Статья "ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ НА МАТЕРИАЛЕ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ РОССИИ"
статья по математике по теме

Кузнецова Ольга Ивановна

Данная статья определяет ориентиры в нравственно - патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к истокам русской народной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olga_iv.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Майская гимназия»

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ НАРОДНОЙ

КУЛЬТУРЫ НА МАТЕРИАЛЕ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ РОССИИ

                                                                       

                                                                                          Кузнецова О.И.

2007 г.

Страна наша богата талантами, глубоки ее исторические и культурные корни, и многие виды народного искусства широко известны и высоко ценимы не только у нас, но и за рубежом. Это палехская и мстерская миниатюра, расписные матрешки из Полхова Майдана, богородская деревянная игрушка, чукотская и холмогорская резьба по дереву, жостовские подносы, оренбургские платки, гжельская керамика.

Но этим далеко не исчерпывается все богатство художественного творчества народов нашей страны. Во многих ее уголках продолжают жить интереснейшие ремесла, уходящие корнями в глубокую древность. В изделиях народных мастеров – в дереве, камне, глине, на ткани – оживают образы, пришедшие из языческих поверий и легенд, народного эпоса и сказок. Секреты ремесел, их техника передаются из рода в род на протяжении многих поколений.

Чтобы народное искусство жило, нужно, чтобы оно находилось в добрых, чутких руках. Вот об этих золотых руках, о мастерах, посвятивших любимому делу всю жизнь, и рассказываем мы своим ученикам на уроках русского языка и литературного чтения.

— Посмотрите, как играет со своими игрушками знаменитая мастерица Евдокия Захаровна Кошкина. Хитро посмеиваясь, она оживляет волшебной палочкой-кистью каждую фигурку, да древними узорами, которые, как и народные сказки, повторялись из века в век.

Евдокия Захаровна самозабвенно любит мир своего детства и юности, стареется показать самое, на ее взгляд, важное, что скрывается за внешней неказистостью крестьянина: его нравственную чистоту, простодушие и внутреннюю силу. Поэтому в ее персонажах все всегда словно литое, все округлое и очень крепкое. Если семейство, скажем, чай из самовара пьет, то сидит каждый как монумент, и на столе перед ними, обязательно, тугие бараночки в блюде и другие лакомства и закуски. И никакого подчеркнутого юмора в ее работах по существу нет. А какие красавицы в длинных, колоколом юбках и нарядных фартуках с оборками. На щеках горит румянец, черные брови дугой. Кто-то несет коромысло с полными ведрами, кто-то ребеночка баюкает. Краски все открытые, чистые, очень светлые и радостные. И невозможно не согласиться с теми, кто, глядя на любую из них, восклицает: «Глазам – радостно, душе – отрада».

А вот перед детьми, как в сказке «Конек Горбунок» целый конный ряд. Сразу бросается в глаза длинная-предлинная шея филимоновского коня, вялая линия-контур сизого коня из Каргополя, мягкая плавность резвых дымковских коней. А вот еще и Конь-Полкан! Полуконь, получеловек. Совсем как кентавр из античной Греции, только очень русский. На нем древние узоры-крестики и звездочки. Чтобы ответить на вопрос: «Какой он?», нужно рассмотреть все: и форму, и цвет, и узоры, понять, как и о чем он может заговорить, что будет делать. Словом, нужно с ним поиграть, и тогда-то все обернется сказкой, оживет и произойдет чудо, как происходит оно всякий раз, когда мальчишки лихо скачут на коне-палочке, а девочки пеленают и баюкают нечто, иногда очень мало похожее на ребенка.

Учитель придумывает для своих учеников игры. Они разные, но задача у них общая: «учиться у народных мастеров». А учиться есть чему. Недаром все великие мастера искусства: и Пушкин, и Глинка, и самые знаменитые художники всех эпох и времен – обращались к народным истокам. К колыбели, которая взлелеяла всех нас …

«Творчество открывает в детской душе те сокровенные уголки, в которых дремлют источники добрых чувств», – писал В.А. Сухомлинский.

Дети начинают творить для себя, от собственной радости. Поэтому их творчество так радостно и так гениально. В детских руках бесформенные комочки глины превращаются в нарядных кукол, резвых коней, надутых барынь, важного хозяина, расписных птиц. Дети по цвету и узорам угадывают родину игрушек. Желто-красно-зеленых полосатых коней из Филимонова они не спутают с расписными кругами-яблоками по белому фону конями из Дымковской слободы, отличат и народную глиняную игрушку Белгородской области, так как знакомству с народными промыслами Белгородчины было уделено особое внимание. Дети познакомились с основателями ныне существующего старооскольского промысла глиняной игрушки сестрами Гончаровыми: Ольгой Михайловной и Наталье Михайловной, с их техникой лепки, орнаментом в раскрашивании игрушек. Много интересного они узнали о развитии гончарного производства в слободе Борисовка.

Передо мной десятки глаз, по-детски доверчивых, настороженных, ждущих встречи с таинственным волшебством сказки и были, мечты и труда – словом того, что называется высоким искусством. И продолжается рассказ: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Вырезал тот человек деревянные ложки да чаши и так их раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера? Ко мне его!» Немедленно отправились солдаты выполнять царский приказ, но сколько ни искали, не смогли найти чудо-мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чаши да ложки. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название «золотая хохлома».

А сделать настоящую хохлому совсем не просто. Сначала мастер вырезает из дерева заготовку – будущую чашу. Потом сушит ее и покрывает тонким слоем глины, пропитывает льняным маслом. А золота для «золотой хохломы» и не требуется. Этот секрет знали еще иконописцы Древней Руси. Вместо дорогого золота натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. Чаша блестит будто серебряная. Художник мягкой кистью рисует затейливый орнамент. Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь для «закалки». И происходит чудо: расписная деревянная чаша становится золотой, с нарядным красочным рисунком. Тут и алые гроздья рябины, и спелая ягода земляники, и завитки трав и листьев. И главное – мерцающий золотой фон.

Все также будут сиять краски и не потускнеет «золото», потому что сделали это чудо золотые руки мастеров: Федора Андреевича Бедина, Николая, Анатолия и Никандра Подоговых, Степана Павловича Веселова и других.

Русская жемчужина,

Нас чаруешь ты.

Синяя фантазия – море красоты.

Эти стихи поэт М.Г. Аверьянов посвятил Гжели.

На уроках русского языка из текстов ученик узнали, что «Гжелью» сегодня называют очень разнообразные изделия: посуду, светильники, декоративные вазы и небольшие скульптуры. Есть даже огромные камины и изящные наборы шахматных фигурок. Все это – белоснежная керамика с синей росписью. Всего два цвета – белый и синий, а какая Гжель нарядная, праздничная.

Может секрет этого чуда в белоснежных березках, пушистом снеге и голубом чистом небе России? Или в скромных ромашках, склонившихся над тихой рекой, в которой отражаются белые облака.

От дедов к внукам передавали свои секреты гжельские гончары. Вся посуда лепилась и расписывалась вручную. Кистями разной величины гжельцы создают гамму до тридцати оттенков синевы. И расцветают удивительные синие розы и другие цветы сказочной красоты. Мелкие цветочки сплетаются в гирлянды, в чудесные узоры. Кроме цветочных орнаментов можно увидеть и картинки из народной жизни, пейзажи. Любят художники Гжели изображать сказочных птиц, правда, в них мы узнаем «своих» голубей, журавлей, задиристых петухов.

Мастера и художники Гжели не забывают и старинные традиции промысла: возродилось производство майолики (керамики, покрытой глазурью), оказывается, Гжель может сиять нежным многоцветием красок.

История Гжели насчитывает не одно столетие, но интерес к этому художественному промыслу не угас. И, значит, синие сказочные цветы Гжели будут цвести по-прежнему.

Хохлома, Палех, Мстера …

Это названия не только российских сел, но и народных промыслов. Художественные промыслы и все народное искусство – это сказочно необъятная и неисчерпаемая кладовая очень и очень мудрой радости, так нужной людям, чтобы жить светло и достойно.

А мастера, создающие эти радости только на первый взгляд как все люди, на самом же деле они тоже необыкновенные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народные промыслы России

Презентация содержит 10 слайдов. Может использоваться на уроках изобразительного искусства и технологии, а также во внеклассной работе....

Презентация "Народные промыслы России"

Данную презентацию можно использовать на уроках изобразительного искусства и окружающего мира...

Народные промыслы России 18 века

Материал подготовлен к уроку. Оформлен в виде презентации. Может быть использован и на классном часе....

Народные промыслы России.

Классный час из серии мероприятий патриотической направленности....

Урок ИЗО «Народные промыслы России. Городецкая роспись»

Конспект урока изобразительного искусства для 2 класса ОС "Школа 2100"...

Ярмарка народных промыслов России

Сценарий фольклорного праздника рассказывает о самых значимых народных промыслах России....

Народные промыслы России. Часть 1.

Данная презентация состоит из двух частей и позволяет осуществить виртуальное путешествие по просторам России. Цели:ознакомить учащихся с народными  промыслами как  формой  народного ху...