Устный счет на уроках математики в 1 классе
учебно-методический материал по математике (1 класс) по теме

Козыленкова Ольга Анатольевна

Одна из основных задач обучения  математике в начальных классах – формирование у учащихся вычислительных навыков, осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.

Для достижения правильности и беглости устных вычислений в течение всех лет обучения на каждом уроке математики необходимо выделять 5-10 минут для проведения тренировочных упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ustnyy_schyot_na_urokakh_matematiki_v_1.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Устный счёт на уроках математики в 1-м классе.

Одна из основных задач обучения  математике в начальных классах – формирование у учащихся вычислительных навыков, осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.

Для достижения правильности и беглости устных вычислений в течение всех лет обучения на каждом уроке математики необходимо выделять 5-10 минут для проведения тренировочных упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса.

Это программное требование реализуется на этапе урока, традиционно называющемся устным счетом.

Основные задачи этого этапа:

  • Воспроизводство и корректировка определенных знаний, умений, навыков учащихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия объяснений учителя.
  • Контроль учителя за состоянием знаний учащихся.

Эти задачи определяют подготовку и проведение этого этапа урока.

Рационально подобранное содержание, умелый отбор соответствующих методов, форм организаций и средств обучения позволит успешно решить основные дидактические задачи, стоящие перед учителем.

Рационально подобрать содержание – это, значит, выполнить следующие требования:

  • Объём предполагаемых заданий должен быть необходимым и достаточным для дальней шей работы на уроке.
  • В системе предложенных для устного счета заданий должно быть четко определено место каждого из них.
  • Отбор материала должен быть осуществлен с учетом преемственности и перспективности в изучении материала.

Формы, методы, средства обучения полностью подчинены тем основным дидактическим целям, которые стоят на данном этапе урока перед учителем.

Устный счет  может проводиться в разной форме:

  • Беглый слуховой счет, который можно сопровождать показом детьми ответов цифровыми сигналами.
  • Зрительный счет, запись в тетради примеров с ответами.
  • Комбинированная форма счета, т.е. устные вычисления с последующей записью результатов вычислений.

Совершенствование навыков устных вычислений зависит не только от методики организации занятий, от форм контроля, но и во многом от того, насколько сами дети проявляют к ней интерес. Этот интерес можно вызвать, используя не совсем обычные вычислительные приемы, помогающие порой значительно облегчить процесс вычислений.

При выборе приемов устных вычислений необходимо опираться на сознательность выбора, а не механическое их применение. Контроль над применением рациональных приемов вычислений, постепенное ознакомление детей с разнообразными упрощениями основных приемов арифметических действий – одно из главных условий правильности обучения устному счету.

Быстрота счета возникает в результате длительных упражнений. Для того, чтобы избежать однообразного повторения одних и тех же упражнений, которые порождают скуку на уроках и притупляют интерес к предмету, необходимо прибегать к различным приемам, соответствующим развитию быстроты вычислений, а также проводить надлежащий отбор упражнений.

Особенность устного счета в 1 классе заключается, прежде всего, в образно-наглядном мышлении детей.

Упражнения для устного счета можно давать в виде хорошо знакомых занимательных игр, например «Лесенка», «Молчанка», «Цепочка», «День и ночь», «Заселяем дом», «Светофор»  и т.д.

 Помимо игр для быстрого счета, можно использовать готовые таблицы. При использовании таблиц экономится время, упрощаются формулировки. На конкретное задание ученики дают конкретные ответы. При использовании таблиц увеличивается степень наглядности числовых операций. Задания могут придумывать и сами дети, а также проводить счет в виде игр. Это вносит оживление в работу, поднимает интерес детей. Разнообразие заданий – залог успешной работы. Приведенные в качестве примера таблицы можно использовать как разминку перед новой темой, как фронтальный опрос, а также как закрепление новых тем.

Примерные задания при работе с таблицами:

 Нумерация:

- назвать все числа по порядку;

- назвать предыдущее/последующее число;

- назвать соседей числа;

- назвать наибольшее/наименьшее число.

- прочитать четные/нечетные числа;

- назвать числа в которых 1 д. и 3 ед; 2 д. и 1 ед.

Сложение и вычитание:

- увеличить/уменьшить каждое следующее число на несколько единиц (можно – цепочкой);

- сложить числа любого столбика (можно – как соревнование);

- я назову число, а вы скажите, из каких двух чисел можно его получить;

- найдите число, если его половина равна стольким-то.

Наблюдения в школьной практике показали, что такие формы работы требуют большого умственного напряжения, а, следовательно, сравнительно быстрое утомление детей, особенно тех, у кого преобладает зрительная память. Такие дети не участвуют в устном счете и ведут себя пассивно. Во избежание этого необходимо чисто слуховые упражнения сочетать с упражнениями на зрительное восприятие. Особую роль в таких заданиях играют арифметические диктанты. Их роль – помочь учителю эффективно тренировать устойчивость внимания детей, оперативную память, умение сосредоточиться.

Предложенные задания обеспечивают содержательным материалом этап устной работы в начале урока математики, а также этап подведения итогов в конце урока. Развитию грамотной математической речи способствует наличие в каждом диктанте образцов чтения математических выражений.  Введение в математический диктант элементов игры, нестандартных заданий помогает детям, интересующимся математикой, поддерживать и развивать интерес к ней, а другим – понять и полюбить её.

Математические диктанты бывают разных видов:

- в форме записи ответов на поставленный вопрос:

9 минус 7

3 плюс 6

на сколько 7 больше 2

- вида «да/нет»:

число 13 называют при счете между числами 12 и 14?

разность чисел 6 и 4 равна 10?

- задания тестового характера с выбором правильного ответа:

какое число больше 4 на 3?

а)1 б)7 в)6

- задания тестового характера на заполнение пропусков:

число_ меньше 12 на 1

разность чисел _ и 2 равна 8

В настоящее время появилось достаточно много материала для развития умственных способностей детей. Особенно хотелось бы отметить такой вид работы, как решение занимательных задач, которые очень часто используются в устном счете на разных этапах урока. Для первоклассников такие задачи являются открытой дверью в большой мир математики. С каким интересом они слушают стихотворные задания и как быстро стараются найти ответ на вопрос! А ведь на этом этапе формируются такие сложные математические понятия, как выбор действия, выделение условия и вопроса задачи и т.д.

На крыльце сидит щенок,

Греет свой пушистый бок.

Прибежал ещё один

И уселся рядом с ним.  Сколько стало щенят?

Два жучка бежали в домик.

Им навстречу муравей.

Сколько будет насекомых?

Сосчитай-ка поскорей!

Дальнейшая работа с задачами может проводиться в более конкретных заданиях. Например, математический диктант с выбором  действия: «плюс» или «минус»:

-На выставке картин в первом зале висело 5 картин, а во втором зале 4 картины. Сколько всего картин в двух залах? ( «плюс»)

-Ученик за одну минуту решил 8 примеров, а ученица на 2 примера меньше. Сколько примеров решила ученица? ( «минус»)

Среди таких веселых шуточных заданий  хотелось бы отметить роль логических заданий, которые учат детей мыслить и принимать нестандартные решения, а не бессмысленно выполнять действия.

- В семье было 2 отца, 2 сына, 1 дед. Сколько мужчин в семье?

- По двору ходили куры. У всех кур Петя насчитал 6 лап. Сколько кур гуляло по двору?

Чтобы внести разнообразие в устные формы работы на первоначальном этапе обучения предлагаю такой вид заданий, как пальчиковая арифметика:

Покажи на пальцах ответы на вопросы:  

- сколько дней в неделе;

- что означает слово «пара»;

- сколько ног у кошки;

- сколько пальцев на руке.

Можно ли организовать вычислительную деятельность младших школьников так, чтобы она способствовала их умственному развитию? Можно и нужно. Вот некоторые виды заданий, которые можно использовать в конце 1 класса.

  1. Разгадай правило, по которому записаны пары равенств, и вставь числа в «окошки»:

3 + 5 = □        9 – 6 = □        6 + □ = □        □ – 7 = □

30 + 50 = □        □ - □ = □        □ + 30 = □        80 - □ = □

  1. Разгадай правило, по которому составлены схемы, и вставь пропущенные числа:

 8 + 2                6 + 4                        90 - …                … - 40

           10                                           20

80 – 70        17 – 7                        70 - …                … - …

  1. Вставь пропущенные числа:

74 - …

30 + …                        2 + …

                74

94 - …                                … + 24

                79 - …

  1. Найди  примеры с ответами 9, 11

7 + 5                3 + 8                11 - 0

12 – 1                9 + 2                11 - 4

18 – 9                6 + 7                11 + 0

20 – 1                14 – 5                9 - 0

0 + 9                18 – 9                12 - 4

3 + 6                16 – 8                17 – 8

  1. Соедини пример с ответом:

12 + 1                18

15 + 3                20

18 + 2                13

2 – 1                20

13 + 7                1

9 – 7                20

10 + 10        9

15 – 9                6

3 – 1                2

12 – 3                2

  1. Какие числа ввели в компьютер?

     -3                    -2                        -3

 □ → 5                □ → 7                □ → 10

Предложенные задания для устного счета не должны использоваться формально – «все подряд», а должны соотноситься с конкретными условиями работы – уровнем подготовки учащихся, их количеством в классе, технической оснащенностью кабинета, уровнем педагогического мастерства учителя.

Чтобы использовать материал для устных вычислений правильно, в работе необходимо руководствоваться следующими правилами:

  1. Обстановка на уроке должна быть спокойной и доброжелательной. Нельзя допускать «гонки», перегрузки детей – лучше разобрать с ними одно задание полноценно и качественно, чем семь, но поверхностно и сумбурно.

  1. Формы работы необходимо разнообразить. Они должны меняться каждые 3- 5 мин – коллективный диалог, работа с предметными моделями, карточками или кассой цифр, математический диктант, работа в парах, самостоятельный ответ на доске и т.д. Такая организация урока позволяет существенно увеличить объем материала, который может быть рассмотрен с детьми без перегрузки.

  1. Введение нового материала должно начинаться не позже чем на 10 – 12 мин. урока. Упражнения, предваряющие изучение нового, должны быть нацелены главным образом на актуализацию тех знаний, которые необходимы для его полноценного усвоения.

Цели развития мышления, памяти, внимания, речи, творческих способностей и познавательных интересов учащихся считаются основными на каждом уроке. Это фундамент, на котором строится вся дальнейшая работа на уроках математики, да и на любом другом уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устный счет к урокам математике 4 класс

Презентация для устного счета по математике в 4 классе...

Устный счет на уроках математики 4 класс

Использовать на уроках математики устный счет....

Устный счет на уроках математики во 2 классе

Устный счет на уроках математики во 2 классе...

Устный счет на урок математики 2 класс

Устный счет на урок математики 2 класс...

Мастер - класс "Устный счет на уроках математики в начальной школе"

Классификация упражнений для устного счета по форме их восприяти. Условия продуктивного использования устного счета на уроках математики....

Презентация по теме: "Устный счет на уроке математики" 2 класс

В презентации представлены таблицы для запоминания с детьми состава чисел....

Устный счет на уроках математике 4 класс

Устный счет - очень нужный этап урока, ведь, именно на этом этапе появляется настрой на весь урок. Устный счет украшает урок, делает его логически стройным и интересным, способствует лучшему усво...