Рабочая программа учебного предмета «Математика» 2 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Пояснительная записка.
рабочая программа (математика, 2 класс) по теме
Рабочая программа учебного предмета "Математика" 2 класс составлена в соответствии с требованиями Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, на основе программы "Математика", разработанной авторами Перовой М.Н.. Эк В.В. Москва "Просвещение", 2008 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika._8_vida._poyasnitelnaya_zapiska.docx | 28.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Математика» 2 класс составлена в соответствии с требованиями Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, на основе программы «Математика», разработанной авторами Перовой М.Н., Эк В.В. Москва «Просвещение», 2008 год. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации.
Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит обучающихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.
Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребёнка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Обучение математике должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.
Обучение математике невозможно без пристального , внимательного отношения к формированию и развитию речи обучающихся.
Цели рабочей программы:
социальная реабилитация и адаптация учащихся с интеллектуальными нарушениями в современном обществе.
Задачи рабочей программы:
— формирование доступных учащимся математических знаний и умений практически применять их в повседневной жизни, при изучении других учебных предметов; подготовка учащихся к овладению трудовыми знаниями и навыками;
— максимальное общее развитие учащихся средствами данного учебного предмета, коррекция недостатков развития познавательной деятельности и личностных качеств с учётом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения;
— воспитание у школьников целеустремлённости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности.
Нормативные и правовые документы:
Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным постановлением правительства РФ от 12.03.1997 г. № 288.
Постановление Правительства РФ от 18.08.2008 № 617 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья».
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 24.04.2000г. №27/640-2) «О наполняемости классов (групп) (в том числе специальных классов (групп) для детей со сложными дефектами) и групп продленного дня в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
Письмо Министерства образования РФ от 24.01.2003г. №01-50-25/32-05 «О защите конституционных прав на образование и иных социальных прав детей-инвалидов, страдающих умственной отсталостью».
Письмо Министерства образования РФ от 14.03.2001 года №29/1448-6)
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида под редакцией В.В.Воронковой: Москва «Просвещение», 2008. 4-е издание. Допущено Министерством образования и науки РФ.
Программа «Математика», разработанная авторами Перовой М.Н., Эк В.В. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации. Москва «Просвещение», 2008 год.
Место учебного предмета в индивидуальном учебном плане.
Учебная программа «Математика» разработана для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.
На изучение предмета отводится 2 ч в неделю.
Предмет изучается: во 2 классе — 68 ч в год.
Формы организации образовательного процесса:
Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок.
Формы текущего контроля ЗУН : индивидуальный, фронтальный.
УМК: — «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под редакцией В.В.Воронковой, Москва «Просвещение»,2008 г. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.
— Учебник «Математика» авт. А.А. Хилько, для 2 класса специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение»,2010
Методы, используемые на уроках:
-метод получения новых знаний;
-метод доступности;
-метод наглядности;
Приёмы работы на уроках математики:
- дидактические игры;
- игровые приёмы;
- занимательные упражнения;
- создание увлекательных ситуаций;
- сравнение (один из важных приёмов обучения);
- материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлечённое понятие, использовать его в жизненной ситуации;
Основные направления коррекционной работы:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие пространственных представлений и ориентации;
-развитие основных мыслительных операций;
- развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
- обогащение словаря;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Содержание рабочей программы
(68 часов)
Первый десяток. Повторение. (10ч)
Присчитывание, отсчитывание по 1, 2, 3, 4, 5, 6 в пределах 10 в прямой и обратной последовательности.
Сравнение чисел. Знаки отношений больше (>), меньше (<), равно.
Состав чисел из десятков и единиц, сложение и вычитание чисел без перехода через десяток.
Сложение и вычитание в пределах 10 с числами 2 и 3.
Сложение и вычитание в пределах 10 с числами 4 и 5
Сложение и вычитание в пределах 10 с числами 6 и 7
Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. (5ч)
Понятия «столько же», «больше (меньше) на несколько единиц.
Увеличение числа на несколько единиц.
Уменьшение числа на несколько единиц.
Сложение однозначных чисел с переходом через десяток путем разложения второго слагаемого на два числа
Вычитание однозначных чисел из двузначных с переходом через десяток путем разложения вычитаемого на два числа.
Сутки. Неделя. (2ч)
Единица измерения времени: сутки.
Неделя. Дни недели.
Названия компонентов при сложении и вычитании. (7ч)
Названия компонентов и результатов сложения и вычитания в речи учащихся.
Число 0 как компонент сложения.
Сложение и вычитание как взаимообратные действия.
Единица (мера) длины - дециметр. Обозначение: 1 дм Соотношение: 1 дм=10 см.
число и как компонент сложения.
Единица (мера) длины - дециметр. Обозначение- 1 дм
Соотношение: 1 дм =10 см.
Второй десяток. Нумерация. (12ч)
Устная нумерация чисел в пределах20.
Письменная нумерация чисел в пределах 20.
Образование числа 11,12.
Образование числа 13,14.
Образование числа 15,16.
Присчитывание, по 1 в пределах 20 в прямой и обратной последовательности.
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной мерой стоимости, длины.
Понятия «столько же», «больше (меньше) на несколько единиц».
Сложение и вычитание чисел без перехода через десяток. (13ч)
Однозначные и двузначные числа. Образование числа 16,17,18,19,20.
Случаи сложения и вычитания, основанные на нумерации чисел.
Решение задач на увеличение и уменьшение на несколько единиц.
Решение задач на нахождение суммы и увеличение на несколько единиц.
Решение задач на нахождение разности и уменьшение на несколько единиц.
Сложение в пределах 20 без перехода через десяток вида 12+3.
Вычитание вида 16-5.
Сложение и вычитание. Решение задач в 2 действия. (8ч)
Простые арифметические задачи на увеличение (уменьшение) чисел на несколько единиц. Составные арифметические задачи в два действия.
Переместительное свойство сложения.
Решение задач в два действия с краткой записью.
Решение задач в два действия с пояснением.
Случаи сложения вида 17+3.
Случаи вычитания вида 20-4.
Сложение. Вычитание. Единицы времени. Час.(11ч)
Сравнение выражений вида 16+4 , 16-4.
Случаи вычитания вида 16-13.
Случаи вычитания вида 20-12.
Решение задач изученных видов.
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной мерой стоимости.
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной мерой длины.
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной мерой времени.
Часы, циферблат, стрелки.
Измерение времени в часах направление движения стрелок.
Единица (мера) времени - час. Обозначение: 1 ч.
Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями. Из-за неоднородности детей с нарушениям интеллекта занятия планируются педагогом с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений. По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей учеников, темп прохождения материала замедляется или увеличивается, что может быть предусмотрено применительно к конкретному ребенку или подгруппе обучающихся.
Из-за индивидуальных способностей детей прохождение материала чаще замедляется, происходит многократное повторение изученного материала, некоторые обучающиеся усваивают программный материал в нужном темпе и объеме, но и позволяет проходить некоторые темы программного материала с опережением .
В рабочей программе определён обязательный базовый уровень математического представления, который должны усвоить все обучающиеся.
Первый уровень рассчитан на обучающихся, способных к освоению разделов программы.
Второй уровень предназначен для детей со сниженными интеллектуальными возможностями. Исходя из уровней, определяются требования к дифференцированному и индивидуальному подходу в обучении.
Тематический план
Тема | Количество часов | Контрольные работы | |
1 | Первый десяток. Повторение. | 10 | 1 |
2 | Названия компонентов при сложении и вычитании. | 7 | |
3 | Сутки. Неделя. | 2 | |
4 | Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. | 5 | 1 |
5 | Второй десяток. Нумерация. | 12 | 1 |
6 | Сложение и вычитание чисел без перехода через десяток. | 13 | |
7 | Сложение и вычитание. Решение задач в 2 действия. | 8 | 1 |
8 | Сложение. Вычитание. Единицы времени. Час. | 11 | 1 |
Всего: | 68 | 5 |
Требования к уровню подготовки обучающихся 2 класса
— образовывать, читать, записывать числа второго десятка;
— считать по единице и равными числовыми группами (по 2) в пределах 20 в прямом и обратном порядке ( по5, по3, по4 необязательно);
— сравнивать числа в пределах 20 (использовать при сравнении чисел наглядность; при сравнении двузначных чисел с двузначными возможна помощь учителя);
— записывать числа, выраженные одной единицей измерения (стоимости, длины, времени);
— определять время по часам с точностью до часа;
— складывать и вычитать числа в пределах 20 без перехода через разряд (в одно действие с помощью счётного материала);
— решать простые примеры с числами, выраженными одной единицей измерения (длины, стоимости, времени);
— решать простые текстовые задачи на нахождение суммы и разности (остатка) (самостоятельно и с помощью учителя, счетного материала);
— решать задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц (с помощью учителя);
— показывать стороны, углы, вершины в треугольнике, квадрате, прямоугольнике;
— — измерять отрезки и строить отрезок заданной длины(с помощью учителя);
— строить треугольники, квадраты, прямоугольники по точкам (вершинам) с помощью учителя.
Учебное и учебно-методическое обеспечение.
Литература:
Для учителя:
«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под редакцией В.В.Воронковой, Москва «Просвещение»,2008 г. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации
Коррекционно – развивающие занятия с учащимися подготовительной группы и 1 – 2 классов начальной школы /Автор-сост. А.А. Шабанов. – Волгоград: Учитель, 2006 г.
Перова М.Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 2003г.
Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Просвещение, 1996г.
Для обучающихся:
Учебник «Математика» авт. А.А. Хилько, для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение»,2010
Оборудование и приборы.
Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения
Карточки с заданиями по математике для 2 класса (в том числе многоразового использования с возможностью самопроверки)
Табель-календарь на текущий год.
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Магнитная доска
Объекты, предназначенные для демонстрации последовательного пересчета от 0 до 20.
Демонстрационная таблица сложения, магнитная или иная; карточки с целыми числами от 0 до 20;
Демонстрационная числовая линейка магнитная или иная; числа от 0 до 20, карточки с единицами, десятками, и пустые. Занимательные задания по математике для 2 класса.
Раздаточные материалы для обучения последовательному пересчету от 0 до 20.
Счетный материал от 0 до 20.
Числовая линейка от 0 до 20 для выкладывания счетного материала.
Весы настольные школьные и разновесы.
Линейка. Циркуль. Метры демонстрационные. Рулетки.
Угольники классные. Циркули классные.
Комплекты цифр и знаков.
Модель циферблата часов с синхронизированными стрелками
Набор геометрических фигур
Модели объёмных фигур (шар, куб)
Модель квадратного дециметра ( палетка)
Карточки для индивидуальной работы;
Опорные таблицы, папки;
Веер цифр, таблицы, плакаты;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие по реализации программы комплексного психологического сопровождения детей в специальном (коррекционном) образовательном учреждении.
Программа психологического сопровождения рассчитана на 10 лет обучения и представляет собой систему профессиональной помощи психолога, направленную на создание социально-психологических ус...
Рабочая программа учебного предмета «Чтение и развитие речи» 2 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета "Чтение и развитие речи" 2 класс составлена в соответствии с требованиями Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, на основе П...
Рабочая программа учебного предмета математика Образовательная область: математика для _I ступени 2 класс
Содержание: 1.Пояснительная записка;2.Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета в данном классе;3.Содержание учебного предмета, курса, модуля и.т.д.;4.Тематичес...
Пояснительная записка к рабочей программе по ИЗО. 2 класс (для специальных коррекционных образовательных учреждений 8 вида).
Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" составлена в соответствии с требованиями Программы специальных (коррекционных образовательных учреждений 8 вида) , на основе программы "...
Пояснительная записка к рабочей программе по физкультуре. 2 класс (для специальных коррекционных образовательных учреждений 8 вида).
Рабочая программа учебного предмета "Физическое воспитание" 2 класс составлена в соответствии с требованиями Программы специальных (коррекционных образовательных учреждений 8 видаб на основе программы...
Рабочая программа учебного предмета «Математика» (для адаптивного образовательного учреждения, реализующего программы для детей с умственной отсталостью) 2 класс
Данная рабочая программа по учебному предмету «Математика» 2 класс составлена на основе следующих нормативных документов, регламентирующими составление и реализацию рабочих программ:Федера...
Адаптированная рабочая программа по предмету «Математика» для 2 специального (коррекционного) класса VIII вида
Адаптированная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Адаптированной о...