Конспект урока математики "Сложение дробей с одинаковыми знаменателями" ( по учебнику "Математика. 4класс" (авт. - Л.Г. Петерсон))
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме

Марина Владимировна Семенова

Урок построен с применением технологии деятельностного метода. В ходе урока осуществляется групповая (в том числе и в паре) работа учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slozhenie_drobey_s_odinakovym_i_znamenatelyami.docx22.04 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ

СЛОЖЕНИЕ ДРОБЕЙ С ОДИНАКОВЫМИ ЗНАМЕНАТЕЛЯМИ

Цели:

- научить складывать дроби с одинаковым знаменателем, обобщить знания об обыкновенных дробях;

- воспитывать трудолюбие, чувство товарищества,  поддерживать интерес к предмету

- развивать мышление, внимание, память, речь учащихся.

1.  – Народная мудрость гласит: « Ученье ключ к уменью». Желаю вам успехов в учебной деятельности!

     - На уроке мы работаем в соответствии с алгоритмом УД.  Сколько учебных действий он в себя включает? (9)

     - Представим наш урок в виде единичного отрезка, разделенного на 9 частей.

     - Каким  математическим понятием в этом случае мы можем назвать части  целого урока – учебные действия?   (Дроби)

     - Сегодня мы будем говорить о дробях.

                                                              ТЕМА

2.-  Каким будет первое учебное действие?                                                        

  -    Прочитайте дроби, записанные на доске.

                                                          ЧИТАЮТ ПО ЦЕПОЧКЕ

   -   Что общего у дробей, записанных на доске?

                                                               ТЕМА

   - Что показывает  знаменатель дроби?

                               

   -Вспомните правило, применяющееся при сравнении дробей с одинаковыми  знаменателями?

   - Расположите дроби в порядке возрастания  и разгадайте слово.

                            В ПАРАХ ОТГАДЫВАЮТ СЛОВО «СЛОЖЕНИЕ»

  -  Уточним тему нашего урока

   - Что показывает числитель дроби?

   -  Найдите закономерность в записи числителей?

   -  Какое арифметическое действие соответствует этой закономерности?

  -   Выполним сложение числителей.

  -   Какое учебное действие мы совершили?

  -   Какую долю от нашего урока преодолели?  1/9

 3. – Переходим к следующему  учебному действию назовите его?  

                                                            Задача.

   Вы  много учитесь.  В течение учебной недели   5/25 вашего учебного времени занимают уроки русского языка и 4/ 25 уроки  математики. Какую часть вашего учебного времени занимают уроки математики и русского языка вместе?

     -Вы получили новое задание. Какое учебное действие предстоит выполнить теперь?

     -Приступайте к решению задачи. Те,  кто нашел решение, встаньте.

     -Сообщите свои решения: выражения и ответы.

     -С помощью какого действия мы можем объединить части?

    - Значит правы были те, кто составил выражение 4/25+5/25?

    - В выражении получилось ...., а есть ли другие мнения.

    ПО СИТУАЦИИ:

    - Мы решали одно выражение, но получили разные ответы.

    - Решая задачу мы получили ответ 9/ 25, но не можем утверждать, что он правильный.    

    - Мы попытались выполнить задание....

                                                       ЗАТРУДНЕНИЕ

     - Назовите следующее учебное действие.

     - Что особенного в этом выражении?

     - Что общего у этих дробей?

     -В чем причина затруднения?

     -Какое учебное действие мы должны совершить теперь?

     -Определите цель нашего занятия?

                                                         ЦЕЛЬ=АЛГОРИТМ

4. –Каким будет следующее учебное действие?

   - Составим план действий, который помог бы нам не прибегая к помощи учебника достигнуть цели?

  -   Отрезки, геометрические фигуры – это математические модели. Наш план будет заключаться в работе с моделями дробных единиц.

   -   Назовите следующее учебное действие?

                                             РАССКАЗЫВАЮТ О РАБОТЕ ГРУПП

             

5.1.   Группа 1.  

    Отрезок  -  модель натурального числа. Выполните графически сложение 5/25 и 4/25. Отметьте на отрезке дробную часть 4/25 красным  цветом. Отметьте на отрезке дробную часть 5/25 синим цветом так, чтобы отметки не пересекались, а следовали друг за другом.   С помощью какой дроби можно выразить сумму отметок?

   2.  Группа 2.

     Квадрат -  модель натурального числа. Выполните графически сложение 5/25 и 4/25. Закрасьте  дробную часть 4/25 красным цветом. Закрасьте дробную часть 5/25  синим цветом.   С помощью какой дроби можно выразить сумму закрашенных частей?

   3. Группа 3.

   Яблоко –модель натурального числа. С помощью этой модели выполните сложение 5/25 и 4/25.  Отложите 5 долек из 25. Добавьте к ним ещё 4 дольки.  Сколько долек из  25 вы взяли? Запишите это число дробью.

                                         

                                      ГРУППЫ ВЫВЕШИВАЮТ СВОИ ОТВЕТЫ

   4/25+  5/25=9/25

   - Итак, уроки русского языка и математики занимают 9/25 вашего учебного времени.

   - Работа с моделями дробных чисел помогла выполнить сложение, но всякий раз к ней прибегать неудобно. Поэтому необходимо составить алгоритм, следуя которому мы могли складывать дроби с одинаковыми знаменателями.

  -  Какую  операцию необходимо провести с числителями дроби?

  -  Следует ли изменять знаменатель дроби?

  - Каков первый шаг алгоритма?

  -  Каков второй шаг?

                                               

сложить числители и результат

 записать в числитель суммы

в знаменатель суммы без изменений

переписать общий знаменатель дробей

- Проверим наши выводы по учебнику. Правы ли мы были?

6.- Мы закончили реализовывать наш план. Назовите следующее учебное действие?

5/23+17/23=22/23         8/38+26/38 =34/38       43/75+19/75=62/75

                                            В ТЕТРАДИ

- Прочитайте.

- Следуя алгоритму, выполним первый шаг. Что необходимо сделать?

- Следуя алгоритму, выполним второй шаг. Что необходимо сделать?

-  Каков результат?

                                                  РАБОТА В ПАРАХ

-Как складывать дроби с одинаковыми знаменателями?

Назовите следующее учебное действие.

                                            В УЧЕБНИКЕ № 5 (1 столбик)

- Удалось ли нам достичь поставленной цели?

- Как связаны примеры  второго и первого столбиков?

-Как можно, не считая назвать готовые ответы?

- Воспользуйтесь готовыми расчетами и сообщите результаты сложения.

8.

- Тема «Дроби»  имеет большое практическое значение. А какой вид математических заданий наиболее часто используется на практике?  

                                                                  Задача.

                                                УСЛОВИЕ СОВМЕСТНО

                                         РЕШЕНИЕ НА ЗАКРЫТОЙ ДОСКЕ

                                         3/10+4/10=7/10 (кг)

- Получилось число большее или меньшее килограмма?

- Сколько граммов в килограмме?

                         1   кг =1000г

_____________________________

            7/10-?                                          

     - Что нового вы узнали о дробях?

  9. Оказывается знания о дробях используют не только люди, чья деятельность связана с расчетами. Великий русский писатель Л.Н. Толстой  восхищался емкостью понятия дробь. Он писал: «Человек подобен дроби: в знаменателе то, что он о себе думает, в числителе – то, что он есть на самом деле». Мы  осуществили 9 учебных действий. Подумайте, сколько из них вам удалось осуществить полностью, а какие не получились, и оцените свою работу на уроке  дробью, знаменатель которой равен 9 (по количеству уч. действий), а числитель покажет, насколько эффективно вы работали. Чем больше число в числителе, тем лучше вы работали на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями", 3 класс

Урок разработан по системе Л.В.Занкова и даёт возможность через решение практических задач самостоятельно вывести правило вычитания дробей с одинаковыми знаменателями....

Урок математики учителя начальных классов МОУ «СОШ № 13» Пилягиной Ирины Вячеславовны Тема: «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями», 4 класс (по учебнику Л.Г.Петерсон)

Цель: вывести правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями; обогатить знания о дробях, полученные на предыдущих уроках; совершенствовать навык счёта; поддерживать интерес к математике; ра...

Конспект урока математики в 4 классе. Тема: Сложение дробей с одинаковыми знаменателями.

Конспект урока математики в 4 классе.Тема: Сложение дробей с одинаковыми знаменателями.Технология: развивающее обучение....

Использование личностного опыта ребенка при освоении темы сложения и вычитания дробей с одинаковым знаменателем. (Конспект урока по математике в 4 классе по программе Л.Г. Петерсон

Использование личностного опыта ребенка  при  освоении темы сложения и вычитания дробей с одинаковым знаменателем. (Конспект урока  по математике в 4 классе по программе Л.Г. ...

Урок математики «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями», 4 класс (по учебнику Л.Г.Петерсон)

Цель: вывести правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями; обогатить знания о дробях, полученные на предыдущих уроках; совершенствовать навык счёта; поддерживать интерес к математике; ра...

Тема урока: «Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями»

Дата:Класс: 3 «а».Длительность урока: 40 минутТема урока: «Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями»Тип урока по структуре: изучение нового материала.Цель урока: Познакомить с приемами сравнения д...