Применение технологии модульного обучения в курсе математики начальной школы
статья по математике (3 класс) по теме

Вендина Алла Анатольевна

Рассмотренны основные принципы технологии модульного обучения на примере урока по теме "Пересечение множеств", изучаемой по программе "Школа 2100" в третьем классе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНОГО

ОБУЧЕНИЯ В КУРСЕ МАТЕМАТИКИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Дроздова Оксана Владимировна

Студентка 4-го курса группы «ПН4А»

Ставропольского государственного педагогического института

Вендина Алла Анатольевна

Доцент кафедры математики и информатики

Ставропольского государственного педагогического института

Введение. Современные педагогические стандарты нового поколения требуют уже на этапе начального образования активизацию деятельности всего класса на уроке и включение в учебный процесс каждого ученика. Ученик может и должен учиться сам, а учитель должен осуществлять управление его учебной деятельностью. Традиционный объяснительно-иллюстративный процесс не может обеспечить выполнение требований современной Российской школы, поэтому возникает необходимость внедрения новых педагогических технологий.

Использование технологии модульного обучения на уроках математики позволяет учащимся работать самостоятельно, общаться, помогать друг другу, а также оценивать свою работу и работу своего товарища. Через самостоятельное достижение целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем происходит становление личности младшего школьника и раскрытие его индивидуальных способностей.

Принципы составления модульного урока. При составлении модульного урока учителю необходимо учитывать, что учебных элементов (УЭ) не должно быть много (максимально 7), но обязательны следующие: УЭ-0  определяет интегрирующую цель по достижению результатов обучения. УЭ-1  включает задания по выявлению уровня исходных знаний по теме, задания по овладению новым материалам. Завершающий учебный элемент      (УЭ-n) включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценка степени достижения цели урока), выбор домашнего задания (оно должно быть дифференцированным в зависимости от успешности работы учащегося на уроке), рефлексию (оценка себя, своей работы с учётом оценки окружающих).

Практическая часть. В качестве примера рассмотрим модульный урок на тему «Пересечение множеств», изучаемой по программе «Школа 2100» в третьем классе.  

Модульный урок «Пересечение множеств»

УЭ-0. Цель: сформировать представление о понятии «пересечение множеств».

Задачи: обучающая: узнать, какую часть множеств называют «пересечением», какие элементы множеств входят в «пересечение», научиться изображать пересечение множеств при помощи графической модели; развивающая: развивать память, логическое мышление, внимательность; воспитывающая: воспитывать дружелюбные отношения, чувства поддержки и взаимовыручки в детском коллективе.

УЭ-1. Цель: подготовиться к изучению материала.

Что такое множества? (Множество – это группа предметов, объектов или живых существ, собранных вместе). Из чего состоят множества? (Множества состоят из элементов). Что можно сделать с элементами множества? (Посчитать и перечислить их.). Что означает: «задал это множество перечислением»? (Значит, перечислил все элементы данного множества). А что значит: задать множество(Это значит назвать общее свойство или признак всех его элементов.)

УЭ-2. Цель: выучить определение пересечения множеств.

Задание №1. Заучите определение пересечения множеств на стр.50 [1]. Расскажите определение друг другу.

Задание №2. Разберите упражнения №1, 2 и запишите решение в тетрадь. Обсудите решение друг с другом.

УЭ-3. Цель: познакомиться с графическим обозначением пересечения множеств.

Графически принято изображать отношения между множествами с помощью кругов. Математики называют их кругами Эйлера, так как они изобретены Леонардом Эйлером.

Пересечение множеств из упражнения №2 можно представить так:

1. Множество воздушных шариков. 2. Множество красных предметов. 3. Множество красных воздушных шариков.

        

1) Из каких элементов состоит множество 1? (Не красные шарики).

2) Из каких элементов состоит множество 2? (Красные предметы, но не шарики).

Задание №3. Изобразите множества:

  1. Множество учеников в классе и множество отличников в классе:

Какие элементы находятся на пересечении множеств? (Множество отличников в классе).

  1. Множество всех девочек в школе и множество учеников в классе.        

Какие элементы находятся на пересечении множеств? (Девочки класса 3Б).

Поменяйтесь тетрадями и осуществите взаимопроверку.

УЭ-4. Цель: научиться решать и составлять задачи на нахождение  пересечения множеств.

Задание №4. Выполните упражнение №4 на стр. 50. Покажите ответ графически.

Задание №5. Составьте задачу по данным из упражнения №4 на стр. 51. Подготовьтесь к проверке.

УЭ-5. Цель: проверить полноту и качество знаний.

Задание №6. Выполните задания по вариантам.

Вариант 1: упражнение №3 на стр. 50; вариант 2: упражнение №5 на стр. 51.

Поменяйтесь тетрадями и осуществите взаимопроверку.

УЭ-6. Цель: подвести итог работы на занятии.

Самостоятельно оцените себя:

– Я сегодня узнал…

– Я сегодня научился…

– Мне было трудно…

– Мне понравилось…

– Было интересно…

– Могу похвалить себя за то, что …

– Могу похвалить одноклассников за то, что…

– Больше всего мне понравилось….

Запишите домашнее задание: выполнить упражнения №6 и №7.

________________________________________________________________

Так как модульное обучение предполагает в основном индивидуальную работу, то в помощь ученику может быть составлена блок-схема. Блок-схема предполагает чёткое выполнение определённых правил, эта чёткость в значительной мере облегчает работу младшим школьникам. В приложении 1 в дополнение к модульному уроку «Пересечение множеств» разработана блок-схема. Она поможет не только учителю контролировать деятельность учеников, но и самим учащимся контролировать свою работу на уроке.

                                                                                                                                       

                                   

Литература

  1. Демидова, Т.Е. Математика. 3 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 3 ч. Ч. 2/ Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких. – Изд. 3-е, испр. – М. : Баласс; Издательство Школьный дом, 2012. – 96 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему "Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе".

Данный материал содержит разработку мастер-класса, презентацию, брошюру с примерами методов и упражнений,раздаточный материал для педагогов....

Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6318080","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"float: left; width: 200px; height: 229px;"}}]]Предлагаю Вашему вниманию сценарий масте...

Статья по теме: «Применение технологии проблемного обучения на уроках математики»

Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний   день детского развития… Обучение только тогда хорошо, когда оно идёт впереди развития…         ...

Применение технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе

В статье описывается применение технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе...

Применение технологии проблемного обучения на уроках математики, как основной путь повышения эффективности образовательного процес-са

Применение технологии проблемного обучения на уроках математики, как основной путь повышения эффективности образовательного процесса...

Статья «Применение технологии смешанного обучения «Перевернутый класс» в начальной школе»

Суть модели смешанного обучения "Перевернутый класс" заключается в том, чтобы привлечь учеников к реальной деятельности на уроке, а не скучному записыванию лекций за учителем. Для этого меня...

Педагогические условия использования элементов проблемного обучения при изучении уравнений в курсе математики начальной школы

В данной статье рассматривается актуальная проблема использования элементов проблемного обучения в курсе математики начальной школы. В статье исследуются педагогические условия, которые способствуют э...