Главные вкладки

    Развитие познавательного интереса к математике
    материал по математике по теме

    Вахрушева  Татьяна Николаевна

    Данный материал содержит  разнообразные виды работ, заданий, игр, развивающих познавательный интерес к математике через урочную и внеурочную деятельность.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 3»

    города Губкина Белгородской области

    Развитие познавательного интереса младших школьников к математике через урочную и внеурочную деятельность.

    Творческие работы на уроках математики

    Некоторые виды упражнений по составлению  задач:

    1. Постановка вопроса к данному условию задачи или изменение данного вопроса. Такие упражнения помогают обобщению знаний о связях между данными и искомым, так как при этом дети устанавливают, что можно узнать по определенным данным.
    2. Составление условия задачи по данному вопросу. При выполнении таких упражнений учащиеся устанавливают, какие данные надо иметь, чтобы найти искомое, а это так же приводит к обобщению знаний связей между данными и искомым.
    3. Подбор числовых данных.
    4. Составление задач по аналогии. Аналогичными называются задачи, имеющие одинаковую математическую структуру. Аналогичные задачи надо составлять после решения данной готовой задачи, предлагая при этом, когда возможно, изменять не только сюжет и числа, но и величины.
    5. Составление обратных задач. Упражнения в составлении и решении обратных задач помогают усвоению связей между данными и искомым.
    6. Составление задач по их иллюстрациям. Они помогают детям увидеть задачу в данной конкретной ситуации.
    7. Составление задач по данному решению. Предлагая составить задачу, надо сначала проанализировать данное решение задачи. В отдельных случаях целесообразно подсказать детям сюжет или же назвать величины.

    Задачи в стихах для 1 класса

    1) На подстилке 2 птенца,

    Два пушистых близнеца.

    И ещё готовы 5 из скорлупок вылезать.

    Сколько станет птиц в гнезде, помогите мне. 2+5=7

    2) 5 мышат в траве шуршат,

    3 забрались под ушат.

    2 мышонка спят под ёлкой.

    Сосчитать мышей недолго. 5+3+2=10

    3)На берёзе 3 синички

    Продавали рукавички.

    Прилетело ещё 5,

    Сколько будут продавать?  3+5=8

    4)5 малышек-медвежат

    Мама уложила спать.

    Одному никак не спится,

    А скольким сон хороший снится? 5-1=4

    5)Цапля по воде шагала,

    Лягушат себе искала.

    Двое спрятались в траве,

    6 – под кочкой.

    Сколько лягушат спаслось?

    Только точно!  2+6=8

    6)Ветер дунул, лист сорвал.

    И ещё один упал.

    А потом упало 5.

    Кто их сможет сосчитать? 1+1=5=7

    7)Ёжик по грибы пошёл,

    10 рыжиков нашёл.

    8 положил  корзинку,

    Остальные же - на спинку.

    «Сколько рыжиков везёшь

    На своих иголках, ёж?» 10—8=2

    8)3 ромашки – желтоглазки,

    2 весёлых василька

    Подарили маме дети.

    Сколько же цветов в букете? 3+2=5

    9)Группа малышей- утят

    Плавать и нырять хотят.

    6 – уплыли далеко,

    2 – нырнули глубоко.

    Сколько же утят в пруду?

    Сосчитать я не могу.

    10)Сидят рыбаки,

    Стерегут поплавки.

    Рыбак Корней поймал 3-х окуней,

    Рыбак Евсей – 4-х карасей,

    А рыбак Михаил 2-х сомов изловил.

    Сколько рыб рыбаки натаскали из реки? 3+4+2=9

    11)Два жучка бежали в домик,

    Им навстречу муравей.

    Сколько будет насекомых?

    Сосчитай-ка поскорей! 2+1=3

    12)Пять весёлых медвежат

    За малиной в лес спешат.

    Испугался вдруг один,

    Убежал – и след простыл.

    Сколько смелых медвежат

    За малиной в лес спешат? 5-1=4

    13)В день рожденья я Серёжке

    Подарил одну матрёшку.

    Мы её открыли, а там ещё 4.

    Сколько же всего матрёшек у Серёжи? 1+4=5

    14)Сосед бобёр на реке

    Строит домик на воде.

    И пришли ему помочь:

    Мама, папа, сын и дочь.

    И приплыл паучок.

    Посчитай –ка всех, дружок. 1+1+1+1+1+1=6

    15)У белки в дупле

    5 орешков в мешке.

    Ещё 3 на полке.

    Сосчитай –ка их, сколько? 5+3=8

    16)5 яблок в корзине,

    В вазе – 4.

    У Саши одно.

    Сколько всего? 5+4+1=10

    17)В деревне у бабушки 2 поросёнка,

    Белая козочка и 2 индюшонка.

    Если нам из сосчитать,

    Всех их будет ровно….(5) 2+1+2=5

    18)9 совят в гнезде сидят.

    Прилетела мама.

    Сколько птиц стало? 9+1=10

    19)Петя- петушок, золотой гребешок

    Зёрна отыскал, курочек позвал:

    2 из переулочка, 3 из-за поворота,

    Одна из огорода.

    А сейчас проверь,

    Сколько курочек теперь? 2+3+1=6

    20)Полевая мама-мышка

    Ищет всех своих сынишек:

    Двое спрятались на ветке

    У кукушки, у соседки.

    Трое спрятались в цветах,

    Трое  в ягодных местах.

    А один, ленивый самый,

    Дома спит под одеялом.

    Растерялась мама – мышь,

    Сосчитай мышат, малыш. 2+3+3+1=9

    21)9 мышек жили в норке,

    Ели сыр, таскали корки.

    Жили мышки, не тужили,

    Вред хозяйству приносили.

    И хозяин рассердился,

    Всех мышей поймать решил.

    Кошку злобную завёл,

    Мышеловку приобрёл.

    Мышки не остерегались,

    В первый день 6 штук попались.

    Во второй и третий дни все попрятались они.

    На четвёртый день опять

    Вышли мышки погулять.

    Кошка их подстерегала и ещё одну поймала.

    Сколько же мышей опять

    Выйдет завтра погулять? 9-6-1=2

    22)В туесочке есть грибы.

    Посчитать их помоги.

    Мухомор красный – гриб опасный,

    Лисичка – рыжая сестричка,

    Волнушка – розовое ушко..

    Сморчок – бородатый старичок,

    Ну, а это – белый – ешь его смело. 1+1+1+1+1=5

    23)Дама сдавала в багаж:

    Диван, чемодан, саквояж,

    Картину, корзину, картонку

    И маленькую собачонку.

    Сколько вещей дама сдала в багаж! 7

    24)На берёзе  листочков.

    Ветер рвётся под плащи.

    А листочков на берёзе уже не 5,а только 3.

    Сколько листочков сорвал ветер? 5-3=2

    25)Четыре сыроежки,

    2 рыжика и груздь.

    Грибов набрал я много,

    А сосчитать боюсь.

    Помогите мне, ребята. 4+2+1=7

    26)Всюду Павлику почёт,

    Павлик блинчики печёт.

    9 блинчиков сгорело,

    А последний был сырой.

    Сколько блинчиков испортил наш «герой»? 9+1=10

    27)Как-то четверо ребят

    С горки покатились.

    Двое в саночках сидят,

    А сколько в снег свалились? 4-2=2

    28)5 зелёных лягушат

    В воду броситься спешат.

    2 испугались, на берегу остались.

    Сколько было храбрых лягушат? 5-2=3

    29)Наша Маша рано встала,

    Кукол все пересчитала:

    2 матрёшки на окошке,

    2 Аринки на перинке,

    2 Танюшки на подушке.

    Помоги нашей подружке

    Посчитать её игрушки. 2+2+2=6

    30)Стала курица считать маленьких цыпляток:

    Жёлтых 5 и чёрных 5,

    Сколько вместе - не понять? 5+5=10

    31)Я на пне, как на тарелке,

    Так опёнки разделил:

    3 гриба оставил белке,

    3 в корзину положил.

    Сколько я собрал грибов?

    У кого ответ готов? 3+3=6

    32)5 мышат в траве шуршат,

    3 забрались под ушат,

    2 мышонка спят под ёлкой.

    Сосчитать мышей недолго. 5+3+2=10

    33)На берёзе 3 синички

    Продавали рукавички.

    Прилетело ещё 5.

    Сколько буде продавать? 3+5=8

    34)Ёжик по лесу гулял,

    И грибочки собирал:

    Белых 3 и 2 опёнка,

    2 лисички, 2 маслёнка.

    Большую волнушку нашёл он под ёлкой.

    Сколько грибов у ежа на иголках?  3+2+2+2+1=10

    35) По грибы пошли ребята.

    Вот пенек. На нем - опята.

    Шесть опят собрал Игнат,

    И четыре опенка

    Собрала его сестренка.

    Сколько всего опят в корзине у ребят? 6+4=10

    36) У Маши были конфеты.

    Она угостила Свету, Наташу,

    Иру, Сережу, Таню и Петю тоже.

     Одна конфета осталась,

    А Машенька растерялась:

     Сколько же было конфет?

    Кто может дать ответ? 7

    37) Семь ребят каталось с горки.

     Убежал домой Егорка,

     А потом ушел Вадим

    И Сережа вслед за ним.

    Сколько на горке осталось детей?

    Кто посчитал, отвечайте скорей!  

    7-1-1-1=4

    38) Папа аквариум Саше купил,

    На праздник сынишке его подарил.

    Шесть рыбок в аквариум мама купила,

    И бабушка 3 еще подарила.

    А сколько же рыбок?

    Как Саше узнать?

    Он мал и еще не умеет считать.

    Пожалуйста, Саше, друзья, помогите

     Количество рыбок ему назовите. 6+3=9

    39) Много зверей в зоопарке живет:

    Белый медведь, жираф, бегемот,

    Тигр, шимпанзе, лиса и енот,

     Слон, леопард, снежный барс и койот.

    Кто потрудился зверей сосчитать,

    Прошу вас ответ немедленно дать! 11

    40) В тихой заводи реки

    Жили-были окуньки.

    Двух поймали рыбаки,

    А семь в реке осталось.

    Сколько окуньков сначала

    В заводи плескалось?  2+7=9

    41) Шесть гусей в пруду купалось,

    Двое во дворе осталось.

     Сколько было всех гусей?

    Сосчитайте поскорей!  6+2=8

    42) Кормушку для птиц

    Мы к зиме смастерили,

    Ягоды, зерна в нее положили.

    Гости себя не заставили ждать –

    Стали мы птиц на кормушке считать:

    Два свиристеля, четыре синицы,

    Три снегиря да один воробей.

    Сколько всех птиц? Отвечайте скорей!  2+4+3+1= 10

    43) В карманах у Нины

    Лежали мандарины:

    В левом - пять, а в правом - два.

    Три штуки Нина отдала.

    Сколько мандаринов

    Осталось у Нины? 5+2-3=4

    44) Утята плавали в пруду

    У мамы утки на виду.

    Вот нырнули пять утят,

    А трое утят нырять не хотят.

    Сколько всего утят на пруду?

    Что-то никак сосчитать не могу! 5+3=8

    45) У нашей кошки шесть котят:

    Двое на диване спят,

    Один котенок катает клубок,

    Другой котенок забрался в сапог,

    А остальные сидят на окошке –

    Смотрят, как Бобик бежит по дорожке.

    Сколько котят на окошке сидят?

    6-2-1-1=2

    46) В класс пришли ученики

    И по рисунку принесли.

    Вы, ребята, не зевайте –

    Все рисунки посчитайте:

    У Вики - гвоздики,

    У Никитки - маргаритки,

    У Анютки - незабудки,

    У Андрея - орхидея,

    Ландыши - у Саши,

    Георгины - у Марины,

    У Алены - пионы,

    У Наташки - ромашки,

    Тюльпаны - у Оксаны,

    Нарциссы - у Ларисы. (10)

    47) Решила старушка ватрушки испечь.
    Поставила тесто, да печь затопила.
    Решила старушка ватрушки испечь,
    А сколько их надо — совсем позабыла.
    Две штучки — для внучки,
    Две штучки — для деда,
    Две штучки — для Тани,
    Дочурки соседа...
    Считала, считала, да сбилась,
    А печь-то совсем протопилась!
    Помоги старушке сосчитать ватрушки. 2+2+2=6

    48) Шесть орешков мама-свинка
    Для детей несла в корзинке.
    Свинку ёжик повстречал
    И ещё четыре дал.
    Сколько орехов свинка
    Деткам принесла в корзинке?  6+3=9

    49) Три зайчонка, пять ежат
    Ходят вместе в детский сад.
    Посчитать мы вас попросим,
    Сколько малышей в саду? 3+5=8

    50) Пять пирожков лежало в миске.
    Два пирожка взяла Лариска,
    Еще один стащила киска.
    А сколько же осталось в миске? 5-2-1=2

    51) Семь весёлых поросят

    У корытца в ряд стоят.

    Два ушли в кровать ложиться,

    Сколько свинок у корытца? 7-2=5

    52) Привела гусыня – мать

    Шесть детей на луг гулять.

    Все гусята, как клубочки,

    Три сынка, а сколько дочек? 6-3=3

    53) Четыре спелых груши

    На веточке качалось

    Две груши снял Павлуша,

    А сколько груш осталось? 4-2=2

    Задачи в стихах для 2 класса

    Девять оленей ели грибочки,

    Двое их деток дремали на кочке.

    Скорее прошу я ребят посчитать,

    Сколько оленей вышло гулять?

                  *             *            *

    День рожденье у Тамары

    Я принёс ей три тюльпана,

    А Серёжа алых роз

    Ровно девять штук принёс.

    Вот беда она не может

    Сосчитать свои цветы.

    Кто, ребята, ей поможет?

    Помоги-ка ты!

                *          *           *

    Лебеди у нас в пруду.

    Я поближе подойду:

    Девять чёрных, белых пять.

    Кто успел их сосчитать?

    Говорите поскорей,

    Сколько было лебедей.

               

                 *         *          *

    Сивуч- секач говорил, рассуждая:

    - Семейка моя совсем небольшая, -

    Я, да семь жён, да шестеро деток …

    Сколько ж костюмов надо на лето?

                     *             *            *

    Яблоки дети в саду собирали.

    Взвесив их, урожай посчитали.

    Дети собрали 16 корзин.

    8 корзин увезли в магазин,

    3 детскому саду отдали,

    Остальное в школу послали.

    Сколько же яблок для школы дойдут,

    Когда все корзины они развезут?

            *             *            *

    Шли четыре гусака,

    Вдаль глядели свысока.

    Сколько шло голов и ног –

    Сосчитаешь ли, дружок?

         

         

          *             *            *

    Белка на ёлке грибочки сушила,

    Песенку пела и говорила:

    «Мне зимой не знать хлопот,

    Потому что есть грибок:

    Белый, рыжик, два маслёнка,

    Три весёленьких опёнка.

    Подосиновик велик,

    Этим он и знаменит,

    А лисичек ровно шесть.

    Ты попробуй все их счесть!»

             

         *             *            *

    Дождик, лей веселей!

    Тёплых капель не жалей!

    Пять Серёжке, три Антошке,

    Две Валюше и Катюше.

    А для мамы и для папы

    Сорок будет маловато.

    Ну а вы, друзья, считайте,

    Сколько капель отвечайте!

            *             *            *

    Четыре спелых груши

    На веточке качалось

    Две груши снял Павлуша,

    А сколько груш осталось?

           

                *             *            *

    Раз к зайчонку на обед

    Прискакал дружок- сосед.

    На пенёк зайчата сели

    И по пять морковок съели.

    Кто считать, ребята, ловок?

    Сколько съедено морковок?

            *             *            *

    Подарил утятам ёжик

    Восемь кожаных сапожек.

    Кто ответит из ребят,

    Сколько было всех утят?

            *             *            *

    Как под ёлкой встали в круг

    Зайка, белка и барсук,

    Встали ёжик и енот,

    Лось, кабан, лиса и кот.

    А  последним встал медведь,

    Сколько всех зверей? Ответь!

     

    ***

    Решила старушка ватрушки испечь.
    Поставила тесто, да печь затопила.
    Решила старушка ватрушки испечь,
    А сколько их надо — совсем позабыла.
    Две штучки — для внучки,
    Две штучки — для деда,
    Две штучки — для Тани,
    Дочурки соседа...
    Считала, считала, да сбилась,
    А печь-то совсем протопилась!
    Помоги старушке сосчитать ватрушки.

    ***

    Расставил Андрюшка
    В два ряда игрушки.
    Рядом с мартышкой –
    Плюшевый мишка.
    Вместе с лисой –
    Зайка косой.
    Следом за ними –
    Ёж и лягушка.
    Сколько игрушек
    Расставил Андрюшка?

    ***

    Дарит бабушка лисица
    Трём внучатам рукавицы:
    "Это вам на зиму, внуки,
    рукавичек по две штуки.
    Берегите, не теряйте,
    Сколько всех, пересчитайте!"

    ***

    Белка на елке грибочки сушила,
    Песенку пела и говорила:
    «Мне зимой не знать хлопот,
    Потому что есть грибок:
    Белый, рыжик, два масленка,
    Три веселеньких опенка.
    Подосиновик велик,
    Этим он и знаменит.
    А лисичек ровно шесть.
    Ты попробуй все их счесть!»

    ***
    Мы с мамой в зоопарке были,
    Зверей с руки весь день кормили.
    Верблюда, зебру, кенгуру
    И длиннохвостую лису.
    Большого серого слона
    Увидеть я едва смогла.
    Скажите мне скорей, друзья,
    Каких зверей видала я?
    А если их вы счесть смогли,
    Вы просто чудо! Молодцы!

    ***

    По тропинке вдоль кустов
    Шло одиннадцать хвостов.
    Сосчитать я также смог,
    Что шагало тридцать ног.
    Это вместе шли куда-то
    Петухи и поросята.
    А теперь вопрос таков:
    Сколько было петухов?
    И узнать я был бы рад
    Сколько было поросят?
    Ты сумел найти ответ?
    До свиданья, всем привет!

    ***

    Вдоль овражка
    Шла фуражка,
    Две косынки,
    Три корзинки,
    А за ними шла упрямо
    Белоснежная панама.
    Сколько всего шло детей?
    Отвечай поскорей!

    ***

    На базаре добрый ёжик
    Накупил семье сапожек.
    Сапожки по ножке - себе,
    Поменьше немного - жене.
    С пряжками - сыну,
    С застёжками - дочке.
    И всё уложил в мешочке.
    Сколько в семье у ёжика ножек?
    И сколько купили сапожек?

    ***

    Пять цветочков у Наташи,
    И ещё два дал ей Саша.
    Кто тут сможет посчитать,
    Сколько будет два и пять?

    ***

    Привела гусыня – мать
    Шесть детей на луг гулять.
    Все гусята, как клубочки,
    Три сынка, а сколько дочек?

    Задачи в стихах для 3 класса

    1. Упал орех у тропинки,

    Разбился на две половинки.

    Никак не поделят три ворона

    Две половинки поровну.

    Но тут – такая потеха!

    Упало ещё 2 ореха.

    И тоже на две половинки

    Разбились у той же тропинки.

    Теперь-то три чёрных ворона

    Добычу поделят поровну.

    Желаем им в этом успехов!

    Но каждому ворону,

    Ежели поровну,

    Сколько досталось орехов? (1)

    1. Дарит бабушка Лисица

    Трём внучатам рукавицы:

    Это вам на зиму, внуки,

    Рукавичек по две штуки.

    Берегите, не теряйте,

    Сколько всех, пересчитайте! (2х3=6)

    1. Если знаешь ты таблицу,

    На вопрос ответишь смело,

    Сколько птичек-невеличек

    На кормушку прилетело?

    Воробьёв драчливых пара

    И синичек тоже пара,

    Пара сизых голубей

    И две пары снегирей. (2х4=8)

    1. У стола мы видим ножки,

    По две с каждой стороны,

    Но сапожки и калошки

    Этим ножкам не нужны.

    Сколько их? (4 ножки)

    1. Вышли с гоготом, смотри,

    Два гуся из-за угла,

    И у каждого, смотри,

    Две ноги и два крыла.

    Вышли гуси на лужок.

    Сосчитай в уме, дружок,

    Сосчитай-ка без ошибки

    Сколько крыльев, сколько ног. (2х2=4)

    1. Двое шустрых поросят

    Так замёрзли, аж дрожат.

    Посчитайте и скажите:

    Сколько валенок купить им? (4х2=8)

    1. Подарил утятам ёжик

    Восемь кожаных сапожек.

    Кто ответит из ребят,

    Сколько было всех утят? (8:2=4)

    1. Шли четыре гусака,

    Вдаль глядели свысока.

    Сколько шло голов и ног,

    Сосчитаешь ты, дружок? (2х4=8)

    1. Со двора десяток веток

    Принесла коза для деток,

    Положила на пол их.

    Как делить их на двоих? (10:2=5)

    1. Есть у нашего Андрейки

    Шесть монет по две копейки.

    На покупку сладкой плюшки

    Сколько денег у Андрюшки? (2х6=12)

    1. Семь индюков купили сапоги.

    Сосчитать их помоги! (2х7=10)

    1. Мышка зёрна собирала,

    По два зёрнышка таскала.

    Принесла их 9 раз.

    Каков Мышкин стал запас? (2х9=18)

    1. Ехали две тачки

    И ещё две тачки.

    В каждой по две кошки

    И по две собачки.

    Сколько было тачек,

    Кошек и собачек? (2х2=4)

    1. Опустился тихий вечер

    Над тропинкою лесной.

    Белка цокнула при встрече –

    Поздоровалась со мной.

    Заглянула мне в корзинку,

    Где лежали 6 опят.

    - Подари-ка половинку.

    - Поделиться? Очень рад!

    Как разделить 6 опят пополам? (6:2=3)

    1. Решила старушка ватрушки испечь.

    Поставила тесто, да печь затопила.

    Решила старушка ватрушки испечь,

    А сколько их надо совсем позабыла:

    Две штучки – для внучки,

    Две штучки – для деда,

    Две штучки – для Тани (дочурки соседа).

    Считала, считала да сбилась.

    А печь-то совсем протопилась.

    Помогите старушке,

    Сосчитайте ватрушки! (2х3=6)

    1. Сколько ушей у трёх мышей? (2х3=6)

    1. На столе лежали груши:

    Оле, Даше и Танюше.

    Взяли все они по две.

    Сколько было на столе? (2х3=6)

    1. Саша с Юрой заглянули

    в часовую мастерскую.

    Сосчитать часы решили.

    Было их всего четыре.

    Вдруг, ребята так и сели:

    Тараканы стрелки съели.

    Сколько стрелок еле-еле

    Тараканы за ночь съели? (2х3=8)

    1. Мы за чаем не скучаем –

    По две чашки получаем.

    Восемь чашек, восемь пар –

    Выпиваем самовар.

    Чашек пьём всего по паре.

    Сколько чашек в самоваре? (2х8=16)

    1. Если Грушам дать по груше,

    То одна в избытке груша.

    Если дать по паре груш,

    То не хватит пары груш.

    Сколько Груш и сколько груш? (4 груши, 3 Груши)

    1. На базаре добрый ёжик
      Накупил семье сапожек.
      Сапожки по ножке - себе,
      Поменьше немного - жене.
      С пряжками - сыну,
      С застёжками - дочке.
      И всё уложил в мешочке.
      Сколько в семье у ёжика ножек?
      И сколько купили  сапожек? (2х4=8)
    2. Бабушка внукам рукавички

    Весело вязала.

    А связала восемь штук

    И нам приказала:

    — Ну-ка, внуки, ну-ка, внуки,

    Протяните ко мне руки,

    Рукавички надевайте,

    Дров, водички натаскайте.

    Вы, ребятки, отвечайте,

    Сколько внуков, сосчитайте. (8:2=4)

    1. Пять пальцев ловко рвут траву,

    Другой рукою тоже рву.

    Я травкой угощу коня.

    Ну, сколько пальцев у меня? (10х2=20)

    1. Посылали молодицу по холодную водицу.

    А водица далеко, и носить-то нелегко.

    Два ведра по десять раз.

    Сколько вёдер? Не зевай!

    Молодице помогай! (10х2=20)

    1. У деда Архипа большая семья.

    Детей всего восемь: и все сыновья.

    У каждого сына по паре ребят,

    Внучата Архипа, их, сколько внучат? (2х8=16)

    1. На берёзе три скворца

    И у всех по три птенца.

    Ну-ка, кто мне назовёт,

    Сколько птичек здесь живёт? (3х3=9)

    1. Три бельчонка маму белку

    Ждали около дупла.

    Им на завтрак мама белка

    Девять шишек принесла.

    Разделила на троих.

    Сколько каждому из них? (9:3=3)

    1. «Бабушка милая, хочу пирожок!» —

    «Хорошо, испеку. Сколько надо, дружок?» —

    «Три — для мамы, три — для папы,

    Для сестрички тоже три.

    Нам с тобой по три испечь.

    Ох, мне всех не перечесть!»

    Кто малышу помочь готов?

    Сколько надо пирогов?(3х5=10)

    1. Дружно муравьи живут

    И без дела не снуют.

    Три несут травинку,

    Три несут былинку,

    Три несут иголки.

    Сколько их под ёлкой? (3х3=9)

    1. Кошка вышила узор:

    Три большие клеточки,

    В каждой по три веточки.

    Села кошка на кровать,

    Стала веточки считать,

    Но никак не может.

    Кто же ей поможет? (3х3=9)

    1. Сбежала от Федоры посуда:

    Три стакана, три чашки, три блюда.

    Кто сосчитать готов?

    Сколько всего беглецов? (3х3=9)

    1. Однажды 3 цыплёнка,

    А с ними 3 мышонка,

    А с ними 3 весёлых

    Умытых поросёнка

    Бежали спозаранку

    Из дома на полянку.

    Сосчитайте поскорей,

    Сколько было всех друзей,

    Что утром спозаранку

    Играли на полянке? (3х3=9)

    1. Взял Антон лукошко,

    В лес пошёл Антон.

    Набрал грибов немножко,

    И их считает он:

    Три лисички, три волнушки,

    Три груздя и три чернушки.

    Сколько же грибов в лукошко

    Положить успел Антошка? (3х4=12)

    1. Сидели на лавочке

    Две Клавочки,

    Делили булавочки.

    - Тебе, Клавочка, булавочка,

    И мне, Клавочка, булавочка.

    И вышло каждой Клавочке

    По три булавочки.

    Сколько у Клавочек булавочек? (3х2=6)

    1. На парад идут ребята:

    Коля, Витя, Катя, Ната.

    По три шарика несут:

    Синий, жёлтый, красный тут.

    Сколько шариков, ответьте.

    На парад несут все дети? (3х4=12)

    1. Шёл по улице отряд –

    Много мальчиков подряд:

    Раз, два, три, четыре,

    И четыре по четыре,

    И ещё потом четыре.

    Сколько их? (4+4х4+4х4+4=40)

    1. На лужайке у дорожки

    Ходят-бродят козьи ножки.

    У развилки двух дорог

    Вижу я 12 ног.

    Задаю я вам вопрос:

    Сколько там пасётся коз? (12:4=3)

    1. У этого цветка

    Четыре лепестка.

    А сколько лепестков

    У двух таких цветков? (4х2=8)

    1. У речки гуляли четыре утёнка

    И 24 весёлых гусёнка.

    Во сколько раз больше

    Было гусят?

    Во сколько раз меньше

    Было утят? (24:4=6)

    1. Зайцы по лесу бежали,

    Волчьи следы по дороге считали.

    Стая большая волков здесь прошла.

    Каждая лапа в снегу их видна.

    Оставили волки 40 следов.

    Сколько, скажите, здесь было волков? (40:4=10)

    1. Сколько лап у двух медвежат? (4х2=8)
    2. Жужу и Тото играли в лото.

    Бежали три свинки,

    Смахнули картинки.

    Каждая свинка – по пять.

    Задумчивый ёжик их стал собирать.

    Сколько картинок, нельзя ли узнать? (5х3=15)

    1. Мама сливы купила

    И ребятам поделила.

    Пять ребят, десяток слив.

    Сколько каждый получил. (10:5=2)

    1. Пять зайчат сидят в углу,

    Чистят репу на полу.

    Насчитали 10 штук.

    Как делить забыли вдруг.

    Разделите, ребятки.

    Помогите зайчаткам! (10:5=2)

    1. Возле лужицы отряд

    Длинноногих лягушат.

    Очень стройная колонна

    По пять ровно каждый ряд:

    Ряд весёлых лягушат,

    Ряд ленивых лягушат,

    И два ряда очень строгих

    И серьёзных лягушат.

    Ну, а сколько лягушат,

    Не в ряду, а в целом.

    Свой расчёт произведи

    С правильным прицелом. (5х4=20)

    1. Во саду ли, в огороде

    Выросла картошка

    По кустам её считал

    Маленький Антошка

    Раз, два, три, четыре, пять –

    Начал весело считать.

    Шесть, семь –

    Я запутался совсем.

    Во саду ли, в огороде

    Небольшая грядка.

    На семи рядах росли

    Кустов по полдесятка,

    Вы, ребята, помогите

    Сосчитать Антошке,

    Сколько было же всего

    Кустиков картошки. (5х7=35)

    1. У трёх девочек малышек

    Было по 6 толстых книжек.

    Дайте нам ответ скорей,

    Сколько книг у малышей? (6х3=18)

    1. К двум зайчаткам в час обеда

    Прискакали три соседа.

    В огороде зайцы сели

    И по 7 морковок съели.

    Кто считать, ребята, ловок,

    Сколько съедено морковок? (7х5=35)

    1. Паслись на лугу семь телят,

    Семь овец, семь коров, семь ягнят.

    «Я мал, — говорит пастушок, —

    Сосчитать не могу,

    Сколько животных всего на лугу». (7х4=28)

    1. Восемь жёлтеньких цыплят,

    Восемь пухленьких зайчат,

    Восемь лис и восемь кошек.

    Дружно выстроились в ряд.

    Всех зверушек, всех игрушек,

    К нам прислали в детский сад.

    Помогите вы Валюшке,

    Сосчитайте все игрушки. (8х4=32)

                                 

                      Математические ребусы

                       Угол, отрезок, доля, минус, вершина, точка,  задача

                                         Математические кроссворды

    Кроссворд № 1

    По горизонтали: 1. Число. 3. Мера массы.

    По вертикали: 1. Название месяца. 2. Число, получаемое при сложении. 3. Знак сравнения.

    Кроссворд № 2

    По горизонтали: 1. Цифра, состоящая из двух крючков. 6. Число, которое состоит из одного десятка и трёх един

    По вертикали: 2. Два выражения, которые соединены знаком "равно". 3. Наибольшее однозначное число. 4. Название месяца. 5. Единица измерения длины.

    Кроссворд № 3

    По горизонтали: 3. Название знака действия. 4. Осенний месяц.

    По вертикали: 1. Геометрическая фигура. 2. Мера для измерения жидкостей.

    Кроссворд № 4

    По горизонтали: 3. За сколько сольдо Буратино продал свою азбуку? 5. Инструмент для черчения отрезков                                                                                                         

                                                                                                                                                                                  По вертикали: 1. Число, которое вычитают. 2. Единица длины. 4. Денежная единица.

                                                                                                           

                   ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 КЛАСС.

    1. В лесу елок больше, чем берез, а берез больше, чем осин. Чего больше: елок или осин? Почему?
    2. В книжке 12 страниц. Сколько цифр понадобилось, чтобы пронумеровать все страницы? Сколько из них единичек? А если в книге 20 страниц?
    3. У трёх девочек вместе было 20 карандашей. У Ани и Оли вместе было 15 карандашей. У Оли и Кати вместе было 12 карандашей. Сколько карандашей у каждой девочки?
    4. У Маши и у Лены кукол поровну, а у Пети машинок в два раза больше, чем кукол у Лены. Чего больше: машинок у Пети или кукол у Лены и Маши вместе?
    5. Коля, Вася и Боря играли в шашки. Каждый из них сыграл две партии. Сколько всего партий было сыграно?
    6. У мальчика сестер и братьев поровну. Кого в семье больше: сыновей или дочерей? На сколько?
    7. В вазе стоят три цветка: роза, гвоздика и тюльпан. Лена взяла один цветок и сказала: а) Я взяла тюльпан б) Я взяла не розу. Какой цветок взяла Лена, если она один раз сказала правду, а один раз — неправду?
    8. Старый гном разложил свои сокровища в 3 разноцветных сундука, стоящих у стены: в один – драгоценные камни, в другой – золотые монеты, а в третий – магические книги. Он помнит, что красный сундук правее, чем драгоценные камни и что магические книги правее, чем красный сундук. В каком сундуке лежат магические книги, если зеленый сундук стоит левее, чем синий?
    9. Ежик Федя говорит: — Если бы я наколол на себя в два раза больше яблок, чем сейчас, то у меня было бы на 10 яблок больше, чем сейчас. Сколько яблок на самом деле наколол на себя ежик Федя?
    10. У каждого из четырех ребят живет какое-то одно любимое животное: кошка, собака, рыбка или канарейка (у всех разные). У Саши животное – с пушистой шерстью, у Феди – четвероногое, у Николя – пернатое. И Жени, и Саша не любят кошек. Какое из следующих утверждений неверно: A) У Феди – собака Б) У Николя – канарейка В) У Феди – кошка Г) У Жени – рыбка Д) У Саши – собака?
    11. За круглым столом сидят 12 гномов. Каждый из них утверждает: «Мой сосед справа — лжец». Сколько лжецов среди гномов?
    12. Как с помощью 5-литровой кастрюли и 3-литровой банки налить из водопроводного крана в ведро ровно 4 л? Лишнюю воду можно выливать.
    13. Если этот день не идет вслед за понедельником и не перед четвергом, а завтра не воскресенье и вчера было не воскресенье, а послезавтра будет не суббота и позавчера была не среда, то что это за день?
    14. 5 котов и собак съели 27 сосисок. Каждая собака съела по 6 сосисок, а каждый кот — по 5. Сколько было котов и сколько собак?
    15. В первый день турист прошел 2 км, а в каждый следующий – на 2 км больше, чем в предыдущий. Сколько он прошел в седьмой день? Сколько он прошел за 8 дней?
    16. Из куска проволоки согнули квадрат со стороной 6 см. Потом проволоку разогнули и согнули из неё треугольник с равными сторонами. Найти длину стороны треугольника.
    17. Кого больше: слонов или зверей? Людей или женщин? Девочек или девочек с косичками?
    18. Федя всегда говорит правду, а Вадим всегда лжет. Придумай вопрос, на который они ответят одинаково.
    19. Три гнома — Эй, Ай и Ой — вышли на прогулку в красной, зелёной и синей рубашках. Туфли на них были таких же цветов. У Эя цвет рубашки и туфель совпадал. У Оя ни туфли, ни рубашка не были красными. Ай был в зелёных туфлях, а в рубашке другого цвета. Как были одеты гномы?
    20. В группе 15 детей. 10 детей любят мороженое, 9 человек — конфеты. Как это может быть?
    21. В квартирах 1, 2, и 3 живут белый, черный и рыжий котята. В квартире 1 — не черный. Белый — не в квартире 1 и не в квартире 2. Кто где живет?
    22. В комнате стояли табуретки и стулья. У каждой табуретки 3 ножки, а у стула — 4. Всего табуреток и стульев было 5, а ножек у них было 18. Сколько было табуреток? стульев?
    23. Класс шел парами. Один из учеников посмотрел вперед и насчитал девять пар, затем обернулся и насчитал пять пар. Сколько учеников шло в колонне?
    24. Полный бидон с молоком весит 10 килограммов, а наполненный до половины — 6 килограммов. Сколько весит пустой бидон?
    25. Нарисуй три прямых и отметь на каждой из них по две точки так, чтобы отмеченных точек было 5.
    26. В пакете лежат фрукты. Все, кроме двух, апельсины. Все, кроме двух, яблоки. Все, кроме двух, бананы. Сколько фруктов в пакете? Какие?
    27. Мальчик поднялся с первого этажа на третий и прошёл двенадцать ступенек. Сколько ступенек он пройдёт, если будет подниматься на пятый этаж?
    28. В одном ряду 9 камешков на расстоянии 6 см друг от друга. В другом ряду 25 камешков на расстоянии 2 см друг от друга. Какой ряд короче?
    29. Многоножка на первую ногу надела один носок, на вторую ногу – два носка, на третью – три и так далее. Всего она надела 28 носков. Сколько ног у многоножки?

                                            Математические загадки

      

    1. Летела стая гусей, а навстречу ему ещё гусь. Гусь говорит: «Здравствуйте, сто гусей». А ему отвечают: «Нас не сто гусей, а меньше. Если бы нас было столько, да ещё полстолька, да ещё четверть столько, да ты, гусь, вот тогда было бы нас сто гусей». Сколько гусей было бы в стае? (36)

     

    2. На какое дерево садится ворона во время проливного дождя? (на мокрое)

     

    3. У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (1)

     

    4. Сколько горошин может войти в обыкновенный стакан? (нисколько)

     

    5. Половина – треть его. Какое это число? (3/2)

     

    6. За книгу заплатили 1 рубль и ещё половину стоимости книги. Сколько стоит книга?

     

    7. Меня зовут Толей. У моей сестры только один брат, как зовут брата моей сестры? (Толя)

     

    8. По улице идут два отца и два сына. Всего три человека. Может ли быть такое? (да)


             9.    Сколько яиц можно съесть натощак? (Только одно. Все следующие уже будут съедены не на пустой желудок.)

    ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.

    1. Игры, требующие от детей исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу. 

    Игра “Составим узор”. Дидактическая цель: выявление умения различать предметы по цвету, форме, расположению. Средства обучения – набор из девяти фигур: один красный круг, по два жёлтых и зелёных треугольника, по два синих и красных квадрата. Содержание игры: учитель предлагает одному из учеников составить узор на магнитной доске, другим у себя на парте. С этой целью он даёт следующее задание: разместить на середине доски (или на столе ученика) красный круг, вверху и внизу от круга два жёлтых треугольника, справа и слева –два красных. Правее этого узора учитель предлагает выложить другой: круг посередине, два красных и два синих квадрата расположить от круга по углам, вверху и внизу – красные, справа и слева – синие квадраты. Затем он просит составить любой узор из фигур и расположить его слева от первого узора, сосчитать число фигур в каждом из них, в двух, в трёх узорах.

    2.Игры, требующие воспроизводящей деятельности. К этой группе относятся игры, направленные на формирование вычислительных навыков.(«Лучший лётчик», «Математическая рыбалка», «Помоги собрать бананы»)

    «Лучший  космонавт».

               Дидактическая  цель: формирование  навыков сложения и вычитания четырёх.

              Содержание  игры:  учитель на доске  рисует  10 ракет с номерами  от 1 до 10. Вызывается  сразу  11 учеников.  Вокруг  стола,  где  разложены  карточки  с  примерами,  дети  идут взявшись  за  руки, и  декламируют:

               «Ждут  нас  быстрые  ракеты

                Для  прогулок  по планетам.

                На   какую  захотим,

                На   такую  полетим!

                Но  в   игре  один секрет:

               Опоздавшим  места нет.»

      Как   только сказано последнее  слово,  учитель  выдаёт   каждому   ученику   карточки  с  примерами,  шифрующими   номер  ракеты,  на  которой   полетит  космонавт.  Дети   решают  примеры,  определяя  номер своей  ракеты,  и  пишут  пример  под  соответствующим  номером  ракеты.

    «Математическая  эстафета».

    Дидактическая  цель:  ознакомление  с  образованием  чисел  из десятка  и  единиц.

     Средства   обучения:  10 кругов  и 10 треугольников  из  приложения  к учебнику  математики для  1  класса.

               Содержание  игры:  учитель делит  класс  на  три  команды  по  рядам   и  проводит  игру-соревнование.  Первый  ученик  из  первой  команды   иллюстрирует число  с  помощью  кругов    и  треугольников,  второй  из этой же  команды  называет  обозначенное  число,  третий – его  состав,  четвёртый – показывает  число  на  карточках.  Аналогичные  упражнения выполняют  ученики  из второй  и  третьей  команд.  Победит та  команда,  которая не  допустит ни  одной  ошибки  или  допустит  меньшее  число  ошибок.

    3.Игры, в которые включены элементы поисковой деятельности, где целью игры является формулирование учащимися по рисунку, схеме и опорным словам математического правила. («Угадайка», «Определи курс движения самолёта»)

    «Определи курс  движения самолёта».

       Дидактическая  цель:  закрепление  приёмов сложения  однозначных  чисел с  переходом  через  десяток.

        Средство  обучения:  рисунки  самолётов.

    Содержание  игры: учитель  вызывает  к доске 3-х  учеников (лётчиков)  из каждого  ряда  команды. Они  ведут  свои  самолёты по  намеченному пути, зашифрованному  примерами, к которым  даются 3  ответа, один из них – правильный, другие неверные.  Лётчики  должны  определить  маршрут:  показать стрелкой правильный  путь,  решая примеры снизу  вверх.

       

    7       15       13

    14      12      13

    10      11      12

    9+4

    8+4

    7+4

    12     15        1

    14      15      13

    16       14      15

    8+7

    7+7

    9+7

    15     14        17

    14     13        18

    13       11      12

    9+6

    7+6

    6+6

    20     18        14

    17      19       14

    14       13      15

    8+6

    9+5

    8+5

        самолёт        самолёт         самолёт

       Каждая  команда  помогает  своему  командиру  правильно выбрать путь  движения  самолёта,  если  командир  ошибается. В  конце  игры  командирами  называются  те  ученики,  которые  сумели  правильно  провести самолёт по  намеченному курсу.

    4. Игры, в которых запрограммирована преобразующая (контролирующая) деятельность детей.  С помощью этих игр дети изменяют примеры и задачи в другие, логически связанные с ними. («Составь круговые примеры», «Математическая эстафета»

     «Математическая  эстафета».

                  Дидактическая цель: обучение детей преобразованию одних примеров в другие.

                    Содержание игры:  класс разбивается  по  рядам  на  три  команды.  Для  каждой команды  учитель  пишет  выражения  вида:

            10+5                         10+9                             10+7

           Одновременно от  каждой команды  к  доске вызывается  по одному ученику.  Их задача  состоит  в том, чтобы  правильно  и  быстро  решить  соответствующий пример,  составить другой  пример с этими же  числами  и передать  эстафету  своему  товарищу. Игра  продолжается до тех пор,  пока ученики каждой  команды  не  составят  всех возможных примеров. Цепочки  примеров  могут  быть, например такими:

                        5+10=15                 9+10=19               7+10=17

                        15=10+5                 19=10+9               17=10+7

                    15=5+10                 19=9+10               17=7+10

                        15-10=5                 19-10=9               17-10=7

                        15-5=10                 19-9=10               17-7=10

              Побеждает та команда, которая раньше других правильно составит цепочку взаимосвязанных примеров на сложение, вычитание и состав чисел. В конце игры по одной цепочке примеров дети воспроизводят  название  компонентов сложения, переместительное свойство сложения, название компонентов вычитания.

    НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ  МАТЕМАТИКИ

    КВН по математике во 2 классе
    Цель: привлечение внимания детей к изучению математики, содействие развитию математических способностей.
    Задачи:
    • уметь применять полученные на уроках знания в нестандартной ситуации.
    • развивать речь детей, логическое мышление, внимание, память.
    • воспитывать чувство взаимопомощи в процессе коллективного творчества учащихся,
    прививать интерес к математике.

    Оборудование: карточки с заданиями для команд, для конкурса капитанов, медали, грамзапись песен В. Шаинского «Мы начинаем КВН», «Голубой вагон».

                                                             Ход игры

    Звучит грамзапись песни В. Шаинского «Мы начинаем КВН»

    Учитель. Дорогие ребята! Сегодня мы с вами встретились, чтобы провести заседание клуба веселых и находчивых – КВН.
    Эта игра для умных и находчивых, великодушных, добрых и чутких. Сегодня состоится не совсем обычный КВН.

    Этот КВН сейчас науке посвящается,

    Что математикой у нас с любовью называется.

    Чтобы этот КВН

    Вам по душе пришёлся всем,

    Нужно знания иметь прочные,

    Быть весёлым и находчивым.


    Учитель. Ребята, как вы думаете, зачем нужно знать математику?

    Ученик 1. Без счёта не будет на улице света.
    Без счёта не может подняться ракета.

    Ученик 2. Без счёта письмо не найдёт адресата.
    И в прятки сыграть не сумеют ребята.

    Ученик 3. Запомните все, что без точного счёта
    Не сдвинется с места любая работа!

    Учитель.
    Время, в которое мы живём, называют эрой математизации знаний. Без математики, без её законов, невозможно запустить космический корабль, спроектировать ядерный реактор, проложить дорогу, работать на ферме, в поле, магазине. Поэтому математику справедливо называют царицей наук, золотым ключом, без которого не откроешь двери ни в физику, ни в химию, ни в технику. И, кроме этого, математику уже затем учить следует, говорил М.В. Ломоносов, что она ум в порядок приводит.
    «Математика царица всех наук». Так считали многие известные ученые, писатели и художники. В своей жизни вы, наверное, неоднократно слышали высказывания великих людей о математике. Вот и сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.
    "Математика открывает свои тайны только тому, кто занимается ею с чистой любовью, ради ее собственной красоты” Архимед

    "Величие человека – в его способности мыслить”. Блез Паскаль

     Наше соревнование – это, прежде всего – игра. Дружелюбное отношение в КВНе – закон.
    Оценивать наше соревнование будет всезнающее и справедливейшее жюри (представление жюри).

    И пусть сильней кипит борьба,
    Острей соревнование.
    Успех решает не судьба,
    А только ваши знания.

    Ваша победа зависит от того, насколько правильно, дружно и быстро вы будете выполнять задания.

    Первый конкурс «ПРИВЕТСТВИЕ КОМАНД».

    Учитель. Команды по очереди дружно говорят своё название и девиз.

    Капитан команды 1: Вас приветствует команда «  Дважды два»
    Наш девиз:
    Мы команда хоть куда!
    Нас удача ждет всегда!

    Капитан команды 2: Вас приветствует команда «Пятерочки»

    Наш девиз:
    Чтоб врачом, моряком или летчиком стать,
    Надо твердо на "5” математику знать!

     Капитан команды 3: Вас приветствует команда: «Мыслители»

    Наш девиз:
    Мы будем мыслить, убеждать,
    Идя к финалу побеждать.

    Продолжаем мы соревнование и проверяем ваши знания.

    Второй конкурс «РАЗМИНКА».

    Ну-ка, устно без запинки, сосчитай, скажи нам дружно.

    Нам ответ узнать так нужно.

     

     1) Семь малышей кота морского

    Уселись в полосе прибоя.

    Принять холодный свежий душ

    Ещё приплыли 25 медуз.

    Сколько маленьких животных

    Плещется в волнах холодных? (7+25=32)


    2) Вот двадцать зайчат
    По дорожке идут.
    За ними вдогонку
    Шестнадцать бегут.
    Так сколько ж всего
    По дорожке лесной
    Торопится в школу
    Зайчишек зимой?(20+16=36)


    3) У Артёма 30 марок,

    У Дениса ровно 5.
    А у Риты с Валентиной

    Их всего десятков пять.
    Сосчитайте все марки у ребят. (30+5+50=85)

    Сейчас попросим мы внимания,
    Жюри оценит ваши знания.

    Третий конкурс «Эстафета счётчиков»

    20-7=                        26+4=                  9+8=

    62+26=                     17+12=                45+5=

    38-20=                       85-40=                92-70=

    87-5=                         78-3=                   69-4=

    6+7=                          30-4=                    70-7=

    41+9=                         5+6=                    41+27=

    13-4=                         15-7=                    8+4=                                        

    Четвертый конкурс «ОТГАДАЙ РЕБУС».

    Учитель. Числа любят прятаться между буквами и вместе с ними составлять слова.
    А вот в какие слова попали числа, вы узнаете, если разгадаете ребусы.

    1) 3буна (трибуна);                 2) 7Я –( семья);                                 3) 100 янка (стоянка)

        по 2 л ( подвал);                      ко100чка (косточка)                          сви100к ( свисток)

    Сейчас попросим мы внимания,
    Жюри оценит ваши знания.

    Пятый конкурс «ЛИШНЕЕ ЧИСЛО».

    Учитель. Прочитайте числовой ряд. Назовите, какое число лишнее и почему?

    1.10,15,20,25,29.
    2. 50,80,19,20,70.
    3. 63,23,58,13,83.

    Шестой конкурс «ЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦОВКИ».

    Учитель. Вооружитесь логическим мышлением и закончите фразы.

    1.Если стол выше стула, то стул...
    2. Если сестра старше брата, то брат...
    3. Если 36 больше 35, то 35…
    4. Если тигр сильнее волка, то волк…

       5. Если 1 отрезок короче второго, то второй…

       6. Если Таня вышла из дома раньше Светы, то Света…

    Игра «Вызов номеров»

    Седьмой конкурс «ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ».

     Этот конкурс оценивается так: сколько детей в команде правильно написали диктант, столько баллов получает команда.

    Учитель. Сейчас мы с вами будем писать графический диктант, если вы напишите правильно, то у вас должно получиться интересное животное. Будьте внимательны! От заданной точки на ваших листиках начинаем рисовать линии: 5 клеток вправо, 1 вниз, 3 влево, 1 вниз, 4 вправо , 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 влево, 2 вниз, 2 влево, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 3 влево, 2 вниз, 2 влево, 1 вверх, 1 вправо, 3 вверх, 1 влево, 2 вверх.

    Не барашек и не кот,
    Носит шубу круглый год!
    Серая для лета.
    Для зимы - другого цвета. (Заяц)

    Восьмой конкурс капитанов «ЭРУДИТЫ, ВПЕРЕД!».

    Учитель. Вместо точек поставить знаки «+» и «-» так, чтобы получились верные равенства.

    1)1…2…3…4…5…6…7…=8
    2) 2…3…4…5…8…=12
    3) 9…8…1…3…5…2…=12

    (Пока капитаны выполняют своё задание, остальные участники игры отгадывают загадки)

    1.Два кольца, в середине нет гвоздя,

    Если я перевернусь, то совсем не изменюсь.

    Какая цифра я? (8)

    2.Вид её – как запятая, хвост крючком, и не секрет:

    Любит всех она лентяев, а лентяи её нет. (2)

    3.Отгадайте-ка, ребятки, что за цифра акробатка?

    Если на голову встанет, ровно на 3 меньше станет. (9)

    4.Есть, друзья, такая птица: если сядет на страницу,

    Очень рад бываю я, а со мною вся семья. (5)

    5.Похожа цифра на крючок,

    А может на обломанный сучок. (1)

    6.Ты на змейку посмотри - да ведь это цифра…(3)

    Девятый конкурс «Головоломка»

    (Собрать из 6 геометрических фигур квадрат)

    Сейчас попросим мы внимания,
    Жюри оценит ваши знания.

    Десятый конкурс «ЧИСЛА В ПОСЛОВИЦАХ И ПОГОВОРКАХ».

    Нужно вставить пропущенные числа в пословицах и поговорках.

    1)…рукой в ладоши не хлопнешь.
    2) … дерево срубишь –…посади.
    3) … голова хорошо, а … лучше.
    4) … раз отмерь, …раз отрежь.
    5) … за всех и все за ….                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

    6) конь о … ногах, да и то спотыкается.

    Одиннадцатый конкурс «Бегущие секунды».(За одну минуту ответить каждой команде на большее количество вопросов)

    1команда.

    1.Сколько букв в русском алфавите?

    2.Сколько дней в неделе?

    3.Как назвать число, в котором 10 десятков?

    4.Какое самое большое двузначное число?

    5.Сколько сантиметров в 1 метре?

    6.За сколько сольдо Буратино продал свою сказочную азбуку?

    7.Горело 7 свечей. 2 из них погасли. Сколько свечей осталось?

    8.Сколько ушей у 4-х мышей?

    9.Мой приятель шёл, пятак нашёл. Двое пойдём - сколько найдём?

    2 команда.

    1.Сколько букв в слове «школа»?

    2.Сколько сторон у квадрата?

    3.Как называется результат при сложении?

    4.Сколько гласных букв в русском алфавите?

    5.Какое самое маленькое трёхзначное число?

    6.Рыболов за 2 минуты поймал 4 рыбки. За сколько минут он поймает 8 таких рыбок?

    7.Крышка стола имеет 4 угла. Один из них отпилили. Сколько углов стало?

    8.Яйцо всмятку варится 3 минуты. Сколько времени потребуется, чтобы сварить всмятку 3яйца?

    9.12 братьев друг за другом ходят, друг друга не обходят! Что это за братья?

    3 команда.

    1.Сколько слогов в слове «Буратино»?

    2.Сколько десятков в числе 18?

    3.Какое самое любимое число в сказках?

    4.Сестре 2 года, брату – 5 лет. Сколько лет будет сестре, когда брату будет 8 лет?

    5.Сколько месяцев в году?

    6.На одной ноге стоит гусь и весит 3 кг.

    7.Сколько будет весить гусь, если встанет на 2 ноги?

    7.Сколько сантиметров в 1 дециметре?

    8.Сколько концов у двух палок?

    9.Два братца в воду глядятся, а всё не сойдутся. Что это?

    Заключительная часть «ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ»

    Расположить ответы в порядке возрастания и прочитать слово

    48  57  30  63  8  36

     о   д    ц    л     ы   м   о     ! (Молодцы!)

    Вот закончилась игра,
    Результат узнать пора.
    Кто же лучше всех трудился
    И в КВНе отличился?

    Награждение медалями.

    Учитель. Дорогие ребята! Вы все сегодня доказали, что любите математику и хорошо её знаете. Вы показали , какие вы внимательные, какая у вас замечательная память, как вы логично рассуждаете. Вы просто – молодцы! Желаю вам дальнейших успехов и побед!

    Звучит мелодия песни «Голубой вагон» В. Шаинского

    Дети поют:

    Чтобы космонавтом, инженером стать,
    Чтоб водить машины, корабли,
    Математику на пять нам нужно знать,
    На уроках быть всем впереди.

    Припев:

    Учимся, учимся
    Мы решать и считать,
    Нам интересно все,
    Все нам надо знать.
    Думаем, думаем,
    Как учеными стать,
    Будем таланты
    Все мы развивать!

    Урок -  соревнование по математике в 1 классе

    Тема: Литр. Упражнения на усвоение таблиц сложения и вычитания. Задачи на нахождение суммы, остатка, неизвестного слагаемого.

    Цель: Познакомить учеников с единицей емкости – 1литр. Показать ее практическое применение. Формировать навыки быстрого счета в пределах 10. Развивать познавательные интересы, логическое мышление. Закреплять умение решать задачи.

    Оборудование: цифровые веера; индивидуальные карточки; рисунки Ежика – Хитрячка, божьей коровки Красное Солнышко, Пчелки – трудяги; посуда для измерения воды.

    Ход урока

    Ӏ Организация класса

    Учитель.

     Проверь, дружок,

    Готов ли ты начать урок?

    Все ль на месте, все ль в порядке –

    Книжка, ручка и тетрадка?

    Проверили? Садитесь!

    С усердием трудитесь!

    ӀӀ Мотивация учебной деятельности

       Тема нашего сегодняшнего урока – «Закрепление таблиц сложения и вычитания. Знакомство с единицей измерения емкости – 1литр. Решение задач».

    Сегодня мы проведем урок – соревнование. А поэтому на уроке у нас будут соревноваться три команды: команда Ежика – Хитрячка, команда божьей коровки Красное Солнышко и команда Пчелки – трудяги. За каждый правильный ответ команды будут получать жетончик. В конце урока мы посчитаем количество жетончиков и определим команду – победителя. Я желаю вам успешно потрудиться и доказать , что мы с пользой провели урок, как и наши любознательные герои. А какую пользу приносят наши герои?

    ӀӀӀ Повторение и закрепление изученного

    1. Конкурс «Калиграфическая минутка».

    Запишите число 10; цифру 1; предыдушее от 10; следующее за 1;

    предыдущее от 9; следующее за 2; предыдущее от 8 ; следующее за 3;

    предыдущее от 7; следующее за 4.

    Прочитайте записанные числа. Поработайте в парах и определите самую красивую цифру, обведите ее карандашом.

    Ученики, которые написали аккуратно и без ошибок, получают жетоны.

    2. Конкурс «Устный счет».

    Показываю карточки с примерами таблиц сложения, дети показывают ответы цифровыми веерами.

    Команда, которая не допустила ни одной ошибки получает жетон.

    3.Конкурс «Самостоятельности». Работа по индивидуальным  карточкам, на которых  написаны табличные примеры на вычитание. Решить за 1минуту – 15 примеров.

    За быстроту  даю команде по жетону. За правильность при проверке.

    4. Конкурс «Шифровальщики». Работа в группах. Коментированное решение примеров и расшифровать зашифрованное слово.

    10 – 9 + 5 =                                 9 – 8 + 2 =

    10 – 8 + 2 =                                 9 – 9 + 7 =

    7 – Р;  6 – Л;  4 – И;  3 – Т.

    Физкультминутка( под музыку ученики выполняют упражнения).

    Учитель. Назовите слово, которое вы расшифровали.

    5. Конкурс «Запомни». Этот конкурс покажет кто умеет внимательно слушать учителя и запоминать новые знания. А нужно запомнить, что такое – литр.

    Вот перед вами две посудины( демонстрирую два литровых сосуда, но разной формы).

    - Как вы думаете, где воды больше?

    - В обоих одинаково.

    - Вот банка вместимостью 1литр. Давайте проверим, с помощью этой посуды, сколько литров воды в каждой из этих посудин. Давайте запишем.

    - А сколько литров в этой каструле? Запишем.

    - А в ведерке? Запишем.

    Ребята, запомните в литрах измеряют количество жидкости. Литр - это  мера измерения  жидкости.

    - Проверим какая команда это запомнила.

    Команды повторяют, что такое литр. Получают жетоны.

    6.Конкурс «Помоги зверятам купить квас». Работа по учебнику Стр.76 №2

    -  Какую жидкость пришли покупать зверята?

    Давайте поможем зверятам купить квас. Ответы покажите цифровыми веерами.

    7.Конкурс «Задачи». Повторение (по таблице) знаний о задаче, о ее частях.

      Работа по учебнику стр. 75. № 2.

    1).Назовите предметы изображенные на рисунке.

    Сколько литров воды вмещается в лейку? В ведро? Что «говорит» фигурная скобка? Составьте задачу.

    Решение записываем примером.

    2). Сколько литров вмещает миска, ведерко? Что спрашивается в задаче?

    Решение записываем.

    3) №4 первый рисунок.Сколько литров в кувшине? А в каструле? А вместе? Что же нужно узнать?

    Подводим итог, какая команда активно и правильно  работала над задачами получает жетоны.

    ӀΥ Итог урока.

    - Что на уроке повторили? Что запомнили? Что понравилось?

    -Как с помощью трех- и двухлитровой банок отмерять 1литр воды?

    Посчитаем жетоны и определим победителя.

     Нестандартный урок по математике во 2 классе « Путешествие в сказку ».

    Программа «Школа России», автор Моро М.И.

    Тема урока: Приёмы вычислений для случаев вида 26+4, 30-7 (закрепление)

    Цели: закрепить приёмы вычисления для случаев вида 30-7, 26+4; 

    - развивать познавательный интерес и умение делать выводы, основанные на выполненных действиях; 

    - совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи;

    - воспитывать чувство взаимопомощи, любовь к сказкам.

    ^ Ход урока.

    I.Орг.момент. Звучит мелодия. (« В мире много сказок…»)

    Учитель:

    Придумано кем-то
    Просто и мудро
    При встрече здороваться.
    Доброе утро!
    Доброе утро!
    Доброе утро, солнцу и птицам.
    Доброе утро, улыбчивым лицам!

    Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно для моих ребятишек, ведь вы пришли учиться, думать, узнавать много нового.

    ^ II. Мотивация.

    Сегодня у нас не совсем обычный урок. Но прежде, чем отправиться в путь в сказку, ответьте на вопрос: 
    “Кто по вашему мнению есть самый важный, нужный человек на сегодняшнем уроке?”

    У меня есть один сказочный предмет: вот это волшебный ларец. Каждый из вас, заглянув в него, сможет увидеть самого важного и нужного человека на нашем уроке, а, может быть, и в мире.

    Но пока этот секрет раскрыться не может. Нам решили помешать злые силы. Они заколдовали наш ларец, откроется он только тогда, когда вы пройдете испытания, которые встретятся вам во время путешествия .

    ^ III. Сообщение темы урока.

    Сегодня мы с вами проведём устную работу, решим интересные задачи, сравним выражения, повторим ранее изученный материал. 

    - А какие качества нам понадобятся, чтобы справиться с заданиями?

    Пожелаем друг другу удачи и отправимся в путь. 

    ^ Девизом нашего урока будут слова: 


    В математике тропинки

    одолеем без запинки.


    III. Устный счёт. 

    а) На доске изображения домов, на которых изображены числа(повторение состава чисел) 

    24 23 

    26 ? 

    28 27 

    - Назовите номера домов на левой улице. 

    - Какую закономерность заметили? (чётные)

    - Ск. десятков и единиц в числе 24? 26? 28. 

    - Кто продолжит ряд? 

    - Назовите номера домов на правой улице. Какой номер пропущен? 

    - Представьте числа в виде разрядных слагаемых

    б)Геометрический материал 


    в) Весёлые задачи


    1. Семеро лягушат в воду броситься спешат, 

    2 испугались, на берегу остались. 

    Сколько было храбрых лягушат.


    2. Сидят рыбаки, стерегут поплавки. 

    Рыбак Корней поймал 3 окуней, 

    Рыбак Евсей – 4 карасей, 

    А рыбак Михаил 2 сомов изловил. 

    Сколько рыб рыбаки натаскали из реки? 


    ^ IY.Актуализация знаний.

    Вижу вы в хорошей математической форме и готовы начать путешествие. Отправимся в путь с героем сказки. Как его зовут? 

    Осталось произнести волшебные слова: «По щучьему велению, по моему хотению, хочу, чтобы мы с ребятами благополучно добрались до Марьи- царевны. 

    На пути у нас ….(Загадка)

    Не море, не земля, пароходы не плавают 

    И ходить нельзя …(болото)

    Сидит водяной. Он покажет нам путь через болото, если вы правильно справитесь с заданием (примеры на кочках) Откройте тетради, запишите число, Классная работа. №1 

    28-10 45-45 53+7 59-9 90+9 1вариант

    30+7 25+5 32-12 61+5 80-7 2 вариант (Проверка. Чтение разными способами) 

    - Справились с заданием. Помогли Емеле. Отгадайте загадку.

    На горе шумит, под горой молчит… (лес). 

    Мы в дремучем лесу. Его охраняет Старичок - лесовичок. Он пропустит нас через лес, если мы 
    решим задачу.

    Над цветами порхали 5 жёлтых бабочек,

    а синих на 2 бабочки больше, чем жёлтых. 

    Сколько всего бабочек летали над цветами?

    - Что сказано в условии задачи?

    - Какой вопрос задачи?

    - Можно ли ответить на вопрос задачи сразу?

    В решении задачи поможет схема на доске:


    2 ?






    ^ Решаем - проверяем!

    5 + 2 = 7(б.)

    5 + 7 = 12(б.)

    Ответ: 12 бабочек всего.

    Y.Физминутка

    Хотя мы с вами и ехали на печи, но устали. Сейчас мы отдохнём. 

    Ветер подул: У-У-У…(все дуют) 

    Кусты низко нагнул (наклоны) 

    Листья порхали, (машут руками) 

    Как бабочки на карнавале. (покружились)

    ^ YI.Сравни выражения:

    Мы продолжаем путь дальше. Впереди полянка. Сможем проехать по ней, если сравним выражения. 

    17+8* 16+2 14+4* 15+5 32- 20*72- 20 

    15-6* 15- 5 19- 7*18- 4 65+30*53+ 30

    (дифференцированная работа по рядам ).И с этим заданием справились. 

    На пути у нас река, но нет моста. 

    ^ YII.Работа с геометрическим материалом.

    Мы сможем проехать, если начертим прямоугольник длиной 6см и шириной 2 см. Давайте найдём его периметр. 

    YIII. Итог урока.

    Мы благополучно добрались до Марьи – Царевны.Вот и подошел к концу наш урок – путешествие. 

    Теперь мы можем заглянуть внутрь и посмотреть, кто же был самым важным и нужным на нашем уроке (подхожу к каждому и в зеркале, которое лежит на дне шкатулки каждый видит себя). 

    Вы удивлены? 

    Без каждого из вас наш сегодняшний урок не состоялся бы!

    Вы согласны с тем, что каждый из вас был важным и нужным?

    IY.Рефлексия. 

    Я узнал …..

    Я научился…. 

    Новые знания мне пригодятся… 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Индивидуальный творческий проект "Развитие познавательного интереса к уроку русского языка на основе использования частично - поискового метода обучения"

    Цель работы:   -  развитие  познавательного  интереса  к  уроку  русского  языка  на  основе  использования  частично – поискового...

    Развитие познавательного интереса к искусству через освоение нетрадиционного способа рисования.

    Из опыта работы.Использование нетрадиционных приемов и способов рисования на уроках изо....

    Подготовка к олимпиадам как средство формирования познавательного интереса к математике у младших школьников.

    Теоретические основы организации работы по подготовке к олимпиадам с целью развития познавательного интереса у младших школьников. Из истории проведения математических олимпиад. Содержание и организац...

    Метод интеллектуальных игр как способ развития познавательного интереса к обучению младших школьников

    Развитие интеллектуальных способностей — одно из приоритетных  направлений в психологии развития личности. В процессе формирования логического мышления детей 7-10 лет, пожалуй, самое важное ...

    Концепция «Кружковая работа как средство формирования познавательного интереса к математике у младших школьников»

    Одним из наиболее значимых средств формирования такого интереса у младших школьников является организация и проведение занятий математических кружков....

    Развитие познавательного интереса к искусству через освоение нетрадиционного способа рисования

    Нетрадиционные приемы и методы рисования на уроках ИЗО и художественного труда...

    Дидактические игры как средство развития познавательного интереса к математике

    Большое место в жизни младшего школьника занимает игровая деятельность. Устойчивый познавательный интерес я формирую через игру. Математические игры разнообразны, требуют самостоятельности и эмоц...