Развитие логического мышления младших школьников
статья по математике по теме

Обобщение педагогического опыта по теме "Развитие логического мышления младших школьников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие логического мышления младших школьников.

Обобщение опыта.

Сейчас в школу приходят дети, уже обогащенные большим количеством знаний и навыков, неплохо представляющие себе такие явления жизни, о которых и понятия не имели дети лет десять - пятнадцать назад. Современные дети младшего возраста сегодня встречаются на каждом шагу с информационными технологиями, они на ты с компьютером и др. новейшими устройствами, общаются в соц. сетях. Поколение, которое впервые садится сегодня за парты школы, требует несколько модифицированного педагогического подхода. С одной стороны, мышление таких детей - это то же самое мышление шестилеток и семилеток, раскрытое впечатлениям, новым знаниям и миру; с другой же стороны мышление этих детей уже логично своей уверенной детской самостоятельностью, всё видевшего, всё знающего человека.

Развитие логических суждений у младших школьников в процессе освоения учебного материала в наше время приобретает большое значение. Поскольку самостоятельность мысли сопутствует осознанности обучения и влияет на индивидуальное самоопределение ребенка.

В разные возрастные периоды ведущее значение для общего психического развития человека приобретает какой-либо один из психических процессов. Так, в раннем детстве основное значение имеет развитие восприятия, в дошкольном возрасте – памяти.

Какая же сторона умственного развития обеспечивает дальнейшее совершенствование психики ребёнка в младшем школьном возрасте?

Психологические исследования показывают, что в этот период главное значение имеет дальнейшее развитие мышления. Причём мышление ребёнка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от мышления наглядно-образного, являющегося основным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению. Поэтому ведущее значение для данного возраста приобретает развитие именно логического  теоретического мышления.

Каждое поколение людей предъявляет свои требования к школе. Раньше первостепенной задачей считалось вооружение учащихся глубокими знаниями, умениями и навыками. Сегодня задачи общеобразовательной школы иные

 В новых Федеральных образовательных стандартах образования второго поколения сказано , что главной целью образовательного процесса является формирование универсальных учебных действий, таких как: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

 К логическим универсальным действиям относятся:

— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

— синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

— выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

— подведение под понятие, выведение следствий;

— установление причинно-следственных связей;

— построение логической цепи рассуждений;

— доказательство;

— выдвижение гипотез и их обоснование.

Необходимость развития логического мышления понимаем не только мы, учителя, но и современные родители- непосредственные заказчики образовательных услуг.

К окончанию 4 класса ребёнок должен научиться выявлять такие связи между понятиями, как рядоположенность, порядок следования, противоположность, наличие тех или иных функциональных отношений, часть и целое.

Исходя из вышесказанного, выделим следующие цель и задачи современного учителя :

- учить различать существенные и несущественные признаки;

- развивать вариативное мышление, память, творческое мышление, зрительное внимание, сообразительность;

- содействовать развитию любознательности, эмоционально-познавательного начала в процессе овладения новыми знаниями;

- учить слушать мнение других, аргументировано доказывать свою точку зрения;

- добиваться от ребят самостоятельной аналитико-синтетической обобщающей деятельности.

Чтобы активизировать мыслительную деятельность учащихся, необходимо помочь им овладеть определёнными умственными операциями, логическими приёмами мышления. Как раз этому могут помочь задачи, упражнения, игры развивающего характера, которые я использую на уроках.

Дети работают тогда, когда им интересно. Поэтому я стараюсь находить средства и способы возбуждения интереса, удивления детей. Удивление в сочетании с любопытством поможет возбудить активную мыслительную деятельность. Значительно лучше, скорее и прочнее запоминаются те мысли, которые были эмоциональны, вызвали живые яркие чувства, чем те, которые оставили человека равнодушным.

Логические упражнения представляют собой одно из средств, с помощью которого происходит развитие у детей правильного мышления. Чаще всего они заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства, а занимательность содействует возникновению интереса к процессу мыслительной деятельности.

Большие возможности развития операций мышления имеются на уроках математики. Предполагаемые задания давались ученикам на разных этапах урока: в устном счете, при изучении нового материала, при закреплении.

  Развитие  умения классифицировать.

Задание: большие и маленькие, черные и белые кружки разделены на 2 группы. По какому признаку разделены кружки:

а) по цвету;

б) по размеру;

в) по цвету и размеру.

   Развитие умения обобщать.

Задание: Назвать группу чисел общим словом:

а) 2; 4; 6; 8 __________________(чётные)_.

б) 1; 3; 5; 7; 9 _________________(нечётные)__.

 Развитие умения устанавливать закономерности.

Грозди винограда

Логические задачи.

Ребусы, кроссворды, шарады

Ребусы

1.     Разгадайте 4 имени:




     (Сева, Серёжа, Настя, Вова)

2.     Что закрыл вопросик?

.  (Цифру 1, т.к. верхние рыбки – уменьшаемое, нижние – вычитаемое, а цифра – разность полученных чисел)

Геометрические задачи

1.     Царица Математика очень любит из спичек делать головоломки. Она принесла спички и сказала:

"Дружок! Тебе дана фигура из 5-ти квадратов: 4-х маленьких и одного большого. Надо убрать несколько спичек так, чтобы осталось 2 квадрата (любого размера)". Как ты думаешь, сколько, самое маленькое, надо убрать спичек, чтобы вместо пяти квадратов стало два? (2 спички нужно будет убрать).

В работе использую разнообразные вычислительные

приемы, помогающие значительно облегчить процесс вычисления, важно показать учащимся красоту и изящество устных вычислений .

Некоторые из таких приемов не предусмотрены программой начальной школы ,  а между тем детей довольно легко подвести к Ознакомлению с ними

Умножение трёхзначного числа на 11

abc * 11 =  a(a+b)(b+c)c

Например,

235 *1 = 2(2+3)(3+5)5 = 2585

Детьми я часто использую дидактические игры . В играх ребенок проявляет  инициативность и развивает находчивость ,  приучается к труду ,  к точности , аккуратности и настойчивости в преодолении препятствий .  В игра развивается и укрепляется  товарищеской солидарности ,  честность

,  правдивость и другие качества ,  необходимые для коллективной работы и

Воспитания сознательной дисциплины .  Создание игровой атмосферы на

Уроке  развивает познавательный Интерес  и активность учащихся ,   снимает усталость ,  позволяет удерживать внимание . Игра « Составь круговые примеры»

Цель: составление примеров, у которых первый компонент равен ответу предыдущего примера.

7-5=2, 2+6=8, 8+2=10, 10-8=2, 2+5=7.

 

- Аналитические задачи [1]

Аналитические задачи требуют сделать определенное умозаключение для формирования выводов из нескольких суждений. Предлагаемые задачи делятся на три типа по структуре и алгоритму решения:

1) к первому типу относятся сюжетно-логические задачи на установ ление отношений между двумя суждениями

2) ко второму типу относятся сюжетно-логические задачи на вывод заключения из двух отношений, связывающих три объекта

3) к третьему типу относятся сюжетно-логические задачи на установление отношений между несколькими суждениями.

Три девочки — Аня, Катя и Марина — занимаются в трех различных кружках: вышивки, танцев и хорового пения. Катя не знакома с девочкой, занимающейся танцами. Аня часто ходит в гости к девочке, занимающейся вышивкой. Подружка Кати, Марина, хочет в следующем году добавить к своим увлечениям занятия пением. Кто из девочек, чем занимается?

Эта задача отличается числом признаков и требует более детального рассмотрения логических взаимосвязей. Наиболее удобным вариантом решения задач такого типа, является построение таблицы, в которой учитывались бы все возможные варианты («логического квадрата»), и занесение в эту таблицу на основании имеющихся признаков знаков утверждения (+) и отрицания (-).

Следует отметить, что аналитические задачи очень привлекательны своим интересным, занимательным содержанием. В своем кругу дети называют их «сообразилками».

Опыт работы по развитию логического мышления младших школьников на уроках математики. и во внеурочное время показал, что ,практически,  все учащиеся моего класса, показывали устойчивые результаты обучения. Результаты проведённых диагностик, оценивающих уровень развития логического мышления представлены на  диаграммах:

1 класс

Высокий

Средний

низкий

1 класс

8%

52%

40%

2 класс

12%

56%

32%

3 класс

15%

64%

16%

 Анализ проделанной работы позволил увидеть личностные изменения как со стороны учащихся, так и с моей стороны.

Ученики

Учитель

  1. Развивается мышление, речь, память, внимание.
  1. Формируются качества личности: самостоятельность, пытливость, трудолюбие.
  1. Удерживается познавательный интерес.
  1. Улучшается положительная эмоциональная сторона урока.
  1. Формируются общеучебные умения и навыки.
  1. Появляется осознание себя как субъекта обучения.

1.Вырабатывается «зоркость» к проблемному материалу. (Ага! Вот здесь возможна проблемная ситуация!)

2.Возникает необходимость в более детальном анализе материала каждой темы.

3.Растёт потребность заниматься самообразованием.

4.Повышается качество управления деятельностью детей на уроке.

5.Увеличивается осознание творческой возможности учительского труда.

Представление своего опыта работы хочется закончить словами В. А. Сухомлинского: «Страшная опасность – безделье за партой: безделье 6 часов ежедневно, безделье месяцы и годы – это развращает, морально калечит человека, и никакая школьная бригада, ни мастерская, ни школьный участок – ничто не может возместить упущенного в главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОСТ.

В статье представлен теоретический и практический материал по развитию логического мышления младших школьников на уроках математики. На основе анализа литературы описаны виды мышления, особенности мыш...

Обобщение опыта по теме "Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики"

Данный материал поможет в развитии логического мышления младших школьников на уроках математики....

Задания на развитие логического мышления младших школьников

Задания на развитие логического мышления у младших школьников. В первом классе предлагаю задания, направленные на развитие наблюдательности, которые тесно связаны с такими приемами логическ...

Развитие логического мышления младших школьников

В современном обществе стала актуальной тема развития талантливых детей. Необходимо развивать логическое мышление, память, внимание на уроках математики, русского языка и во внеурочной деятельности....

Обобщение опыта работы по теме "Роль продуктивных приемов решения задач в развитии логического мышления младших школьников"

Целью современной школы являются личностное и познавательное развитие учащихся, способное обеспечить умение учиться. В начальной школе  новообразованием является мышление , оно приобретает домини...

Решение нестандартных задач – средство развития логического мышления младших школьников.

Развитие логического мышления - одна из важных задач обучения. Широкие возможности в этом отношении открывает решение школьниками нестандартных задач. Такие задачи не сковывают ученика жесткими рамкам...