Конспект урока по математике «Числа ноль и десять».
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Цель: формирование представления о числах 0 и 10, их месте в числовом ряду.

Задачи:

1.     Познакомить с числами 0 и 10, с их местом, ролью и значением в математике.

2.     Познакомить с правописанием нуля и десяти.

3.     Формировать умение отслеживать цель учебной деятельности (с опорой на маршрутный лист) и пути ее достижения.

4.     Формировать умение выполнять задание, следуя инструкции, данной учителем.

5.     Развивать самооценку.

6.     Формировать умение наблюдать, делать выводы, анализировать и сравнивать.

7.     Развивать коммуникативные навыки  при работе в паре.

8.     Формировать умение организовывать взаимопроверку и взаимооценку выполненной работы.

9.     Формировать  познавательную мотивацию.

10.  Воспитывать активность, усидчивость, прилежание.

11.  Воспитывать уважительное отношение к товарищам.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_matematike_1_klass.doc40.59 КБ
Файл prezentatsiya.pptx1.11 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6 г. ПАВЛОВО

Конспект    урока по  математике в 1 классе

 «Числа ноль и десять»

                                                                                          Подготовила:  

Баринова Ангелина Николаевна

                                                                                            учитель начальных классов

Павлово

2013 г

Цель: формирование представления о числах 0 и 10, их месте в числовом ряду.

Задачи:

  1. Познакомить с числами 0 и 10, с их местом, ролью и значением в математике.
  2. Познакомить с правописанием нуля и десяти.
  3. Формировать умение отслеживать цель учебной деятельности (с опорой на маршрутный лист) и пути ее достижения.
  4. Формировать умение выполнять задание, следуя инструкции, данной учителем.
  5. Развивать самооценку.
  6. Формировать умение наблюдать, делать выводы, анализировать и сравнивать.
  7. Развивать коммуникативные навыки  при работе в паре.
  8. Формировать умение организовывать взаимопроверку и взаимооценку выполненной работы.
  9. Формировать  познавательную мотивацию.
  10. Воспитывать активность, усидчивость, прилежание.
  11. Воспитывать уважительное отношение к товарищам.

Оборудование: этапы маршрута, карточки с числами от 0 до 10 у каждого ребенка, корзина с муляжами фруктов (яблоко, груша, два апельсина),         карточки 0 и 10 у учителя, карточки с числами 1 и 0 для инсценировки, шнурки на каждого ребенка, мультимедийная презентация, проектор, интерактивная доска.

План урока.

  1. Психологический настрой.
  2. Планирование деятельности.
  3. Актуализация знаний.
  4. Физкультминутка.
  5. Создание проблемной ситуации.
  6. Определение темы урока.
  7. Открытие новых знаний.
  8. Работа в парах.
  9. Закрепление.
  10. Итоги урока.
  11. Самооценка.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Психологический настрой

- Начнем наш урок математики с улыбки. Улыбнитесь друг другу. Подарите друг другу хорошее настроение. (Слайд 1)

  1. Планирование деятельности

- Послушайте стихотворение и подумайте, о каком времени года в нем идет речь.

Что ни день – то резче ветер

Рвет в лесу листву с ветвей.

Что ни день – то раньше вечер,

А светает все поздней.

Медлит солнышко как будто,

Подниматься силы нет.

Потому и всходит утро

Над землей почти в обед.

- Верно. Сегодня мы с вами отправляемся на прогулку по осеннему лесу. В лесу много разных тропинок. На каждой тропинке нас ждут математические задания, которые мы будем выполнять. А помогут нам в этом наши знания и смекалка. Вместе с нами на прогулку отправляется маленький ежик. (Слайд 2)

    Но чтобы нам не заблудиться в лесу и понять в каком порядке будем выполнять задания, давайте определим наш маршрут.

- Посмотрите. Ежик хотел запутать нас. Давайте расположим числа по порядку и узнаем наш маршрут.

- Итак, 1 дорожка .

- 2 дорожка.

- 3 дорожка.

- 4 дорожка.

- 5 дорожка.

  1. Актуализация знаний.

- Молодцы! Наш маршрут готов. И 1 дорожка….

- Выложите на парте карточки с теми цифрами, о которых пойдет речь.

Похожа цифра на крючок,

А может на обломленный сучок.

Гляди ка, цифра эта – стул,

Который я перевернул.

Ты на змейку посмотри –

Да ведь это цифра…..

Коль нет косы, совет нам всем

Траву косите цифрой….

Отвернитесь на минутку –

Превратится цифра  в утку.

Цифра та пошла плясать.

Руку вправо протянула,

Ножку круто изогнула.

Цифра как дверной замочек.

Сверху крюк, внизу кружочек.

Цифра шесть вниз головой

Стала цифрою другой.

К этой цифре ты привык.

Эта цифра – снеговик.

- Прочитайте. Проверьте себя, так ли у вас получилось. (Слайд 3)

- Расставьте числа по-порядку.

- Прочитаем хором, что у вас получилось.

(Слайд 4)

  1. Физминутка

- Молодцы! Первую дорожку мы прошли. Какая дорожка у нас впереди?

- Верно, но прежде чем мы отправимся на прогулку по этой дорожке, давайте разбудим солнышко, ведь оно так редко сейчас светит нам. Пусть солнышко помогает нам в пути.

Наше солнышко сладко спит. Услышало оно, что в дверь постучали. Тук-тук-тук. Открыло свои глаза, зевнуло и снова крепко закрыло свои глазки. Не хочется вставать. Но время не ждет. Солнышко потянулось и встало с кровати. Умыло глазки, ротик, щечки. Взяло расческу и расчесало свои золотые волосы-лучики. Лучики распрямились и ярко засияли. Солнышко расправило свое платьице, вышло на небо и улыбнулось всем. (Слайд 5)

  1. Создание проблемной ситуации.

- Продолжаем наш путь. (Слайд 6)

-  Посмотрите, я взяла с собой на прогулку корзину с фруктами.

- Какие фрукты лежат у меня в корзине? (Показываю)

- …… выходите к доске.

- Яблоко я отдала …..

- Грушу…..

- Апельсин …..

- Еще один апельсин….. (Отдаю фрукты)

- Сколько фруктов осталось у меня в корзине?

- Садитесь.

- А есть ли в нашем ряду число, которое не обозначает ни одного предмета?

  1. Определение темы урока.

- Посмотрите, у нас проблема. А чтобы решить эту проблему, с чем мы должны познакомиться на уроке?

  1. Открытие новых знаний.

- Если не осталось ни одного предмета, то в математике говорят ноль и обозначают цифрой ноль. (Беру ноль в руки)

- С чем можно сравнить эту цифру?

Цифра вроде буквы О –

Это ноль иль ничего.

- О каких предметах в классе можно сказать, что их ноль?

- Иногда в русском языке про человека говорят, что он ноль без палочки. О каком человеке так можно сказать?

- Давайте найдем место нуля в числовом ряду.

Посмотрите как ежик нашел место 0 в ряду.

- Это верно? (Слайд 7)

- А это? (Слайд 8)

- Где же место нуля в числовом ряду?

- Докажите.

- Положите ноль на свое место. (Слайд 9) (Ставлю ноль в ряд)

- Уберите карточки.

- А теперь поучимся писать красиво цифру ноль.

- Из какого элемента состоит ноль?

- Чем письменная цифра отличается от печатной?

- Внимание на доску.

Ставлю ручку на 1|3 влево от правого верхнего угла клетки, опускаюсь вниз но наклонной линии, не доходя 1|3 до левого нижнего угла клетки срезаю уголок и закругляю, поднимаюсь вверх по наклонной линии  до правого верхнего уголка клетки, срезаю уголок, закругляю и соединяю линии в начальной точке.

- Возьмите ручки, напишите ноль вместе со мной в воздухе.

- Подготовим наши ручки к письму. (Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин»)

- Откройте тетради на странице 34. Сейчас мы будем писать ноль как показано в тетради. Сколько клеток нужно пропускать между цифрами?

- Верно. Обведите ноль по точкам и продолжите строчку до конца, соблюдая эту закономерность.

- А сейчас обменяйтесь тетрадями с соседом, возьмите простой карандаш и обведите самую красивую цифру ноль в тетради соседа.

- Ребята, посмотрите, у нас гости.

Автор: Вот это ноль иль ничего.

             Послушай сказку про него.

             Сказал веселый круглый ноль

             Соседке единице.

Ноль:   С тобою рядышком позволь

             Стоять мне на странице.

Автор: Она окинула его

             Сердитым, грозным взглядом.

Един.:  Ты, ноль, не стоишь ничего

             Не стой со мною рядом.

Автор: Ответил ноль.

Ноль:   Я признаю,

             Что ничего не стою,
             Но сможешь стать ты десятью

              Коль буду я с тобою.

              Так одинока ты сейчас,

              Мала и худощава,

              Но будешь больше в десять раз,

              Когда я встану справа!

- Какое число получилось?

- Чем особенно это число?

- Сколько цифр использовали в записи числа 10?

- Давайте подтвердим это записью в учебнике. Откройте страницу 57. Найдите, что нам советует запомнить учебник.

- Помогите нашему ежику определить место 10 в числовом ряду. Где нужно поставить число 10?

- Докажите. (Слайд 10.) (Ставлю на доску)

  1. Работа в парах.

- Ну что же, вторую дорожку мы с вами тоже прошли. Какая дорожка следующая?

- Вспомним правила работы в паре.

- У вас на партах лежат по два шнурка. Выложите из них  число 10.

- А теперь самостоятельно напишите число 10 у себя в тетради.

- Сколько клеток занимает число 10?

- Сколько клеток нужно пропускать между числами?

  1.  Закрепление.

- Третью дорожку мы прошли. Впереди четвертая дорожка. Как она называется?

- Прочитайте еще раз числа в ряду в порядке возрастания.

- Найдите на странице 57 учебника номер 6.

Мы сегодня работали с числами 0 и 10, давайте сходим к ним в гости.

- К какому числу идем в гости сначала?

- По пути числа будут увеличиваться или уменьшаться?

- На сколько?

- Докажите. Какое число поставим в красный кружочек?

- К какому числу идем в гости сейчас?

По пути числа будут увеличиваться или уменьшаться?

- На сколько?

- Докажите. Какое число поставим в синий кружочек?

  1. Итоги урока.

- Вот и четвертая дорожка пройдена. Впереди последняя – пятая дорожка. Как она называется?

- Что узнали сегодня на уроке?

- Что сегодня на уроке вам удалось очень хорошо?

- В чем испытывали трудности?

- Чему хотели бы научиться лучше?

- Оцените свою работу. Под номером 1 в тетради отсчитайте десятую звездочку.

У кого сегодня на уроке все получилось, кто доволен своей работой – раскрасьте звездочку зеленым карандашом.

У кого что-то не получилось, возникли трудности в работе – раскрасьте ее синим цветом. (Слайд 13)

- Наша прогулка подошла к концу. Вы сегодня показали свои знания, активно работали и справились со всеми заданиями, которые встретились нам на пути. Наш ежик доволен вами. Прочитайте хором, что он говорит вам.

(Слайд 14)

Учащиеся дарят друг другу улыбку.

- Осень.

Учащиеся по очереди выходят к доске и расставляют числа по порядку.

- Разминка.

- Открываем новое.

- Работаем в паре.

- Закрепляем.

- Подводим итоги.

- Разминка.

Выкладывают карточки с цифрами.

- 1.

- 4.

- 3.

- 7.

- 2.

- 5.

- 6.

- 9.

- 8.

143725698

123456789

- Открываем новое.

Учащиеся повторяют движения, имитируя пробуждение солнышка.

- Яблоко, груша и два апельсина.

- Ни одного, нисколько, ноль.

- Нет.

- С числом и цифрой 0, научиться его писать…

- С овалом, бубликом, шариком, буква О.

Перечисляют.

- Который ничего не умеет, ничему не хочет учиться.

- Нет.

- Нет.

- Перед числом 1

- 0 меньше 1, значит стоит перед 1.

- Овал.

Слушают объяснение учителя.

Повторяют написание цифры в воздухе

Пальчиковая гимнастика.

- Одну.

Учатся писать 0.

Взаимооценка.

Учащиеся инсценируют стихотворение

- 10.

- Оно ничего не стоит, но если встает за каким-то числом, то это число увеличивается.

- Две – 1 и 0.

Читают правило в учебнике.

- После 9.

- 10 больше 9, значит стоит после него.

Физкультминутка

- Работа в паре.

- Работаем тихо, общаемся вежливо, обсуждаем проблему, если что-то не понятно – спрашиваем учителя.

Выкладывают 10

- Две.

- Одну.

- Закрепляем.

-01234567891910

- Десять.

- Увеличиваться.

- На 1.

- Ноль.

- Уменьшаться.

- На 1.

- Подводим итоги.

- Числа 0, 10. Научились их писать, нашли им место в ряду.

Высказывания детей.

Выполняют задание на самооценку.

МОЛОДЦЫ!

Познавательная мотивация и психологический настрой на работу

Умение отслеживать цель учебной деятельности (с опорой на маршрутный лист)

Умение выполнять задание, следуя инструкции, данной учителем

Умение оценивать собственные успехи

 

Умение наблюдать и делать выводы

Умение определять цель деятельности и пути для ее достижения

Умение анализировать и сравнивать

Умение наблюдать и делать выводы

Умение анализировать

Умение выполнять задание, следуя инструкции, данной учителем

Умение организовывать взаимопроверку и взаимооценку выполненной работы

Познавательная мотивация

Умение наблюдать и делать выводы

Умение слушать партнера, договариваться при работе в паре

Умение контролировать себя  при выполнении самостоятельной работы

Умение анализировать, наблюдать и делать выводы

Умение оценивать собственные успехи

Список использованной литературы:

  1. М.И.Башмаков, М.Г.Нефёдова. «Математика». В 2-х частях. Часть 1-  М.: АСТ, «Астрель».  2011.
  2. М.Г.Нефёдова. Рабочая тетрадь к учебнику «Математика».  В 2-х частях. Часть 1 – М.: АСТ, «Астрель». 2013.
  3. М.И.Башмаков. Обучение в 1 классе по учебнику «Математика» М.И. Башмакова, М.Г. Нефедовой. - М.: АСТ, «Астрель». 2012.


Интернет-источники

  1. www.koipkro.kostroma.ru (Конспект урока математики в 1 классе на тему «Ноль и десять».УМК «Планета знаний». Автор -Опарина Ольга Николаевна).
  2. http://pedsovet.su (Конспект урока математики "Числа от 0 до 10. Закрепление знаний. Проводы осени"; 1 класс. Автор -Клюшкина Ольга Викторовна).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАТЕМАТИКА

Слайд 3

РАЗМИНКА

Слайд 4

1 4 3 7 2 5 6 9 8

Слайд 5

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Слайд 6

ОТКРЫВАЕМ НОВОЕ

Слайд 8

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Слайд 9

1 2 3 0 4 5 6 7 8 9

Слайд 10

1 2 3 4 5 6 7 8 9 0

Слайд 11

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Слайд 12

0

Слайд 13

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Слайд 14

РАБОТАЕМ В ПАРЕ

Слайд 15

ЗАКРЕПЛЯЕМ

Слайд 16

ПОДВОДИМ ИТОГИ

Слайд 18

МОЛОДЦЫ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие по математике в 1-м классе. Тема: "Числа от 1 до 10 и число ноль (0). Нумерация"

конспект +презентация урока путешествия по теме: "Числа от 1 до 10 и число ноль (0). Нумерация"...

Урок математики "Ноль и десять" М.И.Башмаков, 1 класс

Тема:Ноль и десять       Цели: познакомить с правописанием цифры 0, числом 0; с правописанием         цифры 10, числом 10...

Урок математики в 1 классе "Числа ноль и десять"

Формированиепредставления о числах 0 и 10 и умения соотносить их с цифрами и количеством предметов....

Материал к уроку по теме "Число ноль. Цифра ноль"

Логика составления презентации соответствует основным этапам урока по ФГОС.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15497339","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 280...

Конспект урока по математике 1 класс по программе Петерсон. Тема " Число ноль. Цифра ноль"

. Урок для 1 класса по программе Петерсон.  Основные аспекты урока: 1 Ввести число 0, как характеристику пустого множества и начало отсчёта на числовом отрезке.   2.Научить писать цифру...

Урок математики в 1 классе "Числа ноль и десять"

Формированиепредставления о числах 0 и 10 и умения соотносить их с цифрами и количеством предметов....