Деление десятичных дробей
методическая разработка по математике (4 класс) по теме

Валентина Михайловна Максимцова

 Урок построен с применением АМО. Выбор методов помог мне функционально согласовать взаимодействия учителя с учащимися. На уроке  использовались учебные ситуации. Это способствовало актуализации познавательных потребностей, мотивации учащихся на совершенствование имеющихся знаний. Представление материала в игровой и наглядной форме способствовало повышению мотивации обучения, более эффективному пониманию и запоминанию изучаемого материала, делает урок более интересным и запоминающимся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный портал Мой университет - www.moi-universitet.ru 

Факультет образования взрослых - www.train2.ru 


  1. Подробный конспект образовательного мероприятия с использованием АМО

Организационная информация

Автор урока

Максимцова Валентина Михайловна, учитель начальных классов

Образовательное учреждение

МБОУ Гимназия города Урай

Республика. край

Ханты-Мансийский автономный округ

Город, поселение

Город Урай

Предмет

Класс, профиль класса

Математика

4 класс Гимназии

Методическая информация

Тема урока

«Деление десятичных дробей»

Авторы учебника, по которым ведется обучение


Э.И.Александрова  

Классификация урока в системе образовательных мероприятий (тип. взаимосвязь с предыдущим и последующими уроками)


Цель урока


Урок закрепления знаний. (Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова)




Систематизация знаний деления натуральных и десятичных дробей

Задачи урока

Образовательные: закреплять умения, навыки вычислительной техники в выполнении действий с десятичными дробями, умение применять их в решении уравнений, задач, примеров.


Развивающие: развивать мыслительную деятельность, мотивацию практической значимости данной темы, память, внимание, самостоятельную деятельность.


Воспитательные: продолжить формирование навыков контроля, коммуникативных навыков, воспитывать интерес к изучаемому предмету.

Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс









Личностные УУД: включение учащихся в деятельность, мотивирование своих действий, оценка своей работе, проявление доверия, внимательности, помощи одноклассникам.


Регулятивные: принимать и сохранять заданную учебную цель, контролировать, оценивать и корректировать свои действия во время урока.


Познавательные: обобщать полученные знания, использовать знаково-символическое моделирование, целеполагание, контроль, оценка, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.


Коммуникативные: работа в группе, слушать друг друга, задавать вопросы, работать с таблицей, вести логически-поисковую деятельность, анализировать, обобщать, контролировать действия партнера.



Подробный конспект урока/занятия/ мероприятия

Этап мероприятия

Время, продолжительность

этапа

Название метода

Происхождение метода (выберите и укажите необходимое)

- Авторский

- Заимствованный, но измененный или адаптированный

- Заимствованный

Подробное описание АМО по установленной схеме:

- Цели и задачи метода

- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода

- Предварительная подготовка (если требуется)

- Технология проведения

- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)

-  Варианты проведения метода

Инструкции модератора  обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО

Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое)

- Информационная

- Познавательная

- Коммуникативная

- Социальная

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

Приветствие/знакомство/

инициация


3мин.

















1мин




«Найди свой вагон»


Путешествие на математическом поезде в страну Дробей.






«Солнышко»



Авторский

















Заимствованный, но измененный.


Деление класса на группы.


Цель: формирование групп

Задачи: создать условия для групповой работы


Материалы: поезд, 6 вагонов с номерами 10,11,12,13, табличка с надписью «касса»

Проведение: дети берут билет, на обратной стороне билета записан пример, его нужно решить..Затем проходят к столам, на которых стоят вагоны с номерами -10,11,12,13

Примечание: ребенок допускает ошибку в решении примера, помогает учитель.



Цель: провести эмоциональную зарядку.

Задачи: создание благоприятной эмоциональной обстановки в классе.

Участники: все обучающиеся.

Проведение: дети должны закрыть глазки, поднять руки вверх, взять лучик и поднести к сердечку.

Оценка результата:

Хорошее настроение, готовность работать, готовность к сотрудничеству с учителем и сверстниками








Возьмите билет, узнайте номер своего вагона, а для  этого надо решить примеры, написанные на билете, а затем присаживайтесь в свои вагон.

 Внимание! Внимание! Поезд со станции отправляется через 3 минуты.








Чтение учителем на слайде №1


Солнце на небе проснулось

Нам, ребята, улыбнулось.

Глазки тихо закрываем

 Руки к небу поднимаем.

Лучик солнышка возьмем

И к сердечку поднесем.


-Вы чувствуете солнечное тепло?



Умение взаимодействовать в группе друг с другом.


Формировать мотив. реализующий потребность социально значимой роли ученика.


Упражнять в решении примеров на  изученные действия





Формирование чувства уверенности в себе, создание эмоциональной обстановки в классе

Целеполагание или погружение в тему








5мин.


Станция «Сокровища»




«Сокровища»


Авторский







Заимствованный, но измененный.


Наше путешествие начинается со станции «Сокровища»

-А сокровища для нас с вами, что это?

Умение мыслить вам поможет выяснить- Какова тема сегодняшнего урока?


Цель: Актуализация изученного, формулировка темы урока.


 Задачи: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока


Проведение: учитель предлагает ученикам разгадать слово при помощи решения примеров, внести каждую букву в таблицу, появится тема урока.


А сделать это вы сможете, если правильно решите примеры и ответы вставьте в таблицу.


- Исключите «лишнее» слово:

Рбьод, розоток. Чул, мапряя


Какие задачи поставим на уроке?









Оценивание работы групп

 (выдается фрагмент пазла)



Умение пользоваться таблицей.

Умение производить логические действия: анализировать, обобщать, сравнивать. выделять лишнее.


Формирование ожиданий/образовательных эффектов  


«Смайлики»
















«Собери портрет»











Станция «Собирайкина»










Авторский















Заимствованный, но измененный.











Авторский

Цель: выявить ожидания и опасения у ребенка на данном уроке.

Задачи: проверка готовности учащихся, их настроя на работу

Материалы: грустные и веселые смайлики, клей.

Проведение: учащимся заранее раздаются смайлики, клей.

С нами в поезде будут путешествовать Смайлики. Нас в пути ожидает хорошая работа, радостное настроение, но ожидают препятствия, опасения.

Дети берут смайлики в свои руки, а затем наклеивают в свой вагон.

Варианты: вместо смайликов можно использовать шарики двух разных цветов или веселого и грустного клоуна.


Цель: организовать  деятельность учащихся групп  на достижение успеха

Задачи:

Материалы: портрет Аль-Каши ученого-математика средневековья, разрезанный на 5 фрагментов-пазлов.

Варианты: можно использовать любой рисунок.

Проведение: у нас с вами есть маршрут следования, где вы будете получать за работу своей группы фрагмент пазла за правильно выполненное задание.


Цель: проверить знания учащихся по применению алгоритма

Задачи: повторить алгоритм деления десятичных дробей

Материалы: по 3 карточки с текстами алгоритма деления лежат на столах, лист белой бумаги, клей.

Проведение: учащиеся наклеивают карточки с текстом в правильном порядке на белый лист бумаги.





Возьмите веселого Смайлика, проговорите про себя свои ожидания, грустного- опасения.

-Проговорите в группе друг другу.

-Заселите Смайлики в свой вагон.

-А теперь (на доске) соединяем все вагоны, на которых наклеины грустные и веселые смайлики.














-Если успешно справитесь со всеми заданиями, то у вас сложится портрет ученого математика.




-Какую работу вы можете предложить с этими карточками?

(восстановить правильный порядок выполнения деления десятичных дробей)




Оценивание работы групп

 (выдается фрагмент пазла)



Способность высказывать свою мысль.


Систематизировать ожидания и опасения.













Мотивирование своих действий, оценивать свою работу.











Повторить и применять алгоритм деления.

Фаза 2 «Работа над темой»

Интерактивна я лекция






2мин.






Заимствованный, но измененный.


Цель: подтолкнуть учащихся к самостоятельному поиску информации.

Задачи: расширить знания учащихся о возникновении десятичных дробях.

Материалы: текст исторической справки, портрет ученого-математика аль-Каши.


Проведение: учащиеся самостоятельно читают текст.


Ребята, все ли мы знаем о дробях?

 Предлагаю пополнить знания о них. прочитав историческую справку.

-Чем интересны были десятичные дроби в средневековье? Какая?

-Что было изложено в первом учебнике математики и кем?




Умение самостоятельно работать с текстом.

Проработка содержания темы обучающимися








Станция «Разгадайкина»
















Станция «Испытаний»



Тест с выбором ответа






Станция «Успех»





















Авторский












Заимствованный, но измененный.










Цель: поиск решений, развитие логического мышления, анализа и синтеза

Задачи: уметь видеть закономерность и продолжить ее.


Материалы: на листочках записаны закономерность чисел из десятичных дробей  для каждой группы.


Проведение: учащиеся записывают числа из десятичных дробей, устанавливают закономерность и продолжают ряд чисел.


Варианты: можно предложить закономерности с натуральными числами.


Цель: анализ изученного  материала, поиск решений

Задачи: уметь самостоятельно работать. применяя алгоритм


Материалы: на листочках для каждой группы уравнение с вопросом и тремя ответами, один из них правильный.


Проведение: по одному ученику из группы решают уравнение на доске, остальные самостоятельно в тетрадях.


Цель: провести диктант, используя знаки-символы

Задачи: отработка алгоритма при выполнении деления

Материалы: на слайде записаны примеры на все действия с десятичными дробями, ответы примеров записывают в тетрадь с помощью знаков +, ^

Проведение: при помощи условных знаков учащиеся записывают ответы в тетрадь

Варианты:




-Что вы уже умеете делать с десятичными дробями?

-А где можно встретиться с этими дробями в жизни?


На этой станции нам предлагают найти закономерность и продолжить ряд чисел.








Оценивание работы группы.



На этой станции вам предстоит решить уравнение и ответить на вопрос. Из трех предложенных ответов- один будет правильный.







Оценивание работы группы.



На станции «Успех» нас ожидает графический диктант.

Ответ «да» ставим знак +

Ответ «нет» ставим знак ^





Оценивание работы группы.



Развивать мыслительную деятельность учащихся.















        Обобщить полученные знания











Использовать знаково-символическое моделирование

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

Разминка



1мин.


Станция «Одыхай-ка»


Проведение физминутки.

Цель: восстановление всех систем организма.

Материалы: веселая, бодрая музыка

Проведение: 1ученик стоит перед классом, дети читают хором стихотворение и выполняют различные движения по тексту стихотворения

Подведение итогов



2мин.









2мин.


Украшение шарами








Подведение работы групп.



Авторский


 Цель: учет ожиданий и опасений учеников.

Задачи:

Материалы: шары синего и красного цвета. Клей

Проведение: сбылись ожидания- приклеиваем в свой вагон-синий шарик, опасения подтвердились- наклеиваем-красный шарик.        


Задачи: подведение итогов работы каждой группы.

Материалы: полученные детьми фрагменты- пазлы за работу на уроке, клей

Проведение: собранные фрагменты наклейте на листок.


-Путешествие закончилось, украшаем наш поезд шарами.

-Давайте посмотрим, что же получилось у нас на уроке.

-Сбылись ожидания, украшаем вагон синими шарами.

Если опасения подтвердились- то красными шарами.



Подводим итог работы каждой группы.

-У какой группы собран портрет ученого?

-Собранный портрет вывешивают на доску и выскажите свое мнение о работе группы.












Анализ своих возможностей.

Домашнее задание (если  предполагается)











Попробуйте родителям объяснить решение примеров деление десятичных дробей.

Если родители поняли ваше объяснение, на полях тетради поставят +


Дополнительная  информация

Анализ и оценка учителем апробации урока, построенного с применением АМО

Выбор методов помог мне функционально согласовать взаимодействия учителя с учащимися. На уроке грамотно использовались учебные ситуации. Это способствовало актуализации познавательных потребностей, мотивации учащихся на совершенствование имеющихся знаний. Представление материала в игровой и наглядной форме способствовало повышению мотивации обучения, более эффективному пониманию и запоминанию изучаемого материала, делает урок более интересным и запоминающимся. При подробном изучении методов АМО сейчас можно методически правильно подойти к ним, и уже применять в системе, а это очень важно.

Обоснование целесообразности использования АМО для выполнения целей и задач урока

АМО дает возможность учащимся образовательного процесса гордиться своими, пусть небольшими, но достижениями, провоцируя тем самым на дальнейшее исследование своих возможностей.

Приложения к уроку

Презентация Microsoft PowerPoint (Офис-2007). Приложение с заданиями для урока

Использованная литература, источники информации

 «Активные методы обучения». Международный Институт Развития «ЭкоПро», образовательный портал «Мой университет», http://www.moi-universitet.ru/

Учебник. Э.И.Александрова «Математика» 4класс, Вита Пресс, 2008год


______________________________________________

© Международный Институт Развития «ЭкоПро», 2012

© Образовательный портал «Мой университет»

© И.Л.Арефьева, Т.В.Лазарев, 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деление и дроби.

1.    Учить записывать результат деления двух натуральных чисел в виде дроби, записывать дробь в виде частного; закрепить умение решать текстовые задачи, находить неизвестную операцию. 2. ...

Десятичные дроби. Сравнение и действия с десятичными дробями.

Презентация позволяет учащимся  повторить тему  "Дроби" , проверить  и закрепить свои знания по данной теме. И все это - в игровой и доступной форме, что позволяет ребенку ...

Математика. Урок – исследование. Деление и дроби. 4 класс. Л.Г. Петерсон

Урок построен в форме исследования. Формы организации учебной деятельности на уроке способствуют развитию умений у учащихся вести исследовательскую деятельность, находить пути и средства для её достиж...

Конспект урока по математике для 4 класса «Деление и дроби»

Конспект урока по математике для 4 класса «Деление и дроби»           Цель урока: сформировать представление о неправильной дроби.Задачи урока: 1) пов...

Сложение и вычитание десятичных дробей

Этот материал очень полезен....

Умножение десятичных дробей.

Модель проекта урока математики 5 класс...

Памятка по действиям с десятичными дробями

Действия (все) с десятичными дробями с примерами...