Урок математики в 4 классе на тему:"Сложение дробей с одинаковыми знаменателями"
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме

Урок составлен по учебнику Л.Г.Петерсон. Здесь найдете интересные задачи на тему "Дроби" , связанные с Универсиадой в Казани

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_matematike.docx37.32 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок  по математике в 4 Г классе (По учебнику Л.Г.Петерсон)

Урок составила : Егорова Надежда Прокофьевна,  учитель начальных классов первой квалификационной категории МАОУ-лицея №2 г.Альметьевск Республики Татарстан

Тема: Сложение дробей с одинаковыми знаменателями

Цели и задачи:

  • подвести учащихся к самостоятельному выводу о том, как складывать дроби с одинаковыми знаменателями
  • совершенствовать умения сравнения дробей;  нахождения  части числа, выраженную дробью; нахождения числа по его части, нахождения части, которую одно число составляет от другого
  • способствовать развитию умения самостоятельно ставить цели и  решать проблемы на основе использования собственного опыта
  • способствовать осознанию практической направленности математики;
  •  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

Ход урока.

1.   Организационный.

1.  Самоопределение   к  учебной  деятельности.

Учитель:  Начинаем  урок  математики.  Я  думаю,  что  он  будет  интересным  и  плодотворным.  Посмотрите  на  доску.  Что  это  за  задача  и  почему  я  начала  урок  именно  с  неё?

Задачи

1)Космонавт с олимпийским факелом пробыл в открытом космосе 1/8 суток. Сколько часов он пробыл в открытом космосе?

2) Во время летней универсиады российские спортсмены выиграли 146 серебряных и бронзовых медалей, что составило ½ всех медалей. Сколько всего медалей выиграла сборная России во время универсиады?

3)Значит,  российские спортсмены во время летней универсиады выиграли 292 медали, и  155 медалей из них золотые. Какую часть всех медалей составляют золотые?

Ученики:  - Подобные  задачи  мы  решали  на  прошлом  уроке  и  дома.( Про предстоящие игры)

2. Актуализация знаний.

1). (Индивидуальное задание) Карточка  №1

Учитель:  - А  для  остальных  небольшая  разминка.    Прочитайте  числа,  которые  записаны  на  доске.

-Что  можно  сказать  о  данных  числах?

12     434       2         78       5        16       7

                      8                              34       9

Ученики:   -   Они  натуральные  и  дробные.

Учитель:  -    Что  можно  сказать  о  натуральных  числах?  

Ученики:   -   Они  чётные  и  нечётные,  однозначные,  двухзначные  и  трёхзначные.                       

  • Что  обозначает  натуральное  число?
  • Что  обозначает  дробное  число?
  • Что  показывает  знаменатель  дроби ?
  • Что  показывает  числитель  дроби?
  • Как  найти  часть  от  целого?
  • Как  найти  целое  по  части  числа?
  • Как  сравнить  дроби  с  одинаковыми  знаменателями?
  • Как  сравнить  дроби  с  одинаковыми числителями,  но  разными   знаменателями?

4) А сейчас найдите

1/6 часа      3/8суток        2/10метра

3/6минуты      1/10кг              1/7недели

3.      Постановка проблемы.

Учитель:  -   Прочитайте  математические  записи 

3 + 2     3км+2км      3/8+2/8

Учитель: -  Чем  похожи  данные  записи?

Ученики:   -   Это  суммы.

         Учитель:  -   Чем  данные  суммы  отличаются?

Ученики:   -   Они  записаны  разными  числами,  натуральными,  именованными,  дробными.

Учитель:  -   Найдите  значения  сумм.  Всё  ли  вам  удалось?  Какие    трудности  у  вас  возникли?  (Если  нашли  значение  суммы  дробных  чисел,  задаём  вопрос:  «Уверены  ли  вы,  что  правильно  посчитали  значение  данной  суммы?»)

Ученики:   -  Мы  не  умеем  складывать  дроби.

Учитель:  -   А  хотите  научиться?

-Как  вы  думаете,  какая  тема  урока?

Сложение  дробей  с  одинаковыми  знаменателями. (На доске)

4.      Работа  по теме урока.

1)-   Научиться  складывать  дроби  нам  поможет  сказка.

                                              Сказка.

Белый Медведь решил стать чемпионом. Для этого он решил упорно заниматься спортом. Тренер дал ему задание на день. Сначала он выполнил 2/8 всех упражнений, потом еще 3/8 всего. Сколько всего он  выполнил? (Самостоятельно на листочках)

 

-  Учитель: Упражнения, выполненные сначала, заштрихуйте простым карандашом, потом ручкой  заштрихуйте ту часть, которые выполнил потом. Сколько частей заштриховали ?

 -Какая часть прямоугольника закрашена? ( 5/8)

-Как получили дробь 5/8? ( сложили числители)

-Изменился ли знаменатель? ( нет)

-Сделайте вывод: как сложить дроби с одинаковыми знаменателями?

(Чтобы сложить дроби с одинаковыми знаменателями, надо сложить числители, а знаменатель оставить тот же )

 Давайте попробуем вывести формулу сложения дробей с одинаковыми знаменателями.

a/n+ b/n=a+b/n

2) (Читают правило )

-Откройте учебник и проверьте, совпало ли правило с нашим выводом?

3)  - А сейчас давайте рассмотрим алгоритм сложения дробей

(Алгоритм на доске)

 1) прочитай дробь

     2)проверь одинаковый ли знаменатель

    3)найди сумму числителей

   4) знаменатель оставь тот же.

- -  Какое  здесь  важное  условие?

Ученики:   -  Знаменатель  одинаковый.

-А  теперь  давайте  убедимся,  что  алгоритм  составили  правильно.  Прочитайте  самостоятельно.

5. Первичное закрепление изученного материала

1) Работа в парах.

- Учитель.  Выполнив  задание  по  вариантам  на  карточках,  и  заполнив  совместно с соседом по парте таблицу,  вы  узнаете,   куда собрался Белый медведь?

I вариант                                II вариант

а    7  +  14                             п        9  +  8                          

      27     27                                     27     27

л   4    +  4                                и        8   +  12

    27       27                                     27      27

а  16  +  10                                м     10  +  2

    27       27                                    27      27

о   2    +   4                                д      13  +   11

    27       27                                      27       27

  и   3   +  7

      27      27

Самопроверка: Расположите ответы в порядке возрастания

  6

 27

8

27

10

27

  12

  27

17

27

20

27

21

27

24

27

26

27

    о

 л

и

 м

п

И

а

д

а

-К какой олимпиаде готовится Белый Медведь? Где они пройдут? (Зимние олимпийские игры в Сочи) А кто еще является талисманом олимпийских игр?

                6.  Физкультминутка.  (гимнастика  для  глаз)

( Обведите  глазками  доску  по  периметру,  по  диагоналям,  нарисуйте  цифру  8,  заглавную  букву  своего  имени)

2) Работа по учебнику.

- Каким должен быть спортсмен? (Умный, сильный, здоровый, самостоятельный)  Сейчас будем развивать эти качества и   убедимся,  что   на  практике   умеем  применять  свои  знания.

А) №2 (устно) Спортсмен должен хорошо ориентироваться в пространстве.

- На сколько частей разделен единичный отрезок? Найдите 1/6 этого отрезка, поставьте точку. Сейчас от этой точки отложите 4/6 отрезка. Сколько получится, когда сложите? Какое правило использовали?

Б) №6(б)

Чтобы спортсмены были здоровы, должны питаться здоровой  пищей. Для этого круглый год им поставляют овощи и фрукты.

Решение: 6/17+5/17=11/17

3) Для больших достижений нужна смекалка.

№9-Как можно решить данные примеры? (Заменить сложением)

3/20*4= 12/20

6/25*3=18/25

2/100*6=12/100

3/1000*5= 15/1000

4) №10 – Так как лыжная база находится далеко, спортсмены добираются на автобусе

1) 54*3= 162 (км) – проехал

2) 162/9*14=18*14=252 (км) – весь путь

3) 252-162=90 (км) – осталось

4) 90/2=45 (км/ч) – скорость потом

 8.  Приходит  пастух  с  70  быками.  Его  спрашивают:  сколько  приводишь  ты  из  своего  многочисленного  стада?  Пастух  отвечает:  «Я  привожу  2   от  трети».  Сколько  быков  было  во  всём  стаде?                     3

Учитель: -  Что  обозначено  вопросом  на  схеме?

Ученики:  -  Целое  стадо.

Учитель: -     Можно  ли  сразу  найти  целое?

Ученики:  -  Нет,  но  можно  узнать  1     от  целого.  Для  этого  70:2  *  3  =  105  (б.)- это   1/3

--  Зная  1/3  ,       мы  найдём  целое.  Для  этого  надо  105*3  =  315  (б.)  - всё  стадо                                          

              Ответ:  315  быков.

Учитель:  Вы  узнали,  как  трудно  было  работать  в  древности  с  дробями,  сохранились  ли  эти  трудности,  давайте  проверим.

  1.   Рефлексия     Подведение итога

Чему учились на уроке? Как сложить дроби с одинаковыми знаменателями?

Что вызвало затруднение?

Работу продолжим на следующих уроках

10 Домашнее задание

№6, 14(а), 15 (стр.9)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики учителя начальных классов МОУ «СОШ № 13» Пилягиной Ирины Вячеславовны Тема: «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями», 4 класс (по учебнику Л.Г.Петерсон)

Цель: вывести правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями; обогатить знания о дробях, полученные на предыдущих уроках; совершенствовать навык счёта; поддерживать интерес к математике; ра...

Конспект урока математики в 4 классе. Тема: Сложение дробей с одинаковыми знаменателями.

Конспект урока математики в 4 классе.Тема: Сложение дробей с одинаковыми знаменателями.Технология: развивающее обучение....

Презентация к уроку по математике 4 класс на тему "Сложение дробей с одинаковым знаменателем" программа "Школа 2100"

На уроке математики учащиеся 4 класса  знакомятся с темой "Сложение дробей с одинаковым знаменателем"...

открытый урок по математике по теме "Сложение дробей с одинаковыми знаменателями"

Урок открытия нового по теме "Дроби" по программе "Перспектива" в 4 классе.Представлен большой материал по закреплению пройденного  и освоению нового.Урок- путешествие  в мир математики и в ...

Конспект урока на тему «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями»

Конспект урока на тему «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями» Образовательная система «Школа 2100» Демидова Т.Е, Козлова С.А, Тонких А.П. Математика. Учебник для 4 класса Часть1.-М.: ...

Конспект урока математики в 4 классе УМК "Перспектива" по теме : «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями»

Тема: «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями»Форма урока : «Покорение математического Олимпа»Тип урока:  "открытие" новых знанийВид урока : комбинированный...