Главные вкладки

    Влияние устного счёта для повышения познавательного интереса на уроках математики
    статья по математике (2 класс) по теме

    Берензон Елена Дмитриевна

    В работе расскрывается сущность интереса , приведены виды упражнений для устного счёта и примеры занятий по устному счёту.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Я считаю, что эта тема актуальна. В то время как математика является одной из важнейших наук на земле и именно с ней человек встречается каждый день в своей жизни. Именно поэтому учителю необходимо развивать у детей интерес к это науке. На мой взгляд, развивать познавательный интерес к математике возможно с помощью использования различных видов устного счета.

        Поэтому целью этой работы  стало – доказать результативность использования различных видов устного счета для повышения познавательного интереса к урокам математики.

        Предмет исследования – влияние различных видов устного счета на повышение познавательного интереса к урокам математики у детей 1-2 класса занимающихся по традиционной программе (1-4).

        Суть исследования состоит в следующем: повышение познавательного интереса к урокам математики у учащихся 2 класса, обучающихся по традиционной программе (1-4) в начальной школе может быть достигнуто, если в обучение будут включены систематически проводящиеся разнообразные виды устных упражнений.

    Задачи:

    1) изучить теорию данного вопроса в психолого-педагогической и методической литературе.

    2) подготовить и провести  различные виды устных упражнений для повышения познавательного интереса к урокам математики.

    3) сделать выводы, по использованию данных видов устных упражнений.

    Глава I. Анализ методической и

    психолого-педагогической литературы.

                                      1.1 Понятие интерес.

        Одним из важнейших способов воспитания трудолюбия, желания и умения хорошо учиться является создание условий, обеспечивающих ребенку успех в учебной работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению. Ещё на рубеже XIX века, известный методист С.И. Шохор-Троцкий в книге “Чему и как учить на уроках арифметики” писал, что для “… обогащения интеллекта учащихся математическими знаниями необходимо, чтобы учащийся испытывал живые эмоции интереса и удовольствия как по поводу удовлетворения этого интереса, так и по поводу движения работы вперёд и преодолевания её трудностей.”

    Интерес же является сложнейшим психическим образованием. Его нельзя свести к отдельному психическому акту. Не случайно поэтому так разноречива трактовка понятия интерес в зарубежной психологии. Философский словарь Лоланда определяет интерес как самопроизвольное внимание, возбуждающее состояние легкой и приятной умственной активности, в психологическом словаре Пьерона интерес представлен как качество вещей, которое привлекает внимание человека и ориентирует его деятельность. Английский словарь психологических терминов рассматривает интерес как тенденцию заниматься вещами из удовольствия, получаемого от самого процесса занятий.

    - Интерес выступает как избирательная направленность человека, его внимания, его мыслей (Т. Рибо, Н.Ф. Добрынин, С.П. Рубенштейн)

    - Интерес рассматривается как проявление умственной и эмоциональной активности (Е.Стронг).

    - Интерес трактуется как активатор разнообразных чувств и как своеобразная чувствительность (Ш. Бюлер, Д. Фрейд).

    - В интересе видят тенденцию заниматься деятельностью, вещами, процессами занятий (Английский словарь психологических терминов).

    - Интерес – это активное, познавательное, активно-познавательное отношение человека к миру (Н.Г. Морозова, В.Г. Иванов).

    - Интерес – это активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета с радостью познания, преодоления трудностей, с осознанием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности (Метельский Н.В.)

    - Интерес – это одна из психических активностей, характеризующаяся как общая сознательная устремленность личности к объекту, эмоционально насыщенная и влияющая на повышение продуктивности деятельности (М.Ф. Беляев)

    Таким образом, психолого-педагогическое понятие интерес отображает множество значимых процессов: от единичных (внимание), до их совокупности, он выражается в тенденциях, потребностях, отношениях.        

    Интерес это- и как избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира; 

    - и как тенденция стремления, потребность личности заниматься именно данной областью явлений, данной деятельностью, которая приносит удовлетворение;

    - и как мощный побудитель активности личности, под влиянием которой все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной;

    - и наконец, как особое избирательное отношение к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам.

    1.2 Сущность интереса.

        Г.И. Щукина считает что интерес – это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности.[8]

    По мнению Г.И. Щукиной интересы возникают на основе потребностей, но не сводятся к ним. Потребность выражает необходимость, интерес выражает личную приязнь к какой-то деятельности.

        Формирование интереса не всегда начинается с осознания потребностей, призвания или общественного долга. Интерес может появиться стихийно и не осознано вследствие эмоциональной привлекательности объекта, а уже потом осознается его жизненное значение, которое может определяться многими причинами: потребностями, общественными требованиями.

         Интересы имеют существенное значение в жизни и деятельности человека. Поэтому и счастье жизни человек испытывает тогда, когда у него есть интересы. Интересы побуждают к деятельности, активизируют личность, И.П. Павлов рассматривал интерес как то, что активизирует состояние коры головного мозга. Работа, отвечающая интересам, осуществляется легко и продуктивно.

        К.Д. Ушинский писал: ”что учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в учении охоту к овладению знаниями. Вместе с тем, он указывал, что нельзя всё учение свести к интересу. Учение требует и черновой работы и волевого усилия ”.

                                          1.3 Виды интересов.

         Интересы людей чрезвычайно разнообразны, как разнообразна человеческая деятельность. Интересы различают по их содержанию или направленности. В этом плане можно выделить математические, общественные и духовные интересы.

         Нас интересуют духовные интересы, так как они характеризуют высокий уровень развития личности. Это прежде всего познавательные интересы      (в широком смысле слова) к математике, физике, химии, биологии и т.п. к ним также относятся познавательные интересы к литературе и различным видам искусства (музыке, живописи).

         Г.И. Щукина различает непосредственный и опосредованный интересы.

    Непосредственный интерес – это интерес к самому процессу деятельности: процессу познания, овладения знаниями, процессу труда.

    Опосредованный интерес – это интерес к результатам деятельности.

    Наиболее благоприятными для активной и продуктивной деятельности личности является правильное соотношение непосредственного и опосредованного интересов.

    По уровню действительности Щукина различает пассивные и активные интересы. Пассивные – это созерцательные интересы, при которых  человек.

                                  1.4 Уровни развития интереса

        Г.И. Щукина, выделяет следующие уровни развития интереса

    1) Интерес – любознательность – связанный с эмоциями удивления, изумления, смешного, любопытства. Этот интерес отличается слабой устойчивостью, изменчивостью и недостаточной глубиной.

    2) Аффективный интерес – основанный на более сильных чувствах коллективизма, симпатии, долга. Этот интерес отличается большой глубиной и устойчивостью, но недостаточно дифференцирован и генерализован.

    3) Интеллектуальный интерес – связан с пониманием значения объекта, его связей с другими предметами. Он отличается большой сознательностью и возрастающим волевым характером.

    4) Творчески-волевой интерес – здесь интерес планируется самой личностью и его устойчивость такова, что он выдерживает трудности и преодолевает противодейственные влияния.

    1.5 Познавательный интерес, как особый вид интересов.

         Г.И. Щукина, специально занимавшаяся исследованием познавательных интересов в педагогике, рассматривает познавательный интерес, как один из важнейших видов интересов, обладающий особыми свойствами, она определяет этот интерес следующим образом: “…познавательный интерес выступает перед нами как избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к её предметной стороне и самому процессу овладения знаниями”.

    Таким образом, особое свойство этого интереса заключается в том, что его объектом может служить не только содержание предмета, но и процесс овладения знаниями.

    Познавательный интерес относится к различным областям познавательной деятельности. Он может быть весьма широким, распространяющимся на получение информации вообще, на изучение нового о различных сторонах предметного мира и углубленным в определенную область познавания (речь идет о процессе овладения учащимся научными истинами, закономерностями, системой знаний в школе). 

    Познавательный интерес направлен на познавание, овладение знаниями, которые представлены в школьных предметах. При этом он обращен не только к содержанию данной предметной области, но и к процессу добывания этих знаний, к познавательной деятельности. Познавательный интерес может приобрести характер склонности, если человек усиленно и постоянно занимается определенным видом деятельности.

    В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познаватель-ного интереса, проявляется: активный поиск, догадка, исследовательский подход, готовность к решению задач.

    Эмоциональные проявления вплетенные в познавательный интерес: эмоции удивления, чувство ожидания нового, чувство успеха.

    Ядром познавательного интереса являются мыслительные процессы. По выражению К.Д. Ушинского, это интерес полный мысли.

    Также мы согласны с К.Д. Ушинским в том, что познавательный интерес составляет важнейший мотив учения, который лежит в основе положи-тельного отношения учащихся к школе, к знаниям, которые побуждают           учиться с охотой. Важнейшей особенностью познавательного интереса является и то, что центром его бывает такая познавательная задача, которая требует от человека активной поисковой или творческой деятельности, а не элементарной ориентировки на новизну и неожиданность.                   

        “…интерес возникший в процессе обучения, …активизирует умственную деятельность не только в данный момент, но и направляет её к последующему решению интеллектуальных задач, т.е. способствует организации последующей деятельности”.                                                                                                                             Б.Г. Ананьев.

        Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности школьников, и это наиболее существенное его проявление. Он усиливает и углубляет другие познавательные мотивы, с которыми он переплетается и взаимодействует: возможность получать знания, узнавать новое, успехи в учении и др.

        Также познавательный интерес взаимодействует и с моральными мотивами, главным образом с чувством долга и ответственности. Познавательный интерес выступает не только как мотив и средство обучения, но и как устойчивое качество личности. Пытливость, любознательность, готовность к познавательной деятельности, “жажда знаний”, все это различные выражения познавательной направленности личности, в основе которой лежит познавательный интерес, определяющий активное отношение к миру и к процессу его познания. Познавательный интерес определяет активность в учении, инициативу в постановке познавательных целей. Он определяет поисковый, творческий характер любого вида познавательной деятельности, благоприятствует формированию способностей к творчеству в самых разных видах деятельности. Проблема формирования познавательных интересов учащихся в процессе обучения – одна из центральных. Решение её связано с двумя главными вопросами: во-первых, содействовать наиболее полноценному отражению в сознании учащихся явлений науки, проникновению в их существенные взаимосвязи; во-вторых, на этой почве пробуждать, поддерживать и подкреплять такое отношение к знаниям, к учению в школе, которое наполнено готовностью овладеть знаниями, стремлением не скользить по поверхности, а углубляться все более и более в процессе познавания. 

    1.6 Стимуляция познавательных интересов у учащихся.

       Г.И. Щукина различает три группы условий стимулирующих развитие познавательных интересов

    Первая - связана с содержанием учебного материала – к ней относится новизна содержания, обновление уже усвоенных фактов, исторический подход к сообщаемому материалу.

    Вторая – организация процесса обучения – различные формы самостоя-тельной работы, проблемное обучение, исследовательский подход к изучаемому материалу, творческие работы.

    Третья – определяется отношениями, складывающимися между учениками и учителем – сюда относят способности учащихся, увлеченность преподавания самого учителя, его готовность придти на помощь ученикам, вера в их силы и возможности.

          Все условия, стимулирующие возникновение и развитие математических интересов можно расположить в следующем порядке:

    Первая группа – связанная с содержанием.

    - задачи повышенной трудности и удовлетворение, получаемое при решении.

    - новизна и разнообразие материала школьного курса математики, сведения из истории науки, обогащение содержания предмета.

    - сила и изящество методов вычислений, исследований и доказательств.

    Вторая группа – связана с организацией учебного процесса.

    - разнообразные системы уроков, нешаблонное их построение, включение по возможности в каждый урок новых элементов.

    - увлекательное проведение уроков, активизация деятельности учащих-ся, организация творческих работ, соревнований, дидактических игр, использование Т.С.О.

    Третья группа – связана с отношением личности.

    - прирожденные математические способности.

    - успех в изучении предмета и поощрение.

    - влияние родных и близких.

         Действие практически всех этих условий в значительной степени зависит от учителя, его знаний, умений и мастерства. Учитель не определяет содержание математического образования, но он может обогатить его, привлекая исторический материал, материал из смежных дисциплин, подчеркивая красоту и мощь методов математики. Что же касается организации методики занятий, а также отношений с учениками, то тут всё зависит от учителя.

         Задача учителя: сформировать познавательный интерес как устойчивый мотив познавательной деятельности, что составляет прочную основу и направленности личности и её отношение к учению, к духовным ценностям.

         Учение – основа развития познавательных интересов учащихся. В учебном процессе, организующем и направляющем познавательную деятельность школьника, заключены важнейшие условия и возможности прямого и косвенного влияния на познавательный интерес. Эти влияния, выступающие как стимулы познавательного интереса систематически и повседневно формируют не только ситуативный интерес, но и содействуют становлению его как самого значимого мотива познавательной деятельности.

         Стимуляция познавательных интересов в учебном процессе имеет разные источники и, чтобы управлять формированием интереса, учитель должен ясно осознавать, что именно способствует их возникновению и укреплению.

        По мнению Г.И. Щукиной существует три важнейших источника стимуляции познавательных интересов :

    1) Содержание учебного материала – вызывает удивление перед новыми открытиями, уважение к науке и её представителям, понимание значи-мости науки для жизненной и общественной практики.

    2) Организация познавательной деятельности – рациональная организация обучения рождает удовлетворение собственным продвижением, стремление к преодолению трудностей.

    3) Отношения, которые складываются в учебном процессе между учителем и учащимися – учение с учителем, товарищами, в результате чего складываются многозначительные отношения, сопутствуют возникнове-нию иного строя моральных и интеллектуальных переживаний, являющихся также сильными побудителями познавательного интереса. Здесь возникают коллективные сопереживания, радость за успех товарища, стремление оказать ему помощь.

         Повышение интереса на уроках математики может достигаться следующим образом:

    1) Обогащение содержания материалом по истории науки.

    2) Решение задач повышенной трудности и нестандартных задач.

    3) Подчеркивание силы и изящества методов вычислений, доказательств, преобразований и исследований.

    4) Разнообразием уроков, нешаблонным их построением, включением в уроки элементов придающих каждому уроку своеобразный характер, использование Т.С.О., наглядных пособий, разнообразием устного счета.

    5) Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке с использованием форм самостоятельной и творческой работы.

    6) Используя различные формы обратной связи: систематическим проведением опроса, кратковременных устных и письменных контрольных работ, различных тестов, математических диктантов наряду с контрольными работами предусмотренными планом.

    7) Разнообразие домашнего задания.

    8) Установление внутренних и меж предметных связей, показом и разъяснением применения математики в жизни и в производстве.

         Большую роль для формирования интереса к изучению математики играет личность учителя, причем наиболее важной чертой в этом является его увлечённость предметом и преподаванием, желание учителя поверить в возможности ученика, готовность придти ему на помощь. Учитель должен быть сдержан и терпелив и никогда не допускать грубости по отношению к ученику. Благотворно влияет на формирование интереса поощрение учителя, его похвала.

                                          1.7 Устные вычисления.

         В методике математики различают устные и письменные приемы вычисления. К устным относят все приемы для случаев вычислений в пределах 100, а также сводящихся к ним приемы вычислений для случаев за пределами 100 ( например прием для случая 900·7 будет устным, так как он сводится к приему для случая 9·7 ). К письменным,  относят приемы для всех других случаев вычислений над числами большими 100.

         Устная работа на уроках математики в начальной школе, а особенно в первом классе, имеет большое значение – это и беседы учителя с классом или отдельными учениками, и рассуждения учащихся при выполнении тех или иных заданий и т.п. Среди этих видов устной работы можно выделить так называемые устные упражнения. Ранее они сводились в основном к вычислениям, поэтому за ними закрепилось название “устный счет”. И хотя в современных программах содержание устных упражнений весьма разнообразно и велико, за счет введения алгебраического и геометрического материала, а также за счет большого внимания к свойствам действий над числами и величинами и других вопросов, название “устный счет” по отношению к устной форме проведения упражнений сохранилось до сих пор. Это по мнению В.С. Кравченко, приводит к некоторым неудобствам, так как термин “устный счёт” используется, кроме того, и в своём естественном смысле, то есть вычисления, производимые устно, в уме, без записей. В связи с этим вместо термина “устный счёт”, удобнее пользоваться термином “устные упражнения”.

         Как пишет опытный педагог Зайцева О.П. в своей статье “Роль устного счета в формировании вычислительных навыков и развития личности ребенка”:важность и необходимость устных упражнений доказывать не приходиться. Значение их велико в формировании вычислительных навыков и в совершенствовании знаний по нумерации, и в развитии личностных качеств ребёнка. Создание определённой системы повторения ранее изученного материала дает учащимся возможность усвоения знаний на уровне автоматического навыка. Устные вычисления не могут быть случайным этапом урока, а должны находиться в методической связи с основной темой и носить проблемный характер. 

         Для достижения правильности и беглости устных вычислений в течении всех трех, четырех лет обучения на каждом уроке математики необходимо выделять 5 – 10 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса.

         Устные упражнения проводятся в вопросно-ответной форме, все учащиеся класса выполняют одновременно одни и те же упражнения.           Устные упражнения важны и ещё и тем, что они активизируют мыслительную деятельность учащихся; при их выполнении активизируется, развивается память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции.

         В сочетании с другими формами работы, устные упражнения позволяют создать условия, при которых активизируются различные виды деятельности учащихся: мышление, речь, моторика. И устные упражнения в этом комплекте имеют большое значение.

         Так как устные упражнения или устный счёт это этап урока, то он имеет свои задачи:

    1) Воспроизводство и корректировка определённых ЗУН учащихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия объяснения учителя.

    2) Контроль учителя за состоянием знаний учащихся.

    3) Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.

         Так как уроки математики в начальных классах как правило имеют  кроме основной задачи, связанной с изучением текущего материала, еще ряд задач относящихся к закреплению пройденного материала и подготовке к новым вопросам, а в нашем случае к повышению познавательного интереса, то с этой точки зрения и подбираются упражнения к уроку, продумывается вид устных упражнений.

         Для эффективного использования устных упражнений, нужно правильно определить их место в системе формирования понятий и навыков.

                         1.8 Виды упражнений для устных вычислений.

    Навыки устных вычислений формируются в процессе выполнения учащимися разнообразных упражнений. Рассмотрим основные их виды:

    1) Нахождение значений математических выражений.

    Предлагается в той или иной форме математическое выражение, требуется найти его значение. Эти упражнения имеют много вариантов. Можно предлагать числовые математические выражения и буквенные (выражение с переменной), при этом буквам придают числовые значения и находят числовое значение полученного выражения, например:

    - найдите разность чисел 100 и 9.

    - найдите значение выражения С-К , если С = 100, К = 9.

         Выражения могут предлагаться в разной словесной форме:         

    - из 100-9; 100 минус 9

    - уменьшаемое 100, вычитаемое 9, найдите разность

    - найти разность чисел 100 и 9

    - уменьшить 100 на 9 и т.д.

    Эти формулировки использует не только учитель, но и ученики.

         Выражения могут включать одно и более действий. Выражения с несколькими действиями могут включать действия одной ступени или разных ступеней, например:    

    - 47+24-56

    - 72:12·9

    - 400-7·4 и др.                                               

    Могут быть со скобками или без скобок: (90-42):3, 90-42:3. Как и выражения в одно действие, выражения в несколько действий имеют разную словесную формулировку, например:

    - из 90 вычесть частное чисел 42 и 3

    - уменьшаемое 90, а вычитаемое выражено частным чисел 42 и 3.

         Выражения могут быть заданы в разной области чисел: с однозначными числами (7-4), с двузначными (70-40, 72-48), с трехзначными (700-400, 720-480) и т.д., с натуральными числами и величинами (200-15, 2м-15см). Однако, как правило, приёмы устных вычислений должны сводиться к действиям над числами в пределах 100. Так, случай вычитания четырехзначных чисел 7200-  -4800 сводится к вычитанию двузначных чисел (72сотни.-48сотен) и значит его можно предлагать для устных вычислений.

     Выражения можно давать и в форме таблицы:

    Уменьшаемое

    12

    14

    15

    17

    28

    Вычитаемое

    10

    10

    10

    10

    10

    Разность

      

    Основное значение упражнений на нахождение значений выражений – выработать у учащихся твердые вычислительные навыки, а также они способствуют усвоению вопросов теории арифметических действий.

    2) Сравнение математических выражений.

    Эти упражнения имеют ряд вариантов. Могут быть даны два выражения, а надо установить, равны ли их значения, а если не равны, то какое из них больше или меньше. 6+4*4+6         20+7*20+5

                     20·8*18·10           8·9*8·10

    Вместо “*” поставить знак <, >, =

    Могут предлагаться упражнения, у которых уже дан знак отношения и одно из выражений, а другое выражение надо составить или дополнить: 8·(10+2)=8·10+…

    Выражения таких упражнений могут включать различный числовой материал: однозначные, двузначные, трехзначные числа и величины. Выражения могут быть с разными действиями.

         Главная роль таких упражнений – способствовать усвоению теоретичес-ких знаний об арифметических действиях, их свойствах, о равенствах, о неравенствах и др. Также они помогают выработке вычислительных навыков.

    3) Решение уравнений.

    Это прежде всего простейшие уравнения (х+2=10) и более сложные (15·х-9=51)

    Уравнение можно предлагать в разных формах:

    - решение уравнения 24:х=3

    - из какого числа надо вычесть 18, чтобы получить40?

    - найдите неизвестное число: 73-х=73-18

    - я задумал число, умножил его на 5 и получил 85. Какое число я задумал?

         Назначение таких упражнений – выработать умение решать уравнение, помочь учащимся усвоить связи между компонентами и результатами арифметических действий.

    4) Решение задач.

    Для устной работы предлагаются и простые и составные задачи.

         Эти упражнения включаются с целью выработки умений решать задачи, они помогают усвоению теоретических знаний и выработке вычислительных навыков.

         Разнообразие упражнений и возбуждает интерес у детей, активизирует их мыслительную деятельность.

                            1.9 Формы восприятия устного счета.

    1) Беглый слуховой (читается учителем, учеником, записано на магнитофоне) – при восприятии задания на слух большая нагрузка приходится на память, поэтому учащиеся быстро утомляются. Однако такие упражнения очень полезны: они развивают слуховую память.

    2) Зрительный (таблицы, плакаты, записи на доске, счеты, диапозитивы) – запись задания облегчает вычисления (не надо запоминать числа). Иногда без записи трудно и даже невозможно выполнить задание. Например, надо выполнить действие с величинами, выраженными в единицах двух наименований, заполнить таблицу или выполнить действия при сравнении выражений.

    3) Комбинированный.

    А так же:

    - обратная связь (показ ответов с помощью карточек).

    - задания по вариантам (обеспечивают самостоятельность)

    - упражнения в форме игры (молчанка, продолжи цепочку, стук-стук, хлопки).

                            1.10 Организация занятий по устному счету.

        Чтобы навыки устных вычислений постоянно совершенствовались, необходимо установить правильное соотношение в применении устных и письменных приёмов вычислений, а именно: вычислять письменно только тогда, когда устно вычислять трудно.

        Упражнения в устных вычислениях должны пронизывать весь урок. Их можно соединять с проверкой домашних заданий, закреплением изученного материала, предлагать при опросе. Особенно хорошо, если наряду с этим, специально отводить 5-7 минут на уроке для устного счёта. Материал для этого можно подобрать из учебника или специальных сборников. Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока и помогать усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала. В зависимости от этого учитель определяет место устного счета на уроке. Если устные упражнения предназначаются для повторения материала, формированию вычислительных навыков и готовят к изучению нового материала, то лучше их провести в начале урока до изучения нового материала. Если устные упражнения имеют цель закрепить изученное на данном уроке, то надо провести устный счет после изучения нового материала. Не следует проводить его в конце урока, так как дети уже утомлены, а устный счет требует большого внимания, памяти и мышления. Количество упражнений должно быть таким, чтобы их выполнение не переутомляло детей и не превышало отведенного на это времени урока.

        При подборе упражнений для урока следует учитывать, что подготовительные упражнения и первые упражнения для закрепления, как правило, должны формироваться проще и прямолинейнее. Здесь ненужно стремиться к особенному разнообразию в формулировках и приёмах работы. Упражнения для отработки знаний и навыков  и особенно для применения их в различных условиях, наоборот должны быть однообразнее. Формулировки заданий, по возможности должны быть рассчитаны на то, чтобы они легко воспринимались на слух. Для этого они должны быть чёткими и лаконичными, сформулированы легко и определённо, не допускать различного толкования. В случаях, когда задания всё-таки трудны для усвоения на слух, необходимо прибегать к записям или рисункам на доске.

    Вывод:Помимо того, что устный счет на уроках математики способствует развитию и формированию прочных вычислительных навыков и умений, он также играет немаловажную роль в привитии и повышении у детей познавательного интереса к урокам математики, как одного из важнейших мотивов учебно-познавательной деятельности, развития логического мышления, и развития личностных качеств ребенка. На наш взгляд, вызывая интерес и прививая любовь к математике с помощью различных видов устных упражнений, учитель будет помогать ученикам активно действовать с учебным материалом, пробуждать у них стремление совершенствовать способы вычислений и решения задач, менее рациональные заменять более совершенными. А это - важнейшее условие сознательного усвоения материала.  

    Фрагменты проводимых уроков с использованием различных видов устных упражнений:

    Урок № 1

    Тема: “Случаи сложения вида а+7”

    Цель: повышать уровень познавательного интереса к уроку математики.

    - Ребята, сегодня к нам в гости пришел Незнайка, но по дороге, он уронил свою корзинку и рассыпал все грибы которые только что насобирал. Давайте поможем ему собрать их. Но для того чтобы подобрать грибок надо сначала будет решить пример.

    (Открываю доску, на ней нарисованы грибочки, в которых примеры: 9+6, 8+6, 7+6, 6+6, 12=9 и  , 13=7 и  . Ученик дает ответ с объяснением решения, осле этого идет к доске и стирает грибок – кладет его в корзину).

    - Молодцы ребята, за то что вы помогли Незнайке он попросил меня показать вам фокус:

    - Задумайте число от 1 до 10. прибавьте к нему 1, еще 1, отнимите 1, еще 1, прибавьте 1. Теперь скажите результат, а я скажу сколько вы задумали. (для отгадывания нужно из результата вычесть 2). Если останется время можно предложить разгадать фокус.

    Урок № 2

    Тема: “Случаи сложения вида а+8, а+9”

    Цель: повышать уровень познавательного интереса к уроку математики.

    Сегодня на уроке мы с вами порешаем интересные задачки, но у каждой задачи есть ключ – это пример и для того чтобы я прочитал вам условие задачи, вам сначала надо будет решить пример.

    1) 9+7=

    Задача: есть 2 бидона: в один входит 7л., а в другой – 3л. Как с помощью этих бидонов отмерить 4л. воды?

    Первый кто отгадывает будет получать жетон.

    2) 8+7=

    шел человек в город и по дороге догнал трех своих знакомых. Сколько человек шло в город?

    3) 7+7=

    Ствол у дуба толще, чем ствол у сосны, а ствол у сосны толще, чем ствол у березы. Что толще: ствол дуба или березы?

    Урок № 3

    Тема: “Закрепление пройденного”

    Цель: повышать уровень познавательного интереса к уроку математики.

    Игра “Продолжи цепочку” – я читаю пример, а затем кидаю мячик, тот кто его поймал должен назвать ответ и объяснить как решал: 7+4; 6+5; первое слагаемое 9, второе 4; первое слагаемое 7, второе 7; назовите сумму 8 и 6; назовите сумму 8 и 8;

    В  следующем задании вам надо будет заменить число суммой двух одинаковых слагаемых: 4, 6, 8, 10

    Теперь откройте свои учебники на странице 70, найдите упражнение № :

    Давайте выполним это задание:

    Слагаемое

    9

    9

    9

    9

    8

    8

    7

    7

    Слагаемое

    9

    8

    7

    6

    6

    5

    5

    4

    Сумма

    Не забывайте объяснять решение.

    Урок № 4

    Тема: “Вычитание вида 11-а”

    Цель: повышать уровень познавательного интереса к уроку математики.

    - Ребята, сегодня к нам в гости пришел Незнайка, он хотел подарить нам шарики, но подул сильный ветер и он не смог их удержать, давайте поймаем их. Но чтобы поймать воздушный шарик нам надо решить пример. (примеры написаны на доске в воздушных шариках, ученик называет ответ и объясняет как решал, затем идет и привязывает шарик): 13-5, 18-9, 14-7, 11-4, 15-8, 17-9, 15-6, 16-7.

    11

    2

    3

    4

    5

    - Молодцы! Ребята, посмотрите еще раз на доску, у нас здесь нарисован домик в котором живет число 11, но он не весь заселен и ей там скучно, давайте заселим его: 11 это 2 и ?  и т.д.

    Урок № 5

    Тема: “Вычитание вида 12-а”

    Цель: повышать уровень познавательного интереса к уроку математики.

    - Ребята, сегодня по дороге в школу, я встретил бобра. Он сейчас строит себе новый домик и совсем запутался в измерениях. Он попросил чтобы вы помогли ему, для этого нам надо сравнить выражения (выражения записаны на доске): 1дм 2см * 13см       17 * 10+7        14 * 14+1

           1дм 5см * 20см     19 * 20-1         15 * 15+5

    Молодцы ребята!

    12

    3

    4

    5

    6

    Ребята, помните мы вчера заселяли домик для числа 11? Давайте сегодня заселим домик числа 12: 12 это 3 и ? и т.д.

    - Молодцы!

    Урок № 6

    Тема: “Вычитание вида 17-а, 18-а”

    Цель: повышать уровень познавательного интереса к уроку математики.

    Ребята, я подготовил вам задание на доске, но кто-то стер все знаки у примеров. Давайте попробуем их восстановить.

    6*2*1=9, 10*3*4=3, 5*4*2=7, 6*3*4=5

    Молодцы!

    Сегодня с вами мы будем авиоштурманами. Нам надо проложить путь пилоту.

    16-7=

    19-9=

    14-7=

    16-8=

                    

    13-6=

    11-8

                                    

    (Дети называют ответ и объясняют решение)

    Молодцы! Наш самолет благополучно приземлился.

    Вывод: Проводимые виды устных упражнений вызывали интерес у детей – они более активно работали на уроках, с готовностью выполняли задания учителя, стремились прийти к правильному результату. Особенный интерес вызывали у детей упражнения в занимательной форме.

                                               Фрагмент урока во 2 классе

         Тема  «  Повторение .Нумерация чисел от 1-20.

       - вставь пропущенные числа так, чтобы по рядам и столбцам получалась сумма

     

    Учащиеся стали более интересоваться уроками математики, это обусловлено тем, что проводилась систематическая работа на повышение познавательного интереса с помощью устных упражнений.    

    Вывод: таким образом было выявлено, что несмотря на проведенную работу, экспериментальный класс по уровню усвоения знаний, умений и навыков в вычислительных упражнениях чуть ниже, чем контрольный класс, однако заметно повышение познавательного интереса к уроку математики, по сравнению с другим классом.

    Следовательно система устных упражнений на повышение познавательного интереса доказали свою эффективность – дети стали активнее и заинтересованнее заниматься на уроках математики. Дети, которые были пассивны на уроках, теперь с удовольствием вовлеклись в работу, активнее шли на контакт с учителем. Ученики теперь соревновались друг с другом в сообразительности и быстроте ума. С помощью устных упражнений учителю легче работать с отстающими детьми (осуществляется индивидуальный подход) – в игровой обстановке ребенок не боится отвечать, даже если не знает правильного ответа.

    Устные упражнения позволяют обеспечить нужное количество повторений на разнообразном материале, постоянно поддерживая, сохраняя положительное отношение к математическому заданию.

                        

    Заключение.

    В результате проделанной работы мной были выполнены следующие задачи:

    1)   Изучена методическая и психолого-педагогическая литература по данному вопросу.

    2)   Подготовлены и проведены разнообразные виды устных упражнений для повышения познавательного интереса к урокам математики.

    3)   Сделаны выводы и рекомендации по использованию данной системы

        Повышение познавательного интереса, это длительный процесс поэтому в ходе  работы не у всех учащихся повысился уровень познавательного интереса. Я считаю, что причиной этого является недостаточность количества времени. Но в целом работа прошла плодотворно и можно продолжать использовать на уроках устные упражнения для повышения уровня познавательного интереса.

    Математика - предмет настолько серьезный, что воспользоваться каждой возможностью оживления уроков – чрезвычайно важно.

    Учитель должен помочь ученику увидеть в серьезном – курьезное, в скучном -  занимательное, в обычном – необычное. Ведь интерес служит стимулом к дальнейшей работе ученика.  Если включать в урок систематически проводящиеся разнообразные виды устных упражнений, то уровень познавательного интереса повышается.

    Список используемой литературы.

    1) Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах. М.: Просвещение 1984-335с.

    2) Борода Л.Я., Борисов А.М. Некоторые формы по привитию интереса к математике. //Математика в школе. 1990 – с.39-44

    3) Бурлыга А.Я. Интересные приёмы устного счёта. //Н.ш. 1985г. №5

    4) Волошина М.И. Активизация познавательной деятельности школьников на уроках математики. //Н.ш. 1992 №9 с15

    5) Воспитание интереса учащихся начальных классов к учебным предметам. УФА: 1985г. - 83с.

    6) Гебос А.И. Психология познавательной активности учащихся. Издательство “Штиинца” Кишинёв 1975г.

    7) Жикалкина Т.К. игровые и занимательные задания по математике для 1класса. М.: ”Просвещение” 1989г.

    8) Зайцева О.П. Роль устного счёта в формировании вычислительных навыков и в развитии личности ребёнка //Н.ш. 2001г. №1

    9) Зимовец К.А., Пащенко В.А. Интересные приемы устных вычислений. //Н.ш. 1990 №6 с.44-46

    10) Зимина С.В. Как развивается интерес к математике?

    11) Истомина Н.Б. Методика обучения математики в начальных классах. Учебное пособие. М.: “Академия”, 1998г. – 288с.

    12) Кузнецов Б.Н. Воспитание интереса к уроку математики в школе. Иркутск 1989г.

     13) Куличкова О.П., Уланова К. Формирование вычислительных навыков в процессе игры. //Н.ш. 1987 с31

    14) Липатникова Н.Г. Роль устных упражнений на уроках математики. //Н.ш. 1998 №2 с.34-38

    15)Узорова О.В. Устный счёт и математические диктанты для начальной школы 3кл.(1-3), 4кл.(1-4). М.: Просвещение 2001г.

    16) Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение 1979 - 167с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие познавательного интереса на уроках математики.

                 Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из главных задач в работе учителя. Приучить ребёнка думать, проникать в суть ...

    Статья "Формирование навыков устных вычислений, как средство развития познавательных интересов на уроках математики"

    В статье рассказывается о формировании у школьников начальных классов вычислительных навыков на уроках математики; об использовании с первого класса на уроках математики комплектов индивидуальных нагл...

    “Использование различных видов устных упражнений, как средство повышения познавательного интереса к уроку математики”.

    Разработки игр, направленных на закрепление знаний и отработку навыков, полученных на уроках математики....

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА По теме: «Приёмы устного счёта как средство повышения познавательного интереса на уроках математики в начальных классах»

    Курс математики должен дать ученикам такие знания и практические умения, которые помогут лучше распознать в явлениях окружающей жизни математические факты, применять математические знания к решению ко...

    Отчёт по самообразованию на тему Активизация познавательного интереса на уроках математики

    В отчёт входит доклад по теме "Активизация познавательного интереса на уроках математики" и презентация....

    Использование различных видов устных упражнений, как средство повышения познавательного интереса к уроку математики

    В системе учебных предметов математике принадлежит особая роль. Она вооружает учеников необходимыми знаниями, умениями и навыками, которые используются при изучении других школьных дисциплин, особенно...