Рабочая программа по интегрированному курсу "Математика + информатика" для 4 класса по системе "Планета знаний".
рабочая программа по математике (4 класс) по теме

Рабочая программа имеет следующее содержание:

1. Пояснительная записка.

2. Содержание программы.

3.Планируемые результаты освоения программы по математике к концу 4 класса.

4. Календарно-тематическое планирование учебного материала по математике на год.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika.doc289 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
     СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1370

СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
 ДЕПАРТАМЕНТА  ОБРАЗОВАНИЯ  ГОРОДА  МОСКВЫ

                 

Рабочая программа

интегрированного курса

 «Математика+информатика»

4 «И» класс

Составитель:

учитель начальных классов

Боровкова Светлана Александровна

                 

 2013-2014 учебный год

г. Москва

           

Пояснительная записка

Курс направлен на реализацию целей обучения математике в начальном звене, сформулированных в Федеральном государственном стандарте начального общего образования. В соответствии с этими целями и методической концепцией авторов можно сформулировать три группы задач, решаемых в рамках данного курса и направленных на достижение поставленных целей.

Учебные:

— формирование на доступном уровне представлений о натуральных числах и принципе построения натурального ряда чисел, знакомство с десятичной системой счисления;

— формирование на доступном уровне представлений о четырех арифметических действиях: понимание смысла арифметических действий, понимание взаимосвязей между ними, изучение законов арифметических действий;

— формирование на доступном уровне навыков устного счета, письменных вычислений, использования рациональных способов вычислений, применения этих навыков при решении практических задач (измерении величин, вычислении количественных характеристик предметов, решении текстовых задач).

Развивающие:

— развитие пространственных представлений учащихся как базовых для становления пространственного воображения, мышления, в том числе математических способностей школьников;

— развитие логического мышления — основы успешного освоения знаний по математике и другим учебным предметам;

— формирование на доступном уровне обобщенных представлений об изучаемых математических понятиях, способах представления информации, способах решения задач.

Общеучебные:

— знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, сравнение, измерение, моделирование) и способами представления информации;  

— формирование на доступном уровне умений работать с информацией, представленной в разных видах (текст, рисунок, схема, символическая запись, модель, таблица, диаграмма);

— формирование на доступном уровне навыков самостоятельной познавательной деятельности;

— формирование навыков самостоятельной индивидуальной и коллективной работы: взаимоконтроля и самопроверки, обсуждения информации, планирования познавательной деятельности и самооценки.

Сформулированные задачи достаточно сложны и объёмны. Их решение происходит на протяжении всех лет обучения в начальной школе и продолжается в старших классах. Это обусловливает концентрический принцип построения курса: основные темы изучаются в несколько этапов, причем каждый возврат к изучению той или иной темы сопровождается расширением понятийного аппарата, обогащением практических навыков, более высокой степенью обобщения.

Учебный материал каждого года обучения выстроен по тематическому принципу — он поделен на несколько крупных разделов, которые, в свою очередь, подразделяется на несколько тем.

Отбор содержания опирается на Федеральный государственный стандарт начального общего образования. При этом учитываются необходимость преемственности с дошкольным периодом и основной школой, индивидуальные потребности школьников и обеспечение возможностей развития математических способностей учащихся.

При отборе содержания учитывался принцип целостности содержания, согласно которому новый материал, если это уместно, органично и доступно для учащихся, включается в систему более общих представлений по изучаемой теме. Принцип целостности способствует установлению межпредметных связей внутри комплекта «Планета знаний». Так, тема «Величины, измерение величин» в начале 2-го класса поддерживается в курсе «Окружающий мир» изучением темы «Приборы и инструменты». Знакомство с летоисчислением и так называемой «лентой времени» в курсе математики 3 класса обусловлено необходимостью её использования при изучении исторической составляющей курса «Окружающий мир».

Важное место в курсе отводится пропедевтике как основного изучаемого материала, традиционного для начальной школы, так и материала, обеспечивающего подготовку к продолжению обучения в основной школе. Поэтому активно используются элементы опережающего обучения на уровне отдельных структурных единиц курса: отдельных упражнений, отдельных уроков, целых тем.

Использование опережающего обучения позволяет в соответствии с принципом целостности включать новый материал, подлежащий обязательному усвоению, в систему более общих представлений. Это способствует осмысленному освоению обязательного  материала, позволяет вводить элементы исследовательской деятельности в процесс обучения. На уровне отдельных упражнений: наблюдения над свойствами геометрических фигур, формулирование (сначала с помощью учителя, а позже самостоятельно) выводов, проверка выводов на других объектах. На уровне отдельных уроков: сопоставление и различение свойств предметов, количественных характеристик (сопоставление периметра и площади, площади и объёма и др.), выявление общих способов действий (например, «открытие» правила умножения чисел на 10, 100, 1000).

Один из центральных принципов организации учебного материала в данном курсе — принцип вариативности — который реализуется через деление материала учебников на инвариантную и вариативную части.

Инвариантная часть содержит новый материал, обязательный для усвоения его всеми учащимися, и материал, изучаемый на пропедевтическом уровне, но обязательный для ознакомления с ним всех учащихся. Инвариантная часть обеспечивает усвоение предметных умений на уровне требований, обязательных для всех учащихся. В учебниках ориентиром обязательного уровня освоения предметных умений могут служить упражнения в рубрике «Проверочные задания» (1, 2 классы) и «Проверяем, чему мы научились» (3-4 классы).

Вариативная часть включает материал на расширение знаний по изучаемой теме; задания на дополнительное закрепление обязательного материала; материал, обеспечивающий индивидуальный подход в обучении; материал, направленный на развитие познавательного интереса учащихся.

Значительное место в курсе отводится развитию пространственных представлений учащихся. Своевременное развитие пространственных представлений помогает ребенку успешно адаптироваться в социальной и учебной среде и влияет на усвоение базисных алгоритмов, которые облегчают его взаимодействие с лавиной информации, которая обрушивается на него в современном обществе. Психологами установлено, что развитие пространственных представлений особенно эффективно для развития ребенка до достижения им 9-летнего возраста.

Особое значение задача развития пространственных представлений младших школьников получает в связи с проблемами обучения так называемых правополушарных детей, к которым относятся не только левши, но и дети, одинаково хорошо владеющие и левой, и правой рукой, а также правши с семейным левшеством. Психологические программы коррекции развития этих детей во многом опираются на развитие пространственных представлений.

Неравномерный темп развития дошкольников, индивидуальные особенности развития детей порождают большие сложности при обучении 6-летних детей. В целях обеспечения условий для развития каждого первоклассника в курсе математики выделен длительный адаптационный период, соответствующий по времени 1-й четверти обучения. В учебнике для 1 класса этот период  представлен системой заданий, нацеленных на развитие пространственных представлений учащихся. Адаптационный период дает учителю возможность выровнять уровень дошкольной подготовки учащихся и подготовить их к дальнейшему обучению, интенсивной учебной нагрузке.

В учебниках развитие пространственных представлений реализуется через систему графических упражнений (1 класс), широкое использование наглядных моделей при изучении основного учебного материала, обучение моделированию условий текстовых задач, повышенному вниманию к геометрическому материалу.

Изучению величин помимо традиционного для начального курса математики значения (раскрытие двойственной природы числа и практического применения) отводится важная роль в развитии пространственных представлений учащихся. Важную развивающую функцию имеют измерения в реальном пространстве, моделирование изучаемых единиц измерения, развитие глазомера, измерение и вычисление площади и объёма реальных предметов, определение скорости пешехода и других движущихся объектов и т. д., а также решение задач прикладного характера.

Измерение реальных предметов связано с необходимостью округления величин. Элементарные навыки округления измеряемых величин (до целого количества сантиметров, метров) позволяют учащимся ориентироваться в окружающем мире, создают базу для формирования навыков самостоятельной исследовательской деятельности.

Формирование вычислительных навыков и применение этих навыков для решения задач с практическим содержанием традиционно составляет ядро математического образования младших школьников. В курсе большое внимание уделяется формированию навыков сравнения чисел и устных вычислений, без которых невозможно эффективное усвоение письменных алгоритмов вычислений.

В процессе обучения формируются следующие навыки устных вычислений: сложение и вычитание однозначных чисел (таблица сложения); умножение однозначных чисел (таблица умножения) и соответствующие случаи деления; вычисления в пределах 100; сложение и вычитание круглых чисел; умножение круглых чисел на однозначное число; умножение и деление на 10, 100, 1000; деление круглых чисел в случаях, сводимых к таблице умножения (например, 240 : 30).

Обучение письменным алгоритмам вычислений не отменяет продолжения формирования навыков устных вычислений, а происходит параллельно с ними. Особое внимание при формировании навыков письменных вычислений уделяется прогнозированию результата вычислений и оценке полученного результата. При этом используются приёмы округления чисел до разрядных единиц, оценка количества цифр в результате и определение последней цифры результата и другие.

Учебники предоставляют широкие возможности для освоения учащимися рациональных способов вычислений. Особое внимание уделяется оценке возможности применения разных способов вычислений и выбору наиболее подходящего способа вычислений.

Большое значение уделяется работе с текстовыми задачами. Обучение решению текстовых задач имеет огромное практическое и развивающее значение. Необходимо отметить, что развивающее значение имеют лишь новые для учащихся типы задач и задачи, решение которых не алгоритмизируется. При решении таких задач важную роль играют понимание ситуации, требующее развитого пространственного воображения, и умение моделировать условие задачи (подручными средствами, рисунком, схемой). Обучение моделированию ситуаций начинается с самых первых уроков по математике (еще до появления простейших текстовых задач) и продолжается до конца обучения в начальной школе.

Обучение по данной программе нацелено на осознанный выбор способа решения конкретной задачи, при этом осваиваются как стандартные алгоритмы, так и обобщенные способы решения типовых задач, а также универсальный подход, предполагающий моделирование условия и планирование хода решения задачи в несколько действий.

При изучении геометрического материала учащиеся овладевают навыками работы с чертёжной линейкой, угольником, циркулем, учатся изображать плоские и пространственные геометрические фигуры на клетчатой бумаге. Сравнивая геометрические фигуры, учатся классифицировать их, выдвигать гипотезы о свойствах фигур, проверять свои гипотезы. Используют геометрические представления при решении задач практического содержания и при моделировании условий текстовых задач.

В целом материал инвариантной и вариативной частей нацелен на освоение не только предметных умений, но и метапредметных умений (коммуникативных, регулятивных, познавательных).

Широкий спектр заданий направлен на формирование умений работать с информацией. Учащиеся выделяют существенную информацию из текста, получают информацию из рисунков, таблиц, схем, диаграмм, дополняют таблицы данными, достраивают диаграммы, сопоставляют информацию, представленную в разных видах, находят нужную информацию при выполнении заданий на информационный поиск и в процессе проектной деятельности.

Учащиеся учатся сотрудничать при выполнении заданий в паре и в группе (проектная деятельность);  контролировать свою и чужую деятельность, осуществлять пошаговый и итоговый контроль, используя разнообразные приёмы; моделировать условия задач; планировать собственную вычислительную деятельность, решение задачи, участие в проектной деятельности; выявлять зависимости между величинами, устанавливать аналогии и использовать наблюдения при вычислениях и решении текстовых задач; ориентироваться в житейских ситуациях, связанных с покупками, измерением величин, планированием маршрута, оцениванием временных и денежных затрат.

Оценить достижения учащихся в освоении метапредметных умений к концу каждого года помогут задания рубрики «Умеешь ли ты…».

Учебники предоставляют возможности и для личностного развития школьников.

Большое значение для воспитания адекватной самооценки имеет возможность свободного выбора заданий (задания из вариативной части учебника, материалы рубрик «Выбираем, чем заняться», «Играем с Кенгуру»). Поначалу учащиеся выбирают задания, основываясь на своих интересах, но со временем обучаются оценивать трудность предлагаемых заданий и выбирать задания с учетом собственных возможностей.

Строчки литературных произведений, репродукции картин известных художников, используемые в учебниках, помимо знакомства с именами их создателей, дают возможность пробудить в ребёнке ощущение единства, неразрывности мировой культуры, помогают создать представление о математике как части общечеловеческой культуры и ощутить себя причастным к ней, дают пищу воображению, интуиции, творческому импульсу.

Программа обеспечивается следующими учебными и методическими пособиями.

М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова. Математика 4 класс. Учебник. В 2 ч. — М., АСТ, Астрель.

М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова. Математика 4 класс. Рабочие тетради № 1, 2. — М., АСТ, Астрель.

М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова. Обучение в 4 классе по учебнику «Математика». Методическое пособие. — М., АСТ, Астрель.

Содержание программы

       Числа и величины 

Названия, запись, последовательность чисел до 1 000 000. Классы и разряды. Сравнение чисел.

Масса, единицы массы (центнер). Метрические соотношения между изученными единицами массы. Сравнение и упорядочивание величин по массе.

Время, единицы времени (век). Метрические соотношения между изученными единицами времени. Сравнение и упорядочивание промежутков времени по длительности.

 Арифметические действия  

Сложение и вычитание в пределах 1 000 000. Умножение и деление на двузначные и трехзначные числа. Рациональные приёмы вычислений (разложение числа на удобные слагаемые или множители; умножение на 5, 25, 9, 99 и т.д.). Оценка результата вычислений, определение числа цифр в ответе. Способы проверки правильности вычислений.

Числовые и буквенные выражения. Нахождение значения выражения с переменной. Обозначение неизвестного компонента арифметических действий буквой. Нахождение неизвестного компонента арифметических действий (усложненные случаи).

Действия с величинами.

Текстовые задачи 

Моделирование условия задач на движение. Решение задач, содержащих однородные величины.

Решение текстовых задач: разностное и кратное сравнение, движение в противоположных направлениях; определение объёма работы, производительности и времени работы, определение расхода материалов.

Геометрические фигуры и величины 

Плоские и пространственные геометрические фигуры. Куб. Изображение геометрических фигур на клетчатой бумаге.

Метрические соотношения между изученными единицами длины. Сравнение и упорядочивание величин по длине.

Единицы площади (ар, гектар). Метрические соотношения между изученными единицами площади. Сравнение и упорядочивание величин по площади.

Формулы периметра и площади прямоугольника. Решение задач на определение периметра и площади.

Работа с данными 

Информация, способы представления информации, работа с информацией (сбор, передача, хранение). Виды диаграмм (столбчатая, линейная, круговая). Планирование действий (знакомство с понятием «алгоритм»).

Комплексное повторение

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

освоения программы по математике

к концу 4 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ

У обучающихся будут сформированы:

  • положительное отношение и интерес к изучению математики;
  • ориентация на понимание причин личной успешности/неуспешности в освоении материала;
  • умение признавать собственные ошибки;

могут быть сформированы:

  • умение оценивать трудность предлагаемого задания;
  • адекватная самооценка;
  • чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе (в ходе проектной деятельности);
  • восприятие математики как части общечеловеческой культуры;
  • устойчивая учебно-познавательная мотивация учения.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Обучающиеся научатся:

  • читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000;
  • представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
  • правильно и уместно использовать в речи  названия изученных единиц длины (метр, сантиметр, миллиметр, километр), площади (квадратный сантиметр, квадратный метр, квадратный километр), вместимости (литр), массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век); единицами длины, площади, массы, времени;
  • сравнивать и упорядочивать изученные величины по их числовым значениям на основе знания метрических соотношений между ними; выражать величины в разных единицах измерения;
  • выполнять арифметические действия с величинами;
  • правильно употреблять в речи названия числовых выражений (сумма, разность, произведение, частное); названия компонентов сложения (слагаемые, сумма), вычитания (уменьшаемое, вычитаемое, разность), умножения (множители, произведение) и деления (делимое, делитель, частное);
  • находить неизвестные компоненты арифметических действий;
  • вычислять значение числового выражения, содержащего 3-4 действия на основе знания правил порядка выполнения действий;
  • выполнять арифметические действия с числами 0 и 1;
  • выполнять простые устные вычисления в пределах 1000;
  • устно выполнять простые арифметические действия с многозначными числами;
  • письменно выполнять сложение и вычитание многозначных чисел; умножение и деление многозначных чисел на однозначные и двузначные числа;
  • проверять результаты арифметических действий разными способами;
  • использовать изученные свойства арифметических действий при вычислении значений выражений;
  • осуществлять анализ числового выражения, условия текстовой задачи и устанавливать зависимости между компонентами числового выражения, данными текстовой задачи;
  • понимать зависимости между: скоростью, временем движением и длиной пройденного пути; стоимостью единицы товара, количеством купленных единиц товара и общей стоимостью покупки; производительностью, временем работы и общим объёмом выполненной работы; затратами на изготовление изделия, количеством изделий и расходом материалов;
  • решать текстовые задачи в 2–3 действия: на увеличение/уменьшение количества; нахождение суммы, остатка, слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого; нахождение произведения, деления на части и по содержанию, нахождение множителя, делимого, делителя; на стоимость; движение одного объекта; разностное и кратное сравнение;
  • задачи в 1-2 действия на нахождение доли числа и числа по доле; на встречное движение и движение в противоположных направлениях: на производительность; на расход материалов;
  • распознавать изображения геометрических фигур и называть их (точка, отрезок, ломаная, прямая, треугольник, четырёхугольник, многоугольник, прямоугольник, квадрат, куб, шар);
  • различать плоские и пространственные геометрические фигуры;
  • изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге;
  • строить прямоугольник с заданными параметрами с помощью угольника;
  • решать геометрические задачи на определение площади и периметра прямоугольника.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • выполнять умножение и деление на трёхзначное число;
  • вычислять значения числовых выражений рациональными способами, используя свойства арифметических действий;
  • прогнозировать результаты вычислений; оценивать результаты арифметических действий разными способами;
  • решать текстовые задачи в 3–4 действия: на увеличение/уменьшение количества; нахождение суммы, остатка, слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого; произведения, деления на части и по содержанию; нахождение множителя, делимого, делителя; задачи на стоимость; движение одного объекта; задачи в 1-2 действия на движение в одном направлении;
  • видеть прямопропорциональную зависимость между величинами и использовать её при решении текстовых задач;
  • решать задачи разными способами.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

  • удерживать цель учебной и внеучебной деятельности;
  • учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала;
  • использовать изученные правила, способы действий, приёмы вычислений, свойства объектов при выполнении учебных заданий и в познавательной деятельности;
  • самостоятельно планировать собственную вычислительную деятельность и действия, необходимые для решения задачи;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов вычислений с опорой на знание алгоритмов вычислений и с помощью освоенных приемов контроля результата (определение последней цифры ответа при сложении, вычитании, умножении, первой цифры ответа и количества цифр в ответе при делении);
  • вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопроверки;
  • сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой её товарищами, учителем;
  • адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • планировать собственную познавательную деятельность с учётом поставленной цели (под руководством учителя);
  • использовать универсальные способы контроля результата вычислений (прогнозирование результата, приёмы приближённых вычислений, оценка результата).

Познавательные

Обучающиеся научатся:

  • выделять существенное и несущественное в тексте задачи, составлять краткую запись условия задачи;
  • моделировать условия текстовых задач освоенными способами;
  • сопоставлять разные способы решения задач;
  • использовать обобщённые способы решения текстовых задач (например, на пропорциональную зависимость);
  • устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий (продолжать ряд, заполнять пустые клетки в таблице, составлять равенства и решать задачи по аналогии);
  • осуществлять синтез числового выражения (восстановление деформированных равенств), условия текстовой задачи (восстановление условия по рисунку, схеме, краткой записи);
  • конструировать геометрические фигуры из заданных частей; достраивать часть до заданной геометрической фигуры; мысленно делить геометрическую фигуру на части;
  • сравнивать и классифицировать числовые и буквенные выражения, текстовые задачи, геометрические фигуры по заданным критериям;
  • понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы; дополнять таблицы недостающими данными, достраивать диаграммы;
  • находить нужную информацию в учебнике.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • моделировать условия текстовых задач, составлять генеральную схему решения задачи в несколько действий;
  • решать задачи разными способами;
  • устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, проводить аналогии и осваивать новые приёмы вычислений, способы решения задач;
  • проявлять познавательную инициативу при решении конкурсных задач;
  • выбирать наиболее эффективные способы вычисления значения конкретного выражения;
  • сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её, использовать при выполнении заданий; переводить информацию из одного вида в другой;
  • находить нужную информацию в детской энциклопедии, Интернете;
  • планировать маршрут движения, время, расход продуктов;
  • планировать покупку, оценивать количество товара и его стоимость;
  • выбирать оптимальные варианты решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (измерение величин, планирование затрат, расхода материалов).

  Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

  • сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий; осуществлять взаимопроверку; обсуждать совместное решение (предлагать варианты, сравнивать способы вычисления или решения задачи); объединять полученные результаты (при решении комбинаторных задач);
  • задавать вопросы с целью получения нужной информации.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение;
  • выполнять свою часть обязанностей в ходе групповой работы, учитывая общий план действий и конечную цель;
  • задавать вопросы с целью планирования хода решения задачи, формулирования познавательных целей в ходе проектной деятельности.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛА ПО МАТЕМАТИКЕ

(2013-2014 учебный год)

Учебник: «Математика» М.И. Башмакова, М.Г. Нефедовой (Система «Планета знаний»)

Класс 4 «И»

Учитель: Боровкова Светлана Александровна

Количество часов: в неделю – 4

                                   всего – 136

урока

Название

 урока

Тема и цели урока

страниц

учебника

Темы интегра-ции*

Дата

проведе-ния

1-я четверть

СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ

Многозначные числа (12 ч)

1

Прибавля-ем по еди-

нице

Тема. Десятичная система чисел.

Цели. Повторение: принцип построения системы чисел; устные вычисления; решение текстовых задач на сложение и вычитание.

С. 6-7

2

Называем большие числа

Тема. Классы.

Цели. Знакомство с названиями классов (единицы, тысячи, миллионы, миллиарды). Формирование умений разбивать многозначные числа на классы; называть многозначные числа. Повторение: устные вычисления; решение текстовых задач на увеличение/уменьшение в несколько раз и на несколько единиц

С. 8-9

3

Диагностическая работа.

4

Классы и разряды

Тема.  Классы и разряды. Анализ и работа над ошибками.

Цели.  Знакомство с таблицей разрядов. Формирование представлений о разрядном строении многозначных чисел. Формирование умений называть многозначные числа и записывать их в виде суммы разрядных слагаемых. Повторение: письменное сложение; решение текстовых задач на сложение и вычитание.

С. 10-11

5

Считаем устно и письменно

Тема. Таблица разрядов.

Цели. Формирование представлений о разрядном строении многозначных чисел, о сложении разрядных слагаемых. Формирование умений называть и записывать многозначные числа. Повторение: устные и письменные вычисления; решение текстовых задач на сложение и вычитание.

С. 12-13

6*

Называем, записыва-

ем, сравни-

ваем

Тема. Сравнение многозначных чисел.

Цели. Распространение правил сравнения чисел на сравнение многозначных чисел. Повторение: письменное вычитание из круглого числа; решение текстовых задач.

С. 14-15

Круговой турнир*

7

Считаем деньги

Тема. Закрепление изученного.

Цели. Формирование умений называть, записывать, сравнивать многозначные числа. Пропедевтика сложения и вычитания многозначных чисел по разрядам. Повторение: решение текстовых задач на умножение.

С. 16-17

8

Сколько человек на земле?

Тема. Закрепление изученного.

Цели. Формирование умений называть, записывать, сравнивать многозначные числа. Пропедевтика сложения и вычитания многозначных чисел по разрядам. Повторение: устные и письменные вычисления; решение текстовых задач на сложение и вычитание.

С. 18-19

9

Контрольная работа. Тема: Повторение изученного в 3 классе.

10-12

Повторение, обобщение изученного. Анализ и работа над ошибками.

С. 22-25

Сложение и вычитание многозначных чисел (14 ч)

13

Складыва-ем и вычи-

таем раз-

рядные слагаемые

Тема. Сложение и вычитание разрядных слагаемых.

Цели. Формирование умений выполнять сложение и  вычитание разрядных слагаемых (устно). Повторение: устные и письменные вычисления; решение текстовых задач.

С. 26-27

14

Складыва-ем круглые числа

Тема. Сложение круглых чисел.

Цели. Формирование умений выполнять сложение и вычитание круглых чисел (устно). Решение текстовых задач на увеличение (уменьшение) многозначных чисел. Повторение: определение длины пути.

С. 28-29

15

Складыва-

ем и вычи-

таем тыся-

чи и мил-

лионы

Тема. Сложение круглых чисел.

Цели. Формирование умений выполнять сложение и вычитание круглых чисел (устно и письменно). Решение текстовых задач на увеличение (уменьшение) многозначных чисел.

С. 30-31

16

Меняем число еди-

ниц в раз-

ряде

Тема. Сложение и вычитание по разрядам.

Цели. Формирование умений выполнять сложение и вычитание  по разрядам (простые случаи).

С. 32-33

17

Повторение, обобщение изученного. Контрольный устный счёт.

С. 34-35

18

Складыва-

ем и вычи-

таем боль-

шие числа

Тема. Письменное сложение и вычитание многозначных чисел. Анализ и работа над ошибками.

Цели. Формирование умений выполнять сложение и вычитание многозначных чисел  письменно.

С. 36-37

19

Вычитаем из чисел с нулями

Тема. Вычитаем из круглого числа.

Цели. Формирование умений выполнять вычитание из  круглого числа, выполнять сложение и вычитание многозначных чисел письменно.

С. 38-39

20

Свойства сложения

Тема. Свойства сложения.

Цели. Знакомство с обозначением чисел буквами. Повторение: переместительное и сочетательное свойство сложения, сложение с числом 0; нахождение неизвестного компонента сложения и вычитания; решение задач на определение длины пути. Формирование умений выполнять сложение и вычитание многозначных чисел письменно.

С. 40-41

21

Вычисляем разными способами

Тема. Использование свойств сложения и вычитания при вычислениях.

Цели. Повторение: правила вычитания числа из суммы и суммы из числа; вычитание числа 0. Формирование умений выполнять сложение и вычитание многозначных чисел письменно.

С. 42-43

22

Считаем в прямом и обратном порядке

Тема. Нахождение неизвестного компонента сложения и вычитания.

Цели. Знакомство с приемами нахождения неизвестного компонента сложения и вычитания (сложные случаи). Формирование умений выполнять сложение и вычитание многозначных чисел письменно.

С. 44-45

23*-24

Повторение, обобщение изученного.

С.48-49

Игра в «Крести-ки-нолики»*

25

Контрольная работа. Тема. Сложение и вычитание многозначных чисел.

26

Повторение, обобщение изученного. Анализ и работа над ошибками.

С. 48-49

Длина и ее измерение (8 ч)

27

Метр и километр

Тема. Соотношение между единицами длины (1 км  =1000 м). Цели. Формирование умений выражать длину в заданных единицах (м – км, км – м); сравнивать предметы по длине; решать тестовые задачи, в которых используются единицы длины. Отработка вычислительных навыков.

С. 50-51

28

Сравнива-ем, вычис-

ляем, ре-

шаем задачи

Тема. Решение задач на определение длины пути.

Цели. Формирование умений выражать длину в заданных единицах; решать тестовые задачи, в которых используются единицы длины. Отработка вычислительных навыков.

С.52-53

29

Метр и сантиметр

Тема. Соотношение между единицами длины (1 м = 100 см).

Цели. Формирование умений выражать длину в заданных единицах (м – см, см – м); сравнивать величины; решать текстовые задачи, в которых используются единицы длины. Отработка вычислительных навыков.

С.54-55

30

Меньше метра

Тема. Соотношение между единицами длины (1 м = 10 дм, 1 дм = 10 см, 1 см = 10 мм).

Цели. Формирование умений выражать длину в заданных единицах (м – дм, дм – см); сравнивать величины; решать текстовые задачи, в которых используются единицы длины. Отработка вычислительных навыков.

С. 56-57

31

Вычисляем

периметр

многоугольника

Тема. Периметр многоугольника.

Цели. Повторение: вычисление периметра многоугольника. Первичное знакомство с формулой периметра прямоугольника. Формирование умений решать текстовые задачи, в которых используются единицы длины; находить неизвестный компонент сложения и вычитания. Отработка вычислительных навыков.

С. 58-59

32*

Переводим единицы длины

Тема. Закрепление изученного.

Цели. Знакомство с приемами перевода единиц длины. Формирование умений решать текстовые задачи, в которых используются единицы длины; находить неизвестный компонент сложения и вычитания. Отработка вычислительных навыков.

С. 2-3

Игры двух игроков*

33

Геометри-ческие задачи

Тема. Закрепление изученного.

Цели. Формирование умений вычислять периметр многоугольника; решать задачи, в которых используются единицы длины. Отработка вычислительных навыков.

С. 4-5

34

Повторение, обобщение изученного.

С. 6-9

2-я четверть

УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ

Умножение на однозначное число (8 ч)

35

Вспомина-ем пись-

менное ум-

ножение

Тема. Письменное умножение.

Цели. Повторение: алгоритм письменного умножения на однозначное число. Распространение алгоритма на умножение многозначного числа на однозначное.

С. 14-15

36

Свойства умножения

Тема. Свойства умножения.

Цели. Повторение: переместительное, сочетательное, распределительное свойства умножения; умножение с числами 0 и 1. Формирование умений выполнять умножение многозначного числа на однозначное.

С. 16-17

37

Умножаем круглые числа

Тема. Умножение круглого числа (и на круглое число).

Цели. Формирование умений письменно выполнять умножение круглого числа на однозначное и многозначного числа на круглое число.

С.18-19

38

Умножаем круглые числа

Тема. Умножение круглых чисел.

Цели. Формирование умений письменно выполнять умножение круглых чисел.

С. 20-21

39*

Вычисляем площадь

Тема. Площадь прямоугольника.

Цели. Повторение: определение площади прямоугольника, вычисление стороны прямоугольника (если известны площадь и одна из сторон). Знакомство с формулой площади прямоугольника. Отработка вычислительных навыков.

С. 22-23

Игра в ползунок*

40

Повторение, обобщение изученного.

С. 24-25

41

Контрольная работа. Тема. Умножение на однозначное число.

42

Анализ и работа над ошибками. Повторение, обобщение изученного.

С. 24-25

Деление на однозначное число (13 ч)

43

Вспомина-ем пись-менное де-

ление

Тема. Письменное деление.

Цели. Повторение: деление с остатком; алгоритм письменного деления на однозначное число.

С. 26-27

44

Делим большие числа

Тема.  Письменное деление многозначного числа.

Цели. Распространение алгоритма письменного деления на деление многозначного числа. 

С.28-29

45

Свойства деления. Делим  круглые числа

Тема. Свойства деления. Деление круглых чисел.

Цели. Повторение: деление суммы на число, деление с числами 0 и 1. Формирование умений выполнять деление круглого числа на однозначное.

С. 30-31

46

Находим неизвестное

Тема. Нахождение неизвестного компонента умножения и деления.

Цели. Повторение: нахождение неизвестного множителя, делимого, делителя. Знакомство с приемами нахождения неизвестного компонента умножения и деления в более сложных случаях. Формирование умений выполнять умножение и деление многозначного числа на однозначное.

С. 32-33

47

Делим чис-

ла с нуля-

ми

Тема. Деление чисел, в записи которых встречаются нули. 

Цели. Формирование умений выполнять  деление  чисел, в записи которых встречаются нули (случай, когда в середине частного получается 0).

С. 36-37

48

Повторение, обобщение изученного. Контрольный устный счет

С. 34-35

49

В частном 0?

Тема. Деление чисел (случай – нуль в середине частного). Анализ и работа над ошибками.

Цели. Формирование умений выполнять деление  чисел (случай, когда в середине частного получается 0).

С.38-39

50

Делим на круглое число

Тема. Деление круглых чисел.

Цели. Формирование умений  выполнять деление круглых чисел.

С. 40-41

51

Вычисляем устно и письменно

Тема. Закрепление изученного.

Цели. Формирование умений прогнозировать результат вычислений (последняя цифра суммы, разности, произведения; первая цифра частного; число цифр в ответе). Формирование умений выполнять умножение и деление многозначных чисел.

С. 42-43

52*

Повторение, обобщение изученного.

С. 44-47

Игра в Камешки*

53

Контрольная работа. Тема. Деление на однозначное число.

54

Повторение, обобщение изученного. Анализ и работа над ошибками.

С. 44-47

Геометрические фигуры (9 ч)

55

Что изучает геометрия

Тема. Геометрические фигуры.

Цели. Формирование первичных представлений о плоских и пространственных геометрических фигурах. Развитие пространственных представлений учащихся. Отработка вычислительных навыков.

С. 48-49

56

Четырех-

угольники

Тема.  Четырехугольники.

Цели.  Систематизация знаний учащихся о четырехугольниках. Формирование представлений об общих свойствах и различиях прямоугольника и квадрата. Развитие пространственных представлений учащихся. Отработка вычислительных навыков.

С. 50-51

57

Решаем задачи

Тема. Решение задач на определение площади и периметра прямоугольника.

Цели.  Знакомство с формулами периметра и площади прямоугольника. Формирование умений решать задачи (усложненные) на определение площади и периметра прямоугольника. Отработка вычислительных навыков.

С. 52-53

58

Треуголь-

ники

Тема. Треугольники.

Цели.  Систематизация знаний учащихся о видах треугольников. Формирование умений изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге; решать задачи (усложненные) на определение площади и периметра прямоугольника. Развитие пространственных представлений учащихся. Отработка вычислительных навыков.

С. 54-55

59

Куб

Тема. Куб.

Цели.  Знакомство с многогранниками (на примере куба). Формирование умений изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге. Развитие пространственных представлений учащихся. Отработка вычислительных навыков.

С.56-57

60

Контрольная работа. Тема. Геометрические фигуры.

61*

Повторение, обобщение изученного. Анализ и работа над ошибками.

С. 58-59

Игра в «Города и слова»*

62

Повторение, обобщение изученного.

С. 58-59

3-я четверть

УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ

Масса и ее измерение (4 ч)

65

Центнер

Тема.  Центнер.

Цели.  Знакомство с новой единицей массы «центнер». Формирование представлений о соотношениях между изученными единицами массы (1 ц = 100 кг, 1 т = 10 ц).

С. 6-7

66

Переводим единицы массы

Тема. Соотношения между единицами массы.

Цели.  Формирование умений выражать массу предметов в разных единицах; сравнивать массу предметов; решать текстовые задачи, содержащие единицы массы. Отработка вычислительных навыков.

С. 8-9

67

Ровно столько же

Тема. Решение текстовых задач.

Цели.  Формирование умений решать текстовые задачи, содержащие единицы массы. Отработка вычислительных навыков.

С. 10-11

68

Повторение, обобщение изученного.

С. 12-13

Умножение многозначных чисел (13 ч)

69

Как умно-

жают на

двузначное число

Тема. Умножение на двузначное число.

Цели.  Знакомство с алгоритмом умножения на двузначное число.

С. 14-15

70

Умножаем круглые числа

Тема. Умножение круглых чисел.

Цели.  Формирование умений выполнять умножение круглых чисел; решать текстовые задачи на стоимость.

С. 16-17

71

Приемы умножения

Тема. Приемы умножения.

Цели.  Знакомство с приемами устного умножения. Формирование умений выполнять умножение на двузначное число; применять свойства арифметических действий при вычислениях; решать текстовые задачи разными способами.

С. 18-19

72

Движение в противопо-

ложных направле-

ниях

Тема. Задачи на движение в противоположных направлениях..

Цели.  Формирование умений решать задачи на движение в противоположных направлениях. Формирование умений выполнять умножение на двузначное число.

С. 20-21

73

Повторение, обобщение изученного.

С. 22-23

74

Повторение, обобщение изученного. Контрольный устный счет

С. 22-23

75

Умножение на трех-

значное

число

Тема. Умножение на трехзначное число.

Цели.  Знакомство с алгоритмом умножения на трехзначное число. Формирование первичных представлений о приближенных вычислениях.

С. 24-25

76*

Тренируем-

ся в логике

Тема. Значение произведения.

Цели.  Знакомство с частными свойствами умножения (зависимость значения произведения от изменения одного из множителей). Формирование умений решать текстовые задачи, используя свойства умножения, выполнять умножение трехзначных чисел. Формирование умений понимать логические конструкции «если…, то…».

С. 26-27

Робот. Цепочка выполне-ния программ*

77

Повторяем, что узнали

Тема. Повторение.

Цели.  Формирование умений решать текстовые задачи. Отработка навыков устных и письменных вычислений.

С. 28-29

78

Практичес-

кая работа

Тема. Практическая работа.

Цели.  Формирование умений решать текстовые задачи.  Развитие умений планировать деятельность, выбирать оптимальный вариант из возможных. Развитие коммуникативных навыков.

С. 30-31

79

Повторение, обобщение изученного.

С. 34-37

80

Контрольная работа. Тема. Умножение многозначных чисел.

81

Повторение, обобщение изученного. Анализ и работа над ошибками.

С. 34-37

Площадь и ее измерение  (6 ч)

82

Квадрат-

ный метр

Тема. Единицы площади (квадратный метр).

Цели.  Повторение: квадратный метр – основная единица площади (смысл, обозначение); доли, нахождение доли числа. Формирование умений применять представления о площади при решении текстовых задач.

С. 38-39

83

Меньше

квадрат-

ного метра

Тема. Единицы площади (квадратный дециметр, квадратный сантиметр).

Цели.  Знакомство с новой единицей площади (квадратный дециметр). Формирование представлений о соотношении 1 кв. дм = 100 кв. см. Формирование умений выражать площадь в разных единицах; сравнивать площади.

С. 40-41

84*

Составляем таблицу единиц площади

Тема. Соотношения между единицами площади.

Цели.  Формирование представлений о квадратном миллиметре и соотношениях между единицами площади. Формирование умений выражать площадь в разных единицах; сравнивать площади; решать текстовые задачи, испорльзуя представления о площади предметов.

С. 42-43

Дерево выполнения программ*

85

Измерение больших участков

Тем.  Единицы площади (ар, гектар, квадратный километр).

Цели.  Знакомство с единицами площади, которые используются при измерении больших участков. Формирование умений решать текстовые задачи, содержащие единицы площади.

С. 44-45

86*

Повторение, обобщение изученного.

С. 46-47

Игра в СИМ*

87

Контрольная работа. Тема. Площадь и её измерение.

Деление многозначных чисел  (15 ч)

88

Деление – действие, обратное умножению

Тема. Деление – действие, обратное умножению.

Цели.  Повторение: взаимосвязь умножения и деления. Формирование умений подбирать цифру частного (в частном однозначное число).

С. 48-49

89

Делим с остатком

Тема. Деление с остатком.

Цели.  Повторение: деление с остатком. Формирование умений подбирать цифру частного; выполнять деление на двузначное число (в частном двузначное число).

С. 50-51

90

Что в частном?

Тема. Нули в середине частного.

Цели.  Формирование умений подбирать цифру частного; выполнять деление на двузначное число (в частном трехзначное число); решать текстовые задачи на расход материалов.

С. 52-53

91

Оцениваем частное

Тема. Деление однозначного числа на двузначное.

Цели.  Формирование умений  выполнять деление многозначных чисел на двузначное число; решать текстовые задачи на расход материалов.

С. 54-55

92-94

Повторение, обобщение изученного.

С. 56-59

95

Скорость

Тема. Расширение понятия «скорость».

Цели.  Формирование представлений о скорости работы, чтения, расхода материалов. Формирование умений выполнять деление многозначных чисел на двузначное число.

С. 60-61

96

Производи-

тельность труда

Тема. Производительность труда.

Цели.  Формирование представлений о производительности труда, о взаимосвязи производительности, времени работы и общего объема работы. Формирование умений выполнять деление многозначных чисел на двузначное число; определять общий объем работы, производительность, время работы.

С. 62-63

97

Делим на трехзнач-

ное число

Тема. Деление на трехзначное число.

Цели.  Формирование умений  выполнять деление на трехзначное число; решать текстовые задачи на производительность.

С. 2-3

98

Оцениваем результат вычисле-

ний

Тема. Оцениваем результат вычислений.

Цели.  Формирование умений  округлять результаты действий; выполнять деление на трехзначное число; решать текстовые задачи на производительность.

С. 4-5

99*-100

Повторение, обобщение изученного.

С. 6-9

Дерево вычисле-ния*

101

Контрольная работа. Тема. Деление многозначных чисел.

102

Повторение, обобщение изученного. Анализ и работа над ошибками.

С. 6-9

Время и его измерение  (5 ч)

103

Единицы времени

Тема. Единицы времени.

Цели.  Повторение: соотношения между единицами времени. Формирование умений выражать промежутки времени в разных единицах; решать текстовые задачи, содержащие единицы времени. Отработка вычислительных навыков.

С. 10-11

104

Календарь и часы

Тема. Календарь и часы.

Цели.  Формирование представлений о веке. Формирование умений выражать промежутки времени в разных единицах; решать текстовые задачи, содержащие единицы времени. Отработка вычислительных навыков.

С. 12-13

105*

Повторение, обобщение изученного.

С. 14-15

Дерево игры*

106

Контрольная работа. Тема. Время и его измерение.

107

Повторение, обобщение изученного. Анализ и работа над ошибками.

С. 14-15

4-я четверть

Работа с данными (6 ч)

108

Представ-

ление ин-

формации

Тема. Представление информации.

Цели.  Обобщение знаний учащихся о способах представления информации (текст, таблица, схема, рисунок). Отработка вычислительных навыков.

С. 18-19

109

Таблицы

Тема. Работа с таблицами.

Цели.  Формирование умений находить нужную информацию в таблице; заполнять таблицы; объяснять данные, представленные в таблице. Отработка вычислительных навыков.

С. 20-21

110

Диаграммы

Тема. Диаграммы.

Цели.  Знакомство с диаграммами разного вида. Формирование умений находить нужную информацию по диаграмме. Отработка вычислительных навыков.

С. 22-23

111*

Планирова-

ние

Тема. Планирование действий.

Цели.  Развитие представлений учащихся о планировании действий при решении арифметических задач и упражнений, в бытовых ситуациях. Знакомство с понятием «алгоритм». Отработка вычислительных навыков.

С. 24-25

Ветка дерева игры*

112

Контроль

Тема. Контроль.

Цели.  Обобщение знаний учащихся о способах проверки правильности результатов вычислений. Формирование умений выполнять взаимо- и самопроверку. Отработка вычислительных навыков и умений решать текстовые задачи.

С. 26-27

113

Повторение, обобщение изученного.Контрольный устный счёт.

С. 28-29

ОБЗОР КУРСА МАТЕМАТИКИ

Числа и величины (8 ч)

114

Запись чисел

Тема. Чтение и запись чисел.

Цели.  Обобщение представлений учащихся о десятичной системе записи чисел. Повторение: название и запись многозначных чисел.

С. 32-33

115

Сравнение чисел

Тема. Сравнение чисел.

Цели.  Обобщение знаний учащихся о сравнении чисел. Повторение: правила сравнения чисел.

С. 34-35

116*

Задачи на сравнение

Тема. Задачи на сравнение.

Цели.  Обобщение знаний учащихся о способах решения задач на разностное и кратное сравнение. Отработка умений решать текстовые задачи на разностное и кратное сравнение, на увеличение/уменьшение в несколько раз и на несколько единиц. Отработка вычислительных навыков.

С. 36-37

Выигрыш-ные и проигрыш-ные позиции*

117

Масса и вмести-

мость

Тема. Масса и вместимость.

Цели.  Обобщение знаний учащихся о единицах массы и вместимости. Повторение: соотношения между единицами массы; сравнение масс, упорядочивание предметов по массе; сравнение вместимости сосудов; действия с именованными числами.

С. 38-39

118

Время

Тема. Единицы измерения времени.

Цели.  Обобщение знаний учащихся о единицах времени. Повторение: соотношения между единицами времени; сравнение промежутков времени, упорядочивание промежутков времени по длительности; действия с именованными числами.

С. 40-41

119

Комплексное повторение изученного.

С. 42-45

120

Контрольная работа. Тема. Числа и величины.

121*

Комплексное повторение изученного. Анализ и работа над ошибками.

С. 42-45

Выигрыш-ные стратегии и большие числа*

Арифметические действия (8 ч)

122

Сложение и вычитание

Тема. Сложение и вычитание.

Цели.  Обобщение знаний учащихся об арифметических действиях сложения и вычитания. Повторение: решение текстовых задач на сложение и вычитание; отработка вычислительных навыков.

С. 46-47

123

Умножение и деление

Тема. Умножение и деление.

Цели.  Обобщение знаний учащихся об арифметических действиях умножения и деления. Повторение: решение текстовых задач на умножение и деление; отработка вычислительных навыков.

С. 48-49

124

Числовое выражение

Тема. Числовое выражение.

Цели.  Обобщение знаний учащихся о числовых выражениях (названия числовых выражений, порядок действий в выражении, использование скобок в записи числового выражения). Повторение: составление выражений при решении текстовых задач; отработка вычислительных навыков.

С. 50-51

125

Свойства арифмети-

ческих действий

Тема. Свойства арифметических действий.

Цели.  Обобщение знаний учащихся о свойствах арифметических действий. Повторение: решение текстовых задач разными способами.

С. 52-53

126

Способы проверки вычисле-

ний

Тема. Способы проверки вычислений.

Цели.  Формирование умений оценивать результат вычислений разными способами.

С. 54-55

127

Комплексное повторение изученного.

С. 56-57

128

Контрольная работа. Тема. Арифметические действия.

129

Комплексное повторение изученного. Анализ и работа над ошибками.

С. 56-57

Фигуры и величины (7 ч)

130*

Распознава-

ние геомет-

рических фигур

Тема. Распознавание геометрических фигур.

Цели.  Отработка умений различать геометрические фигуры на рисунке, выделять их общие свойства и отличия.

С. 58-59

Стратегии в играх на шахматной доске*

131

Построение геометри-

ческих фигур

Тема. Построение геометрических фигур.

Цели.  Отработка умений изображать геометрические фигуры с помощью линейки и циркуля.

С. 60-61

132

Длина

Тема. Измерение длины.

Цели.  Обобщение знаний учащихся о единицах длины. Отработка умений измерять длину отрезка, изображать отрезок заданной длины; вычислять периметр прямоугольника.

С. 62-63

133

Площадь

Тема. Измерение площади.

Цели.  Обобщение знаний учащихся о единицах площади. Отработка умений измерять площадь геометрической фигуры на клетчатой бумаге; вычислять площадь прямоугольника.

С. 64-65

134

Контрольная работа. Тема. Итоговая за курс начальной школы.

135-136

Комплексное повторение изученного.

С.66-75

_______________________________________________________

130* - интегрированные уроки «Математика+информатика»

                                                                                     Составитель:

                                                                                     учитель ________ Боровкова С. А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку 3 класс УМК "Планета Знаний"

Рабочая программа по русскому языку 3 класс УМК "Планета Знаний"...

рабочая программа по литературному чтению 3 класс УМК "Планета Знаний"

Рабочая программа и тематическое планирование по литературному чтению 3 класс УМК "Планета Знаний"...

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК "Планета Знаний"

Рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру 3 класс УМК "Планета Знаний"...

Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК "Планета знаний"

Рабочая программа по русскому языку  УМК "Планета знаний" 4 класс...

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК "Планета знаний"

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Планета знаний" 4 класс...

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Планета знаний"

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Планета знаний" 4 класс...