Методическая разработка. Устные вычисления на уроках математики "Табличое умножение и деление".
методическая разработка по математике по теме

Симанова Антонина Александровна

В методическую разработку включены содержательно-логические задания с добавлением материала, повышающего итерес к математике и другим предметам. Интересный позавательный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustnye_vychisleniya.docx558.35 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение
лицей № 378 Кировского района Санкт-Петербурга

Устные вычисления
на уроках математики
в начальных классах.

 « Табличное

умножение и деление»

Составила Симанова А.А. учитель начальных классов

Овладение   навыками   устных   вычислений  в начальных  классах   имеет образовательное, воспитательное и практическое значение.

Устные    вычисления   содействуют   развитию   мышления  учащихся,  их  сообразительности, внимания, памяти,  способствуют математическому развитию детей. Оперируя при устных вычислениях сравнительно небольшими числами, учащиеся яснее представляют себе состав чисел, быстрее схватывают зависимость между компонентами        и результатами действий, помогают лучшему усвоению приёмов письменных вычислений.

Навыки  устных  вычислений  формируются  в   процессе  выполнения   детьми     разнообразных     упражнений.      Разнообразие     упражнений поддерживает   интерес   у   детей,   активизирует   их    мыслительную деятельность.

Во время  занятий  устным  счётом  задания  ученикам  чаще  всего предлагаются            в  устной  форме.  Эта  форма  занятий  является наиболее ценной,  так как она  развивает внимание и память учащихся, а  главное, подготавливает  их  к  «жизненному»  счёту,   где  часто   приходится выполнять устно действия над числами, воспринимаемыми на слух.

Однако,  чрезмерно  злоупотреблять  этой  формой  нельзя,  так  как  она  требует      от  детей  большого  умственного  напряжения  и  быстро их утомляет.   Очень  страдают  учащиеся,   у   которых   преобладает  зрительная  память.   Они   плохо   воспринимают  числовые данные на слух.  Это приводит к тому, что в работе участвуют не все учащиеся. Особенно  велик  процент  пассивных  учеников,  когда  диктуемые  на  слух  упражнения содержат большие числа или когда даётся подряд много заданий на слух. Чтобы свести к минимуму их пассивность, необходимо, наряду с чисто слуховыми упражнениями давать упражнения на зрительное восприятие.

Устной формой задания следует пользоваться при закреплении освоенных приёмов,     а также при решении примеров, нетрудных для запоминания. Зрительную форму задания полезно применять тогда, когда изучаемый приём ещё недостаточно усвоен учениками, а также тогда, когда задание содержит числа, которые учащимся трудно удержать в памяти.  

В  младшем  возрасте  у детей  происходит  интенсивное  развитие  мышления.  Это приводит  к  качественной  перестройке  восприятия  и  памяти,  превращению  их  в произвольные, регулируемые процессы .          

Предлагаю  содержательно – логические  задания  с  добавлением  материала, повышающего  интерес  к  математике  и  другим  предметам .

Математические цепочки.

В этих заданиях даны словесные формулировки познавательных вопросов,  возможные  ответы,  из  которых  один  правильный,  математические задания вычислительного характера для проверки   выбора ответа  и информация о животных, растениях, предметах и т.д.

Тема:  «Табличное умножение и деление».

Задание.

Задаётся вопрос и предлагается найти на него ответ с помощью математической  цепочки.  К  цепочке  даны  три  ответа,  рядом с  каждым  из  ответов – число.  Один  из  ответов  верный.   Чтобы  найти правильный  ответ,  необходимо   выполнить   математические вычисления. В окошках  даны числа и знаки математических действий.  Затем  чётко и кратко даются  сведения  о  том  объекте,  название которого зашифровано в ответе.                                                                    

                             

Задание №1

Какое  животное  может  обходиться  без  пищи несколько  дней?

Верблюд - 6

Жираф - 11

                                 

                                                                                                   

        

                               

Носорог - 12

39

:

1

+

56

-

5

-

80

:

1

+

2

:

6

.

10

-

14

Верблюд.

                          

Верблюд относится к парнокопытным животным, высотой 2,3 м.  и  длиной  тела  до  3,3 м.   Глаза   большие  с   длинными ресницами. Они защищают глаза от песка.                                            На  спине 1 или 2 жировых горба. Ноги длинные и худые, на стопах  мозолистые  подушки.  Они  предохраняют  ноги  от острых камней и горячего песка. На груди и на коленях тоже есть мозоли, которые во время отдыха позволяют лечь на раскалённый песок.  

Верблюд  легко  переносит  температуру от +50 градусов       до -50 градусов. Живёт в безводных пустынях и сухих степях. Питается верблюжьей колючкой. В жару от теплового удара спасает густая шерсть.

Верблюды могут прожить без воды до 45 дней.    Запасы воды хранятся в жировых отложениях. Они могут пить даже солёную воду. Живут 35 – 40 лет.      

                                         Задание №2.          

Какое морское животное дышит воздухом, а детёнышей    вскармливает молоком?

                                                

Акула - 86

                                   

Дельфин – 58

                                                                                                 

Кит - 56

4

 .

4

:

1

+ 

84

:

1

-

60

 :

10

 .

5

+

57

-

29

Дельфины встречаются во многих морях и океанах мира, в том числе в Чёрном море.

Живут они до 75 лет, чаще около 50-ти, а в неволе обычно  около  30 лет.  С  помощью  своих  88  зубов черноморский  дельфин  съедает  около  30 кг  рыбы  в день.  Температура  тела  дельфина - такая  же  как   у человека  36,6  градуса.

Дельфины – это  не  рыбы,  а   млекопитающие, выкармливают   детёнышей   молоком  и   дышат   не жабрами, а лёгкими. Им нужно выныривать из  воды, чтобы вдохнуть воздух.

У каждого дельфина есть своё имя, на  которое он откликается,  когда  к  нему обращаются сородичи.

                                Задание №3  

Какая рыба без чешуи?                                                                     

Окунь - 74


Сом - 3

   

Щука - 67

100

:

1

-

96

:

2

.

9

.

1

:

6

.

10

-

3

:

9

                   

             

Сом – хищная рыба.                                                                                                                                     Главное украшение сома – длиннющие усы.  Усов  у  сома  не  одна  пара, а  целых  три.    Жить бы сому впроголодь  с  его крошечными ,  подслеповатыми глазками. А усы, что натренированные, чуткие пальцы слепого. Всё ощупает ими сом, проверит ближние и дальние кладовые своего подворья. Сонную рыбёшку,  ракушку,  лягушонка,  личинку  минога – пескаву,  утонувшую мышь  –  всё тащит сом  в  рот,  похожий  на  громадный кошелёк.  

                     

                 

                                                                                                                   

                     Задание №4.

Какой зверь самый чистоплотный? 

Барсук - 2

                     

Ёж - 12

                                 

Заяц - 4

                     

       

3

.

4

:

6

.

10

:

5

.

9

+

64

:

10

+

8

:

9

Барсук.

К зимнему сну барсук готовится основательно. Сильными  лапами  он  роет  норы.  В норах  барсук проводит всю зиму: натаскает травы, заткнёт вход изнутри -  и спит.  Спит  барсук  не крепко. Погуляв немного по снегу, он снова отправляется спать.

Выйдя весной из норы,  он  сразу  принимается  за дело. Надо  поесть  как следует – за зиму отощал, надо сменить подстилку в жилище или вырыть новую нору.                                  Потом  появляются   барсучата.   Барсучиха  –  мама ежедневно  выносит  слепых барсучат    на солнышко,  а барсук – отец  тщательно   убирает  жилище,  по нескольку  раз   за   лето  меняет  подстилку  в  норах.

Задание №5

Врачи утверждают, что если съесть 600г этой свежей ягоды, то человек запасается витаминами на всю зиму.  О какой ягоде идёт речь?

                                             

Земляника - 75

                                                             

Черника - 65

                                                                 

Клюква - 95

                                  

29

+

41

:

10

+

7

:

2

.

1

+

13

:

2

+

65

.

1

Земляника.

          

                               

Земляника  богата   железом,  марганцем,  медью, цинком.  В  ягодах  содержится  много  калия,  а   также есть пектиновые вещества  и органические  кислоты. Основные  витамины  –  С  и  аскорбиновая    кислота.  Спектр  других  витаминов  тоже  очень  широк , это  В1,  В2,  РР,  Е.   В   землянике  содержится   значительное   количество витамина  Р.        

                           

                                  

Задание №6.

Древесина  какого дерева  не  гниёт,  а  со временем становится твёрже? Внутренние детали  Московского  Кремля  сделаны  из  этого  дерева  и служат уже  500 лет.                            

Лиственница - 74

Кедр - 57

 

                                                             

                                                               

                     

Сосна - 62

5

.

2

:

1

+

64

-

18

+

4

:

10

.

2

:

1

+

62

Лиственница.

               

                               

Аллея лиственницы в Царском селе.

Лиственница хвойное дерево. Хвоя мягкая и опадает каждую осень,  как  листва  –  отсюда  и  название  дерева.   Древесина  лиственницы  не  гниёт и не синеет,  прекрасно противостоит воздействию  воды,  даже солёной.  Строения из лиственницы долговечны. Примером может служить город Венеция, главная часть  которого стоит  на  лиственных сваях.  Когда  сваи  были обследованы   более  1000 лет  спустя  после  постройки,  то   в заключении  было  сказано,  что  подводная  часть  города  как будто  окаменела.        

Задание №7.

Этот  русский учёный родился в Архангельской губернии, в рыбацкой семье. Пешком отправился учиться в Москву, стал поэтом, химиком, физиком, астрономом. Кто он 

                                                                 

                                 

Менделеев Дмитрий Иванович - 45

                                                                                                                                                                                                                                                                       

        

Попов Александр Степанович - 50

Ломоносов Михаил Васильевич - 65

4

.

4

:

2

+

12

:

5

.

2

.

3

+

3

:

9

+

62

Михаил

Васильевич  Ломоносов

   

                                                                                        

     

Михаил Васильевич Ломоносов великий русский учёный. Он заложил основы физики, физической химии, минералогии, языкознания, философии и других наук. Перед современным зданием Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова на Воробьёвых горах стоит памятник этому великому русскому  учёному, по инициативе которого и был создан МГУ.                              

   

                          Задание №8.  

Кто из великих музыкантов в 28 лет начал глохнуть,  в  48 лет  окончательно   потерял    слух, но продолжал сочинять великую музыку до самой смерти?

Пётр Ильич Чайковский - 18

Вольфганг Амадей Моцарт - 60

                                                             

Людвиг ван Бетховен - 57

3

.

3

:

1

+

14

-

5

:

2

+

81

-

10

:

3

+

54

Людвиг  ван  Бетховен

         

Людвиг ван Бетховен – немецкий композитор, дирижёр и пианист. Он писал оперу, балет, музыку к  драматическим спектаклям,  хоровые сочинения.  Но самым значительным в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты, увертюпы, симфонии .                                       

     

                 

                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению устных вычислений на уроках математики

Это практическое пособие к проведению этапа устного счёта на уроках математики в 3 классе по программе "Школа 2000"...

Методическая разработка по предмету "Математика.". Тема урока: "Табличное умножение и деление. Составление и решение задачи».

Класс: 2УМК «Планета Знаний»Учитель: Олейник Евгения АлександровнаТип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения занятия: урок-практикум.Цель урока: закрепление знаний...

Методическая разработка урока "Таблица умножения и деления на 6" 2 класс

Методическая разработка урока "Таблица умножения и деления на 6" 2 класс...

Разработка урока математики в 3 классе Тема урока: «Таблица умножения и деления с числом 9».

Тема урока: Таблица умножения и деления с числом 9.Цель деятельности учителя: Способствовать развитию умений составлять таблицу умножения и деления с числом 9, объяснять значения выражений в конт...

Конспект урока математики "Умножение и деление. Приемы устных вычислений", УМК "Школа России", 3 класс

Цели деятельности учителя: формирование навыка устных приемов умножения и деления в пределах 1000; закрепление знания нумерации трехзначных чисел; совершенствование умения решать задачи; продолже...

Технологическая карта урока математики "Умножение и деление. Приемы устных вычислений." УМК "Школа России"(3 класс)

Тема урока: «Умножение и деление. Приёмы устных вычислений»Тип урока: урок открытия нового знания.Цель урока: создание условий для формирования навыка использования устных приемов умножени...

Технологическая карта урока математики "Умножение и деление. Приемы устных вычислений" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие нового знания»Цель урока: создание условий для формирования навыка устных приемов умножения и деления в пределах 1000.Задачи урокаДидактические:1. Формировать навык ус...