Рабочая программа учебного предмета «Математика» 2 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Пояснительная записка.
рабочая программа (математика, 2 класс) по теме

Бразина Галина Николаевна

Рабочая программа учебного предмета "Математика" 2 класс составлена в соответствии с требованиями Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, на основе программы "Математика", разработанной авторами Перовой М.Н.. Эк В.В. Москва "Просвещение", 2008 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika._8_vida._poyasnitelnaya_zapiska.docx28.18 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Математика» 2 класс составлена в соответствии с требованиями Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, на основе программы «Математика», разработанной авторами Перовой М.Н., Эк В.В. Москва «Просвещение»,  2008 год. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации.

Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит обучающихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.

Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребёнка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Обучение математике должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.

Обучение математике невозможно без пристального , внимательного отношения к формированию и развитию речи обучающихся.

Цели рабочей программы: 


социальная реабилитация и адаптация учащихся с интеллектуальными нарушениями в современном обществе. 

Задачи рабочей программы:


— формирование доступных учащимся математических знаний и умений практически применять их в повседневной жизни, при изучении других учебных предметов; подготовка учащихся к овладению трудовыми знаниями и навыками;

 
— максимальное общее развитие учащихся средствами данного учебного предмета, коррекция недостатков развития познавательной деятельности и личностных качеств с учётом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения;

 
— воспитание у школьников целеустремлённости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности. 

Нормативные и правовые документы:

 Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным постановлением правительства РФ от 12.03.1997 г. № 288.

Постановление Правительства РФ от 18.08.2008 № 617 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья».

Письмо Министерства образования Российской Федерации от 24.04.2000г. №27/640-2) «О наполняемости классов (групп) (в том числе специальных классов (групп) для детей со сложными дефектами) и групп продленного дня в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

Письмо Министерства образования РФ от 24.01.2003г. №01-50-25/32-05 «О защите конституционных прав на образование и иных социальных прав детей-инвалидов, страдающих умственной отсталостью».

Письмо Министерства образования РФ от 14.03.2001 года №29/1448-6)

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида под редакцией В.В.Воронковой: Москва «Просвещение», 2008. 4-е издание. Допущено Министерством образования  и науки РФ.

Программа «Математика», разработанная  авторами  Перовой М.Н., Эк В.В. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации. Москва «Просвещение»,  2008 год.

Место учебного предмета  в индивидуальном учебном плане.

Учебная программа «Математика» разработана для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.

На изучение предмета отводится 2 ч в  неделю.

Предмет изучается: во  2 классе — 68 ч в год.

Формы организации образовательного процесса:

Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок.

Формы текущего контроля ЗУН : индивидуальный, фронтальный.

УМК: — «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под редакцией В.В.Воронковой, Москва «Просвещение»,2008 г. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.


— Учебник «Математика» авт. А.А. Хилько,  для 2 класса специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение»,2010

Методы, используемые на уроках: 

 -метод получения новых знаний;

 

 -метод доступности;

-метод наглядности;

  Приёмы работы на уроках математики:

-   дидактические игры;

-   игровые приёмы;

-   занимательные упражнения;

-   создание увлекательных ситуаций;

-   сравнение (один из важных приёмов обучения);

-    материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлечённое понятие, использовать его в жизненной ситуации;

Основные направления коррекционной работы:

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие пространственных представлений и ориентации;

-развитие основных мыслительных операций;

- развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;

- коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы;

- обогащение словаря;

- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Содержание рабочей программы

 (68 часов)

Первый десяток. Повторение. (10ч)

Присчитывание, отсчитывание по 1, 2, 3, 4, 5, 6 в пределах 10 в прямой и обратной последовательности.

 Сравнение чисел. Знаки отношений больше (>), меньше (<), равно.

Состав чисел из десятков и единиц, сложение и вычитание чисел без перехода через десяток.

Сложение и вычитание в пределах 10 с числами 2 и 3.

Сложение и вычитание в пределах 10 с числами 4 и 5

Сложение и вычитание в пределах 10 с числами 6 и 7

Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. (5ч)

Понятия «столько же», «больше (меньше) на несколько единиц.

Увеличение числа на несколько единиц.

Уменьшение числа на несколько единиц.

Сложение однозначных чисел с переходом через десяток путем разложения второго слагаемого на два числа

Вычитание однозначных чисел из двузначных с переходом через десяток путем разложения вычитаемого на два числа.

Сутки. Неделя. (2ч)

Единица измерения времени: сутки.

Неделя. Дни недели.

Названия компонентов при сложении и вычитании. (7ч)

Названия компонентов и результатов сложения и вычитания в речи учащихся.

Число 0 как компонент сложения.

Сложение и вычитание как взаимообратные действия.

Единица (мера) длины - дециметр. Обозначение: 1 дм Соотношение: 1 дм=10 см.

число и как компонент сложения.

Единица (мера) длины - дециметр. Обозначение- 1 дм

Соотношение: 1 дм =10 см.

Второй десяток. Нумерация. (12ч)

Устная нумерация чисел в пределах20.

Письменная нумерация чисел в пределах 20.

Образование числа 11,12.

Образование числа 13,14.

Образование числа 15,16.

Присчитывание, по 1 в пределах 20 в прямой и обратной последовательности.

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной мерой стоимости, длины.

Понятия «столько же», «больше (меньше) на несколько единиц».

Сложение и вычитание чисел без перехода через десяток. (13ч)

Однозначные и двузначные числа. Образование числа 16,17,18,19,20.

Случаи сложения и вычитания, основанные на нумерации чисел.

Решение задач на увеличение и уменьшение на несколько единиц.

Решение задач на нахождение суммы и увеличение на несколько единиц.

Решение задач на нахождение разности и уменьшение на несколько единиц.

Сложение  в  пределах  20  без перехода  через  десяток  вида 12+3.

Вычитание вида 16-5.

Сложение и вычитание. Решение задач в 2 действия. (8ч)

Простые арифметические задачи на увеличение (уменьшение) чисел на несколько единиц. Составные арифметические задачи в два действия.

Переместительное свойство сложения.

Решение задач в два действия с краткой записью.

Решение задач в два действия с пояснением.

Случаи сложения вида 17+3.

Случаи вычитания вида 20-4.

Сложение. Вычитание. Единицы времени. Час.(11ч)

Сравнение выражений вида  16+4 , 16-4.

Случаи вычитания вида 16-13.

Случаи вычитания вида 20-12.

Решение задач изученных видов.

Сложение  и  вычитание  чисел, полученных  при  измерении одной мерой стоимости.

Сложение  и  вычитание  чисел, полученных  при  измерении одной мерой длины.

Сложение  и  вычитание  чисел, полученных  при  измерении одной мерой времени.

Часы, циферблат, стрелки.

Измерение времени в часах направление движения стрелок.

 Единица (мера) времени - час. Обозначение: 1 ч.

 Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями. Из-за неоднородности детей с нарушениям интеллекта занятия планируются педагогом с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений. По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей учеников, темп прохождения материала замедляется или увеличивается, что может быть предусмотрено применительно к конкретному ребенку или подгруппе обучающихся.
Из-за индивидуальных способностей детей прохождение материала чаще замедляется, происходит многократное повторение изученного материала, некоторые обучающиеся усваивают программный материал в нужном темпе и объеме, но и позволяет проходить некоторые темы программного материала с опережением .

В рабочей программе определён обязательный базовый уровень математического представления, который должны усвоить все обучающиеся.

Первый уровень рассчитан на обучающихся, способных к освоению разделов программы. 
Второй уровень предназначен для детей со сниженными интеллектуальными возможностями. Исходя из уровней, определяются требования к дифференцированному и индивидуальному подходу в обучении.

Тематический план

Тема

Количество часов

Контрольные работы

1

Первый десяток. Повторение.

10

1

2

Названия компонентов при сложении и вычитании.

7

3

Сутки. Неделя.

2

4

Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.

5

1

5

Второй десяток. Нумерация.

12

1

6

Сложение и вычитание чисел без перехода через десяток.

13

7

Сложение и вычитание. Решение задач в 2 действия.

8

1

8

Сложение. Вычитание. Единицы времени. Час.

11

1

Всего:

68

5

Требования к уровню подготовки  обучающихся 2 класса

 — образовывать, читать, записывать числа второго десятка;
— считать по единице и равными числовыми группами (по 2) в пределах 20 в прямом и обратном порядке ( по5, по3, по4 необязательно);
— сравнивать числа в пределах 20 (использовать при сравнении чисел наглядность; при сравнении двузначных чисел с двузначными возможна помощь учителя);
— записывать числа, выраженные одной единицей измерения (стоимости, длины, времени);
— определять время по часам с точностью до часа;
— складывать и вычитать числа в пределах 20 без перехода через разряд (в одно действие с помощью счётного материала);
— решать простые примеры с числами, выраженными одной единицей измерения (длины, стоимости, времени);
— решать простые текстовые задачи на нахождение суммы и разности (остатка) (самостоятельно и с помощью учителя, счетного материала);
— решать задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц (с помощью учителя);
— показывать стороны, углы, вершины в треугольнике, квадрате, прямоугольнике;
— — измерять отрезки и строить отрезок заданной длины(с помощью учителя);
— строить треугольники, квадраты, прямоугольники по точкам (вершинам) с помощью учителя.

Учебное и учебно-методическое обеспечение.

Литература:

Для учителя:

 «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под редакцией В.В.Воронковой, Москва «Просвещение»,2008 г. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации

 Коррекционно – развивающие занятия с учащимися подготовительной группы и 1 – 2 классов начальной школы /Автор-сост. А.А. Шабанов. – Волгоград: Учитель, 2006 г.

Перова М.Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 2003г.

Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного  и младшего школьного возраста. – М.: Просвещение, 1996г.

Для обучающихся:

Учебник «Математика» авт. А.А. Хилько,  для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение»,2010

Оборудование и приборы.

Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения

Карточки с заданиями по математике для 2 класса (в том числе многоразового использования с возможностью самопроверки)

Табель-календарь на текущий год.

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

Магнитная доска

 Объекты, предназначенные для демонстрации последовательного пересчета от 0 до 20.

Демонстрационная таблица сложения, магнитная или иная; карточки с целыми числами от 0 до 20;

Демонстрационная числовая линейка магнитная или иная; числа от 0 до 20, карточки с единицами, десятками,  и пустые. Занимательные задания по математике для 2 класса.

Раздаточные материалы для обучения последовательному пересчету от 0 до 20.

Счетный материал от 0 до 20.

Числовая линейка от 0 до 20 для выкладывания счетного материала.

Весы настольные школьные и разновесы.

Линейка. Циркуль. Метры демонстрационные. Рулетки.

Угольники классные. Циркули классные.

Комплекты цифр и знаков.

Модель циферблата часов с синхронизированными стрелками

Набор геометрических фигур

Модели объёмных фигур (шар, куб)

Модель квадратного дециметра ( палетка)

Карточки для индивидуальной работы;

Опорные таблицы, папки;

Веер цифр, таблицы, плакаты;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие по реализации программы комплексного психологического сопровождения детей в специальном (коррекционном) образовательном учреждении.

Программа психологического сопровождения рассчитана на  10 лет  обучения и представляет собой систему профессиональной помощи психолога, направленную на создание социально-психологических ус...

Рабочая программа учебного предмета «Чтение и развитие речи» 2 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного предмета "Чтение и развитие речи" 2 класс составлена в соответствии с требованиями Программы специальных  (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, на основе П...

Рабочая программа учебного предмета математика Образовательная область: математика для _I ступени 2 класс

Содержание: 1.Пояснительная записка;2.Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета в данном классе;3.Содержание учебного предмета, курса, модуля и.т.д.;4.Тематичес...

Пояснительная записка к рабочей программе по ИЗО. 2 класс (для специальных коррекционных образовательных учреждений 8 вида).

Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" составлена в соответствии с требованиями Программы специальных (коррекционных образовательных учреждений 8 вида) , на основе программы "...

Пояснительная записка к рабочей программе по физкультуре. 2 класс (для специальных коррекционных образовательных учреждений 8 вида).

Рабочая программа учебного предмета "Физическое воспитание" 2 класс составлена в соответствии с требованиями Программы специальных (коррекционных образовательных учреждений 8 видаб на основе программы...

Рабочая программа учебного предмета «Математика» (для адаптивного образовательного учреждения, реализующего программы для детей с умственной отсталостью) 2 класс

Данная рабочая программа по учебному предмету «Математика» 2 класс составлена на основе следующих нормативных документов, регламентирующими составление и реализацию рабочих программ:Федера...

Адаптированная рабочая программа по предмету «Математика» для 2 специального (коррекционного) класса VIII вида

Адаптированная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  на основе «Адаптированной о...