Главные вкладки

    Календарно-тематическое планирование по математике (3 класс) на тему:
    Рабочая программа по математике 3 класс "Планета знаний".

    Лощинина Татьяна Алексеевна

    Планирование для электронного журнала.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Office spreadsheet icon matematika3.xls100 КБ
    Файл matematika_poyasnitelnaya3.docx31.62 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    Одинцовский лицей №2

    «Утверждаю»

    Директор МБОУ

    Одинцовский лицей №2

    Прохоренко О.Н.

    Приказ№ ________от

    «____»_______2013г.

    «Согласовано»

    Заместитель директора школы по УВР Семенова Л.И.

    «____»____________2013 г.

    «Рассмотрено»

    На ШМО учителей

    начальной школы

    Протокол № ___ от

    «____»________2013г.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ

    МБОУ Одинцовского лицея №2

    Лощининой Татьяны Алексеевны,  квалификационной категории нет

     3-г класс

                                                       

    2013 – 2014 учебный год

    Пояснительная записка

       Курс направлен на реализацию целей обучения математике в начальном звене, сформулированных в стандарте начального общего образования. В соответствии с этими целями и методической концепцией авторов можно сформулировать три группы задач, решаемых в рамках данного курса и направленных на достижение поставленных целей.

    Учебные задачи:

    — формирование на доступном уровне представлений о натуральных числах и принципе построения натурального ряда чисел, знакомство с десятичной системой счисления;

    — формирование на доступном уровне представлений о четырёх арифметических действиях: понимание смысла арифметических действий, понимание взаимосвязей между ними, изучение законов арифметических действий;

    — формирование на доступном уровне навыков устного счёта, письменных вычислений, использования рациональных способов вычислений, применения этих навыков при решении практических задач (измерении величин, вычислении количественных характеристик предметов, решении текстовых задач).

    Развивающие задачи:

    — развитие пространственных представлений учащихся как базовых для становления пространственного воображения, мышления, в том числе математических способностей школьников;

    — развитие логического мышления — основы успешного освоения знаний по математике и другим учебным предметам;

    — формирование на доступном уровне обобщённых представлений об изучаемых математических понятиях, способах представления информации, способах решения задач.

    Общеучебные задачи:

    — знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, сравнение, измерение, моделирование) и способами представления информации;

    — формирование на доступном уровне умений работать с информацией, представленной в разных видах (текст, рисунок, схема, символическая запись, модель, таблица, диаграмма);

    — формирование на доступном уровне навыков самостоятельной познавательной деятельности;

    — формирование навыков самостоятельной индивидуальной и коллективной работы: взаимоконтроля и самопроверки, обсуждения информации, планирования познавательной деятельности и самооценки.

       Сформулированные задачи достаточно сложны и объёмны. Их решение происходит на протяжении всех лет обучения в начальной школе и продолжается в старших классах.

       Это обусловливает концентрический принцип построения курса: основные темы изучаются в несколько этапов, причём каждый возврат к изучению той или иной темы сопровождается расширением понятийного аппарата, обогащением практических навыков, более высокой степенью обобщения.

       Учебный материал каждого года обучения выстроен по тематическому принципу — он поделён на несколько крупных разделов, которые в свою очередь подразделяются на несколько тем.

       Содержание курса соответствует Федеральному государственному стандарту начального общего образования и традициям изучения математики в начальной школе. При этом учитываются необходимость преемственности с дошкольным периодом и основной школой, индивидуальные

    особенности школьников и обеспечение возможностей развития математических способностей учащихся.

       При отборе содержания учитывался принцип целостности содержания, согласно которому новый материал, если это уместно, органично и доступно для учащихся включается в систему более общих представлений по изучаемой теме. Принцип целостности способствует установлению межпредметных связей внутри комплекта «Планета знаний». Так, тема «Величины, измерение величин» в начале 2 класса поддерживается в курсе «Окружающий мир» изучением темы «Приборы и инструменты».

    Знакомство с летоисчислением и так называемой «лентой времени» в курсе математики 3 класса обусловлено необходимостью её использования при изучении исторической составляющей курса «Окружающий мир».

       Важное место в курсе отводится пропедевтике как основного изучаемого материала, традиционного для начальной школы, так и материала, обеспечивающего подготовку к продолжению обучения в основной школе. Поэтому активно используются элементы опережающего обучения на уровне отдельных структурных единиц курса: отдельных упражнений, отдельных уроков, целых тем.

    Использование опережающего обучения позволяет в соответствии с принципом целостности включать новый материал, подлежащий обязательному усвоению, в систему более общих представлений. Это способствует осмысленному освоению обязательного материала, позволяет вводить элементы исследовательской деятельности в процесс обучения. На уровне отдельных упражнений: учащиеся проводят наблюдения над свойствами геометрических фигур, формулируют (сначала с помощью учителя, а позже самостоятельно) выводы, проверяют их на других объектах. На уровне

    отдельных уроков: сопоставление и различение свойств предметов, количественных характеристик (сопоставление периметра и площади, площади и объёма и др.), выявление общих способов действий (например, «открытие» правила умножения чисел на 10, 100, 1000).

       Один из центральных принципов организации учебного материала в данном курсе — принцип вариативности — реализуется через деление материала учебников на основную и вариативную части.

       Основная часть содержит новый материал, обязательный для усвоения его всеми учащимися, и материал, изучаемый на пропедевтическом уровне, но обязательный для ознакомления с ним всех учащихся.    В учебниках ориентиром обязательного уровня освоения предметных умений могут служить упражнения в рубрике «Проверочные задания» (1—2 классы) и «Проверяем, чему мы научились» (3—4 классы).

       Вариативная часть включает материал на расширение знаний по изучаемой теме; материал, обеспечивающий индивидуальный подход в обучении; материал, направленный на развитие познавательного интереса учащихся.

       Значительное место в курсе отводится развитию пространственных представлений учащихся. Своевременное развитие пространственных представлений помогает ребёнку успешно адаптироваться в социальной и учебной среде и является базой для успешного обучения чтению, письму и счёту.

       Формирование вычислительных навыков и применение этих навыков для решения задач с практическим содержанием традиционно составляет ядро математического образования младших школьников.

       В курсе большое внимание уделяется формированию навыков сравнения чисел и устных вычислений, без которых невозможно эффективное усвоение письменных алгоритмов вычислений.

       В процессе обучения формируются следующие навыки устных вычислений: сложение и вычитание однозначных чисел (таблица сложения); умножение однозначных чисел (таблица умножения) и соответствующие случаи деления; вычисления в пределах 100; сложение и вычитание круглых чисел; умножение круглых чисел на однозначное число; умножение и деление на 10, 100, 1000; деление круглых чисел в случаях, сводимых к таблице умножения (например, 240 : 30).

       Обучение письменным алгоритмам вычислений, предусмотренных стандартом начального общего образования, не отменяет продолжения формирования навыков устных вычислений, а происходит параллельно с ними. Учащиеся учатся прогнозировать результат письменных вычислений

    и оценивать полученный ответ. При этом используют приёмы округления чисел до разрядных единиц, оценку количества цифр в результате, определение последней цифры результата и другие.

       Учебники предоставляют широкие возможности для освоения учащимися рациональных способов вычислений. Учащиеся сравнивают результаты вычислений, проведённых разными способами, исследуют возможности применения рациональных способов к конкретному числовому

    выражению, выбирают наиболее удобный способ из возможных. Эта деятельность повышает эффективность вычислительной деятельности, делает вычислительный процесс увлекательным, развивает математические способности школьников. Освоение приёмов рациональных вычислений не входит в число навыков, отрабатываемых в обязательном порядке со всеми учащимися.

       Большое значение уделяется работе с текстовыми задачами. Обучение решению текстовых задач имеет огромное практическое и развивающее значение. Необходимо отметить, что развивающее значение имеют лишь новые для учащихся типы задач и задачи, решение которых не алгоритмизируется. При решении таких задач важную роль играют понимание ситуации, требующее развитого пространственного воображения, и умение моделировать условие задачи (подручными средствами, рисунком, схемой). Обучение моделированию ситуаций начинается с самых

    первых уроков по математике (ещё до появления простейших текстовых задач) и продолжается до конца обучения в начальной школе.

    Обучение по данной программе нацелено на осознанный выбор способа решения конкретной задачи, при этом осваиваются как стандартные алгоритмы, так и обобщённые способы решения типовых задач, а также универсальный подход, предполагающий моделирование условия и планирование хода решения задачи в несколько действий.

    При изучении геометрического материала учащиеся овладевают навыками работы с чертёжной линейкой, угольником, циркулем, учатся изображать плоские и пространственные геометрические фигуры на клетчатой бумаге. Сравнивая геометрические фигуры, учатся классифицировать их, выдвигать гипотезы о свойствах фигур, проверять свои гипотезы. Используют геометрические представления при решении задач практического содержания и при моделировании условий текстовых задач.

       В целом материал основной и вариативной частей нацелен на освоение не только предметных умений, но и метапредметных (коммуникативных, регулятивных, познавательных).

    Широкий спектр заданий направлен на формирование умений работать с информацией. Учащиеся выделяют существенную информацию из текста, получают информацию из рисунков, таблиц, схем, диаграмм, дополняют таблицы данными, достраивают диаграммы, сопоставляют информацию, представленную в разных видах, находят нужную информацию при выполнении заданий на информационный поиск и в процессе проектной деятельности.

       Учащиеся учатся сотрудничать при выполнении заданий в паре и в группе (проектная деятельность); контролировать свою и чужую деятельность, осуществлять пошаговый и итоговый контроль, используя разнообразные приёмы, моделировать условия задач, планировать собственную вычислительную деятельность, решение задачи, участие в проектной деятельности; выявлять зависимости между величинами, устанавливать аналогии и использовать наблюдения при вычислениях и решении текстовых задач; ориентироваться в житейских ситуациях, связанных с покупками, измерением величин, планированием маршрута, оцениванием временных и денежных затрат.    Оценить достижения учащихся в освоении метапредметных умений к концу каждого года помогут задания рубрики «Умеешь ли ты...». Учебники предоставляют возможности и для личностного развития школьников.

       Большое значение для воспитания адекватной самооценки имеет возможность свободного выбора заданий (задания из вариативной части учебника, материалы рубрик «Выбираем, чем заняться», «Играем с Кенгуру»). Поначалу учащиеся выбирают задания, основываясь на своих интересах,

    но со временем обучаются оценивать трудность предлагаемых заданий и выбирать задания с учётом собственных возможностей.

       Программа обеспечивается следующими учебными и методическими пособиями.

    М.И. Башмаков, М.Г. Нефёдова. Математика. 3 класс. Учебник. В 2 ч. — М.: Астрель.

    М.И. Башмаков, М.Г. Нефёдова. Математика. 3 класс. Рабочие тетради № 1, 2. — М.: Астрель.

    М.Г. Нефёдова. Обучение в 3 классе по учебнику «Математика». Методическое пособие. — М.: Астрель.

    М.Г. Нефёдова. Контрольные и диагностические работы. 3 класс. — М.: Астрель.

     По программе планируется:

    Проверочные работы

    6

    Контрольные работы

    8

    СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

    3 класс (136 ч)

    Сложение и вычитание (9 ч)

    Умножение и деление (14 ч)

    Числа и фигуры (11 ч)

    Математические законы (19ч)

    Числа и величины (10 ч)

    Значение выражений (8ч)

    Складываем с переходом через разряд (7ч)

    Математика на клетчатой бумаге (7ч)

    Вычитаем числа (10ч)

    Умножаем на однозначное число (9ч)

    Делим на однозначное число (16ч)

    Делим на части (8ч)

    Повторение (8ч)

    ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

    ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО МАТЕМАТИКЕ

    к концу 3 класса

    ЛИЧНОСТНЫЕ

    У учащихся будут сформированы:

    - положительное отношение и интерес к изучению математики;

    - ориентация на сопоставление самооценки собственной деятельности с оценкой её товарищами, учителем;

    могут быть сформированы:

    - ориентация на понимание причин личной успешности - неуспешности в освоении материала;

    - чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группах (в ходе проектной деятельности).

    ПРЕДМЕТНЫЕ

    Учащиеся научатся:

    - называть, записывать и сравнивать числа в пределах 10 000;

    - устно выполнять сложение и вычитание разрядных слагаемых в пределах 10 000;

    - письменно выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 000;

    - правильно использовать в речи названия компонентов деления (делимое, делитель);

    - использовать знание табличных случаев умножения и деления при устных вычислениях в случаях, легко сводимым к табличным;

    - устно выполнять умножение и деление на однозначное число, используя правила умножения и деления суммы на число;

    - письменно выполнять умножение на однозначное число в пределах 10 000;

    - выполнять деление с остатком в пределах 100;

    - выполнять умножение и деление на 10, 100, 1000;

    - вычислять значение числового выражения, содержащего 3–4 действия со скобками;

    - использовать свойства арифметических действий при вычислениях;

    - находить неизвестные компоненты арифметических действий;

    - решать текстовые задачи (на кратное сравнение; определение длины пути, времени и скорости движения; определение цены, количества товара и стоимости; определение начала, конца, длительности события);

    - использовать взаимосвязь между длиной пройденного пути, временем и скоростью при решении задач;

    - использовать названия единиц длины (дециметр), массы (грамм, килограмм), времени (секунда, сутки, неделя, год), ёмкости (литр) и метрические соотношения между ними при решении задач.

    Учащиеся получат возможность научиться:

    - письменно выполнять деление на однозначное число в пределах 1000;

    - выполнять умножение и деление круглых чисел;

    - оценивать приближенно результаты арифметических действий;

    - вычислять значение числового выражения в 3–4 действия рациональным способом (с помощью свойств арифметических действий, знания разрядного состава чисел, признаков делимости);

    - находить долю числа и число по доле;

    - решать текстовые задачи на нахождение доли числа и числа по доле;

    - соотносить слова «тонна», «миллиграмм» с единицами массы, «кубический метр», «кубический сантиметр», «кубический километр» с единицами объёма;

    - различать окружность и круг;

    - делить круг на 2, 3, 4 и 6 частей с помощью циркуля и угольника;

    - определять объём фигуры, состоящей из единичных кубиков.

    МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

    Регулятивные

    Учащиеся научатся:

    - осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов вычислений с опорой на знание алгоритмов вычислений и с помощью способов контроля результата (определение последней цифры ответа при сложении, вычитании, умножении, первой цифры ответа и количества цифр в ответе при делении);

    - вносить необходимые коррективы в собственные вычислительные действия по итогам самопроверки;

    - планировать собственную внеучебную деятельность (в рамках проектной деятельности) с опорой на шаблоны в рабочих тетрадях.

    Учащиеся получат возможность научиться:

    - планировать ход решения задачи в несколько действий;

    - осуществлять итоговый контроль результатов вычислений с помощью освоенных приёмов контроля результата (определение последней цифры ответа при сложении, вычитании, умножении, первой цифры ответа и количества цифр в ответе при делении);

    - прогнозировать результаты вычислений (оценивать количество знаков в ответе);

    - ставить цель собственной познавательной деятельности (в рамках проектной деятельности) и удерживать её (с опорой на шаблоны в рабочих тетрадях).

    Познавательные

    Учащиеся научатся:

    - использовать обобщённые способы решения задач (на определение стоимости, длины пройденного пути и др.);

    - использовать свойства арифметических действий для выполнения вычислений и решения задач разными способами;

    - сравнивать длину предметов, выраженную в разных единицах; сравнивать массу предметов, выраженную в разных единицах;

    - ориентироваться в рисунках, схемах, цепочках вычислений;

    - считывать данные из таблицы и заполнять данными ячейки таблицы;

    - считывать данные с гистограммы;

    - ориентироваться на «ленте времени», определять начало, конец и длительность события.

    Учащиеся получат возможность научиться:

    - выбирать наиболее удобный способ вычисления значения выражения;

    - моделировать условие задачи освоенными способами; изменять схемы в зависимости от условия задачи;

    - давать качественную оценку ответа к задаче («сможет ли...», «хватит ли...», «успеет ли...»);

    - соотносить данные таблицы и диаграммы, отображать данные на диаграмме.

    Коммуникативные

    Учащиеся научатся:

    - задавать вопросы с целью получения нужной информации;

    - обсуждать варианты выполнения заданий;

    - осознавать необходимость аргументации собственной позиции и критической оценки мнения партнёра.

    Учащиеся получат возможность научиться:

    - сотрудничать с товарищами при групповой работе (в ходе проектной деятельности): распределять обязанности; планировать свою часть работы; объединять полученные

    результаты при совместной презентации проекта.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по математике ( 3 класс, УМК "Планета знаний")

    Рабочая программа по математике. УМК "Планета знаний", 3 класс. Авторы учебника М.И. Башмаков, М.Г. Нефедова. В программу включены разделы: пояснительная записка, содержание программы, требования к ур...

    Рабочая программа по математике 3 класс УМК "Планета Знаний"

    Рабочая программа и тематическое планирование по математике 3 класс УМК "Планета Знаний"...

    Рабочая программа по математике 3 класс УМК "Планета Знаний"

    Рабочая программа и тематическое планирование по математике 3 класс УМК "Планета Знаний"...

    Рабочая программа по математике 3 класс УМК "Планета Знаний"

    Пояснительная запискаПрограмма курса «Математика» 1-4 классы (авторы М.И.Башмаков, М.Г.Нефёдова).Содержание программыОсновные требования к уровню знаний и умений учащихся в 3 классеТематический план у...

    Рабочая программа по математике УМК "Планета знаний" 3 класс с приложением

    Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:Федеральный государственный стандарт начального общего образования (приказ МОиН №363 от 06 октября 2...

    Рабочая программа по математике 3 класс Планета знаний

    Рабочая порограмма,  тематическое планирование...

    Рабочая программа по математике 3 класс "Планета знаний" с УУД

    Рабочая программа по математике 3 класс "Планета знаний" с УУД...