Главные вкладки

    План-конспект урока по математике (4 класс) на тему:
    Урок математики в 4 классе "Сложение и вычитание смешанных чисел", УМК "Перспектива"

    Митина Людмила Валерьевна

    Урок математики в 4 классе «Сложение и вычитание смешанных чисел», УМК «Перспектива».

    Урок построен, исходя из требований технологии системно-деятельностного обучения, соответствующего  новому образовательному стандарту.

    Материал урока направлен на  формирование здорового образа жизни учащихся.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon smeshannye_chisla.doc79 КБ

    Предварительный просмотр:

       Департамент образования администрации города Липецка

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    гимназия №19 им. Н.З. Поповичевой г. Липецка

    Конспект  урока по математике

    по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел»

    4 класс

    Автор разработки:

                        Митина Людмила Валерьевна,

                  учитель начальных классов

    МБОУ гимназии №19 им. Н.З. Поповичевой

    города Липецка

    Липецк – 2013

    Урок математики в 4 классе.

    Конспект урока.

    Тема урока: «Сложение и вычитание смешанных чисел»

    Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ)

    Цели:

    1. Познакомить учащихся с алгоритмами сложения и вычитания смешанных        чисел.

    2. Формировать представление о ценностях здорового образа жизни и      бережного отношения к дарам природы.

    3. Продолжить работу по развитию вычислительных навыков и умения решать задачи изученных видов. Развивать речь, внимание, интерес к математике.

     

                                                  Ход урока.

    1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

    - Начинается урок, он пойдёт ребятам впрок.

      Постарайтесь всё понять, только верно отвечать.

     - А чтобы верно отвечать, нужно быть очень внимательными.

    2. Актуализация знаний. 

    а)  Игра «Внимание».

    - Посмотрите внимательно на фигуры:

    Учитель даёт на запоминание несколько секунд, затем изображение убирает.

    - Нарисуйте в тетрадях то, что запомнили.

    - А теперь сравните с образцом

    - Кто выполнил точно? Молодцы, отлично справились с заданием

    - У кого ошибки? Вам нужно постараться в следующий раз и у вас обязательно всё получится.

    - Ребята, а какая фигура здесь может быть лишней (Первая фигура – трапеция, так как она не разделена на части)

    - Скажите, а какой дробью можно обозначить одну часть круга, ромба?

    - Молодцы! Таким внимательным ученикам любое задание под силу.

    б) Устный счёт.

                            Учебник научит нас точному счёту,

                            Скорей за работу!

    - Открываем страницу учебника 35 №8а. Прочитайте задание.

    - Прежде чем мы узнаем название самой высокой вершины в Австралии, посчитаем устно. Работаем по цепочке.

    - Расположите ответы в порядке возрастания и расшифруйте название вершины. Ребята, высота горы Джая над уровнем моря  составляет 5029 м.

    - Выразите эту величину в километрах и метрах.

    - Скажите, почему люди стремятся отдохнуть в горах? (Чистый воздух, первозданная природа)

    - Что вы знаете о людях, которые живут в горах? (Они в основном долгожители)

    - А как называют спортсменов, которые стремятся покорить горные вершины? (Альпинисты)

    - И мы, ребята, с вами будем стремиться покорить вершину знаний, а для этого нужно быть собранными, готовыми всегда прийти на выручку своему товарищу, как альпинисты. Итак, продолжим наше восхождение на вершину знаний!

     3. Выявление причины и места затруднения.

    а) Найдите   от числа 420. Какое правило применили?

    б) Найдите число, если  его составляют 360 (Правило).

    в)  –   Вычислите разность двух дробей. Как вычесть две дроби с одинаковыми знаменателями?

          +         Найдите сумму дробей. Какую дробь получили? Выделите целую часть. Как называется полученное число? (Смешанное)

    г) (2  + 3 ) – 1  

    - Запишите и найдите значение этого выражения. (Учащиеся испытывают затруднение)

    - Кто справился с заданием? Назовите ответ.

    - Кто смог найти ответ, вы можете доказать правильность своего решения? (Нет)

    - Кто не смог найти значение выражения? Как вы думаете, почему не решили?

    - Где возникло затруднение?

    - Значит, чего мы не знаем? (Не знаем правила или алгоритма сложения и вычитания смешанных чисел)

    - Значит, какая тема нашего урока?

    - Чему будем учиться на уроке?

    4. Построение проекта выхода из затруднения.

    - Значит, чему нам надо сегодня научиться? Поставьте цель урока.

    (Научиться складывать и вычитать смешанные числа с помощью алгоритма)

    - Как назовём наш урок? Какова его тема? (Сложение и вычитание смешанных чисел).

     Учитель открывает тему урока.

    - Предлагаю работать по плану, чтобы выйти из затруднения.

    (Учитель может предложить самим ученикам составить план, скорректировав, их высказывания).

    На доске или экране учитель вывешивает план.

    1. Выполнить действия с фигурами.

    2. Составить алгоритм сложения и вычитания смешанных чисел.

    3.Применить полученные алгоритмы на практике

    5. Реализация построенного проекта.

    - Чтобы реализовать 1 пункт плана  предлагаю использовать рисунки фигур на странице 32 учебника, задание №1.

    - Ваши предположения, как удобнее складывать? (Целые части отдельно, дробные отдельно).

    - Можно использовать этот приём при вычитании? Давайте проверим.

    - Чем интересен третий случай (У вычитаемого нет целой части).

    - Как поступим? (Целая часть останется неизменной, а из дробной части вычтем другую дробную часть).

    - Что заметили в четвёртом примере? (У второго слагаемого нет дробной части)

    - Какой вывод мы сделаем? Сравните с правилом в учебнике.

     -Теперь вернёмся ко второму пункту плана и запишем алгоритм для сложения и вычитания смешанных чисел.

    - Что нужно сделать с целыми и дробными частями смешанных чисел? (При сложении отдельно сложить целые и дробные части)

    - А при вычитании? (Можно вычесть отдельно целые и дробные части)

    - Запишем всё сказанное в общем виде.

    На доске или экране появляется алгоритм.

    Алгоритм сложения смешанных чисел

    Ц + Ц  Д + Д

    Алгоритм вычитания смешанных чисел

    Ц – Ц  Д  -  Д

    Молодцы, ребята, вы хорошо поработали, настало время физкультминутки:

    Потрудились – отдохнём,                         И под ноги не смотрите.

    Встанем, глубоко вздохнём.                     Раз и два! Раз и два!

    Отдых наш – физкультминутка,              Руки в стороны, вперёд,

    Занимай свои места!                                 Влево, вправо поворот.

    Шаг на месте левой, правой!                   Три наклона, прямо встать,

    Раз и два! Раз и два!                                  Руки вниз и вверх поднять.

    Прямо спину все держите.                       Руки плавно опустили,

    Раз и два! Раз и два!                                  Всем улыбки подарили.    

     

     - Ребята, наши глазки устали, а им тоже нужен отдых.

    Ученик:                  

    Проведём, друзья, сейчас,                        Чтобы мышцы крепче стали,

    Упражнение для глаз.                                Смотрим по диагоналям.

    Вправо, влево посмотрели,                       Мы не будем циркуль брать,

    Глазки все повеселели.                              Будем взглядом круг писать.

    Снизу вверх и сверху вниз.                       Плавно глазками моргаем,

    Ты, хрусталик не сердись,                         Потом их мы закрываем.

    Посмотри на потолок,                                Чтобы было больше силы,

    Отыщи там уголок.                                     К ним ладошки приложили.

                                                                          1, 2, 3, 4, 5 – можно глазки открывать!

    6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

    - Ребята, напомните правило, которым мы будем пользоваться на уроке.

    - Вернёмся к примеру, который не все смогли решить в начале урока.

    - Прокомментируем его решение, применив полученный алгоритм.

    - Переходим к третьему пункту плана и попробуем применить полученные знания на практике.

    - Для этого я предлагаю выполнить задание в учебнике  № 2а на с.32

    Дети читают задание и выполняют с комментированием два столбика. (По цепочке)

    - А теперь поработаем в парах, выполнив №2б.

    - Зашифруйте название какого-нибудь  морского или речного животного своему соседу и отгадайте его шифровку.

    7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 

    - Молодцы, хорошо поработали, настало время самостоятельной работы.

    - Третий столбик из  номера 2а выполните самостоятельно и впишите ответы в таблицу, расшифровав названия обитателей морей и рек.

    После отведённого времени учитель открывает эталон, по которому ученики проверяют свою работу.

    - Кто выполнил задание без ошибок, поставьте знак «+».

    - Кто ошибся? В чём ошибка? Почему она допущена? (Рассуждения учеников)

    - Допущенные ошибки исправьте. Вам нужно ещё раз повторить правило и потренироваться в решении таких примеров.

    - Сравните ответы в таблице и полученные названия (кит, осьминог, рак, налим, дельфин)

    - А каких  морских животных и рыб вы знаете?

    - Как люди должны относиться к богатствам природы?

    -  Что может произойти, если мы будем бездумно истреблять животных? (Нарушится экологическое равновесие).

    - Какую пользу приносят нам морепродукты? ( Содержат йод и фосфор, укрепляют наши кости).

    - Значит нужно обязательно включать в свой рацион рыбу и морепродукты.

    8. Включение в систему знаний на повторение.

    - Ребята, мы побывали с вами в горах и на море, пора возвращаться домой. А у себя дома зимой, как можно проводить время с пользой для здоровья? (Будем кататься на лыжах и коньках).

     - Где можно использовать полученные знания?

    ( В решении примеров, задач, уравнений).

    - Я предлагаю вам решить задачу, записанную на доске.

    В один из дней зимних каникул мальчик катался на лыжах 2 ч, а на коньках на 1 меньше. Сколько времени он катался на лыжах и на коньках вместе?

    - Что известно в задаче? Что нужно найти?

    - Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи?

    - Мы знаем, сколько времени мальчик катался на лыжах? На коньках?

    - А узнать можем? Каким действием?

    - А каким действием узнаем,  сколько всего времени он катался?

    - Запишите решение задачи. (Один ученик выполняет за доской, затем проверка)

    - Составьте выражение к задаче.

    Проверка задачи, выявление и устранение ошибок. Сильным детям предлагаю выразить ответ в часах и минутах.

    - Каким правилом пользовались при решении задачи?

    9. Рефлексия учебной деятельности.

    - Какую цель мы ставили перед собой на уроке?

    - Как вы считаете, нам удалось достичь цели?

    - С каким алгоритмом познакомились? (Сложения и вычитания смешанных чисел)

    - Как оцениваете свою работу на уроке?

    - С каким настроением заканчиваете урок?

    ___________________________________________________________

    Литература:

    1. Математика. 4 класс. Часть 2./ Л.Г. Петерсон. – М.: Издательство «Ювента», 2012. – 128 с.: ил.
    2. Математика. 4 класс: Методические рекомендации для учителей. – Изд. 4-е, переработанное и дополненное/ Л. Г. Петерсон. – М.: Издательство

         «Ювента», 2011. – 320 с.: ил.

    1. Семакина Л. И., Гараева Я. Ш. Поурочные разработки по математике к учебному комплекту Л. Г. Петерсон: 4 класс. – М.: ВАКО, 2008. – 336с.
    2. Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника.1-4 классы/ Л.И.Саляхова.- М.; Глобус, 2007. – 367 с. – (Классное руководство).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация урока математики по теме:"Сложение и вычитание рациональных чисел" (Петерсон 6кл.)

    Преподавала математику у своих ребят до 6-го класса (включительно) по учебнику "Математика" Петерсон....

    Урок математики "Письменные приёмы сложения и вычитания многозначных чисел", 4 класс.

    Данный урок построен на основе развивающего метода по программе "Школа России". Целью данного урока является не только закрепление знаний и умений, но и создание условий для развития логического мышле...

    КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ ПО ТЕМЕ: «СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ТРЕХЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ. ТРЕТЬЕ РАТНОЕ ПОЛЕ РОССИИ» 3 класс

    Урок, как и любой другой урок в системе Л.В. Занкова, прежде всего был нацелен на общее развитие школьников.Его эффективность доказывается  разными показателями: реализацией дидактических принцип...

    Презентация к уроку математики на тему "Сложение и вычитание смешанных чисел"

    Данная презентация по математике на тему "Сложение и вычитание смешанных чисел" по программе открытый УМК "Школа 2000"...

    Урок математики «Закрепление приемов сложения и вычитания двузначных чисел в пределах 100».

    Урок проведен с использованием игровой технологии, приурочен к празднованию Дня защитника Отечества....

    Урок математики 2 класс "Сложение и вычитание двузначных чисел в столбик"

    Цель: учить выполнять сложение и вычитание двузначных чисел в столбик...

    Урок математики по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел» 4 класс Урок построен и проведен по технологии «БИОИНФОРМАТИКА И СИНЕРГЕТИКА» (автор Вассерман Ф.Я.) по карте «Алгоритм».

    Урок построен  и проведен по технологии «БИОИНФОРМАТИКА И СИНЕРГЕТИКА» (автор Вассерман Ф.Я.) по карте «Алгоритм».       Сущностной характеристикой технологической к...