Урок математики в 1 классе "ВЕЛИЧИНЫ. ДЛИНА"
методическая разработка по математике (1 класс) по теме

Мелякина Светлана Анатольевна

 

Урок математики в 1 классе

Тема: ВЕЛИЧИНЫ. ДЛИНА

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matem._1_klass_velichiny._dlina.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 1 классе

Тема: ВЕЛИЧИНЫ. ДЛИНА

КЛАСС: 1 А

УЧИТЕЛЬ: Мелякина Светлана Анатольевна

УМК: «Школа 2100»

Учебник: Петерсон Л. Г.: Математика – 1 (часть 3, с. 1), М: Балласс, 2007

Цели урока:

Образовательные: 

-открыть в совместной учебной деятельности с учащимися

 понятия: величина, измерение величины, единица измерения (мерка);

- расширить кругозор и лексику, познакомив с мерами длины, которые использовались в старину на Руси (шаг, локоть, ладонь и т. д.);

-подвести учащихся к необходимости применять единую (постоянную) единицу измерения длины - сантиметр;  

- учиться использовать полученные знания в различных жизненных ситуациях;
Развивающие:
- развивать умение сравнивать предметы;
- развивать умение делать обобщение на основе наблюдения;
- развивать навыки самоконтроля в процессе работы;

- развивать математические способности, интерес к предмету, логическое мышление, аналитические способности.

Воспитывающие:
- воспитывать у учащихся интерес к математике, творческий подход к работе;
- воспитывать культуру речи, культуру общения

Оборудование: мультфильм «38 попугаев», геометрические фигуры с буквами, таблички с записью понятий:  величина, длина,  1 см - сантиметр, индивидуальные конверты с набором отрезков.

Ход урока

1. Организационное начало. (1-2 мин.)

Долгожданный дан звонок -Начинается урок.

А теперь проверь, дружок, Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?

2.  Актуализация опорных знаний. (5-6 мин.)

а). Понятие о геометрических фигурах.

На доске записаны примеры. Учащиеся поочерёдно решают данные примеры, буквы, соответствующие ответу, располагают в таблице. В результате на доске образуется слово: ВЕЛИЧИНА. (Буквы расположены на геометрических фигурах разного размера и цвета.)

Примеры:  9 – 4  =5   Ч

2 + 5 – 3 = 4  И

8 – 6 – 2 = 0 В

3 + 4  = 7  И

1 + 8 = 9  А

4 + 5 – 1 = 8  Н

6 – 5 = 1  Е

5 + 3 – 6 = 2  Л

0

1

2

4

5

7

8

9

3. Постановка проблемы. Определение темы и целей урока. (2 мин.)

-Прочитайте получившееся слово.

- Знакомо ли вам это понятие? Встречались ли мы с ним на уроках? (Нет)

- Тема сегодняшнего урока – «величины» (Слово вывешивается на доске).

- Попробуйте определить цели  урока. (Узнать, что такое величина).

4. Открытие новых знаний.

а). Открытие значения понятия «величина». (3-4 мин. )

-Как одним словом назвать предметы на доске? (Геометрические фигуры)

- Назовите данные геометрические фигуры.

- Чем являются стороны треугольника? Четырёхугольника? (Отрезками)

-По каким признакам можно сравнить данные геометрические фигуры? (Цвет, размер, форма)  (Таблички с названиями свойств размещаются на доске)

- Какие из данных свойств можно сравнить с помощью знаков «>», «<»,«=»?

- Скажите, можем ли мы определить, какой цвет больше красный или желтый? ( Нет).

- Можно ли сравнить форму предметов? Какая больше - овальная или круглая? (Тоже нет).

- Можем ли сравнить размер фигур? (Да)

- Вот эти свойства предметов называются величинами. 

- Попробуйте привести примеры величин.

 (Дети могут назвать “размер”, “рост”, “температуру”. Возможно кто-то назовет и длину).

-Так что же называется величиной?

Вывод: свойства предметов, которые можно сравнить с помощью знаков больше, меньше, равно называют величинами.

б). Знакомство с длиной, как величиной. (5-6 мин.)

- Как вы считаете, является ли длина величиной?

Отрывок из мультфильма “38 попугаев” (просмотр).

- Что измеряли у удава? (Длину).

- Чему равна длина удава? (2 слоненка, 5 мартышек и 38 попугаев).

- Сравните длину удавов у вас на парте? (У каждого ребенка – цветные отрезки разной длины с изображением удавов)

-Каким способом можно сравнить длину? (С помощью наложения предметов друг на друга).

-Какой из удавов больше? (Зеленый больше, чем желтый).

- Мы измерили длину удавов и можем между ними поставить знак >. Является ли величиной длина? (Да. Так ее можно измерить и сравнить с помощью знаков больше, меньше, равно).

- Итак, в чём убедились, к какому выводу пришли? (Длина - это величина, так как длины можно сравнивать.)

5. Физкультминутка. (2 мин.)

(Под рифмовку дети выполняют упражнения)

Свойство, которое сравниваем и измеряем,

В математике мы величиной называем.

Есть величина – длина,

Так как сравнивается она.

в). Измерение длин отрезков. (5 мин.)

- Сравните по длине данные отрезки. (На доске два отрезка на значительном расстоянии друг от друга.)

- Можно ли сравнить их наложением? Как узнать, какой из них длиннее? Предлагают различные варианты. Главное: нужно выбрать какую-либо мерку.

1- Два ученика у доски измеряют отрезки вначале одинаковыми мерками.

Остальные ученики измеряют с помощью мерок свои отрезки.

Вывод: длины отрезков можно измерить с помощью мерки.

2  Тот же самый отрезок на доске другой ученик измеряет с помощью другой мерки.

-Почему получились разные результаты?

-Кто из учеников прав? (Оба измеряли верно)

Вывод (делают учащиеся): сравнивать отрезки можно только тогда, когда они измерялись одинаковыми мерками.

6. Первичное закрепление. Единицы измерения длины. (2-3 мин.)

Работа по учебнику. -№ 1,с. 1.

Единичный отрезок - мерка для измерения длины.

- Запишите, сколько раз каждый единичный отрезок укладывается в данный отрезок. (Самостоятельное выполнение задания. Фронтальная проверка.)

- Обратите внимание: рядом с цифрой стоит буква. Что она обозначает? (4 с - 4 синих единичных отрезка, 6 к- 6 красных единичных отрезков и т.д.)

- На что обратили внимание? Везде ли единичный отрезок одинаковый?

-Найдите самый маленький единичный отрезок? Сколько раз он укладывается в отрезке?

 -Найдите самый большой единичный отрезок? Сколько раз он укладывается в отрезке?

-Какой сделаем вывод? (Вывод: чем больше единичный отрезок, тем меньшее число раз он откладывается в отрезке.)

-Оцените своё выполнение задания. (С помощью сигнальных карточек)

7. Постановка проблемы. Открытие нового.

а).Старинные меры длины. (7 мин.)

– Закройте глаза. Мы совершим небольшое путешествие на машине времени. И попадем в XIX век на ярмарку. А вы постарайтесь запомнить, какими мерками длины пользовались люди в прошлом.

(Выходят два мальчика и две девочки. У мальчиков лотки с кружевами, лентами, тесьмой)

Солнце яркое встает
Спешит на ярмарку народ
А на ярмарке товары:
Продаются самовары,
Продаются вилы, санки,
И конфеты, и баранки.
Кружева, тесьма, банты
Заходи скорей и ты!

1 м. - Налетайте! Налетайте!

2 м. - Покупайте! Покупайте!

1м.  - Покупайте-ка игрушки:
Водоноски и зверюшки!

2 м.- Посмотрите-ка сюда
Наши ткани хоть куда!
Хлопок, саржа, ситец, лен,
Всех на ярмарку зовем!

1 м.- Девицы! Девицы!
Что такие хмурые?
Мы забыли вас позвать?
Выходите покупать!

1 д.- Мне для горницы моей
Ситца дай 10 локтей!

Саженей 5 бантов!

2 д.-.- А мне для платка подойдет бахрома
Ладоней 30 отрезай
Да скорее, не зевай!

1 д.- Дай-ка князю на рубашку
Дюймов 6 тесьмы и пряжку!

1 м.- Подходите, покупайте
Ну, скорее, не зевайте!
Дюйм и локоть!

2 м.- Сажень и фут!

1 м.- А я и ладонью померяю тут!

2 м.- Принимайте-ка подарки,
Приходите снова к нам!

Вместе: Мы всегда рады гостям!

 – Какими единицами пользовались в древности? ( Сажень, локоть, фут, дюйм).

 Работа с учебником.  № 2, с. 1. Сравнение единиц длины.

8. Физкультминутка.

- Покажите данные единицы длины.

б). Сантиметр - единица длины. (5-6  мин.)

– Проведем эксперимент. Измерим отрезки с помощью единицы измерения – дюйм.

-Какие результаты у вас получились?

– Почему расстояние одинаковое, а результаты разные? (Разная длина фаланги пальца у разных детей).

– То, есть у них разные мерки. Одинаковые ответы получали люди, пользуясь такими мерками? (Нет).

- Нужна единая единица измерения. Одной из них является сантиметр.

- Достаньте из конверта белую полоску, её длина – 1 сантиметр.

Это записывается так – 1 см

-Измерьте свои отрезки с помощью мерки длиной в 1 см. Одинаковые ли результаты получились?

- Удобно ли пользоваться отдельными мерками в 1 см? (Нет, это долго и сложно)

- Поэтому существует специальный измерительный прибор – линейка.

-Рассмотрите рисунок на с. 1 в учебнике (№3,с. 1.), постарайтесь сформулировать правила работы с линейкой.

-Как правильно использовать линейку, чтобы правильно измерить длину отрезка АБ?

Работа по учебнику.

 

9. Первичное закрепление.  Измерение длин отрезков. (3-4 мин.)

 Работа по учебнику.  № 4, с. 1.

(Выполняется самостоятельно. Взаимопроверка. Сравнивается с образцом на доске. Самооценка с помощью сигнальных карточек.)

10. Рефлексия. (3-4 мин.)

- Достигли ли мы целей урока?

– С какими новыми понятиями познакомились сегодня на уроке? (Величина, длина).

- Что называется величиной?

– Длина является величиной? Докажите. (Да, ее можно измерить с помощью линейки, сантиметра и сравнить).

– Старинные единицы измерения? (Фут, локоть, шаг, дюйм, сажень).

– Назовите современные единицы длины? (Сантиметр).

- Как вы считаете, длина – это единственная величина?

– На следующих уроках мы с вами познакомимся с другими величинами.

- Оцените своё настроение на уроке. Наш знакомый удав из мультфильма оставил нам своё изображение. Не хватает только улыбки. Нарисуйте такое выражение лица, которое соответствует вашему самочувствию на уроке.

- Дома измерьте длину и ширину учебника русского языка, результат сообщите мне на следующем уроке.

(Просмотр заключительной части мультфильма «38 попугаев»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики по теме "Длина ломаной. Периметр" с презентацией

Предлагаю разработку урока математики для учащихся 2 класса по  УМК "Школа-2100". На уроке используются различные методы и формы ведения урока....

Конспет урока математики. Тема "Единицы длины. Единицы массы. Закрепление", 3 кл

Конспект урока математики для 3 класса по теме "Единицы длины. Единицы массы. Закрепление", проведен в форме игры "Космическое путешествие"...

Конспект урока математики 2 класс .Длина ломаной.

Конспект урока математики2 класс . УМК "Школа России"...

Урок математики 3 класс "Длина ломаной линии"

Предсталены материалы открытого урока математики по программе "Начальная школа XXI век"...

Урок математики "Величины: площадь, длина" 4 класс.

Урок, посвящен 155-летию Амурской области, был дан в рамках методического дня....