Урок математики в 1 классе "Знаки <,>,="
план-конспект урока (математика, 1 класс) на тему

Григорьева Светлана Сергеевна

Урок предъвления новых знаний в соответствии с ФГОС (УМК "Перспективная начальная школа") по теме "Знаки <,>,="

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_v_1_klasse.docx41.99 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 1 классе по теме:


«ЗНАКИ:
больше (>), меньше (<), равно (=)»

(УМК «Перспективная начальная школа»

Цели деятельности педагога: создать условия для развития умения устанавливать отношения: равно, больше, меньше – для чисел и записывать их с помощью знаков >, <, =; способствовать закреплению навыков правильного написания цифры 0, 1, 2; развивать умение сравнивать и классифицировать предметы по разным признакам.

Планируемые результаты (метапредметные универсальные учебные действия):

Регулятивные: оценивать и анализировать результат своего труда, определять то, что лучше всего получилось, а при необходимости вносить изменения в решение задания.

Познавательные: анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

Коммуникативные: выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью; быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

Личностные: знать основные моральные нормы и ориентироваться на их выполнение; оценивать свои поступки, действия, слова.

Сценарий урока

I. Начало урока. Посмотрите налево, …

II. Сообщение темы урока.

  Откройте учебник на той странице, где мы работали  на прошлом уроке. Как называлась наша тема? Посмотрите на страницу справа. Сравните записи названия тем. Они одинаковы? Кто может прочитать начало темы? А кто догадался, что это за знаки? (если затруднения: Помочь их правильно назвать поможет предыдущая страница. Давайте вспомним, как называлась предыдущая тема? И знаки называются также). Сделайте вывод: что это за знаки и как они называются? А на математическом языке – это Больше, меньше и равно.  Предположите, новая тема связана с темой прошлого урока? Значит, совсем ли новой она будет для нас? Но какие-то открытия мы для себя сегодня сделаем, что-то новое узнаем?

–Верно, сегодня на уроке мы познакомимся со знаками сравнения чисел, научимся их различать и правильно употреблять.                          5 минут

III. Изучение нового материала. Работа по учебнику (с. 39).

С чего начнём? (познакомимся со знаками). А поможет нам в этом задание 1 учебника. Вы можете глазками смотреть в учебник и слушать меня (У читает задание).

Рассмотрим рисунок в центре.  Расскажите, что здесь изображено. – Какого цвета Маша нарисовала круги? Сколько кружков сверху? Число 2 записывают знаком – цифрой 2. Покажите на доске цифру 2. Сколько кружков снизу?  Как записывают число 2? (Число 2 записывают знаком – цифрой 2). Покажите на доске цифру 2.  Кружков сверху и снизу больше, меньше или поровну?

Объяснение данных рисунков. если каждое из двух данных чисел представить в виде вертикального ряда одинаковых кружков, то для равных чисел линии, ограничивающие эту конструкцию сверху и снизу, будут расположены напротив,  параллельно друг другу и тем самым будут напоминать знак равенства, (дети находят его среди трёх знаков или показать). Давайте прочитаем полученную запись.  Рассмотрим рисунок слева. Сколько на нём синих кружков? Число 1 записывают знаком – цифрой 1. Сколько красных кружков?  Число 2 записывают знаком – цифрой 2. Вспомните, для равных чисел линии располагались параллельно, а для неравных чисел эти линии будут сближаться в направлении меньшего числа, то есть указывать острием на меньшее число. Возьмите знак, направьте его остриём на меньшее число. Прочитайте запись. Рассмотрите рисунок справа. …

Таким образом, если мы начинаем чтение записи с меньшего числа (на это число указывает острие знака), то знак читается как «меньше», а если мы начинаем чтение записи с большего числа (на это число не указывает острие знака), то этот знак читается как «больше».

Данное правило можно использовать как при чтении записи слева направо, так и в обратном направлении.

– Прочитайте записи:        2 = 2                2 > 1 (магнитные цифры – на доске)

                                         1 = 1                1 < 2            15 минут

Физминутка «Кошкин дом»

Выполним задание № 2. Посмотрите внимательно, где мы будем выполнять это задание? (В тетради на печатной основе). Откройте тетради на печатной основе. Я предлагаю вам порассуждать. В задании 2 два ряда карточек, что вы видите в верхнем ряду? А в нижнем? Они похожи или нет? Чем? (число записываем цифрой).

Если вы затрудняетесь правильно поставить знак, обратитесь к заданию 1.

Сверьте свою запись с записью соседа по парте. Покажите, чья пара готова прочитать эту запись.   А вы также прочитали?

Учащимся предлагаются два вида табличек: таблички с цифрами и таблички, на которых даны точечные изображения данных чисел. Эти таблички выполняют две функции: во-первых, с их помощью учащиеся могут провести сравнение данных чисел, рассматривая соответствующие множества точек; во-вторых, представленные точечные фигуры своей конфигурацией дают указание на то, какой знак между числами следует написать.

Образец:

Задание № 3. Обсудите и выполните в группах.

– Рассмотрите рисунки. Кто здесь изображен?

– Сколько грибов нашел Зайчик? (0)

– Запишите это число в тетради на первой строчке.

– Сколько грибов нашла Белочка? (1)

– На этой же строчке, через клеточку напишите ответ с помощью цифры.

– Сколько грибов нашел Ежик? (2)

– Запишите число в тетради на той же строке.

– Кто нашел меньше грибов: Зайчик или Белочка? Поставьте правильный знак между числами.

Запись:  0 < 1. (уже прописано в тетради, только поставить знак)

– Кто нашел меньше грибов: Белочка или Ёжик? Поставьте правильный знак между числами.

Запись:  1 < 2.

- Сверь свою запись с записью соседа по парте. А у вас так?

– Прочитайте полученные записи. Кто помог своему соседу?

 Физкультминутка

IV. Работа в печатной тетради № 1 (с. 35–36, № 1–4).

Регулятивные УУД: осознавать необходимость осуществлять контроль по результату (ретроспективный), контроль результата по просьбе учителя; отличать верно выполненное задание от неверного.

Задание 1 уже выполнено совместно с комментированием.

Задание 2 – самоконтроль по предложенному учителем на обороте доски. Оцените себя. Кто справился с заданием и выполнил верно? У кого другая запись? Молодцы! С работой справились! А хотите ещё?... Тогда выполним задания на  следующей странице. Кто может прочитать задание 3? Расскажите, как вы будете выполнять задание по первой картинке. Поработайте с соседом по парте, расскажите ему, как вы выполнили задание по второй картинке, а он расскажет вам по третьей.

Кто хочет поработать ещё, выполните задание 4.

V. Фронтальная работа.  

Игра «Составим поезд».

Дидактическая цель: сравнение группы предметов.

Содержание игры. учитель предлагает составить 2 «поезда» из «вагонов» (учеников) и сравнить, где больше вагонов.

С  этой  целью  вызывают  7  учеников.  Они  составляют  «поезд»  из 7 «вагонов». Затем вызывают 5 учеников, они составляют «поезд» из 5 «вагонов». «Какой поезд длиннее? – спрашивает педагог. – Какой короче? Где вагонов больше? Где – меньше? Как уравнять состав поезда по числу вагонов?» (Прицепить ко второму поезду 2 вагона либо отцепить от первого 2 вагона.) Игра сопровождается соответствующими действиями.

Примечание. Количество вагонов можно изменять 2–3 раза.

Или самостоятельная работа по карточкам с взаимопроверкой.

VI. Итог урока.

Какую цель ставили в начале урока? Как вы считаете, мы достигли своей цели?

Кто считает, что справился с заданиями, поднимите руку.

– Что нового узнали на уроке?

Урок 27
ЗНАКИ:
больше (>), меньше (<), равно (=)

Цели деятельности педагога: создать условия для развития умения устанавливать отношения: равно, больше, меньше – для чисел и записывать их с помощью знаков >, <, =; способствовать закреплению навыков правильного написания цифры 0, 1, 2; развивать умение сравнивать и классифицировать предметы по разным признакам.

Планируемые результаты (метапредметные универсальные учебные действия):

Регулятивные: оценивать и анализировать результат своего труда, определять то, что лучше всего получилось, а при необходимости вносить изменения в решение задания.

Познавательные: анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

Коммуникативные: выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью; быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

Личностные: знать основные моральные нормы и ориентироваться на их выполнение; оценивать свои поступки, действия, слова.

Сценарий урока

I. Устный счет. Актуализация знаний.

1. Перед вами пара карточек. Пара – это сколько?

         Сравните свои карточки с карточками соседа по парте. Они одинаковые? И всё же мы можем сказать, сколько предметов на одной карточке и сколько на другой? На одной карточке один предмет, а на другой их несколько. 

Положите справа карточку, на которой изображен один предмет, а слева – карточку, на которой несколько предметов. А теперь справа положите карточку, на которой меньше предметов, а слева – карточку, на которой больше предметов. Вы поменяли картинки местами? Почему? (Ответ: Вначале справа нужно было положить карточку, на которой изображен один предмет, а затем карточку, на которой меньше предметов, а 1 – это всегда меньше, чем несколько )

2.  Перед вами кружочки темного цвета. У каждого из вас их поровну. Переверните несколько кружочков, а теперь расположите их так, чтобы без счёта можно было сказать, каких кружочков больше, тёмных или светлых. Кто ответит, каких кружочков больше? А кто сможет сказать на сколько больше?

3. Рядом разложите прямоугольники.

Сравните фигуры. Чего больше? Чего меньше? Если можете, то скажите, на сколько больше или на сколько меньше.

II. Сообщение темы урока.

Кто может сказать одним словом чем мы сейчас занимались? (Сравнивали.)

Продолжите предложение:  При сравнении предметов их может быть … (больше, меньше или поровну). Откройте учебники на той странице, где говорится об этом, вспомните, что мы работали над этой темой на прошлом уроке. Посмотрите на страницу справа. Сравните записи названия тем. Они одинаковы? Кто может прочитать начало темы? А кто догадался, что это за знаки? (если затруднения: Помочь их правильно назвать поможет предыдущая страница. Давайте вспомним, как называлась предыдущая тема? И знаки называются также). Сделайте вывод: что это за знаки и как они называются? А на математическом языке – это Больше, меньше и равно.  Предположите, что нового должны узнать на уроке?

–Верно, сегодня на уроке мы познакомимся со знаками сравнения чисел, научимся их различать и правильно употреблять.

III. Изучение нового материала. Работа по учебнику (с. 39).

– Рассмотрите знаки: >, <, =. На что похожи эти знаки? (Знаки похожи на клювы птиц.) Из чего они состоят? (Из двух палочек, из двух прямых линий)

Знак > обозначает «больше», а знак < обозначает «меньше». Чтобы запомнить и отличать эти очень похожие знаки, рассмотрите рисунки в учебнике и выполним задание 1. Расскажите, что здесь изображено.

– Какого цвета Маша нарисовала круги? Каких кругов больше? (Синим цветом – меньшее количество, а красным – большее.)

Рассмотрим рисунок в центре.  Сколько кружков сверху? Число 2 записывают знаком – цифрой 2. Покажите на доске цифру 2. Сколько кружков снизу?  Как записывают число 2? (Число 2 записывают знаком – цифрой 2). Покажите на доске цифру 2.  Кружков сверху и снизу больше, меньше или поровну?

Объяснение данных рисунков. если каждое из двух данных чисел представить в виде вертикального ряда одинаковых кружков, то для равных чисел линии, ограничивающие эту конструкцию сверху и снизу, будут расположены напротив,  параллельно друг другу и тем самым будут напоминать знак равенства, (дети находят его среди трёх знаков или показать). Давайте прочитаем полученную запись.  Рассмотрим рисунок слева. Сколько на нём синих кружков? Число 1 записывают знаком – цифрой 1. Сколько красных кружков?  Число 2 записывают знаком – цифрой 2. Вспомните, для равных чисел линии располагались параллельно, а для неравных чисел эти линии будут сближаться в направлении меньшего числа, то есть указывать острием на меньшее число. Возьмите знак, направьте его остриём на меньшее число. Прочитайте запись. Рассмотрите рисунок справа. …

Таким образом, если мы начинаем чтение записи с меньшего числа (на это число указывает острие знака), то знак читается как «меньше», а если мы начинаем чтение записи с большего числа (на это число не указывает острие знака), то этот знак читается как «больше».

Данное правило можно использовать как при чтении записи слева направо, так и в обратном направлении.

– Прочитайте записи:        2 = 2                2 > 1 (магнитные цифры – на доске)

                                         1 = 1                1 < 2

Физминутка «Кошкин дом»

Выполним задание № 2. Откройте тетради на печатной основе. Я предлагаю вам порассуждать. В задании 2 два ряда карточек, что вы видите в верхнем ряду? А в нижнем? Они похожи или нет? Чем? (число записываем цифрой).

Если вы затрудняетесь правильно поставить знак, обратитесь к заданию 1.

Учащимся предлагаются два вида табличек: таблички с цифрами и таблички, на которых даны точечные изображения данных чисел. Эти таблички выполняют две функции: во-первых, с их помощью учащиеся могут провести сравнение данных чисел, рассматривая соответствующие множества точек; во-вторых, представленные точечные фигуры своей конфигурацией дают указание на то, какой знак между числами следует написать.

Образец:

Задание № 3. (по учебнику и в рабочей тетради) Обсудите в группах.

– Рассмотрите рисунки. Кто здесь изображен?

– Сколько грибов нашел Зайчик? (0)

– Запишите это число в тетради на первой строчке.

– Сколько грибов нашла Белочка? (1)

– На этой же строчке, через клеточку напишите ответ с помощью цифры.

– Сколько грибов нашел Ежик? (2)

– Запишите число в тетради на той же строке.

– Кто нашел меньше грибов: Зайчик или Белочка? Поставьте правильный знак между числами.

Запись:  0 < 1. (уже прописано в тетради, только поставить знак)

– Кто нашел меньше грибов: Белочка или Ёжик? Поставьте правильный знак между числами.

Запись:  1 < 2.

- Сверь свою запись с записью соседа по парте. А у вас так?

– Прочитайте полученные записи. Кто помог своему соседу?

 Физкультминутка

IV. Работа в печатной тетради № 1 (с. 35–36, № 1–4).

Регулятивные УУД: осознавать необходимость осуществлять контроль по результату (ретроспективный), контроль результата по просьбе учителя; отличать верно выполненное задание от неверного.

Задание 1 уже выполнено совместно с комментированием.

Задание 2 – самоконтроль по предложенному учителем на обороте доски. Оцените себя. Кто справился с заданием и выполнил верно? У кого другая запись? Молодцы! С работой справились! А хотите ещё?... Перелистываем следующую страницу и выполним задание 3. Кто может прочитать задание? Поработайте с соседом по парте, расскажите ему, как вы выполнили задание по второй картинке, а он расскажет вам по третьей.

(или: Задание 3 –самостоятельно, сверь с соседом по парте.)

Задание 4 – обсудите в группе, при необходимости обратитесь к другой группе.

V. Фронтальная работа.  

Игра «Составим поезд».

Дидактическая цель: сравнение группы предметов.

Содержание игры. учитель предлагает составить 2 «поезда» из «вагонов» (учеников) и сравнить, где больше вагонов.

С  этой  целью  вызывают  7  учеников.  Они  составляют  «поезд»  из 7 «вагонов». Затем вызывают 5 учеников, они составляют «поезд» из 5 «вагонов». «Какой поезд длиннее? – спрашивает педагог. – Какой короче? Где вагонов больше? Где – меньше? Как уравнять состав поезда по числу вагонов?» (Прицепить ко второму поезду 2 вагона либо отцепить от первого 2 вагона.) Игра сопровождается соответствующими действиями.

Примечание. Количество вагонов можно изменять 2–3 раза.

Или самостоятельная работа по карточкам с взаимопроверкой.

VI. Итог урока. Кто считает, что справился с заданиями, поднимите руку.

– Что нового узнали на уроке?