Главные вкладки

    Пояснительная записка к рабочей программе по математике во 2 классе ("Школа России", ФГОС)
    рабочая программа по математике (2 класс) по теме

    Губкина Ольга Викторовна

    В пояснительной записке даётся общая характеристика курса "Математика" ("Школа России") ФГОС, содержание учебного предмета, предметные результаты изучения курса, место учебного предмета в учебном плане, содержание курса, описание ценностных ориентиров, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, материально-техническое обеспечение.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon matematika.poyasnitelnaya_zapiska.doc126 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

    Рабочая программа по математике разработана на основе

    1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
    2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
    3. Планируемых результатов начального общего образования,
    4. Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование.

    Учителем и учащимися используется учебно-методический комплекс: учебник «Математика» 2 класс. М. И. Моро, Ю. М. Колягин, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова.– М., «Просвещение», 2011.

    Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.

    Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.

    Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.

    Основными целями начального обучения математике являются:

    1. Математическое развитие младших школьников.
    2. Формирование системы начальных математических знаний.
    3.  Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.

    Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:

    1. формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
    2. развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
    3. развитие пространственного воображения;
    4. развитие математической речи;
    5. формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
    6. формирование умения вести поиск информации и работать с ней;

    -     развитие познавательных способностей;

    1. воспитание стремления к расширению математических знаний;
    2. формирование критичности мышления;
    3. развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.

    Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.

    Общая характеристика учебного предмета

    Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.

    Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».

    Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой – содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе.

    Основа арифметического содержания – представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел.

    Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.

    Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.

    Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать правильное действие для её решения.

    Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к её изучению.

    Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль).

    Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

    Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т. д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий.

    Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления младших школьников. Развитие алгоритмического мышления послужит базой для успешного овладения компьютерной грамотностью.

    Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности, для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.

    Описание места учебного предмета в учебном плане

    На изучение математики в каждом классе начальной школы отводится по 4 ч в неделю. Курс рассчитан на 540 ч: в 1 классе — 132 ч (33 учебные недели), во 2—4 классах — по 136 ч (34 учебн. нед. в каждом классе).

    СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

    2-й класс (4 часа в неделю, всего – 136 ч)

    Числа и операции над ними.

    Числа от 1 до 100.

    Нумерация (16ч)

    Десяток. Счёт десятками. Образование и название двузначных чисел. Модели двузначных чисел. Чтение и запись чисел. Сравнение двузначных чисел, их последовательность. Представление двузначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.

    Устная и письменная нумерация двузначных чисел. Разряд десятков и разряд единиц, их место в записи чисел.

    Сложение и вычитание чисел.(70ч)

    Операции сложения и вычитания. Взаимосвязь операций сложения и вычитания

    Изменение результатов сложения и вычитания в зависимости от изменения компонент. Свойства сложения и вычитания. Приёмы рациональных вычислений.

    Сложение и вычитание двузначных чисел, оканчивающихся нулями.

    Устные и письменные приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 100.

    Алгоритмы сложения и вычитания.

    Умножение и деление чисел.(39ч)

    Нахождение суммы нескольких одинаковых слагаемых и представление числа в виде суммы одинаковых слагаемых. Операция умножения. Переместительное свойство умножения.

    Операция деления. Взаимосвязь операций умножения и деления. Таблица умножения и деления однозначных чисел.

    Величины и их измерение.

    Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

    Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:

    ·формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

    — чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

    — восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;

    ·формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

    — доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

    — уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

    ·развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

    – принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;

    – ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

    – формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;

    ·развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

    – развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

    – формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

    ·развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:

    – формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

    – развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

    – формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей;

    – формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать результаты труда других людей.

    Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

    2-й класс

    Личностными результатами изучения предметно-методического курса «Математика» во 2-м классе является формирование следующих умений:

    1. Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве.
    1. В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно  делать выбор, какой поступок совершить.

    Метапредметными результатами изучения курса «Математика» во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.

    Регулятивные УУД:

    1. Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
    1. Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
    1. Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки. Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
    1. Определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем.

    Познавательные УУД:

    1. Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи в один шаг.
    1. Делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи.
    1. Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем  словарях и энциклопедиях
    1. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
    1. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

    Коммуникативные УУД:

    1. Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
    1. Слушать и понимать речь других, вступать в беседу.
    1. Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.

    Предметными результатами изучения курса «Математика» во 2-м классе являются формирование следующих умений

    Учащиеся должны уметь:

    1. использовать при выполнении заданий названия и последовательность чисел от 1 до 100;
    2. использовать при вычислениях на уровне навыка знание табличных случаев сложения однозначных чисел и  соответствующих им случаев вычитания в пределах 20;
    3. использовать при выполнении арифметических действий названия и обозначения операций умножения и деления;
    4. осознанно следовать алгоритму выполнения действий в выражениях со скобками и без них;
    5. использовать в речи названия единиц измерения длины, объёма: метр, дециметр, сантиметр, килограмм;
    6. читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;
    1. осознанно следовать  алгоритмам устного и письменного сложения и вычитания чисел в пределах 100;
    1. решать задачи в 1-2 действия на сложение и вычитание и простые задачи:

    а) раскрывающие смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;

    б) использующие понятия «увеличить в (на)...», «уменьшить в (на)...»;

    в) на разностное и кратное сравнение;

    1. измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;
    2. узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;
    3. узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник;
    4. находить периметр многоугольника (треугольника, четырёхугольника).

    СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

    2-й класс (4 часа в неделю, всего – 136 ч)

    Числа и операции над ними.

    Числа от 1 до 100.

    Нумерация (16ч)

    Десяток. Счёт десятками. Образование и название двузначных чисел. Модели двузначных чисел. Чтение и запись чисел. Сравнение двузначных чисел, их последовательность. Представление двузначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.

    Устная и письменная нумерация двузначных чисел. Разряд десятков и разряд единиц, их место в записи чисел.

    Сложение и вычитание чисел.(70ч)

    Операции сложения и вычитания. Взаимосвязь операций сложения и вычитания

    Изменение результатов сложения и вычитания в зависимости от изменения компонент. Свойства сложения и вычитания. Приёмы рациональных вычислений.

    Сложение и вычитание двузначных чисел, оканчивающихся нулями.

    Устные и письменные приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 100.

    Алгоритмы сложения и вычитания.

    Умножение и деление чисел.(39ч)

    Нахождение суммы нескольких одинаковых слагаемых и представление числа в виде суммы одинаковых слагаемых. Операция умножения. Переместительное свойство умножения.

    Операция деления. Взаимосвязь операций умножения и деления. Таблица умножения и деления однозначных чисел.

    Величины и их измерение.

    Длина. Единица измерения длины – метр. Соотношения между единицами измерения длины.

    Перевод именованных чисел в заданные единицы (раздробление и превращение).

    Периметр многоугольника. Формулы периметра квадрата и прямоугольника.

    Цена, количество и стоимость товара.

    Время. Единица времени – час.

    Текстовые задачи.

    Простые и составные текстовые задачи, при решении которых используется:

    а) смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;

    в) разностное сравнение;

    Элементы геометрии.

    Обозначение геометрических фигур буквами.

    Острые и тупые углы.

    Составление плоских фигур из частей. Деление плоских фигур на части.

    Элементы алгебры.

    Переменная. Выражения с переменной. Нахождение значений выражений вида а ± 5; 4  а; при заданных числовых значениях переменной.

    Использование скобок для обозначения последовательности действий. Порядок действий в выражениях, содержащих два и более действия со скобками и без них.

    Решение уравнений вида а ± х = b; х  а = b; а  х = b;

    Занимательные и нестандартные задачи.

    Логические задачи. Арифметические лабиринты, магические фигуры, математические фокусы.

    Задачи на разрезание и составление фигур. Задачи с палочками.

    Итоговое повторение.(11ч)

    Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

    М.И.Моро. и др. Математика. Программа: 1-4 классы.

    1. Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика:  Учебник: 2 класс: В 2 ч.

    2.  Моро М.И., Волкова С.И. Математика: Рабочая тетрадь: 2 класс: В 2 ч.

    Методические пособия для учителя

    1. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Степанова С.В. Математика: Методическое пособие: 1-4 класс.

                2.  Волкова С.И. Математика: Устные упражнения: 1-4 класс.

    3.  Волкова С.И. Математика: Проверочные работы: 1-4  класс.

    Компьютерные и информационно - коммуникативные средства
    Электронное приложение к учебнику «Математика», 2 класс

    (Диск CD-ROM), авторы С.И Волкова, М.К. Антошин, Н.В. Сафонова.
                Технические средства

    1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
               2. Магнитная доска.
               3. Персональный компьютер.

    4. Медиапроектор

    5. Экран

    Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

    1. Наборы счётных палочек.
               2. Наборы муляжей овощей и фруктов.
               3. Набор предметных картинок.
               4. Наборное полотно.
               5. Строительный набор, содержащий геометрические тела.
               6. Демонстрационная оцифрованная линейка.
               7. Демонстрационный чертёжный треугольник.
               8. Демонстрационный циркуль.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по математике 1 класс Школа России ФГОС

    Рабочая программа по математике 1 класс Школа России ФГОС...

    Рабочая программа по математике 2 класс Школа России ФГОС

    Рабочая программа по математике 2 класс Школа России  Моро М. И. ФГОС...

    рабочая программа по математике 1 класс Школа России ФГОС

    рабочая программа по литературному чтению 1 класс Школа России ФГОС...

    Рабочая программа по математике. 3 класс. Школа России. ФГОС

    Пояснительная записка и развернутое тематическое планирование к учебнику Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.  В 2 ч.: М.:...

    Рабочая программа по Математике 1 класс Школа России ФГОС

    Рабочая программа для 1 класса по дисциплине "Математика" Школа России ФГОС на основе авторской  программы М.И.Моро, Ю.М.Колягиной, М.А.Бантовой с тематическим планированием (136 ч.)...

    рабочая программа по математике 3 класс Школа России ФГОС

    рабочая программа по математике 3 класс Школа России ФГОС...

    пояснительная записка к рабочей программе по математике 2 класс "Школа России"

    пояснительная записка к рабочей программе по математике 2 класс "Школа России"...