Деятельностный подход на уроках математики в начальной школе.
статья (математика) на тему

Выводцева Елена Николаевна

Для формирования творческого самостоятельного инициативного мышления необходимо создавать внешние и внутренние условия, которые обеспечивают высокую эмоциональную включенность через сознание и понимание у детей свободы выбора в путях и средствах достижения цели на уроках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Деятельностный подход на уроках математики в начальной школе.

Заученные слова, не затрагивающие сердце школьника, не могут привести к глубоким сдвигам в его личности. Но если эти ступени достигнуты путем самостоятельной мысли и живого чувства, в этом верный залог достижения цели.

Л.В. Занков

Для формирования творческого самостоятельного инициативного мышления необходимо создавать внешние и внутренние условия, которые обеспечивают высокую эмоциональную включенность через сознание и понимание у детей свободы выбора в путях и средствах достижения цели на уроках.

Согласно мысли психолога Л.С. Выгодского, развивается не сам по себе отдельно взятый ребенок, а целостная система, точнее сказать живая общность «ребенок взрослый». То что ребенок может «замышлять» и «конструировать» деятельность наравне с   взрослыми для традиционной педагогики абсолютно не приемлемо. Взрослый задает и организует деятельность по заранее установленному образцу, ребенок выполняет (пусть даже «творчески»). И, наоборот, целенаправленное включение ребенка в процесс совместного творения («сотворения») деятельности – отличительная черта развивающего обучения.

Задача учителя не поучать, а побуждать, не оценить, а проанализировать. Учитель по отношению к ученику перестает быть источником информации, а становится организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса. Ученик не просто усваивает готовое задание, а «открывает» новое знание в процессе своей собственной деятельности.

Обучение, обеспечивающее включение детей в учебно – познавательную деятельность и называют деятельностным подходом.

Объяснительно – иллюстрированный метод не может полноценно реализовать новые цели обучения. Необходима новая технология обучения, которая с одной стороны реализует деятельностный подход, а с другой стороны обеспечивает прохождение необходимых этапов глубокого и прочного усвоения понятий.

Выделены основные методы деятельностного подхода и их пути реализации при работе над новым понятием.

Во- первых – постановка учебной задачи.

Прежде чем вводить новое знание, необходимо создать ситуацию нужности появления новых знаний, где оно сталкивается с незнанием. Это этап мотивации и целеполагания деятельности.

Урок математики во втором классе. («Математика» Л.Г. Петерсон)

Цель: Введение понятия «Деления с остатком».

Учитель: Запишите отрезок натурального ряда чисел от 7 до 17.

- Какие числа без остатка делятся на 8?

- 8,16.

Учитель: При  делении  каких чисел на 8 получается остаток 1? 2? 3?

Учитель: Какой может быть самый большой остаток при делении на 8? (самостоятельное исследование учеников)

Ученики: 15:8=1 (остаток 7)

Учитель: если в математическом выражении делитель 9, то какие могут быть остатки? Самый большой остаток? (остаток 8)

Учитель: Какой мы можем сделать вывод? (побуждение и формирование учебной проблемы)

Ученики: при делении с остатком остаток всегда меньше делителя

Учитель: a:9=b (остаток x) x<9. Запись в «тетрадь открытий».

Дети предлагают свои формулировки учебной проблемы и могут высказать все, что угодно, только не вожделенный вопрос для исследования. Учитель должен проявлять терпимость в отношении к таким случаям, ведь стоит только один раз только дать детской попытке самостоятельно мыслить отрицательную оценку, и в следующий раз школьник на диалог не пойдет. Лучше откликнуться словами: Кто думает иначе? Кто еще хочет сказать?       И др.

После «открытия» нового детьми осуществляется первичное закрепление через комментирование каждой искомой ситуации, проговаривание установленных алгоритмов действий (что делаю и почему, что идет за  чем, что должно получиться)

Урок математики.

Цель: Введение нового понятия «Доли».

   

  Учащимся предлагается вместе с Белоснежкой разделить пирог прямоугольной формы (Р=16 см), который она испекла для своих друзей (всего их 16).

Какой кусочек достанется Белоснежке? () один шестнадцатый (закрашивают).

- Сколько отложить гномам?  ()

- Сколько отложить трем белочкам? )

- Остальные – семье зайца. Какое число?

На доске запись:

     

- Что означает число под чертой? Над чертой? Запись в общем виде    расположите в порядке возрастания, если b  - постоянное число, a=7, c=1, b=16, то сравните а и с

а>c, сравните дроби:

 >

В процессе работы над понятием происходит «открытие» детьми нового значения путем проблемно – поисковой деятельности, исследовательской или экспериментальной. В завершение подводится итог.

Урок математики в четвёртом классе.

Цель: Введение новое понятие «Умножение дроби на число».

Учащиеся при сложении одинаковых дробей выходят на необходимость заменить сложение умножением и записывают это в общем виде:

После этого переходят к первичному закреплению.

Учитель: В старину на Руси использовались монеты достоинством меньше одной копейки.

Грош -  копейки

Полушка -  копейки

Существовали еще и другие денежные единицы. Определите, сколько копеек они составляли.

Алтын -? копеек – 12 полушек

Пятак -? копеек – 10полушек

Гривенник -? копеек – 40 полушек

Пятиалтынный -? копеек – 30 грошей

Двугривенный -? копеек – 80 полушек

(показ монет из коллекции)

После выполнения этой работы происходит самооценка. Ученик адекватно оценивает результаты своих действий. Создается ситуация успеха (я могу, у меня получается) и у него возникает желание закрепить удачный результат.

Таким образом, на уроке изучения нового материала ученик проходит все этапы научного творчества (от постановки проблемы до реализации продукта), при этом открывает субъективно новое знание (новое лишь для него самого) и выражает его в доступных формах.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по теме самообразования."Применение деятельностного метода на уроках математики в начальной школе"

Отчет по теме самообразования "Применение деятельностного метода обучения в начальной школе на уроках математики в рамках УМК "Школа-2100" (из опыта работы)...

Базовая модель обобщенного опыта работы по теме «Реализация технологии системно-деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе»

Идея: обеспечение продуктивной и успешной деятельности младших школьников на уроках математики средствами системно-деятельностного подхода....

Технология деятельностного метода на уроках математики в начальной школе

Выступление на городском семинаре "Развитие универсальных учебных действий младшего школьника в урочное и внеурочное время" (2013 год)...

Реализация деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе

Реализация деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе...

Системно-деятельностный подход на уроках математики в начальной школе

Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Начальная школа должна сформировать у ученика не только предмет...

Использование системно-деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе

В данном исследовании рассмотрен основные приемы использования системно-деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе и представленные практические пути их реализации...

Системно-деятельностный подход на уроках музыки в начальной школе.

Системно-деятельностный подход на уроках музыки в начальной школе....