Рабочая программа по математике 1 класс УМК "Перспективная начальная школа"
учебно-методический материал по математике (1 класс) на тему

Семенова Алена Сергеевна

Рабочая программа по математике 1 класс УМК "Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_matemat.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение Собинского района

                              основная общеобразовательная школа №3 г. Собинки

Рассмотрена                                                                         Утверждена

На заседании школьного МО                                                приказом  по школе №

протокол №                                                                 от «___» ___________ 20    г.

от «___» ___________ 20    г.  

                                                                                                            Директор _______________

Рассмотрена                                                                                                        (подпись)         Ф.И.О.

На заседании методического совета

протокол №      

от «___» ____________ 20   г.

Рабочая программа

по математике

для 1 класса

2011 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по математике составлена на основе  программ начального общего образования ФГОС второго поколения и авторской программы А.Л. Чекина (УМК «Перспективная начальная школа») с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться. Программа рассчитана на 132 часа (4 часа в неделю).

Данный курс ставит своей целью формирование у школьников предпосылок теоретического мышления (анализа, планирования, рефлексии). Он ориентирован на усвоение научных (математических) понятий и на выработку навыков и умений.

Содержание обучения направлено на преобразование наглядно-образного мышления, характерного для данного возраста, в теоретический тип мышления.

Методы обучения опираются на исследования самим ребёнком в сотрудничестве с другими детьми оснований собственных действий.

Рассмотрение детьми оснований собственных действий, называемое рефлексией, является необходимым условием их построения и изменения.

В число предварительных умений входят:

-логические операции;

-знако-символические умения;

-простейшие математические отношения и зависимости.

Таким образом, формирование умений в условиях специально организованных действий с реальными предметами, требующих осмысления их оснований, - вот фундамент, на котором строится центральное математическое понятие – понятие действительного числа. Именно этим задачам посвящена программа 1 класса.

Учебно-практические задачи:

1. Задача на восстановление объекта, обладающего различными свойствами (признаками).

2. Задача на восстановление величины в ситуации, когда подбор величины, равной данной, возможен и для её восстановления необходимо изготовить новую величину.

3. Задача на моделирование отношений равенства – неравенства.

4. Задача на введение буквенно-знаковых символов.

У обучающихся формируется представление о числах как результате счёта и измерения. Они учатся выполнять устно арифметические действия с числами, составлять числовое выражение и находить его значение, знакомятся с простейшими геометрическими формами, овладевают способами измерения длин и площадей.

В процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения.

В процессе освоения предметного содержания курса математики у учащихся формируются общие учебные умения и способы познавательной деятельности.

Математическое содержание позволяет развивать и организационные умения: планировать этапы работы; определять последовательность учебных действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок. В процессе обучения математике школьник учится участвовать в совместной деятельности при решении математических задач, проявлять инициативу и самостоятельность.

Образовательные и воспитательные задачи обучения математике решаются комплексно.

Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Математика» к концу 1-го года обучения.

  1. читать и записывать все однозначные числа и числа второго десятка, включая число 20;
  2. вести счёт как в прямом, так и в обратном порядке (от 0 до 20);
  3. сравнивать изученные числа и записывать результат сравнения с помощью знаков (>, <, =);
  4. записывать действия сложения и вычитания, используя соответствующие знаки (+, -);
  5.  употреблять термины, связанные с действиями сложения и вычитания (плюс, сумма, слагаемые, значение суммы; минус, разность, уменьшаемое, вычитаемое, значение разности);
  6.  пользоваться справочной таблицей сложения однозначных чисел;
  7.  воспроизводить и применять табличные случаи сложения и вычитания;
  8.  применять переместительное свойство  сложения;
  9.  применять правила прибавления числа к сумме и суммы к числу;
  10.  выполнять сложение на основе способа прибавления по частям;
  11.  применять правила вычитания числа из суммы и суммы из числа;
  12.  выполнять вычитание на основе способа вычитания по частям;
  13.  применять правила сложения и вычитания с нулем;
  14.  понимать и использовать взаимосвязь сложения и вычитания;
  15.  выполнять сложение и вычитание однозначных чисел без перехода через десяток;
  16.  выполнять сложение однозначных чисел с переходом через десяток и вычитание в пределах таблицы сложения, используя данную таблицу в качестве справочника;
  17.  распознавать на чертеже и изображать точку, прямую, отрезок, ломаную, кривую линию, дугу, замкнутую и незамкнутую линии; употреблять соответствующие термины; употреблять термин «точка пересечения»;
  18.  распознавать в окружающих предметах или их частях плоские геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, прямоугольник, многоугольник, круг);
  19.  чертить с помощью линейки прямые, отрезки, ломаные, многоугольники;
  20.  определять длину данного отрезка (в сантиметрах) при помощи измерительной линейки;
  21.  строить отрезки заданной длины при помощи измерительной линейки;
  22.  находить значения сумм и разностей отрезков данной длины при помощи измерительной линейки и с помощью вычислений;
  23.  выражать длину отрезка, используя разные единицы длины (например, 1 дм 6 см и 16 см);        ,
  24.  распознавать симметричные фигуры и изображения;
  25.  распознавать и формулировать простые задачи;
  26.  употреблять термины, связанные с понятием «задача» (формулировка, условие, требование (вопрос), решение, ответ);
  27.  составлять задачи по рисунку и делать иллюстрации (схематические) к тексту задачи;
  28.  выявлять признаки предметов и событий, которые могут быть описаны терминами, oт носящимися к соответствующим величинам (длиннее-короче, дальше-ближе, тяжелее-легче, раньше- позже, дороже-дешевле);
  29.  использовать названия частей суток, дней недели, месяцев, времен года.

                     

                      Обучающиеся получат возможность научиться:

  1.  понимать количественный и порядковый смысл числа;
  2.  понимать и распознавать количественный смысл сложения и вычитания;
  3.  воспроизводить переместительное свойство сложения;
  4.  воспроизводить правила прибавления числа к сумме и суммы к числу;
  5.  воспроизводить правила вычитания числа из суммы и суммы из числа;
  6.  воспроизводить правила сложения и вычитания с нулем;
  7.  использовать «инструментальную» таблицу сложения для выполнения сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания;
  8.  различать внутреннюю и внешнюю области по отношению к замкнутой линии (границе);
  9.  устанавливать взаимное расположение прямых, кривых линий, прямой и кривой линии на плоскости;
  10.  понимать и использовать термин «точка пересечения»;
  11.  строить (достраивать) симметричные изображения, используя клетчатую бумагу;
  12.  описывать упорядоченные множества с помощью соответствующих терминов (первый, последний, следующий, предшествующий);
  13.  понимать суточную и годовую цикличность;
  14.  представлять информацию в таблице.

           Программа развития универсальных учебных действий

  1. В начальной школе предмет математика является основой развития у учащихся познавательных действий, в первую очередь логических, включая и знаково-символические, а также таких, как планирование, систематизация и структурирование знаний, перевод с одного языка на другой, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, аксиоматика, формирование элементов системного мышления, выработка вычислительных навыков.
  2. Особое значение имеет математика для формирования общего приёма решения задач как универсального учебного действия.

Универсальные учебные действия

Формирование личностных УУД

  1. Обучающийся научится или получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.
  2. Система заданий, ориентирующая младшего школьника оказать помощь героям учебника (Маше и Мише) или соседу по парте. Задания типа: «Ты можешь помочь Маше и Мише, если внимательно посмотришь на рисунок и …»
  3. Нахождение решения и обоснование его, основываясь только на фактах (все задания, сопровождаемые инструкцией «Объясни…», «Обоснуй своё мнение…»).
  4. Работа с математическим содержанием: все задания, сопровождаемые инструкцией «Сравни свою работу с работами других ребят» (формирование чувства собственного достоинства, понимание ценности своей и чужой личности).
  5. Работа с текстами задач, построенными на историческом материале (личностная оценка описанных в них реальных исторических персонажей и ценности личного вклада человека в создание больших человеческих сообществ).

Формирование   регулятивных УУД

  1. Обучающийся научится или получит возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.
  2. Система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков и т.д. (Задания типа: «Проверь своё решение по «Таблице сложения» или «Какое правило поможет тебе выполнить это задание?»)
  3. Создание проблемных ситуаций (проблемные ситуации практически всего курса математики строятся на затруднении в выполнении нового задания, система подводящих диалогов позволяет при этом учащимся самостоятельно, основываясь на имеющихся у них знаниях, вывести новый алгоритм действия для нового задания, поставив при этом цель, спланировав свою деятельность, и оценить результат, проверив его).

Формирование   коммуникативных УУД

Обучающийся научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом  по парте, в группе. (Задания типа: «Запиши ответ задачи, которую ты придумал и решил. Предложи соседу по парте придумать задачу. При решении которой получился бы такой же ответ», « Сверьте решения своих задач»)

Формирование познавательных УУД

  1. Обучающийся научится или получит возможность научиться:

1. подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков;
2. владеть общими приёмами решения задач, выполнения заданий и вычислений:

а)выполнять задания с использованием материальных объектов (счётных палочек, указателей и др.), рисунков. Схем;

б) выполнять задания на основе рисунков и схем, сделанных самостоятельно;

в) выполнять задания на основе использования арифметических действий.

3. проводить сравнение, сериацию, классификацию, выбирая наиболее эффективный способ решения или верное решение (правильный ответ)

4. строить объяснения в устной форме по предложенному плану

5. использовать (строить) таблицы, проверять по таблице

6. выполнять действия по заданному алгоритму

7. строить логическую  цепь рассуждений

Программу обеспечивают:

Чекин А.Л. Математика 1 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник.

Захарова О.А., Юдина Е.П. Математика: тетради для самостоятельной работы № 1, № 2. — М. : Академкнига/Учебник. Чекин А.Л. Математика: методическое пособие для учителя. — М. : Академкнига/Учебник.

Захарова О.А. Проверочные работы по математике и технология организации коррекции знаний учащихся. 1—4 классы: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник.

Методическое обеспечение образовательного процесса:

Подобрана учебно-методическая литература по разделам курса

Подобраны электронные уроки (Уроки Кирилла и Мефодия)

Ученические столы  2 местные с комплектом стульев

Стол учительский

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала

Подставки для книг, держатели для карт и т.п.

Раздаточные материалы для обучения последовательному пересчету от 0 до 100

Раздаточные материалы для обучения последовательному пересчету от 0 до 100

Комплект для изучения состава числа

Раздаточные материалы для обучения последовательному пересчету от 0 до 100

Счетный материал от 0 до 100

Числовая линейка от 0 до 100 для выкладывания счетного материала

Числовой квадрат от 0 до 100 для выкладывания счетного материала

Счетный материал от 0 до 100

Числовая доска от 0 до 1000 для выкладывания счетного материала

Линейка

Циркуль

Метры демонстрационные

Угольники классные

Циркули классные

Комплекты цифр и знаков

Комплекты цифр и знаков (“математический веер”)

Модель циферблата часов

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц

Магнитная доска

Экспозиционный экран

Персональный компьютер

Мультимедийный проектор

Шкаф для хранения таблиц

Принтер струйный  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по математике УМК "Перспективная начальная школа с учётом ФГОС

Ученик научится (или получит возможность научиться) проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам посредством системы заданий, ориентирующей младшего школьника на оказание помощи ге...

Рабочая программа курса "Математика" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс .

Рабочая программа курса "Математика" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс (паспорт программы, пояснительная записка, содержание курса, УМК, тематическое планирование, требование к уровню подго...

Рабочая программа по математике УМК "Перспективная начальная школа" 3 класс

Данный курс для уроков математики в 3 классе по УМК «Перспективная начальная школа» разработан на основе следующих документов: ·       Закона Российской Федера...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА" 3 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА" 3 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА" 2 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА" 2 класс...