Пересечение множеств.
план-конспект урока по математике (3 класс) по теме

Самохина Эльвира Васильевна

Матеиал подойдет и к уроку математики в 3 классе "Школа - 2100" и к уроку информатики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл peresechenie_mnozhestv.odt24.98 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Пересечение множеств.

Цель урока: сформировать представление о понятии «пересечение» множеств.

Задачи урока:

  • узнать какую часть множеств называют «пересечением»;
  • узнать какие элементы множеств входят в «пересечение»;
  • научиться понимать, читать и составлять данные высказывания;
  • научиться изображать пересечение множеств при помощи графической модели.

Оборудование: мультимедийная установка; экран; презентация к уроку; презентация физминутки для глаз; иллюстрации желтых и красных домиков на доске; карточки для индивидуальной работы (разноуравневые); карточки для работы в парах; доска; учебник «Математика» 3 класс (2 часть) Т.Е Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких; сигнальные карточки, листы самооценивания.

Ход урока

I. Орг. момент.

(Слайд 1)

Учитель:

Вот и солнышко с утра,
И в душе у нас весна!
Мы начнем урок с улыбок.
Выполним всё без ошибок

Учащиеся:

Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.

 Я рада, что у Вас хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу. Я надеюсь, что такое настроение у Вас останется до конца урока, и вы будете старательны и внимательны.

 Сейчас урок математики.

 Давайте повторим то, что мы уже знаем.

II. Актуализация знаний учащихся.

 Какой раздел мы начали изучать? (Мы начали изучать раздел «Множества»)

(Слайд 2)

 Что такое множества? (Множество – это группа предметов, объектов или живых существ, собранных вместе)

 Можно ли назвать предметы, на данном рисунке, множеством? (Да, это группа живых существ собранных вместе.)

 Назовите это множество. (Множество бабочек.)

(Слайд 3)

 Дайте общее название данным множествам.

 Из чего состоят множества? (Множества состоят из элементов)

 Что можно сделать с элементами множества? (Посчитать и перечислить их.)

 Посчитайте и перечислите элементы множества «Посуда».

 Что означает: «задал это множество перечислением»? (Значит, перечислил все элементы данного множества)

 А что значит: задать множество? (Это значит назвать общее свойство или признак всех его элементов.)

 Приведите свои примеры, назовите общее свойство каких-либо объектов.

III. Постановка проблемы и поиск решения.

 Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним понятием, связанным с множеством предметов.

 Какое множество вы видите? (Множество домов)

 На какие две группы можно поделить множества домов на доске? (Красные дома и желтые дома.)

 Какой основной признак у домов в первом множестве? (Красный цвет.)

 У домов второго множества? (Желтый цвет.)

 В нашем необычном городе живет странный архитектор. Кто такой архитектор? Ответы детей.

 Верно. Архитектор – человек проектирующий здания, создающий внешний вид городов.

 В нашем городе он разрешает строить на одной улице только красные дома, а на другой только желтые дома. И живет в нашем городе веселый художник, он захотел построить дом красно-желтого цвета. Давайте поможем нашему художнику. Поставим дом на одну из улиц.

 Можем ли мы поставить этот домик на первую улицу? (Нет, потому, что их общий признак жёлтый цвет, а он желто-красный)

 Можем ли мы поставить этот домик на вторую улицу? (Нет.)

(Дети пытаются выполнить задание сами.)

 Смогли вы выполнить мое задание? (Нет.)

 Почему? (Потому что на одной улице можно строить только желтые дома, а на другой только красные дома.)

 Какой у нас возникает вопрос? (Куда поставить красно-желтый дом?)

 Давайте вместе будем решать данную проблему.

 Какие признаки имеет наш дом? (Он желтого и красного цвета.)

 На каких улицах он может находится, благодаря своим признакам? (Он должен стоять на красной улице, потому что он красный и на желтой улице, потому что он желтый.)

 То есть он должен находится на обеих улицах одновременно

 А как должны располагаться улицы, чтобы, находясь на одной улице, мы одновременно стояли и на другой улице. В таких местах обычно ставят светофоры. (Улицы должны пересекаться.)

 Итак, какая гипотеза оказалась верной. (Поставить дом на пересечение двух дорог.)

 Каждая улица это множество домов, значит, куда мы поставили наш дом.

(На пересечение множеств.)

 Предположите, какова будет тема нашего урока. (Пересечение множеств)

(Слайд 4)

 Цель нашего урока: сформировать представление о понятии «пересечение» множеств.

 А вот задачи урока давайте попробуем сформулировать вместе. На какие вопросы по данной теме вы бы хотели получить ответы? Ответы детей.

(Слайд 5)

 Задачи урока:

  • узнать какую часть множеств называют «пересечением»;
  • узнать какие элементы множеств входят в пересечение»;
  • научиться понимать, читать и составлять данные высказывания;
  • научиться изображать пересечение множеств при помощи графической модели;

 Оценивать свою работу на уроке вы будете при помощи оценочных листов. Посмотрите на вопросы в них. Они соответствуют задачам нашего урока. Если вы будите внимательны и старательны на уроке, то и оцените себя по достоинству.

 К нашим домикам мы вернёмся в конце урока и проверим, смогли ли мы решить поставленные перед собой задачи.

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ.

 Давайте приготовим наши глазки для дальнейшей работа, проведём физминутку для глаз.

IV. «Открытие» новых знаний.

1. Работа с множествами (Слайд 6)

 Приступаем к открытию новых знаний.

 Перед вами два множества и элементы множества. Посмотрите внимательно на элементы множества.

 Дайте названия данным множествам по цвету и материалу изготовления. (Множество зелёных объектов и множество деревянных объектов)

 Давайте распределим данные объекты по множествам.

 Что вы заметили? (Что некоторые объекты, а именно карандаш и кубик вошли и в первое и во второе множество.)

 По свойствам эти предметы подходят И к множеству деревянных предметов И к множеству зелёных предметов. Они являются общими для этих двух множеств.

 Посмотрите, как это можно показать по другому . (Слайд 7)

 Эти элементы являются общими и для первого и для второго множества.

 Поэтому они находятся в пересечении множеств.

(Слайд 8)

 Дайте названия данным множествам.

(1 – зеленые объекты; 2 – деревянные объекты.)

 Попробуйте дать общее название элементам находящимся в пересечении. (зелёные И деревянные объекты)

2. Вывод.

 Так какую часть множеств называют пересечением? (Общую часть множеств называют пересечением.)

 Это мы с вами пришли к такому выводу.

Работа с учебником с.50

 Давайте проверим верно ли наше предположение. Прочитаем в учебнике сообщение с зелёным восклицательным знаком. (Учащиеся читают)

 Совпало ли наше предположение с выводами в учебнике?(Да.)

(Слайд 9)

 Давайте ещё раз проговорим, что называют пересечением? (Общую часть множеств называют пересечением.)

Сообщение учителя со слайда

Если в названии множества есть слово «И», то каждый его элемент должен находиться на ПЕРЕСЕЧЕНИИ двух множеств – жить одновременно в двух множествах.

3. Знакомство с графическим обозначением.

 Обратите внимание, что графически принято изображать отношения между множествами с помощью кругов. Математики называют их кругами Эйлера, т.к. они изобретены Леонардом Эйлером.

(Слайд 10)

 Леонард Эйлер швейцарский, немецкий и российский математик, внёсший значительный вклад в развитие математики. Он почти полжизни провёл в России, где внёс существенный вклад в становление российской науки.

ФИЗМИНУТКА (танец под песню «Точка, точка…»)

V. Первичное закрепление нового материала.

1. Игра «Найди пересечение множеств»

(Слайд 11 и 12)

 Какие множества вы видите?

 Какие объекты должны лежать в пересечении множеств?

 Покажите графически.

 Дайте название пересечению множеств.

 Что мы называем пересечением множеств? (Общую часть множеств называют пересечением.)

2. Работа в парах.

 Возьмите конверты. Прочитайте задание и выполните его.

 Распределите элементы множеств. Назовите каждое множество.

(Слайд 13)

 Посмотрите на слайд, сравните со своей работой.

(Проверка с помощью сигнальных карточек)

3. Работа в группе.

 А сейчас вы будете работать в группе. У вас на столе лежит карточка с заданием. Вы должны будете показать отношения между множествами, данными в задании. А элементами множеств будут члены вашей команды. Старший группы должен будет объяснить, как группа выполняла задание.

(Ребята распределяют роли в группе.)

 Вы готовы. Сейчас каждая группа будет защищать свою работу, а учащиеся других групп должны будут просигнализировать, согласны ли они с тем, что представляют выступающие. Зелёный сигнал согласны, красный – не согласны.

1 группа

Покажите отношение между множеством девочек и множеством учащихся в брюках. Элементами этих множеств являются учащиеся вашей группы.

Какие элементы множеств находятся в пересечении и почему?

Старший группы поясняет, как выполнили задание.

2 группа

Покажите отношение между множеством мальчиков и множеством блондинов. Элементами этих множеств являются учащиеся вашей группы.

Какие элементы множеств находятся в пересечении и почему?

Старший группы поясняет, как выполнили задание.

3 группа

Покажите отношение между множеством мальчиков и множеством учащихся в белом. Элементами этих множеств являются учащиеся вашей группы.

Какие элементы множеств находятся в пересечении и почему?

Старший группы поясняет, как выполнили задание.

4 группа

Покажите отношение между множеством девочек и множеством учащихся имя которых начинается на букву «Д». Элементами этих множеств являются учащиеся вашей группы.

Какие элементы множеств находятся в пересечении и почему?

Старший группы поясняет, как выполнили задание.

4. Индивидуальная дифференцированная работа. (Выбор учащихся по степени сложности)

 У Вас на столах лежат карточки с заданием с красной, зелёной и жёлтой полосой. Эти задания разного уровня сложности. С красной полосой - самое сложное. С зелёной - немного легче. С жёлтой - самое легкое. Выберите каждый для себя конверт и выполните задание. Пишите названия элементов словами.

(Проверка с помощью сигнальных карточек)

 Поднимите красный сигнал, кто выбрал, карточку с красной полосой. Расскажите, как выполняли.

 Поднимите зелёныё сигнал, кто выбрал, карточку с зелёной полосой. Расскажите, как выполняли. Согласны ли с выполнением? Кто взял другие элементы множеств.

 Поднимите жёлтый сигнал, кто выбрал, карточку с жёлтой полосой. Расскажите, как выполняли. Согласны ли с выполнением?

VI. Домашнее задание.

(Слайд 14)

 Решите примеры № 9, с. 51 – в соответствии с заданием.
- А еще у вас на столах есть карточки с синей полосой, в них задание связанное с темой нашего сегодняшнего урока. Вы по желанию, можете взять конверт с заданием и выполнить его дома. Данная работа будет оценена.

СМЕХОТЕРАПИЯ (воздушный шарик)

 Урок у нас подходит к концу вы наверно устали, давайте проведём сеанс смехотерапии. Я подброшу шарик вверх. Когда он будет находится в воздухе вы смеетесь, а когда он оказывается у меня в руках вы замолкаете.

VII. Итог урока.

(Слайд 15)

 Какая была тема урока? (Пересечение множеств.)

 Давайте вспомним, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока.

 Давайте проверим, смогли ли мы решить поставленные перед нами задачи.

(Дети дают ответы по каждому пункту.)

 А сейчас вернёмся к домикам, с которыми мы работали в начале урока.

 Изобразите пересечение множеств при помощи графической модели.

 Распределите элементы множества в данную модель.

 Дайте название каждому из множеств.

VIII. Оценивание.

(Слайд 16)

Листы самооценивания.

IX. Рефлексия.

(Слайд 17)

 Давайте подведём итог нашего урока. В этом вам помогут наши предложения (Высказывания детей)

 Я сегодня узнал…

 Я сегодня научился…

 Мне было трудно…

 Мне понравилось…

 Было интересно…

 Могу похвалить себя за то, что …

 Могу похвалить одноклассников за то, что…

 Больше всего мне понравилось….

СПАСИБО ЗА УРОК! (Слайд 18)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 3 классе по теме Пересечение множеств

Урок математики в 3 классе по теме "Пересечение множеств". ОС "Школа2000..."...

презентация по математике "Пересечение множеств"

Презентация к уроку математики в 3 классе по учебнику Л.Г.Петерсон по УМК "Школа 2100"...

"Пересечение множеств"

математика 3 класс "школа 2100"...

Пересечение множеств

математика 3 класс школа 2100...

Множество. Подмножество. Пересечение множеств. ( Расселяем множества)

·         Закрепить представления о множествах, подмножествах, пересечении двух множеств.·         Закрепить умение опре...

Пересечение множеств

Конспект урока по информатике во 2 классе...