Главные вкладки

    Урок математики
    план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

    Николаева Наталия Николаевна

    Урок   математики в 1 классе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon _zamknutye_i_nezamknutye_linii.doc85.5 КБ
    Microsoft Office document icon dlina_predmetov.doc34 КБ

    Предварительный просмотр:

    Математика

    Замкнутые и незамкнутые линии, 1 класс

     

    Предметные  результаты

    Знакомство с понятиями «замкнутая линия» и «незамкнутая линия». Распознавание замкнутых и незамкнутых линий на чертежах.

    Овладение умением прибавлять числа с помощью натурального ряда чисел. Выполнение классификации по разным основаниям.

    Планируемые результаты (универсальные учебные действия)

    Личностные универсальные учебные действия

    -проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению математики;

    -иметь общее представление о моральных нормах поведения;

    -осуществлять оценку работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

    Регулятивные универсальные учебные действия

    • -понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
    • -оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
    • -в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.
    • Познавательные универсальные учебные действия
    • кодировать информацию в знаковосимволической форме в простейших случаях (с использованием 2-5 знаков или символов, 1-2 операций);
    • на основе кодирования строить простейшие модели математических понятий, отношений, задачных ситуаций;
    • строить небольшие математические сообщения в устной и письменной форме (2-3 предложения);
    • осуществлять анализ объекта (с выделением 2-3 существенных признаков);
    • - проводить сравнение (последовательно по 2-3 основаниям, наглядное и по представлению; сопоставление и противопоставление);
    • под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов (самостоятельно выделять основание классификации, находить разные основания для классификации, проводить разбиение объектов на группы по выделенному основанию);
    • самостоятельно проводить сериацию объектов;
    • под руководством учителя осуществлять действие подведения под понятие (для изученных математических понятий);
    • давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа.
    • Коммуникативные универсальные учебные действия
    • -воспринимать мнение других людей о математических явлениях;
    • -понимать задаваемые вопросы;
    • -выражать свою точку зрения;
    • -адекватно относиться к мнению одноклассников, взрослых, принимать их позицию.
    • Тип урока: урок «открытия» нового знания
    • Методы обучения: проблемные, частично-поисковые.
    • Формы организации познавательной деятельности учащихся:
    • индивидуальная, парная, групповая, коллективная.
    • Оборудование:
    • Для учителя:   карточки с цифрами от 1 до 9, предметные картинки с изображением животных (медведя, белки, ежа, лисицы, зайца, коровы, волка),  аудиозапись  для физкультминутки, электронная физминутка «Цыплёнок», компьютерное приложение «Проверь себя»
    • Для учащихся:   счётные палочки, линейки, цветные карандаши, простой карандаш, игра «Геометрик», наждачная бумага, нитки.
    • 1.  Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
    • Организационный момент.
    •  
    • - Всем известно, что у нас самый лучший в школе класс!
    • - Мальчики здесь?
    • - Здесь!
    • - Девочки здесь?
    • - Здесь!
    • - Готовы к путешествию по стране Геометрии?
    • - Да
    •         
    • 2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
    • а)  Задание на логику. Работа с предметными картинками.
    • -  Назовите, кто пришел к нам в гости (медведь, белка, лисица, корова, ежик, волк, заяц)
    •  -  Сколько всего гостей? (7)
    • -  Как их назвать одним словом? (животные)
    • -  На какие группы можно разбить животных? (дикие и домашние)
    • -  Какое животное можно назвать лишним?
    •                    (корова – домашнее животное, а остальные дикие)
    •                    (у коровы есть копыта)
    •                    (еж – с иголками, а остальные животные покрыты шерстью)
    •                    (белочка скачет по деревьям)
    •                    (медведь спит зимой)
    • Гости – животные приготовили для вас «математические» загадки.
    • 7 > 1,    7 < 9,    7 = 7,     5 < 8,    7 + 3
    • -Какая математическая запись лишняя? Почему?
    • (7=7, т.к. это равенство, 5< 8, т. к в этой математической записи нет числа 7 и т.д.)
    • б) Актуализация знаний учащихся (постановка проблемы).
    •  «Открытие» нового знания и формулирование темы урока.
    • Понятие о замкнутых и незамкнутых линиях.
    • -  Мы уже знакомы с жительницей страны Геометрии – Точкой. Однажды с ней произошла невероятная история. Точка отправилась к своим друзьям – геометрическим фигурам – в гости на день рождения. Она несла много великолепных подарков. И вдруг – неудача! Ее путь преградила большая река. «Что же мне делать? Неужели возвращаться?» - подумала Точка. И тут на помощь пришли ее друзья – отрезки. Соединились они вместе, и получился отличный мостик:                            
    • -  Посмотрела Точка на этот мостик и говорит: «Вот какая интересная линия получилась!»
    • -  Какая линия получилась? (ломаная линия) Если я соединю концы ломаной, что получится?  Как ее теперь можно назвать? (замкнутая ломаная линия)
    • -  А если не соединять концы ломаной линии? (незамкнутая ломаная линия)
    • -  Теперь выпрямим планку, на какую геометрическую фигуру она похожа?
    • -  Сколько концов у планки?
    • -  Изменилось ли что-нибудь после того, как она стала ломаной линией?
    • (теперь она состоит из нескольких отрезков, а не из одного, значит, теперь у нее не два конца, так как каждый отрезок ломаной линии имеет по два конца)
    • -  Каждый отрезок ломаной называется ее звеном.
    • 3. Постановка учебной задачи. Этап выявления места и причины затруднения
    • Детям раздаются карточки с изображением линий
    • -Что изображено на рисунке? (Линии.)
    • - На какие группы можно разбить эти линии?
    • - Разложите карточки с изображениями этих линий на группы (несколько вариантов выполнения задания)
    • 4. Построение проекта выхода из затруднения
    • (Дети пытаются выполнить задание учителя самостоятельно, работая в группах.  Все, безусловно, смогут произвести классификацию по цвету. Возможно, кто-то догадается, что линии можно разбить на прямые и кривые.)
    • Учитель просит детей выйти к доске и показать, что у них получилось.
    • Если дети нашли разбиение на кривые и прямые линии, то учитель обращает на него внимание детей как на что-то новое, не встречавшееся раньше, если нет, то предлагает такую классификацию сам.
    • -Как вы думаете, можно так разбить на группы эти линии? (Да, потому что они разные, отличаются друг от друга.)
    • -Как бы вы назвали эти линии? (Предположения детей.)
      -Назовите тему урока.
    • Физминутка «Дотянись до звезды» (под музыку)
    • Расслабляет и дает набраться оптимизма, укрепляет уверенность детей в том, что они способны достичь цели.
    • -Встаньте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха.
    • Представьте себе, что над вами ночное небо, усыпанное звездами. Посмотрите на какую-нибудь звезду, которая ассоциируется с мечтой – желанием что-то иметь или кем-то стать.
    • Теперь откройте глаза и протяните руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайтесь изо всех сил! И вы обязательно сможете достать рукой свою звезду. Снимите ее с неба и бережно положите перед собой в красивую просторную корзину.
    • Опустите руки и закройте глаза. Выберите прямо у себя над головой другую сверкающую звездочку, которая напоминает вам о другой вашей мечте. (10с)
    • Теперь откройте глаза, потянитесь обеими руками как можно выше и достаньте до неба. Сорвите эту звездочку с неба и положите в корзину к первой звезде.
    • Сорвите еще несколько звездочек. Дышите так: глубокий вдох, когда тянетесь за звездой, и выдох, когда достаете ее и кладете в корзину.
    • Доп-но: Звезда - замкнутая линия или незамкнутая? Почему? Докажите.                                
    • 5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
    • Практическая работа.
    • 1 вариант
    • -         Используя, наждачную бумагу и нитки выложите фигуру, которая написана у вас на карточках (квадрат, ломаная, треугольник, кривая) (работа в парах)
    • - Выйдите, кто выкладывал квадрат
    •                                               ломаную
    •                                               треугольник
    •                                               кривую.
    • 2 вариант
    • -Приготовьте верёвочки. Выполним с помощью верёвочки: а) замкнутую линию; б) незамкнутую линию.
    • 3 вариант
    • -  Возьмите 5 палочек и составьте из них ломаную линию незамкнутую.
    • -  Сколько звеньев у получившейся ломаной?
    • -  Сколько концов у ломаной линии?
    • -  Преобразуйте ее в замкнутую линию. Что получилось?
    •    (пятиугольник)
    • Этап реализации построенного проекта. Работа в тетради.
    • Физминутка электронная «Цыплёнок»
    • 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
    • 1 группа (8 чел)
    • 2 группа (3-4 группы по 4 человека)
    • Работа за компьютерами
    • Работа в группах
    • Тренировка (12 заданий)
    • Тема  6: Прямая, луч, отрезок, ломаная
    • Игра «Геометрик» (см. приложение 2)
    • Этап включения в систему знаний и повторения
    • После окончания работы в группах, дети возвращаются на свои места + те, кто уже выполнил задание на компьютере. Проводится игра «Угадай фигуру» (см. приложение 1)
    • 7. Рефлексия деятельности
    •  -  С каким понятием познакомились?
    • -  Какие  ломаные бывают?
    • (замкнутые и незамкнутые)
    • -  Как называется отрезок ломаной?
    • (звено)
    • -  Как по–другому можно назвать многоугольник?
    • (замкнутая ломаная линия)
    • -За что ты можешь себя похвалить?
    • -За что ты можешь похвалить одноклассников?
    • - Кто из вас на уроке работал активно?
    •  - А кому из вас помогали справиться с заданием соседи по парте?
    • - Только настоящие друзья придут на быстро на помощь. Давайте всегда помогать друг другу и своим близким.
    • Приложение 1
    • Игра «Угадай фигуру»
    • Для отработки умения определять форму предмета на данном и последующем уроках используются специальные задания на осязание. С этой целью учитель может легко приготовить 5—6 пособий на угадывание формы по контуру фигуры. Каждое такое пособие представляет собой кусок картона размером 15 × 15 см с наклеенными на него зернышками пшена (горошинами, бисером или бусинами) в виде квадрата, круга, прямоугольника, треугольника или овала 2. Важно, чтобы расстояние между зернышками было не больше 2—3 мм, а угадываемая фигура могла быть полностью накрыта ладошкой первоклассника.
    •    Например, дети закрывают глаза, нащупывают зернышки и, обводя их пальцем, а при необходимости и ощупывая ладонью, определяют, какую форму они образуют.
    • Приложение 2
    • Развивающая игра  "Геометрик".
    •        Вы помните,  как встретились предметы из дерева, пластмассы и резины и заспорили, кто всех полезней? А потом подружились и решили работать вместе - дощечка, кнопочки и резиночки. И вот тут-то начали у них получаться просто-таки удивительные изображения: снежинки, птица, ракета, даже человечек... Попробуйте выполнить предложенные изображения используя игру «Геометрик».
    •  
    •    



    Предварительный просмотр:

    Тема: Длина предметов.

    Класс(ы): 

    1 класс

    Предмет(ы): 

    Математика

    Цель урока: 

    Цель: создать педагогические условия для обучения сравнению длины предметов способами наложения и приложения. Задачи: •уточнить имеющиеся у детей представления о данной величине; •развивать коммуникативные навыки учащихся посредством включения в работу в парах; •воспитывать умение вести учебный диалог.

    Тип урока: 

    Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

    Учащихся в классе (аудитории): 

    30

    Используемые учебники и учебные пособия: 

    УМК"Гармония"

     Истомина Н.Б. "математика" 1 класс, печатная тетрадь №1.

    Используемая методическая литература: 

    Истомина.1 кл.(1-4)Методические рекомендации.

     

    Используемое оборудование: 

    • учебники;
    • тетради на печатной основе;
    • наглядный материал: таблички на доску «Длина», «Размер», «длиннее - короче, шире - уже, выше - ниже, ближе – дальше», 2 ленточки разного цвета, длины и ширины, таблица-аппликация на доску, аудиозаписи для физпауз;
    • раздаточный материал для работы в парах;
    • ТСО.(компьютер, мультимедиа проектор, ИД)

    Используемые ЦОР: 

    файл ИД

    Краткое описание: 

    ИЛЛЮСТРАЦИЯ СХЕМА ПЛАКАТ-ТАБЛИЦА

    Ход занятия

    1. Оргмомент.

    Учитель:

    Долгожданный дан звонок –
    Начинается урок математики.

    Ну-ка, проверь, дружок,
    Ты готов начать урок?
    Все ль на месте,
    Все ль в порядке:
    Пенал, учебник и тетрадка?

    Беремся, ребята, скорей за работу!

    2. Постановка учебных задач.

    Учитель: Исследовательская работа "Три медведя"

    РАБОТА С И.Д. стр.№1: задание с использованием файла ИД.

    Учитель: По какому признаку различаются медведи?

    Предполагаемые ответы детей: ПО РОСТУ , ПО ВЕСУ, ПО ВОЗРАСТУ И Т.Д.

    ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЯ ПО стр.  №1

    Дети выходят к доске и передвигают героев плаката по росту.

    Ваша задача: определить, о чем мы будем говорить сегодня на уроке.

    Учитель: Какая тема нашего урока?
    Тема нашего урока «Длина». (Вывешивает на доску.)
    Будем говорить о длине предметов и будем учиться сравнивать предметы по длине.

    Длина предметов

    3. Новый материал.

    1) Сравнение наложением.

    Учитель: Что у меня в руках? Что можете сказать о них.
    (Ленты отличаются цветом – это видно сразу, но еще длиной и шириной, что можно определить лишь только наложением!)

    Дети: Они разного цвета.

    Учитель: А их длина? Одинаковая или разная?

     (Выходят по 2 ученика на каждую ленту и пробуют «наложить» ленты.)
    Дети: Желтая - длиннее, а красная - короче.

    Учитель: Молодцы! Сегодня продолжаем сравнивать предметы и, в своей речи, будем учиться использовать эти слова – помощники. Прочитаем их хором.

    Учитель: Мы не все рассказали о наших лентах. Смотрите на табличку!
    Дети: Сравним по ширине.
    Учитель: Это видно на глаз? Что делать?
    Дети: Так не видно, надо наложить ленты! Красная – шире, зеленая – уже!
    Учитель: Кто понял, для чего мы прикладывали ленты друг к другу?
    Дети: Чтобы сравнивать их по длине и ширине! На глаз не видно различий!     
    Вывод: На глаз не всегда можно увидеть отличия.

    Физпауза

    2) Визуальное сравнение (Сравнение пар предметов, где отличия видны визуально).

    РАБОТА С И.Д. стр.№3: визуальное соотнесение роста медведей с соответствующими отрезками "за шторкой"

    Учитель: Длину любого предмета можно соотнести с длиной отрезка. Чем больше, выше, длиннее предмет, тем больше будет отрезок.

    - Покажите, какой отрезок соответствует росту наших героев?

    Ученик практическим способом (методом наложения) доказывает высказанное ранее предположение.

    РАБОТА С И.Д. стр.№4: коллективная работа по сравнению и выделению лишнего предмета по определённым признакам.

    Учитель озвучивает задание стр. №4

    Ученики: коллективно обсуждая, приходят к выводу, что при сравнении предметов можно выделить несколько признаков, показывая при и объяснении указкой на доске.

    РАБОТА С И.Д. стр.№5: Решение задачи по теме.

    Учитель предлагает детям составить самостоятельно задачу, используя  понятия длины  и соотнесения её с отрезками.

    Ученики: После предложенных детских  вариантов, выбираются лучшие  и демонстрируются на  доске маркером.

    Учитель: Сейчас будем работать в парах. Каждая получит набор предметов, который надо будет сравнить и рассказать о них, используя эти слова на табличке. Работать и готовить отчет о работе будете готовить по плану на карточках на ваших партах.
     

    а) 3 карандаша, разные по цвету, длине;
    б) 3 книги, разные по цвету, толщине, высоте;
    в) 3 коробки из-под конфет, разные по цвету, высоте;
    г) 3 яблока, разные по цвету, размеру, высоте, ширине;


    Отдельно нужно рассмотреть понятия «ближе – дальше» (игрушечный домик и 3 игрушки, привязанные на разном расстоянии от него).

    Вывод:Мы сравнивали предметы способом наложения и приложения.

    Физпауза

    4. Закрепление изученного материала.

    1)  Работа в ТПО.  По заданию.
    На доску можно поместить аналогичные ленты из белой бумаги, рассуждая обозначить их цвет.

    2) Задание на повторение темы: "Замкнутая и незамкнутая ломаная"

    РАБОТА С И.Д. стр.№2:

    Учительпредлагает детям выбрать путь для каждого героя, соответствующий заданию стр2.

    Ученик: (работа в паре) Один ученик рисует ломаную замкнутую, проходя путь медвежонка, второй - рисует незамкнутую ломаную, проходя путь медведя.

    5. Практическая работа: «Книга рекордов».

    Учитель: Сегодня мы начнем создавать в нашем классе «Книгу рекордов». Рекорд – это самый высокий, лучший или отличный от других показатель чего-либо.
    Какие рекорды про наш класс можно, по-вашему, поместить в эту книгу? Не забывайте о теме нашего урока.

    Учитель: Рост человека – это тоже длина, длина его тела. Кто в нашем классе отличается от других своим ростом?

    Первыми рекордсменами в ней будут Лена и Сережа, им вручаются дипломы, как  обладателям самого низкого роста.

    А кто же самые высокие мальчик и девочка? Как узнать?

    Дети: Поставим рядом несколько высоких девочек и мальчиков и сравним их рост.

    Учитель: Вручаем дипломы обладателям самого высокого роста.
    Что еще мы можем сравнить друг у друга?

    6. Итог урока.

    Учитель: Что узнали? Чему учились? Что понравилось?

    7. Рефлексия.

    Учитель: Сейчас я предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке.

    Ваш сигнал:  
    под зеленым человечком будет обозначать, что вы поняли новый материал и умеете применять его на практике;
    под  желтым человечком – в основном все понял, но нужна помощь;
     под красным человечком – было трудно, не смог применить свои знания на практике.

    Анализ рефлексии детьми и учителем.