерь, один отрежь,

    - семеро одного не ждут,

    - на седьмом небе,

    - седьмая вода на киселе.

    Ученики высказываются, а учитель помогает при затруднении.

    Учитель: Скажите, что нового вы узнали сегодня? Было ли трудно? Что было интересно?

    Ученики высказываются.

    Учитель: Теперь нарисуйте в нижнем углу тетради свое настроение (смайлик). Сравните, что было в начале урока и сейчас. Поднимите руки, у кого настроение улучшилось? Ухудшилось? Осталось таким же? Надеюсь, что вам урок понравился и был интересным и познавательным. Уберите все с парт, пока я считаю:

    Раз-два-три-четыре-пять,

    быстро надо все убрать

    и у парт тихонько встать.

    Все встают и хором говорят:

    Окончена работа рук,

    Что нами сделано, то может отдохнуть,

    Чтобы оно во мне росло,

    Мне мудрость, силу и любовь дало,

    И стало благодатью всем людям на Земле.

    Учитель: Спасибо за урок, дорогой 1 класс!

    Ученики: Спасибо за урок, дорогая учительница!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока математики по теме "Число и цифра 7"

    В этой работе даны рекомендации по проведению урока математики в 1 классе по теме "Число и цифра 7"Урок разработан на основе деятельностного подхода в рамках требований ФГОС....

    Методическая разработка урока математики в 1-ом классе «Числа 1,2,3,4,5. Цифра 5» (ФГОС)

    Цель урока: Познакомить учащихся с образованием числа 5 и его графической записью – цифрой 5.Задачи:Образовательные:1.Познакомить с составом числа 5, научить детей писать цифру 5.2.Повторить сос...

    Методическая разработка урока математики по программе "Школа 2100" по теме "Число 9, цифра 9".

    Методическая разработка включает план-конспект урока математики в 1 классе по ОС "Школа 2100" по теме "Число 9, цифра 9" с использованием программы SMATRT Notebook....

    Методическая разработка урока математики: "Число и цифра 4".

    Методическая  разработка урока математики: "Число и цифра 4".  (с презентацией)....

    Методическая разработка урока математики в 1 классе. Тема."Число и цифра-3"

    Можно использовать на уроке математики в 1 классе....

    Методическая разработка урока математики в 1 классе. Тема."Число и цифра-4"

    Можно использовать на уроке математики в 1 классе....

    Методическая разработка урока математики в 1 классе. Тема."Число и цифра-5"

    Можно использовать в 1 классе на уроках математики....