Главные вкладки

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной занятости кружок «Умники и умницы» 3 классы (9-10 лет)
    календарно-тематическое планирование по математике по теме

    Козлова  Надежда  Николаевна

     

    Цель занятий  кружка    «Умники  и  умницы»:  развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл umniki_i_umnitsy.docx20.1 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное  автономное  общеобразовательное  учреждение  

    «Средняя  общеобразовательная  школа  №70»

    Утверждаю

    Директор  МАОУ   «СОШ №70»

    __________________  /Копылова  Н.И./

    «_____»   _______________2012г.

    РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

    по  внеурочной  занятости  кружок      «Умники  и  умницы»

    3  классы  (9-10  лет)

    2012 – 2013  учебный  год

    Составила  Козлова  Н.Н.,

    учитель  начальных  классов

    Пермь – 2012

    Пояснительная  записка

             Цель занятий  кружка    «Умники  и  умницы»:  развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий.

             Основные задачи:

    - развивать   мышление    в   процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

    - развивать  психические  познавательные  процессы:  различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

    - развивать  языковую  культуру   и формировать  речевые уменияй: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;

    - формировать  навыки  творческого мышления и развивать  умения решать нестандартные задачи;

    - развивать  познавательную  активность и самостоятельную  мыслительную деятельности учащихся;

    - формировать и развивать  коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

    - формировать   навыки   применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

    Тематическое  планирование  занятий  кружка

    № занятия

    Развиваемые способности

    1-2

    Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

    3-4

    Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

    5-6

    Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

    7-8

    Тренировка слуховой памяти

    Совершенствование мыслительных операций.

    Развитие умения решать нестандартные задачи

    9-10

    Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

    11-12

    Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

    Развитие умения решать нестандартные задачи

    13-14

    Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

    15-16

    Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

    17-18

    Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

    19-20

    Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

    21-22

    Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

    23-24

    Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

    25-26

    Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи

    27-28

    Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

    29-30

    Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

    31-32

    Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

    33-34

    Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

    35-36

    Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

    37-38

    Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

    39-40

    Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи

    41-42

    Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

    43-44

    Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

    45-46

    Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

    47-48

    Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

    49-50

    Тренировка слуховой памяти

    Совершенствование мыслительных операций

    Развитие умения решать нестандартные задачи

    51-52

    Тренировка зрительной памяти

    Совершенствование мыслительных операций

    Развитие умения решать нестандартные задачи

    53-54

    Развитие логического мышления

    Обучение поиску закономерностей

    Развитие умения решать нестандартные задачи

    55-56

    Совершенствование воображения

    Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.

    Задания по перекладыванию спичек

    57-58

    Развитие быстроты реакции, мышления

    Совершенствование мыслительных операций

    Развитие умения решать нестандартные задачи

    59-60

    Тренировка концентрации внимания

    Совершенствование мыслительных операций

    Развитие умения решать нестандартные задачи

    61-62

    Тренировка внимания

    Совершенствование мыслительных операций

    Развитие умения решать нестандартные задачи

    63-64

    Тренировка слуховой памяти

    Совершенствование мыслительных операций

    Развитие умения решать нестандартные задачи

    65-66

    Тренировка зрительной памяти

    Совершенствование мыслительных операций

    Развитие умения решать нестандартные задачи

    67

    Развитие логического мышления

    Обучение поиску закономерностей

    Развитие умения решать нестандартные задачи

    68

    Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года

    Контроль и оценка планируемых результатов

    В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.

    Первый уровень результатов:

    - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

    Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

    Второй уровень результатов:

    — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

    Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

    Третий уровень результатов:

    — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

    Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:

    · Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О., Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);

    · Текущий:

    -прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

    - пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

    -рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

    -контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

    · Итоговый контроль в формах:

    -тестирование;

    -практические работы;

    -творческие работы учащихся;

    - контрольные задания.

    · Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания — незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

    Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание Портфолио.

    Для оценки эффективности занятий можно использовать   следующие показатели:

    – степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

    – поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

    – результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;

    – косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).

    Также показателем эффективности занятий по курсу РПС являются данные, которые учитель на протяжении года занятий заносил в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.

    Используемая  литература:

    Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2012 г        

    «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (9-10лет)»  Рабочие тетради в 2-х частях.

    - О. Холодова Юным умникам и умницам: задания по развитию познавательных способностей / Рабочая тетрадь для 3 класса в 2-х ч. – М.: Росткнига, 2012.

     Методическое пособие для учителя. Юным умникам и умницам (информатика, логика, математика). О.Холодова — М.: РОСТ — книга, 2011.

    О. Холодова Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (9-10 лет) / Методическое пособие, 3 класс.– М.: Росткнига, 2012

    - О. Холодова Юным умникам и умницам: задания по развитию познавательных способностей / Рабочая тетрадь для 3 класса в 2-х ч. – М.: Росткнига, 2012.