Внеклассное мероприятие по математике
классный час по математике (3 класс) по теме

Внеклассное мероприятие по математике для 3 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_strane_zanimatelnoy_matematiki.docx21.72 КБ

Предварительный просмотр:

В Стране занимательной математики

Игра-путешествие

3-й класс

Цель занятия. Развивать интерес детей к математике, их математические способности, учить выполнять логические операции, расширять кругозор учащихся.

Оборудование. Карта Заниматики; куб; карточки с заданиями; плакат с записью арабских цифр; диаграмма "Миром управляют числа"; эмблемы команд "Круг", "Квадрат"; ребусы; геометрические фигуры для учителя и команд, линейка; 10–15 листов с изображениями круга и квадрата.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Учитель. Дорогие ребята и уважаемые взрослые! Сегодня, придя к нам в гости, вы попали в удивительную страну, страну мудрецов, которая носит название "Заниматика". Кто из вас догадался, какие два слова объединились, чтобы получилось название этой страны?

Дети. "Заниматика" – это занимательная математика.

У. Правильно!

Ученик 1.

Конечно, тайны языка

 Не все открыли мы пока.

 И математики проблемы

 Решили, но еще не все мы.

Ученик 2.

Выстраиваем цифры вряд,

 Они нам много говорят.

 Десять их, но сестры эти

 Сосчитают все на свете.

Ученик 3.

Помогут вычесть и сложить

 И уравнение решить,

 С их помощью определяем меры

 И можем записать примеры.

Ученик 4.

На математике узнали

 Мы то, что раньше не слыхали:

 Формула – модель – сравненье

 И где ловушка в уравненьи.

У. А знаете ли вы, ребята, что математика стала наукой только с появлением числа? Ведь поначалу люди не знали ничего о числах и обходились без счета. В те далекие времена, когда человек хотел сказать, например, что у него 5 предметов, он говорил так: "Столько же, сколько пальцев на руке". И только по прошествии очень долгого времени люди пришли к пониманию того, что различные группы предметов – "5 пальцев", "5 яблок", "5 домов" – имеют общее свойство – одинаковую численность, которую можно выразить с помощью понятия "5".

 Так появились числа.

 Но прошло еще много времени, прежде чем люди научились записывать числа цифрами на бумаге.

Учитель демонстрирует плакат с арабскими цифрами.

– Один из величайших греческих математиков древности Пифагор, живший с 580 по 500 годы до нашей эры, считал, что числа очень важны для жизни людей.

 Попробуйте сами прочитать, что он говорил о числах.

На доске:

Д. "Миром управляют числа".

У. Да, действительно, при помощи чисел мы сможем записать пример, решить задачу или уравнение, оперировать различными величинами, сравнивать, производить вычисления и многое другое.

 Все эти знания нам пригодятся и в нашей игре-путешествии по Стране занимательной математики.

 Послушайте правила игры.

 Перед вами игровое поле, или, другими словами, карта страны Заниматики. На игровом поле – 6 секторов, 6 различных областей математики, в которых вы должны будете показать свои знания.

 Путеводителем по стране Заниматике будет большой разноцветный куб. Цвет, который выпадает на кубе, указывает на цвет сектора, и игра продолжается.

 Бросать куб имеют право только капитаны команд.

Учитель представляет капитанов команд, которые выходят и встают рядом с учителем.

– Капитаны, вы будете бросать куб по очереди. Задания каждого из секторов дадут возможность командам набрать определенное количество очков.

Для подсчета очков в зале работает жюри.

– А сейчас капитаны должны представить членов своей команды зрителям, болельщикам и жюри. Напомню, что кроме капитанов в команду входит еще 5 человек.

Капитан поименно представляет членов команды. Все занимают свои места за игровым столом.

– Ну, а теперь нам осталось только выбрать название для каждой команды. Оно тоже должно быть математическим или геометрическим. Команды, представьтесь.

Первая команда – "Круг".

 Вторая команда – "Квадрат".

 Итак, игра начинается!

Для жеребьевки – для того чтобы определить, кто сделает первый ход, – приглашаются капитаны команд. Вам надо разгадать ребус. Начинает игру та команда, чей капитан справится с заданием быстрее.

На доске:

Капитан 1. Восемь умножить на семь – получится 56.

Капитан 2. Восемнадцать плюс три – получится двадцать один.

Разделы и сектора на карте Заниматики

1. АРИФМЕТИКА

У. Это, пожалуй, самая древняя область математики.

 Команды должны будут произвести вычисления и, воспользовавшись кодом (ключом к расшифровке), сложить пословицу.

 Каждый член команды должен решить по 3 примера и найти по 3 буквы.

На доске:

9 * 9

 8 * 5

 5 * 3

 3 * 9

 6 * 2        

4 * 7

 7 * 9

 7 * 9

 20 * 2

 5 * 9        

24 * 1

 9 * 2

 3 * 4

 7 * 4

 9 * 7

 

12        

15        

18        

20        

24        

27        

28        

36        

40        

45        

63        

64        

81

у        

з        

а        

ь        

н        

м        

к        

в        

е        

т        

и        

г        

б

(Без муки нет науки.)

 

8 * 4

 4 * 6

 5 * 2

 9 * 5

 16 * 2

 60 – 36        

7 * 9

 29 + 35

 82 – 17

 94 – 69        

30 : 5

 24 : 1

 72 : 8

 12 * 3

 

5        

6        

9        

10        

24        

25        

32        

36        

45        

48        

63        

64        

65        

81

г        

н        

у        

р        

а        

х        

ц        

к        

и        

ь        

в        

с        

е        

б

(Царица всех наук.)

– Пока члены команды заняты делом, капитаны попытаются заработать дополнительные очки для своей команды.

 Чтобы выполнить эти задания, вы должны вспомнить правило о том, как складывать и вычитать числа. А зная общее правило, способ решения, можно решать примеры, записанные любыми цифрами, даже самыми необычными.

Задания на индивидуальных досках:

Запишите ответы:

80 + 7

в x о + 5

d x 7 – d         

54 – 4

у x 9 – у

b x 0 + n

Сравните числа:

41 ... 14        

56 ... 65

Капитан 1. 87, 5, d x 6, 41 > 14.

Капитан 2. 50, y x 8, n, 56 < 65.

Проводится проверка работ.

У. Какую науку принято считать царицей всех наук?

Д. Математику.

У. А сейчас слово предоставляется жюри.

Подводятся итоги конкурса. Участникам дается по одному очку за каждое задание, выполненное верно.

2. ГЕОМЕТРИЯ И КОНСТРУИРОВАНИЕ

У. Один из разделов математики – геометрия. В ней рассматриваются различные геометрические фигуры, способы их построения и измерения.

Перечислите геометрические фигуры, изображенные на доске.

На доске:

 – Рассмотрите фигуры на доске. По каким признакам можно разбить эти фигуры на 2 части?

Дети отвечают.

На доске:

У. А эти фигуры?

Д. По форме, цвету, размеру, настроению.

Команда называет по одному признаку по очереди.

У. Это было задание для всех. А сейчас каждая команда получит по конверту, в котором лежит какая-то геометрическая фигура. Мы не знаем, что это за фигура, так как она разрезана на части.

 Ваша задача – собрать ее из частей, назвать эту фигуру, вспомнить ее существенные признаки и вычислить периметр.

 Дети выполняют задание.

У. Геометрия интересна тем, что здесь можно не только строить, измерять, вычислять, но еще и фантазировать.

 Наши команды не случайно выбрали себе такие названия. Сейчас им предстоит пофантазировать, дорисовать геометрические фигуры, ставшие названиями команд, до известных всем предметов.

Ученикам раздается 10–15 листов бумаги с изображениями круга и квадрата, которые они дорисовывают.

 Подводятся итоги конкурса.

3. ФОЛЬКЛОР

У. Творчество русского народа очень тесно связано с математикой. Вы, наверное, знаете, что в старину некоторые числа люди даже наделяли магическими свойствами.

 Вспомните, какое число считается в народе несчастливым?

Д. Тринадцать.

У. A вот число 7, наоборот, считается счастливым. Народ с большим удовольствием использует его в своих пословицах и поговорках.

 Вспомните и назовите пословицы и поговорки с числом "7".

Д. Семеро с ложкой – один с сошкой.

 – Лук – от семи недуг.

 – За семью морями.

 – Сам не дерусь, а и семерых не боюсь.

 – Семи пядей во лбу.

 – Седьмая вода на киселе.

 – До седьмого пота.

 – Семь верст до небес.

 – За семь верст киселя хлебать.

 – На седьмом небе.

 – Семеро одного не ждут.

 – Семь бед – один ответ.

 – Семь раз отмерь – один отрежь.

 – У семи нянек дитя без глазу.

 – Семь пятниц на неделе.

 – В осеннее ненастье семь погод на дворе.

Подводятся итоги конкурса.

4. ВЕЛИЧИНЫ

У. С какими величинами вы знакомы?

Д. Длина, время, масса.

У. Заполните пропуски в карточках.

Учитель раздает командам карточки.

Мы живем в __________ веке. Сейчас ______ год, ___ месяц, ___ число. Часы показывают _____ часов

 ___ минут. Через _____ минут начнется новый час. Через _____ часов ______ минут начнутся новые сутки. До следующего года осталось ______ дней.

Подводятся итоги конкурса.

5. МАТЕМАТИКА И ЭКОЛОГИЯ

У. Вы уже знаете, что математику считают царицей всех наук. Без вычислений трудно представить себе такие науки, как физика, химия, география, астрономия.

 А знаете ли вы, что даже такая наука, как экология, которая изучает взаимосвязь живых существ с окружающей средой и человеком, очень тесно связана с математикой? Ведь во всем нужны числовые подсчеты.

 Ну что ж, поупражнявшись в вычислениях, мы сможем получить новые знания по экологии.

 Посмотрите на доску и решите примеры, но сначала назовите компоненты действий сложения и вычитания, умножения и деления, вспомните зависимость между этими компонентами.

 Кто знает и может объяснить, поднимите руку.

Команда 1

На доске:

Д. 65 ударов в минуту делает сердце взрослого человека.

 – 17 килограммов чистого воздуха необходимо в сутки для дыхания одного человека.

 – Человеку в день требуется 2–2,5 литра воды.

Команда 2

На доске:? x 7 = 56        

32 : ? = 4         

? – 37 = 13

– За сутки из неисправного крана вытекает 50 литров воды.

 – 1 центнер макулатуры сберегает 8 сосен.

 – 1 гектар леса поглощает 8 килограммов углекислого газа за час.

У. Итак, деревья поглощают углекислый газ, а что вырабатывается в результате химических процессов в листьях растений?

Д. Огромное количество кислорода.

У. Да, не случайно леса называют легкими нашей планеты. Но, несмотря на их огромную пользу, на Земле каждую минуту вырубают 20 гектаров леса.

 В отрывке из поэмы Николая Алексеевича Некрасова "Саша" описана трагедия вырубаемого леса. Послушайте внимательно этот отрывок и ответьте на вопросы, предложенные каждой команде. Вопросы записаны на доске.

На доске:

Команда 1

Какие деревья вырубали, сколько их видов названо в стихотворении?

Команда 2

Какие живые обитатели леса убегают, сколько их?

* * *

Плакала Саша, как лес вырубали,

 Ей и теперь его жалко до слез.

 Столько тут было кудрявых берез!

 Там из-за старой нахмуренной ели

 Красные гроздья калины глядели,

 Там поднимался дубок молодой.

 Птицы царили в вершине лесной,

 Понизу всякие звери таились.

 Вдруг мужики с топорами явились –

 Лес зазвенел, застонал, затрещал.

 Заяц послушал – и вон убежал,

 В темную нору забилась лисица,

 Машет крылом осторожная птица,

 В недоуменьи тащат муравьи,

 Что ни попало, в жилища свои.

Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

Дети отвечают.

– А теперь вернемся к заданиям.

Команда 1. В стихотворении названо четыре вида деревьев: береза, ель, калина, дубок.

Команда 2. В стихотворении говорится о четырех видах животных: зайце, лисице, птицах, муравьях.

У. А не случится ли так, что по вине людей совсем не останется лесов? Как это предотвратить?

Д. Использовать леса бережно, по-хозяйски, собирать макулатуру и сажать молодые деревца.

Подводятся итоги конкурса.

6. ЛОГИКА

У. Это раздел математики, который учит нас строить свои высказывания последовательно, без противоречий, рассуждать и доказывать свои мысли. Вот и сейчас командам предлагается порассуждать и вставить в выражения слова "некоторые", "все".

Учитель раздает командам карточки с выражениями.

Команда 1

________ числа двузначные.

 ________ задачи решаются в два действия.

 ________ уравнения содержат неизвестное.

 ________ квадраты – четырехугольники.

 ________ числа делятся на 1.

 ________ имеющие "5" по математике – отличники.

 

Команда 2

________ дети учатся в школе.

 ________ треугольники имеют три угла.

 ________ числа четные.

 ________ примеры мы решаем, пользуясь таблицей умножения.

 ________ числа меньше 1000.

 ________ люди любят шоколад.

У. А теперь каждой команде предлагается решить логическую задачу, выстроить доказательство и ответить на вопросы.

Учитель раздает командам карточки с заданиями:

1. Рука толще, чем нога; нога толще, чем туловище. Что тоньше всего?

 2. Муравей тяжелее слона, слон тяжелее кота. Кто тяжелее всех?

 3. Задача проще уравнения. Задача сложнее примера. Что проще всего?

– Какими получились высказывания с точки зрения здравого смысла – верными или неверными?

Д. С точки зрения логики мы ответили верно, с точки зрения здравого смысла высказывания неверные.

Подводятся итоги конкурса.

7. Подведение итогов игры. Награждение

У. Вот и подошло к концу наше путешествие. Все сектора открыты, все разделы пройдены.

 Я уверена, что после выполнения такого количества разнообразных заданий вы стали еще сообразительнее, находчивее, остроумнее, сумели не только проверить, но и углубить свои знания.

 Интересно было?

Д. Да!

У. Действительно, математика – интересная, многогранная, занимательная и полезная наука.

 В старших классах вы откроете для себя новые разделы математики – алгебру и геометрию, но я думаю, что вы будете так же любить эту науку и так же увлеченно выполнять все задания, как делаете это теперь.

 А когда придет время выбирать профессию, вы поймете, что нет на земле такой специальности, где бы вам не пригодились знания по математике.

 А сейчас слово для подведения итогов предоставляется жюри.

Жюри. Команда, занявшая первое место в сегодняшней игре, награждается золотой медалью "Знаток математики"; команда, занявшая второе место, – серебряной медалью.

 А для того чтобы все расстались в хорошем настроении, каждой команде вручается еще и сладкий приз – большой и вкусный пирог, которого хватит как игрокам, так и их болельщикам.

 Всем спасибо за игру!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по математике "Путешествие к царице Математике"

Внеклассное мероприятие по предмету математика (2 класс) направленное на развитие интереса к математике, развитие логического мышления с использованием сказочных героев....

Внеклассное мероприятие по математике "Путешествие к царице Математике"

Внеклассное мероприятие по предмету математика (2 класс) направленное на развитие интереса к математике, развитие логического мышления с использованием сказочных героев....

Внеклассное мероприятие по математике " Математика вокруг нас"

Сегодня у нас в гостях будущие первоклассники. Мы отправимся в путешествие по нашему городу, чтобы показать ребятам где встречаются задачи по математике и как мы научились их решать . Мы постараемся п...

Внеклассное мероприятие по математике для 1-го класса Весёлая математика (викторина).

Учащиеся отправляются в Страну "Математику", где в игровой форме считают и решают занимательные задачи....

внеклассное мероприятие по математике во 2 классе "Волшебный мир математики"

Данная работа по теме: "Волшебный мир математики" является методической разработкой внеклассного мероприятия по математике во 2-ом классе, способствующая развитию познавательного интереса к матем...

Внеклассное мероприятие по математике "Веселая математика"

Внеклассное мероприятие по математике "Веселая математика"...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ 2 класс Тема «Занимательная математика»

ВНЕКЛАССНОЕ  МЕРОПРИЯТИЕ  ПО  МАТЕМАТИКЕ  2 класс  Тема  «Занимательная математика»Тип.       Интеллектуальная  игра.Форма.  Состя...