Учебная программа по математике 4 класс Моро
рабочая программа (математика, 4 класс) по теме

Коржикова  Анастасия Сергеевна

Цель курса:  Освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике; воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Задачи курса:

  • Уметь решать математическую задачу (проводить её анализ, находить способ её решения, переводить представленную в тексте ситуацию на язык математической операции, выполнять расчёты, осмысливать результаты решения в соответствии с условиями задачи, давать точный ответ на поставленный вопрос, производить проверку решения изученными способами.
  • Устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений.
  • Доказывать, опираясь на изученные правила, определения, свойства математических объектов и понятий, приводить примеры.
  • Проводить классификацию математических объектов.
  • Делать простейшие обобщения, опираясь на конкретные факты.
  • Формировать предположения и проверять их.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika.doc363 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МАТЕМАТИКА»

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена:

  • в соответствии с приказом МОиН РФ от 22.09.11. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373 (Зарегистрирован в Минюст России от 12 декабря 2011г. № 22540);
  • на основе авторской программы М. И. Моро, Ю. М. Колягин, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова «Математика. 1 – 4  классы», рекомендованной МОиН РФ;
  •  в соответствии с основной общеобразовательной программой начального общего образования, утверждённой  пр. №  от  

Цель курса:  Освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике; воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Задачи курса:

  • Уметь решать математическую задачу (проводить её анализ, находить способ её решения, переводить представленную в тексте ситуацию на язык математической операции, выполнять расчёты, осмысливать результаты решения в соответствии с условиями задачи, давать точный ответ на поставленный вопрос, производить проверку решения изученными способами.
  • Устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений.
  • Доказывать, опираясь на изученные правила, определения, свойства математических объектов и понятий, приводить примеры.
  • Проводить классификацию математических объектов.
  • Делать простейшие обобщения, опираясь на конкретные факты.
  • Формировать предположения и проверять их.

Общая характеристика учебного предмета

Ведущие принципы обучения математике в младших классах – органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение математических знаний и развитие познавательных способностей детей, основ логического мышления и речи детей, практическая направленность обучения, выработка необходимых  для этого умений. Большое значение в связи со спецификой математического материала придаётся учёту возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализации дифференцированного подхода в обучении.

Начальный курс математики – курс интегрированный: в нём объединён арифметический, алгебраический и геометрический материал.

Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением.

Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами.

Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления учащихся.

Изучение начального курса математики создаёт прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету. Для этого важно не только вооружать учащихся предусмотренными программой знаниями, умениями и навыками, но и обеспечивать необходимый уровень их общего и математического развития, а также сформировать общеучебные умения.

Уделяя значительное внимание формированию у учащихся осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, программа обеспечивает вместе с тем и доступное для детей обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, осознание тех связей, которые существуют между рассматриваемыми явлениями. Этими целями отвечает не только содержание, но и система расположения материала в курсе.

Важнейшее значение придаётся постоянному использованию сопоставления, сравнения, противопоставления связанных между  собой понятий, действий и задач, выяснению сходства и различий в рассматриваемых фактах. С этой целью материал сгруппирован так, Что изучение связанных между собой понятий, действий, задач сближено по времени.

Концентрическое построение курса, связанное с последовательным расширением области чисел, позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании трудности учебного материала и создаёт хорошие условия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков.

Курс обеспечивает доступность обучения, способствует пробуждению у учащихся интереса к знаниям математикой, накоплению опыта моделирования – важнейшего метода математики. Курс является началом и органической частью школьного математического образования.

Описание  ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через  сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы,  чести  и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на  осознании себя  частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви  и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа  эстетического воспитания через  приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность  стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть  явлений, понимания закономерностей, лежащих  в  основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само  познание как ценность  – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность  семьи.  Семья – первая и самая значимая для  развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни,  состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность,

целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду  в целом и к литературному труду  в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа,  представителя  страны,  государства; чувство ответственности за  настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность  человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Описание  места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными  программами начального общего  образования предмет «Математика» изучается в 4 классе четыре часа в неделю (132  ч. в год).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения учебно-методического курса «Математика» является формирование следующих умений:

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
  • В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения учебно-методического курса «Математика являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  • Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план учебно-научного текста.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Предметными результатами изучения курса «Математика» в 4-м классе являются формирование следующих умений.

Учащиеся должны уметь:

  • использовать при решении различных задач название и последовательность чисел в натуральном ряду в пределах 1 000 000 (с какого числа начинается этот ряд, как образуется каждое следующее число в этом ряду);
  • объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица;
  • использовать при решении различных задач названия и последовательность разрядов в записи числа;
  • использовать при решении различных задач названия и последовательность первых трёх классов;
  • рассказывать, сколько разрядов содержится в каждом классе;
  • объяснять соотношение между разрядами;
  • использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о количестве разрядов, содержащихся в каждом классе;
  • использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о том, сколько единиц каждого класса содержится в записи числа;
  • использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о позиционности десятичной системы счисления;
  • использовать при решении различных задач знание о единицах измерения величин (длина, масса, время, площадь), соотношении между ними;
  • использовать при решении различных задач знание о функциональной связи между величинами (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа);
  • выполнять устные вычисления (в пределах 1 000 000) в случаях, сводимых к вычислениям в пределах 100, и письменные вычисления в остальных случаях, выполнять проверку правильности вычислений;
  • выполнять умножение и деление с 1 000;
  • решать простые и составные задачи, раскрывающие смысл арифметических действий, отношения между числами и зависимость между группами величин (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа);
  • решать задачи, связанные с движением двух объектов: навстречу и в противоположных направлениях;
  • решать задачи в 2–3 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);
  • осознанно создавать алгоритмы вычисления значений числовых выражений, содержащих до 3−4 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий и следовать этим алгоритмам, включая анализ и проверку своих действий;
  • осознанно пользоваться алгоритмом нахождения значения выражений с одной переменной при заданном значении переменных;
  • использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий сложения, вычитания, умножения, деления при решении уравнений вида: a ± x = b; x – a = b ; a ∙ x = b; x = b; a = b;
  • уметь сравнивать значения выражений, содержащих одно действие; понимать и объяснять, как изменяется результат сложения, вычитания, умножения и деления в зависимости от изменения одной из компонентов
  • выделять из множества треугольников прямоугольный и тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольники;
  • строить окружность по заданному радиусу;
  • распознавать геометрические фигуры: точка, линия (прямая, кривая), отрезок,  ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус);

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА»

числа   от   1   до   1000

повторение  (13 часов)

Счёт предметов. Разряды.

числа,  которые  больше  1000

Нумерация (11 часов)

Новая счетная единица — тысяча.

Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д.

Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.

Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.

Луч. Числовой луч. Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой.

Величины (18 часов)

Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними.

Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними.

Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними.

Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.

Сложение и вычитание (11 часов)

Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания.

Решение уравнений вида: х + 312 = 654 + 79, 729 – х = 217 + 163, х – 137 = 500 – 140.

Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное — в остальных случаях. Сложение и вычитание значений величин.

Умножение и деление (71 часов)

Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления.

Решение уравнений вида 6 · x = 429 + 120, х · 18 = 270 – 50, 360 : х = 630 : 7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий.

Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000.

Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления).

Умножение и деление значений величин на однозначное число.

Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).

Виды треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный.

В течение всего года проводится:

— вычисление значений числовых выражений в 2—4 действия (со скобками и без них), требующих применения всех изученных правил о порядке выполнения действий;

— решение задач в одно действие, раскрывающих:

а) смысл арифметических действий;

б) нахождение неизвестных компонентов действий;

в) отношения больше, меньше, равно;

г) взаимосвязь между величинами;

— решение задач в 2—4 действия;

— решение задач на распознавание геометрических фигур в составе более сложных; разбиение фигуры на заданные части; составление заданной фигуры из 2—3 ее частей; построение изученных фигур с помощью линейки и циркуля.

Итоговое повторение (10 + 2 ч).

III.  ПРЕДМЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ

ПО МАТЕМАТИКЕ

(программный минимум)

   В результате изучения математики ученик должен   знать/понимать: 
• последовательность чисел в пределах 100 000;
 
• таблицу сложения и вычитания однозначных чисел;
 
• таблицу умножения и деления однозначных чисел;
 
• правила порядка выполнения действий в числовых выражениях;
 
уметь:
 
• читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000;
 
• представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
 
• пользоваться изученной математической терминологией;
 
• выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах ста;
 
• выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное число);
 
• выполнять вычисления с нулем;
 
• вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со скобками и без них);
 
• проверять правильность выполненных вычислений;
 
• решать текстовые задачи арифметическим способом (не более двух действий);
 
• чертить с помощью линейки отрезок заданной длины, измерять длину заданного отрезка;
 
• распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку (с помощью линейки и от руки);
 
• вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата);
 
• сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в различных единицах;
 
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
 
• для ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения и др.);
 
• сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости;
 
• определения времени по часам (в часах и минутах);
 
• решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.);
 
• оценки величины предметов на глаз;
 
• самостоятельной конструкторской деятельности (с учетом возможностей применения разных геометрических фигур).

IV. ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

Критерии оценивания при 5-бальной системе оценки знаний, умений, навыков учащихся начальной школы.

Учёт ошибок и оценке письменных контрольных работ по математике.

При оценивании письменных работ, учитель должен помнить что:

1.Главными критериями оценивания являются проявленные учеником умения:

Применять правила и определения на практике;

Составлять и записывать условие задачи;

Найти правильный ход решения и реализовать его;

Выполнять арифметические действия( сложение, вычитание, умножение и деление).

Грамматические ошибки, допущенные в контрольной работе, считаются недочётами.

Письменная работа, содержащая только примеры.

При решении примеров на арифметические действия считать ошибкой:

Неправильно выполненное действие;

Неверную запись примера столбиком (разряд под разрядом).

При вычислении выражений на порядок действий считать ошибкой:

Неправильно выбранный порядок действий;

Неправильно выполненное арифметическое действие.

Оценка «5» ставится

Вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений.

Оценка «4» ставится:

Допущены 1-2 вычислительные ошибки.

Оценка «3» ставится:

Допущены 3-4 вычислительные ошибки.

Оценка «2» ставится :

Допущены 5 и более вычислительных ошибок.

Письменная работа, содержащая только задачи.

При решении задач считать ошибкой:

Неверную запись краткого условия задачи;

Неверный выбор хода решения задачи;

Неверно выполненные арифметические действия;

Неверно записанный ответ.

Оценка «5» ставится

Все задачи решены и нет исправлений.

Оценка «4» ставится:

 Нет ошибок в ходе решения задач, но допущены 1-2 вычислительные ошибки.

Оценка «3» ставится:

Хотя бы 1 ошибка в ходе решения задачи и 1 вычислительная ошибка

или

 если вычислительных ошибок нет, но не решена 1 задача.

Оценка «2» ставится :

Допущена ошибка в ходе решения 2-х задач

или

допущена 1 ошибка в ходе решения задачи.

Комбинированная работа (1 задача, примеры и задания другого вида.)

При решении уравнений считать ошибкой:

неверный ход решения;

неправильно выполненное действие;

отсутствие проверки;

неправильно выполненная схема проверки или её отсутствие.

При решении заданий, связанных с геометрическим материалом считать ошибкой:

неверное построение геометрической фигуры;

несоблюдение размеров фигуры;

неверно выполненный перевод одной единицы измерения в другую;

неумение использовать чертёжный инструмент при измерениях и построении геометрических фигур.

Оценка «5» ставится

Вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений.

Оценка «4» ставится:

 Допущены 1-2 вычислительные ошибки.

Оценка «3» ставится:

Допущены ошибки в ходе решения задачи при правильном выполнении всех остальных заданий

или

 допущены 3-4 вычислительные ошибки.

Оценка «2» ставится:

Допущена ошибка в ходе решения задачи и хотя бы 1 вычислительная ошибка

или

 при решении задачи и примеров допущено более 5 вычислительных ошибок.

Комбинированная работа (2 задачи и примеры).

Оценка «5» ставится

Вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений.

Оценка «4» ставится:

 Допущены 1-2 вычислительные ошибки.

Оценка «3» ставится:

Допущены ошибки в ходе решения одной из задач или  допущены 3-4 вычислительные ошибки.

Оценка «2» ставится :

Допущена ошибка в ходе решения 2 задач

или

 Допущена ошибка в ходе решения одной задачи и 4 вычислительные ошибки

или

 Допущено в решении примеров и задач 6 вычислительных ошибок.

Математический диктант.

Оценка «5» ставится

Вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений.

Оценка «4» ставится:

Не выполнена 1/5 часть примеров от их общего числа.

Оценка «3» ставится:

Не выполнена ¼ часть примеров от их общего числа.

Оценка «2» ставится:

Не выполнена ½ часть примеров от их общего числа

Тестирование.

Тестирование оценивается либо по критериям и нормам оценки всех видов заданий, либо по уровням:

Высокий - выполнены все предложенные задания;

Средний - выполнены все задания с незначительными погрешностями;

Низкий - выполнены отдельные задания.

V. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

 (132 часа - 4 часа в неделю)

Тема урока

Характеристика видов деятельности учащихся

дата

Числа от 1 до 1000

Повторение – 13 часов

1

Нумерация. Счет предметов. Разряды.

Знать последовательность чисел в пределах 1000, как образуется каждая следующая счетная единица

2

Выражение  и  его значение.

Уметь вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия. Понимать правила порядка выполнения действий в числовых выражениях

3

Порядок  выполнения  действий.

Уметь выполнять

письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное число), вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия

4

Порядок  выполнения  действий.

5

Сложение  и  вычитание.

Уметь выполнять

письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное число), вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия

6

Вычитание   трёхзначных  чисел.

7

Умножение  трёхзначных  чисел  на  однозначное.

Уметь выполнять

приемы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные

8

Умножение  трёхзначных  чисел  на  однозначное.

9

Деление  трёхзначных  чисел  на  однозначное.

Уметь пользоваться

изученной математической терминологией, решать текстовые задачи разными способами, выполнять приемы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные, выполнять работу над ошибками

10

Деление  трёхзначных  чисел  на  однозначное.

11

Свойства  диагоналей  прямоугольника  и  квадрата.

Знать свойства диагоналей прямоугольника. Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, распознавать геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку

12

Контроль  и  учёт  знаний. Контрольная работа №1.

Уметь пользоваться

изученной математической терминологией, решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное число)

13

Работа над ошибками. Тест по теме «Числа от 1 до 1000»

Нумерация – 11 часов

14

Новые  счетные  единицы.  Класс  единиц  и  класс  тысяч.

Знать последовательность чисел в пределах 100 000, понятия «разряды» и «классы».

Уметь читать, записывать числа, которые

больше 1000

15

Чтение и  запись  чисел.

Уметь читать, записывать и сравнивать

числа в пределах 1 000 000

Уметь представлять многозначное число в

виде суммы разрядных слагаемых

16

Разрядные  слагаемые.

Уметь выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах ста

17

Сравнение  чисел.

Уметь читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000 000

18

Увеличение (уменьшение) числа  в  10, 100  и  1000 раз.

Уметь проверять правильность выполненных вычислений, решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз

19

Класс миллионов и класс миллиардов.

Знать последовательность чисел в пределах

100 000.

Уметь читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000, находить общее количество единиц какого-либо разряда в многозначном числе

20

Луч. Числовой луч.  

Знать класс миллионов, класс миллиардов; последовательность чисел в пределах  100 000. Уметь читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000

Знать понятия «луч», «числовой луч». Уметь распознавать геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку, чертить луч и числовой луч

21

Угол. Виды углов.  

Знать понятие «угол», виды углов. Уметь распознавать геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку, строить прямой угол


22

Построение прямого угла.

23

Контроль  и  учёт знаний.  Контрольная  работа  №2. «Нумерация»

Уметь сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины. в различных единицах, решать задачи арифметическим способом

24

Работа над ошибками. Тест по теме «Нумерация»

Величины –  18 часов

25

Величины. Единицы длины. Километр. Таблица единиц длины

Знать единицы длины. Уметь сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах

26

Единицы площади. Квадратный километр, квадратный миллиметр

Знать единицы площади.

Уметь использовать

приобретенные знания

для сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади, массе

27

Ар (сотка). Гектар

28

Таблица единиц площади

Знать таблицу единиц

площади. Уметь вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата), сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах

29

Измерение площади фигуры с помощью палетки

Знать прием измерения площади фигуры

с помощью палетки. Уметь сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах, вычислять периметр и площадь прямоугольника, решать текстовые задачи арифметическим способом

30

Нахождение нескольких долей целого

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом

31

Нахождение целого по его части

32

Единицы массы. Центнер. Тонна.

Знать понятие «масса», единицы массы. Уметь сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины и различных

33

Таблица единиц массы

Знать таблицу единиц

массы. Уметь сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах решать задачи арифметическим способом

34

Единицы времени. 24-часовое исчисление времени суток

Знать единицы времени.

Уметь использовать приобретенные знания для определения времени по часам (в часах и минутах), сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах, определять время по часам (в часах и минутах)

35

Контрольная работа за 1 четверть.  

36

Работа над ошибками. Единицы  массы.

Знать понятие «масса», единицы массы. Уметь сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины и различных

37

Решение задач (нахождение начала, продолжительности и конца событий)

Уметь определять время по часам (в часах и минутах), сравнивать величины по их

числовым значениям,

38

Решение задач (нахождение начала, продолжительности и конца событий)

39

Единицы времени. Секунда. Век.

Уметь сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах, определять время по часам (в часах и минутах)

40

Таблица единиц времени

Знать единицы времени.

Уметь сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах

41

Проверочная работа по теме «Величины»

Знать таблицу единиц

времени. Уметь сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах Уметь сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах, определять время по часам (в часах и минутах

42

Работа над ошибками. Тест по теме «Величины»

Сложение и вычитание – 11 часов

43

Письменные приемы сложения и вычитания

Уметь выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел), вычисления с нулем, пользоваться изученной математической терминологией

44

Вычитание с заниманием единиц через несколько разрядов (вида 30000 – 648)

Уметь выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел)

45

Решение уравнений вида х+15=68/2, х-34=48/3, 75-х=9*7

Знать правило нахождения неизвестного слагаемого. Уметь пользоваться изученной математической терминологией, проверять правильность выполненных вычислений

46

Решение уравнений вида х+15=68/2, х-34=48/3, 75-х=9*7

Знать правило нахождения неизвестного уменьшаемого и вычитаемого.

Уметь вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия (со скобками и без них)

47

Решение задач с величинами

Знать прием нахождения суммы нескольких

слагаемых. Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом

48

Сложение и вычитание значений величин

Знать прием сложения

и вычитания величин. Уметь выражать величины в разных единицах

49

Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, пользоваться изученной математической терминологией

50

Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме

Уметь решать задачи с вопросами в косвенной форме, действия с величинами

51

Закрепление изученного по теме «Сложение и вычитание»

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, проверять правильность выполненных вычислений

52

Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание»

Уметь выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел), вычисления с нулем, пользоваться изученной математической терминологией

53

Работа над ошибками. Тест по теме «Сложение и вычитание»

Умножение и деление – 71 часов

54

Умножение и его свойства. Письменные приемы умножения

Уметь выполнять письменные приемы умножения, проверять правильность выполненных вычислений, решать текстовые задачи арифметическим способом

Уметь вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия (со скобками и без них)

55

Умножение чисел, оканчивающихся нулями

Знать прием умножения чисел, оканчивающихся нулями.

Уметь проверять правильность выполненных вычислений

56

Решение уравнений вида х*8=26+70

Знать правило нахождения неизвестного

множителя. Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия (со скобками и без них), выполнять работу над ошибками

57

Письменные приемы деления многозначных чисел на однозначное число

Знать конкретный смысл деления. Уметь вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия (со скобками и без них)

58

Решение задач в косвенной форме на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, пользоваться изученной математической терминологией

59

Решение уравнений вида х:6=18-5, 48:х=92:46

Знать правила нахождения неизвестного

делимого, неизвестного делителя. Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом

60

Задачи на пропорциональное деление

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, вычислять значение числового выражения, содержащего

2-3 действия (со скобками и без них)

61

Деление многозначных чисел

Уметь выполнять

письменное деление

многозначных чисел

на однозначные, когда в записи частного есть нули

62

Деление многозначных чисел

63

Контрольная работа за 2 четверть

64

Работа над ошибками

Уметь выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное число)

65

Решение задач

Уметь решать текстовые задачи

66

Среднее арифметическое

Знать понятие «среднее арифметическое».

Уметь пользоваться изученной математической терминологией, решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять письменные вычисления, находить среднее арифметическое

67

Понятие скорости. Единицы скорости

Знать понятие «скорость», единицы скорости.

Уметь пользоваться изученной математической терминологией, решать текстовые задачи арифметическим способом

68

Связь между скоростью, временем и расстоянием

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, устанавливать взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием, находить скорость, время, расстояние

69

Связь между скоростью, временем и расстоянием

70

Решение задач. Самостоятельная работа

71

Виды треугольников: остроугольный, прямоугольный, тупоугольный

Знать понятие «треугольник», виды треугольников. Уметь пользоваться изученной математической терминологией, распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку (с помощью линейки и от руки), вычислять периметр многоугольника

72

Виды треугольников: остроугольный, прямоугольный, тупоугольный

73

Построение прямоугольного треугольника и прямоугольника на нелинованной бумаге

74

Умножение числа на произведение

Уметь выполнять

письменные вычисления (умножение и деление многозначных чисел на однозначное число), проверять правильность выполненных вычислений

75

Устные приемы умножения вида 18*20, 25*12

Знать конкретный смысл умножения и деления, названия действий, компонентов и результатов умножения и деления, связи между результатами и компонентами умножения и деления

76

Письменные приемы умножения вида 243*20, 532*300

77

Закрепление. Письменные приемы умножения

78

Умножение вида 7600*40

Уметь выполнять

письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями

79

Решение задач на встречное движение

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом на нахождение скорости, времени, расстояния, проверять правильность выполненных вычислений

80

Перестановка и группировка множителей

Уметь группировать

множители в произведении. Звать конкретный смысл умножения и деления, компонентов и результатов умножения и деления, связи между результатами и компонентами умножения и деления

81

Закрепление изученного

82

Деление числа на произведение

Уметь применять при-

ем письменного умножения и деления при вычислениях

83

Устные приемы деления для случаев вида 600:20, 5600:800

Знать конкретный смысл умножения и деления, названия действий, компонентов и результатов умножения и деления, связи между результатами и компонентами умножения и деления

84

Деление с остатком на 10, 100

знать и понимать:

 - таблицу умножения и деления однозначных чисел

Учащиеся должны уметь:

 - пользоваться изученной математической терминологией;

-  выполнять устно

85

Решение задач. Самостоятельная работа

Уметь выполнять письменное деление на двузначные и трёхзначные числа оканчивающиеся нулями

86

Решение задач

87

Письменное деление на число, оканчивающееся нулями

Знать конкретный смысл умножения и деления, названия действий, компонентов и результатов умножения и деления, связи между результатами и компонентами умножения и деления

88

Письменное деление на число, оканчивающееся нулями

89

Решение задач на движение в противоположных направлениях

Уметь решать текстовые задачи на движение в противоположных направлениях арифметическим способом

90

Решение задач на движение в противоположных направлениях

91

Закрепление изученного. Решение задач

92

Проверочная работа по теме «Умножение и деление»

Уметь проверять правильность выполненных вычислений, решать текстовые задачи

арифметическим способом

93

Умножение числа на сумму

Знать правило умножения числа на сумму. Уметь выполнять письменные вычисления (умножение и деление многозначных чисел на однозначное), проверять правильность выполненных вычислений

94

Устные приемы умножения вида 12*15, 40*32

Уметь раскладывать множитель на удобные слагаемые, сравнивать распределительное и сочетательное свойства  умножения

95

Письменный прием умножения на двузначное число

Знать конкретный смысл умножения и деления, названия действий, компонентов и результатов умножения и деления, связи между результатами и компонентами умножения и деления

96

Письменный прием умножения на двузначное число

Уметь выполнять

письменное умножение на двузначное число

97

Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом

98

Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям

99

Закрепление изученного. Решение задач.

100

Умножение на трехзначное число

Знать конкретный смысл умножения и деления, связи между результатами и компонентами умножения и деления. Уметь применять прием письменного умножения на трехзначное число

101

Умножение на трехзначное число

102

Закрепление. Тест по теме «Умножение на двузначные и трехзначные числа»

Уметь выполнять

письменные вычисления (умножение и деление многозначных чисел на однозначное, на двузначное число)

103

Письменный прием деления в случаях вида 492:82

Уметь выполнять

письменное деление

многозначных чисел на двузначное число,

проверять правильность выполненных вычислений

104

Деление с остатком на двузначное число

Знать конкретный

смысл умножения и

деления, названия действий, компонентов и результатов умножения и деления, связи между результатами и компонентами умножения и деления. Уметь выполнять письменное деление на двузначное число с остатком

105

Закрепление. Деление с остатком

106

Контрольная работа за 3 четверть

Уметь выполнять

письменное деление

многозначных чисел на двузначное число,

проверять правильность выполненных вычислений

107

Работа над ошибками

108

Деление на двузначное число

Уметь выполнять

письменные вычисления (умножение и деление многозначных чисел на однозначное, на двузначное число)

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом

109

Закрепление. Деление на двузначное число

110

Деление на двузначное число

111

Деление на трехзначное число

Уметь применять прием письменного умножения и деления на трехзначное число

112

Деление на трехзначное число

113

Деление на трехзначное число (при первой пробе получается число 10)

Уметь выполнять

письменные вычисления (умножение и деление многозначных чисел на однозначное, на двузначное число)

114

Деление на трехзначное число (в записи частного нули)

Уметь применять прием письменного умножения и деления на трехзначное число

115

Закрепление навыков письменного деления

Знать конкретный

смысл умножения и

деления, связи между результатами и компонентами умножения и деления. Уметь применять прием письменного умножения и деления на трехзначное число

116

Закрепление навыков письменного деления

117

Проверка умножения делением

Уметь выполнять

письменные вычисления (умножение и деление многозначных чисел на однозначное, на двузначное число)

118

Проверка умножения делением

119

Проверка деления умножением

120

Проверка деления умножением

121

Закрепление изученного по теме «Умножение и деление»

122

Контрольная  работа по теме «Умножение и деление»

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, применять знания при проверке вычислений

123

Работа над ошибками

124

Закрепление изученного. Тест  по теме «Умножение и деление»

Итоговое повторение – 12 часов

125

Нумерация. Римская нумерация

Уметь  читать, записывать, сравнивать числа в пределах миллиона

126

Выражение. Равенство. Неравенство. Уравнение.

Учащиеся должны уметь:

- пользоваться изученной математической терминологией

127

Арифметические действия. Сложение и вычитание

Уметь выполнять арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах тысячи

128

Умножение и деление. Правила о порядке выполнения действий

Уметь:  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной конструкторской деятельности.

129

Величины. Геометрические фигуры. Самостоятельная работа

Уметь пользоваться изученной математической терминологией, распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку (с помощью линейки и от руки), вычислять периметр многоугольника

130

Итоговая контрольная работа

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять письменные вычисления с натуральными числами

131

Работа над ошибками. Обобщающий тест  

132

Решение задач на увеличение числа в несколько раз

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом

133

Решение задач на кратное и разностное сравнение

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять письменное умножение и деление многозначных чисел

134

Решение задач на нахождение четвертого пропорционального

135

Решение задач на встречное движение

136

Решение задач на движение в противоположных направлениях

VI. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). М. И. Моро, Ю. М. Колягин, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова. Математика. / Сост. сборника программ Т. В. Игнатьева, Л. А. Вохмянина. – М.: Просвещение, 2010

  • Математика. Учеб. для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. / М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
  • Тетради по математике для 4 класса начальной школы № 1, 2. / Моро М. И., Волкова С. И. – М.: Просвещение, 2012
  • Методическое пособие к учебнику «Математика. 4 класс»: пособие для учителя / М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. В. Степанова, С. И. Волкова. – М.: Просвещение, 2012.
  • Дмитриева О. И. Поурочные разработки по математике к учебному комплекту М. И. Моро, М. А. Бантовой, С. И. Волковой и др. 4 класс. 2-е изд., перераб. и доп.– М.: ВАКО, 2012, - 400 с.
  • Черкесова М. Н. Математика. 4 класс. В двух частях. Ч. 1, 2. Поурочные планы по учебнику М. И. Моро, М. А. Бантова и др. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2002.
  • Математика. 4 класс. Поурочные планы. I полугодие / Сост. Цыкина Н. А. – Волгоград: Учитель, 2013.
  • Контрольные и проверочные работы по математике. 1-4 класс: / Пособие для начальной школы. / Авт.-сост. Узорова О. В., Нефедова Е. А. – К.: ГИППВ, 1997.
  • Узорова О. В. 5500 примеров и ответов по устному и письменному счёту 1-4 класс: / Пособие для начальной школы. – К.: ГИППВ, 1999.
  • Узорова О. В., Нефёдова Е. А. 2500 задач по математике, 1-3: / Пособие для начальной школы. – М.: Аквариум, 1997. 240 с.
  • Узорова О. В., Нефедова Е. А. 2500 задач по математике, 1-4 класс: / Пособие для начальной школы. – М.: Аквариум, 1997.
  • Узорова О. В. Устный счёт и математические диктанты. 3 класс (1-3), 4 класс (1-4): / Пособие для начальной школы.- М.: Аквариум, 1998.
  • Русанов В. Н. Математические олимпиады младших школьников. – М.: просвещение, 1990.
  • Эрдниев П. М. Обучение математике в начальных классах. / Укрупнённые дидактические  единицы (Книга для учителя и ученика) / - 2-е изд. испр. и доп. – М.: АО СТОЛЕТИЕ, 1995.
  • Далингер В. А., Загородных К. А. Методика организации и проведения самостоятельных работ учащихся в процессе обучения их решению текстовых задач: Книга для учителя. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 1996.
  • Брускова С. А., Чекулаева Л. В. Математика. Тетрадь с печатной основой 4 класс – Саратов: ОАО «Лицей», 1997. – 80 с.
  • Пепеляева Н. П. Математика с элементами тестирования. Тетрадь с печатной основой. г. Тобольск.
  • Математика. Проверочные работы с элементами тестирования. 3-4 класс. Тетрадь с печатной основой. Изд. «Лава», 1999.
  • Зайцев В. В. Математика для младших школьников: Метод. пособие для учителей и родителей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
  • Лавриненко Т. А. Как научить детей решать задачи: Методические рекомендации для учителей начальных классов. – Саратов: «Лицей», 2001.
  • Лавриненко Т. А. Приёмы вычисления по методу развивающего обучения: Дидактический материал для учителей. – Саратов: Лицей, 2003.
  • Методическая копилка. Для учителей начальных классов: Учеб. пособие / Автор-составитель В. П. Шульгина. (Серия «школа радости). – Ростов н/Д: феникс, 2001.
  • Я иду на урок в начальную школу: Математика. Часть I, II: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000.
  • Гордеев Э. В. 1200 задач и примеров по математике: 1-4-й кл.: Для нач. шк. – Тула: ООО Издательство «Родничок»; М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004.
  • Бугримова Т. А., Цыкина Н. А. Тренинговые карточки по математике для начальной школы (1-4 классы). – Волгоград: Учитель, 2003. – 104 с.
  • Зайцева С. А., Целищева И. И. Моделирование простых текстовых задач. – М.: Чистые пруды, 2005.
  • Интегрированный подход в обучении младших школьников: пособие для учителя / Н. М. Белянкова. – М.: Просвещение, 2008. – 128 с. – (Библиотека учителя).
  • Королёва Е. В. Предметные олимпиады в начальной школе: Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2008. – 68 с. (Метод. биб-ка).
  • Школьные олимпиады для начальных классов / О. А. Ефремушкина. – Изд. 6-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 186, [2] с.: ил. – (Здравствуй, школа!).
  • Личностно-ориентированный подход в работе педагога / Под. ред. Е. Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

ЛИТЕРАТУРА  ДЛЯ УЧАЩИХСЯ.

  • Математика. Учеб. для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. / М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2007.
  • Тетради по математике для 4 класса начальной школы № 1, 2. / Моро М. И., Волкова С. И. – М.: Просвещение, 2009-2010.
  • Родничок. Таблицы и правила по русскому языку и математике. 1-4 класс. – Тула: «Арктоус», 2007.
  • Грамматика русского языка и математика (в таблицах). / Сост. Василенко М. В.. Лагутина Е. В. – М.: ООО «Издат – Школа», 2007.

ЭОР

  1. Математика. 4 класс [Электронный ресурс]: программно-методический комплекс. – Минск: ИНИС – СОФТ. – М.: Хронобус, 2004. – (Семейный наставник). – 1 электронный оптич. диск (CD-ROM).
  2. «Сеть творческих учителей».
  3. «1 сентября».
  4. «ПРО ШКОЛУ.РУ»
  5. CD «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия»
  6. http://www.nachalka.com/
  7. http://pedsovet.org
  8. http://viki.rdf.ru/
  9. http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html 
  10. Портал "Открытый урок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по математике для 2 класса

Рабочая учебная программа по математике для 2 классаПрограмма составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе...

Рабочая учебная программа по математике 3 класс (Школа 2100)

         Рабочая программа по математике разработана на основе  авторской учебной программы по математике Л.Г.Петерсон, входящей в Образовательную систему «П...

Рабочая программа по математике автор Моро Бантова 1 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС для 1 класса по математике автор Моро, Бантова УМК "Школа России"...

Рабочая учебная программа по математике для обучающихся 2г класса по образовательной программе " Начальная школа 21 века "

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемыми результатами начальн...

Рабочая учебная программа по математике учащихся 9 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

. Рабочая учебная программа по математике составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной  программы образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллекту...