Самоанализ урока математики в начальной школе
учебно-методический материал по математике (1 класс) на тему

Ефимова Татьяна Александровна

Самоанализ урока математики в 1 классе с(к) школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz.docx23.92 КБ

Предварительный просмотр:

        Самоанализ урока математики, проведенного в 1 классе

с (к) школы VIII вида.

            Уважаемые коллеги! Меня зовут Ефимова Татьяна Александровна. Я работаю в ГОБС(К)ОУ с (к) школе VIII вида №1 г. Боровичи учителем начальных классов. Имею высшую квалификационную категорию. Стаж работы более 20 лет.

        Урок, рефлексию которого представляю вашему вниманию, я проводила в 1 классе, где обучаются 10 детей с диагнозом F70 и F71 – 8 мальчиков и 2 девочки.

Тема урока: «Решение  примеров и задач в пределах 10»

Тип урока: Закрепления и развития знаний, умений и навыков

Методы работы на уроке:

Словесные, наглядные, частично-поисковый

Формы работы учащихся:
- коллективная;
- индивидуальная, с учётом дифференциации.

Цель урока: создание условий для закрепления знаний учащихся по теме «Сложение и вычитание в пределах 10».

Задачи урока:

  1. Образовательные
  •  актуализировать знания, приобретенные при изучении математики по данной теме
  • отрабатывать навыки счета в пределах 10
  • тренировать умение школьников  решать задачи по алгоритму

2. Воспитательные

  • воспитывать интерес к учебе, к предмету;
  • воспитывать самостоятельность;
  • формировать коммуникативные навыки (взаимоотношения между учениками и учителем и учениками).
  1. Коррекционно-развивающие
  • Корригирование внимания (произвольного и непроизвольного), развитие устойчивости внимания;
  • Коррекция и развитие памяти (кратковременной и долговременной);
  • Коррекция и развитие различных сторон мыслительной деятельности: анализ, сравнение, обобщение, установления логических и причинно-следственных связей;
  • Коррекция и развитие личностных качеств учащихся эмоционально-волевой сферы: навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умения выражать свои чувства.

При проектировании урока были учтены индивидуальные особенности учащихся, темп работы, степень обученности и уровень обучаемости, что позволило добиться дифференцированного подхода к каждому конкретному учащемуся.

Урок в с (к) школе VIII вида должен отличаться целостностью, взаимосвязью частей, единой логикой развития деятельности учителя и ученика, а также должен быть логической единицей темы, раздела, курса.

Мой урок был одним из последних в блоке изучения числа 10. Весь урок объединен одной темой «Весна», этапы взаимосвязаны друг с другом именно этой темой, одно задание вытекает из другого, соблюдая единую логическую цепочку. Это позволяет активизировать познавательную деятельность, мотивирует на четкость и правильность выполнения операций.

Первый этап урока – организационный момент. Мотивация к учебной деятельности - приветствие. Цель данного этапа - создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в учебную деятельность, создание ситуации успеха, психологической поддержки.

Учебная мотивация детей сохранялась, поддерживалась  и развивалась на протяжении всего урока.

Второй этап – устный счет. Устный счет проводился с целью повторения нумерации в пределах 10, отработки навыков устного счета. Работа  с геометрическим материалом обеспечила закреплений знаний о фигурах, о линиях и отрезках.

На этом этапе каждое из заданий было с коррекционной направленностью.

По данным внешнего наблюдения у моих детей снижен объем и распределение внимания, а задания с перепутанными числами и буквами способствовали это корректировать.

Т.к. мышление у моих первоклашек в данный момент наглядно-действенное и нужно формировать наглядно-образное, то я включила в устный счет задания с опорой на несколько анализаторов «Назови пропущенную фигуру», «Найди только отрезки».

На этом этапе урока я уделила внимание коррекции кратковременной памяти через игру «Живые числа», где дети должны были найти не только свое место в числовом ряду, но и при выполнении моих заданий держать в памяти весь ряд, вспоминая, какое «число» должно сделать шаг вперед.                 Коррекцию и развитие зрительного восприятия осуществила через устное решение задач в стихах. В первом полугодии это задание трудно давалось детям, они не могли совместить прослушивание стихотворения  и одновременный счет предметов. За счет использования этого задания на каждом уроке, восприятие текста идет уже на другом уровне.

При поступлении в 1 класс у всех детей мелкая моторика рук и  кистей была развита очень слабо, поэтому работы в тетрадях, работы  по труду и  ИЗО выполнялись неаккуратно, небрежно. Пальчиковую гимнастику я провожу на каждом уроке каждый день, и это дает положительные результаты. Во время устного счета мы с ребятами пальчиками изображали капель.

На третьем этапе урока провела физкультминутку, в которой дети изображали первых весенних птиц - грачей, что помогло снять усталость и напряжение; внести эмоциональный заряд; совершенствовать общую моторику; выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

 Четвертый этап урока – основная часть, работа над темой урока. Цель этого этапа -  закрепление умения решать задачи, составлять краткую запись к задаче, закрепление навыков сложения и вычитания в пределах 10.

Поскольку мы еще не все буквы изучили, и техника чтения у детей не высока, то текст задачи я читала сама. При работе над задачей помимо коррекции и развития слухового восприятия, продолжалась работа над долговременной памятью через повторение алгоритма решения задачи. Развитие мышления опиралось на составление краткой записи  к задаче и на полный ее анализ.

Коррекция мышления происходила и при решении примеров, которые были написаны на цветах – подснежниках. Детям предстояло найти различие в цветах по цвету, по количеству лепестков. На данном этапе учащимся предложена самостоятельная работа, которая была выполнена весьма успешно, благодаря продуктивной подготовительной работе во время устного счета.  Самостоятельная работа была спланирована с учетом индивидуальных особенностей и уровнем обучаемости детей. Двое учащихся обучаются по решению ПМПК в 1 классе с диагностической целью, и им, действительно, очень трудно дается усвоение учебного материала. Поэтому во время проведения самостоятельной работы именно этим детям я оказываю индивидуальную направляющую помощь. Естественно и задания на цветах были дифференцированы: разное количество примеров на сложение и вычитание в пределах 10, а двое учащихся получили задание раскрасить картинку по цифрам, опираясь на образец.

 Цель заключительного этапа урока – рефлексия содержания учебного материала, рефлексия  деятельности учащихся.  С 1 сентября на каждом уроке я учу детей осуществлять самоконтроль и давать самостоятельно оценку своей деятельности на уроке. Теперь мы легко подводим  итоги урока,  обсуждаем то, что узнали, и то, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Рефлексия учебной деятельности показала, что дети зафиксировали  содержание урока. Пока самооценка эмоционального восприятия урока у нас проявляется в картинках–индикаторах с изображением солнышка, солнышка с тучкой и тучки. Взрослея, мы будем использовать другие варианты для рефлексии своей деятельности. Не всегда и не у всех детей получается «разговор с самим собой», и это еще один нюанс, над которым мне приходится работать, используя различные приемы в зависимости от ситуации.  

Внутреннюю мотивацию обучения я стимулировала через познавательную активность игровыми, наглядными методами. На уроке использовала много наглядности (солнышко, сосульки, ручеек, кораблик, изображение грача и гнезда, подснежники, карточки-индикаторы. геометрический материал), которая вовремя убиралась и не перегружала внимание детей (только солнце оставалось на доске в течение  урока).

Весь урок поддерживалась связь с предметом «Живой мир»: мы повторили времена года, приметы весны.

На протяжении всего урока учащиеся были активны, внимательны, заинтересованы ходом урока. Необычная форма проведения урока способствовала повышению активности класса, сплочению детского коллектива. Частая смена видов деятельности на уроке – залог активизации познавательных интересов учащихся и избежания перегрузки. В течение всего урока оценивалось интеллектуальное и эмоциональное состояние учащихся. Для этого использовались такие приёмы, как психоэмоциональный настрой как в начале урока, так и в течение всего урока, смена видов деятельности. Оценка каждого задания дала возможность каждому ребёнку оценить свои знания, увидеть, что он не усвоил и над чем ему ещё нужно поработать. Приветствовалась активность детей,  поощрялась  самостоятельность. Доброжелательный тон, умение контролировать внутриколлективные отношения позволили комфортно чувствовать себя всем детям на уроке.   Все это позволило провести урок интересно, разнообразно.

Я считаю, что данный урок цели достиг. Так как дети показали, что приёмы и способы  вычислений в пределах 10 большинство учащихся усвоили хорошо, конкретный смысл задачи понимают, алгоритм ее решения успешно усвоили. Логическим завершением урока по причине отсутствия оценивания стало написание в дневниках учащихся благодарности за урок, чем они были несказанно горды и хвастались об этом всем.

Материал, подобранный для урока был доступен для всех учащихся этого класса. Выбранный тип и форма проведения урока себя оправдали.

. План урока выполнен полностью; урок образовательных, воспитательных, коррекционно-развивающих задач  достиг, что подтверждают осознанные ответы учащихся на итоговые вопросы урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад с презентацией на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках математики в начальной школе" с разработкой урока математики с использованием деятельностного метода

Доклад был подготовлен к педчтениям с учителями города. В докладе показаны какие универсальные учебные действия могут быть применены на уроках математики. На примере урока с презентацией можно это про...

Педагогический проект учителя начальных классов Сорокиной Э.К. "Применение метода учебных проектов на уроках математики в начальной школе"

Педагогоический проект с применением инновационных технологий написан и реализован в рамках внедрения ФГОС в начальной школе. Проект отображает образовательные, методологические, организационные аспек...

Устная работа на уроках математики в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов Паршиной Т. П.

  В методическом пособии «Математика» А.Л. Чекина говорится о том, что предлагаемый начальный курс математики призван не только  «ввести» ребёнка в абстрактный мир математических поня...

Доклад на кафедре учителей начальных классов «Технология проектного обучения на уроках математики в начальной школе»

В докладе представлен опыт  по внедрению технологии проектного обучения (метода проектов) на уроках математики в начальной школе, также отмечена эффективность внедрения проектной технологии в обр...

Выступление на МО учителей начальных классов по теме: Активизация познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе.

Выступление на МО учителей начальных классов по теме: Активизация познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе....

Технологическая карта и презентация урока математики УМК «Начальная школа  XXI века» 3 класс Тема урока Математика вокруг нас. В бассейне.

Цель:систематизация знаний обучающихся о связи математики с окружающими нас объектами.Задачи:Дидактические:1. Закрепить и систематизировать  знания учащихся о преминении математики в жизни;2....

Технологическая карта и презентация урока математики УМК «Начальная школа  XXI века» 3 класс Тема урока Математика вокруг нас. В универсаме.

Цель:повторение, закрепление и обобщение знаний обучающихся о связи между величинами «цена», «количество», «стоимость».Задачи:Дидактические:1. Закрепить знания учащ...